А. И. Солженицын. Судьба насмехается?

 
Как известно, в первую среду декабря в России случается общенациональная забава - итоговое сочинение по литературе, являющееся допуском к ЕГЭ. Сочинение это проводится во исполнение поручения Президента РФ Путина В. В. Создан Совет под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

Какая злая ирония судьбы! Открываем "Матренин двор" А. И. Солженицына и читаем про "круглого румяного мальца" Антошку Григорьева, отпетого двоечника, которого, однако, из года в год переводили в следующий класс школьные бюрократы, "борясь за ... высокий процент успеваемости". И вот отец этого отрока приходит к принципиальному учителю " на униженный поклон", а бывший узник ГУЛАГа, человек с большой совестью не знает, как объяснить "этому полуслепому старику", "что год за годом школа его обманывала", выставляя Антошке липовые тройки! И истинный интеллигент и учитель с большой буквы думает:" ...дальше же обманывать я не могу, иначе развалю весь класс, и превращусь в балаболку, и наплевать должен буду на весь свой труд и звание свое?" Аминь!

И встает за этими горькими раздумьями учителя обобщенный образ кондового бюрократа от образования, озабоченного лишь цифрами отчетов, а не живым делом обучения детей. Думал ли А. И. Солженицын, что через несколько лет после его смерти лицом школьной бюрократии станет его вдова - Наталья Дмитриевна Солженицына! В самом деле, в школе, где благополучно развалено гуманитарное образование, где процентов 80 учеников ничего не читает, под председательством вдовы классика и "людоведа" вводится новая почти экзаменационная работа - сочинение "литературоцентричное"(эх, нет на современных чиновников Корнея Чуковского, и некому назвать новоизобретенный термин канцеляритом)! В лучших традициях российской бюрократии от образования Н. Д. Солженицына и иже с ней решили, что лучший способ поправить положение дел в школе - ввести новую форму контроля! Да, а учителям литературы приказано, говоря словами А. И. Солженицына, "превратиться в балаболок" и "наплевать... на весь свой труд и звание свое".

Декабрьское "литературоцентричное" сочинение - фикция, профанация литературного образования в школе, пощечина великой русской литературе. Оно никак не повышает интерес выпускников к чтению, скорее наоборот. А вот врать, выкручиваться, ловчить, пустословить это "литературоцентричное" детище современных чиновников учит мощно! И во главе - вдова великого (или "великого"?) борца с российской бюрократической системой А. И. Солженицына.

Наташа Ростова с ее подводами, Петруша Гринев с его заячьим тулупчиком и несчастный Желтков - вот традиционный набор аргументов выпускников для "литературоцентричного" сочинения! Не меняется "ассортимент" годами! А читают выпускники об этих литературных героях ... в интернете.

А я по-новому перечитываю произведения А. И. Солженицына. Мне все чаще за трагическими сюжетами чудится неискренность и самопиар! Ведь самый близкий А. И. Солженицыну человек возглавляет самую странную, самую лживую, самую мертворожденную чиновничью затею - "литературоцентричное" сочинение всероссийского масштаба. Неужели это один из солженицынских способов "обустроить Россию"? Или один из методов сформировать у выпускников бережное отношение к великому культурному наследию России?

Да, Антошки Григорьевы – школьные выпускники - могут не беспокоиться: "зачет" по итоговому сочинению получат все!


 


Рецензии