C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Верди Риголетто

    Но поговорим о чем-нибудь хорошем.  Поговорим о  самой великой опере Верди – «Риголетто».
    Опера была написана тридцатисемилетним Верди в 1851 году и сразу же была запрещена после первой постановки в театре Ла Фениче в Венеции  австрийскими властями, которые тогда командовали в северной части Италии. Такую оперу можно было написать только в роковом возрасте 37 лет. Другие, с более ранимой душой, как Моцарт  или Пушкин, просто умирали.
    У оперы страшно трагическая увертюра. Воплощение трагизма.  Более трагической музыки не знаю.   В середине увертюры оркестр разражается тремя аккордами, третий из которых просто вопль.  Кто-то может подумать, что я гиперболизирую трагичность увертюры. Но где еще можно найти такой трагизм?
Увертюра к Дон Жуану - жемчужина мировой музыки тоже начинается с такого просто жуткого аккорда, что я всегда говорю  как заклинание «Ай, да Моцарт, ай да сукин сын»,  чтобы избежать невольных слез.  Но все же Моцарта трагизм небесного свойства. Бетховенский чересчур могучий, чтобы  затронуть сердце.  Только Чайковский остается с душераздирающей Шестой симфонией.

   Увертюры Верди не столь популярны  по сравнению с россиниевскими, потому что последние существуют как отдельные произведения, увертюры Верди неразрывная часть сюжета.

https://www.youtube.com/watch?v=WY_mrgd_Nqc  (это увертюра к Риголетто - лучшее исполнение)

    Сразу после такой трагической увертюры    вдруг начинает звучать  веселая зажигательная музыка, как будто это не Верди, а Оффенбах,  и под эту музыку  показывают как герцог Мантуи развлекается, при этом  внутри этого разнузданного веселья Герцог поет  арию  под названием «Questa о quella», из-за которой я всю эту статью  и затеял. Ария совершенно ослепительная.   Ее никто не распевает как сверх-популярную  «Сердце красавицы», но у нее   тот же смысл..

Это, в лучшем возможном исполнении, здесь:


или  начало всей оперы здесь

https://www.youtube.com/watch?v=QgkDQNY5AfQ


   Сцена начинается с появления испуганного лица графини Чепрано (кто бы знал ее) и ее мужа графа Чепрано. Они в ужасе и страхе, что Герцог - современный (для 19 века) Калигула выбрал его жену как очередную жертву для своих сексуальных похождений. Ее играет певица Kathleen Kuhlmann. Лицо ее в этой сцене меня поразило с давних пор. Она и граф  в смешанных чувствах, (женщин не поймешь никогда),  а граф, что нормально,  в ярости.  Это все стоит посмотреть и послушать. Сравнить не с чем. Это уникально. Такой графини Чепрано  больше не найти.

   Интересно, что Верди очень боялся,  чтобы у него не украли  мелодию «Сердце красавицы». В те времена  (1851) с охраной прав дело обстояло неважно.
Боялся до такой степени, что запретил исполнителю Герцога где-нибудь петь ее или даже насвистывать,  и вообще, дал ему ноты за три дня до премьеры.
   Теперь,  когда известно, что более популярную мелодию трудно придумать, мы это понимаем. А тогда  эту самую  "La donna i mobile",  народ стал распевать на следующее утро после постановки.
   Но «Questа o quella», о которой я пишу,  с которой начинается представление, не менее красива. На русский язык название переводится совершенно очаровательно – «Та или эта».   Вполне естественно в духе развратника дон Жуана-герцога, который полагает, что если сердце красавицы склонно к измене, то разницы, разумеется, никакой нет - та или эта.

     Вот  перевод  этой знаменитой  арии: 
«Та или эта, я не разбираю,
все они красотой как звездочки блещут
Мое сердце любовью трепещет
Но не знает докучных цепей
Ласки милой для нас утешенье
Повторенье наскучит подчас
Да я сегодня одной очарован
Но завтра то же скажу о другой!..»

Вот как красиво на итальянском первые две строчки:
Questa o quella per me pari sono
A quant'altre d'intorno mi vedo,

    В этой сцене   Герцога поет Паваротти в его лучшие годы, поэтому еще одна причина, чтобы пойти по ссылке и послушать.

    Тут  уместно вспомнить «Дон Жуана» Моцарта.
Опера полностью называется «Дон Жуан или наказанный развратник», а Риголетто  первоначально назвалась «La maledizione»,  что значит  "проклятье". Очевидная  параллель просматривается. Еще более забавно, что первопроходцем был Тирсо де Молина, пьеса которого  называлась еще более роскошно  "El burlador de Sevilla y convidado de piedra"  (1630)  (Но  легенда существует с более давних времен,  что не  удивительно, зная нашего брата).
   Переводится на русский это   как «Насмешник из Севильи и каменный гость».  Теперь понятно, что испанское имя Педро  это Петр, то есть камень, как  и назвал рыбака Семена  Иисус Христос.

   Но это еще не все. Опера Моцарта  начинается со сцены, где Дон Жуан пытается совратить донну Анну и убивает  ее отца Командора, пытающего спасти ее честь.
   В конце фильма  Командор в виде статуи,  (это и есть каменный гость),  приглашенный Дон Жуаном на обед, наказывает совратителя.

   В «Риголетто" пострадавшим, к сожалению, оказывается шут Риголетто и его дочь Джильда, и все заканчивается все той же песенкой «Сердце красавицы», которую за сценой поет  неунывающий  герцог.
   А откуда же название «Проклятье»?   Сцена с «Questа  o quella»    кончается ужасным совращением невинной дочери Монтерона, который неожиданно как призрак появляется и проклинает бедного Риголетто, содействовавшего совращению девушки, за что в конце оперы он и наказан, вместо герцога.

   Слава Богу, современные девушки стали вполне самостоятельны и распоряжаются своей честью  независимо от отцов, не подвергая их опасности.
   Вся опера есть противостояние  Риголето развратному двору, что выражено со страшной силой в одной из наиболее трагических в оперном искусстве арий   «Куртизаны, исчадья порока»     (Сortigiani, vil razza dannata).
(Оказываеся, не только куртизанки бывают, но и куртизаны).

 https://www.youtube.com/watch?v=dox8xNPjDNE  Тито Гобби
https://www.youtube.com/watch?v=JULs5RoCEgM  Ingvar Wixell

   Еще среди великих исполнений следует упомянуть Муслима Магомаева, который в этой арии на уровне мировых стандартов. Можно его посмотреть в кинофильме «Поет Муслим Магомаев».

   Так откуда противоречие, почему наказан Риголетто, а не герцог?
    Опера  написана по сюжету пьесы Виктора Гюго  «Le roi s'amuse» - «Король развлекается», созданной  еще в 1832 году.  Пьесу поставили в Комеди Франсез и   на следующий день после ее премьры   она была запрещена.
   И это уже после революции 1790  года и отрубление головы Людовику 16 и его жене Марии Антуанетте и многочисленным аристократам, и все последующие смутные мятежные годы  вплоть до 1832,  включая пандемию холеры,  захватившей все страны Европы, включая и Францию, где она   разразилась как раз в 1932 году и унесла около 100 000 жизней.. Ничего не напоминает?

   У Гюго все это нашло выражение в «Униженных и Окорбленных» (Les Miserables).

   В пьесе «Король развлекается»  изображен знаменитый Франциск I , (смотри портрет здесь: 

 http://proza.ru/cgi-bin/login/page.pl),

прославившийся  тем, что приютил старого Леонардо да Винче в замке Клу. Это не помешало ему развлекаться с женщинами. Но кто не без греха, пусть бросит в меня камнем, желательно драгоценным.
    Цензоры тогда в 1832, конечно решили, - Франциск – Бог с ним, но очень напоминает тогда  здравствующего Луи-Филиппа, и запретили пьесу. 
Луи-Филипп был последним французским королем и правил с 1830 по 1848, то есть, до очередной революции.

   Чтобы завершить картину, смысл которой будет вполне понятен даже в контексте столь краткого упоминания событий во Франции с 1790-го по 1848-й , уместно еще вспомнить «Свободу на баррикадах» Эжена Делакруа, созданную им в 1830 году, почти одновременно с «Униженными и оскорбленными» Гюго.

   И, наконец, возвратимя к опере Верди, которая завершается еще одной мировой жемчужиной – знаменитым квартетом. Это Герцог, пристающий к сестре   своего потенциального и уже оплаченного убийцы Спарафучильо и, подглядывающие за ними, Джильда и Риголетто.
    Риголетто пытается  показать дочери,  в какого распутника она влюбилась. Но все мы знаем, что любовь зла, и даже еще хуже – самоотверженна, и Джильда жертвует своей жизнью ради беспутного Герцога.
«О, боги, боги!! - как сказал  Булгаков.

Послушать квартет можно здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=tnGk0MPqe1s

Верди "Риголетто" Квартет. Красноярский оперный.2011
Р.Муравицкий, Д.Рябинко,О.Гордеева, С.Гордеев.

   Можете все забросить и послушать всю оперу с русскими субтитрами в потрясающем исполнени..

https://www.youtube.com/watch?v=QgkDQNY5AfQ


Рецензии
А я заулыбался уже с первого предложения, Миша : ))

Александр Скрыпник   05.08.2020 12:27     Заявить о нарушении
точно, от этого окружающего сумасшедшего дома хоть как-то отвлечься

Михаил Гольдентул   06.08.2020 03:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.