Городские прикл. Гл. 10 В гостях у художника

 Глава 10-я. В гостях у художника.

 - Гостей пригласили на шесть.
 - Так мне тоже к шести?
 - Ты можешь часа в три прийти? Надо помочь стол и стулья из подвала поднять.
 - Могу, а что мне папе подарить?
 - Бутылку, конфеты, торт - что-такое...
 - Ну ладно, буду к трём. Я хочу иконы ему показать.
 - Возьми одну или две, как раз пока гостей не будет, покажешь.
 - Всё, Люська, пошёл в магазин. целую.

Они подняли из подвала и поставили через всю комнату длиный стол и вплотную  друг к другу стулья. Ожидалось много народа. Пока Люся, мама и Лерка суетились на кухне, Алик решил поговорить с Люсиным папой о иконах.
 - Аркадий Ильич, у меня к вам вопрос, как к человеку искусства. Моему товарищу иконы в наследство от бабушки достались, он слышал, что они могут представлять собой историческую, художественную и материальную ценность. Я принёс две, посмотрите пожалуйста.
Папа с интересом посмотрел на Алика и сказал: - Мне нравится, когда технари искусством интересуются, да ещё и древнерусским.
 - У вас столько картин на стенах, как в музее - Алик обвёл рукой стены гостинной.
 - Да, в основном - мои, но графика Лидочкина, жена  у меня архитектор. Но книг намного больше - и он обвёл рукой шкафы и книжные полки - Пока гости подойдут, можешь посмотреть. Много лет уже собираю. Пойдём, взгляну на иконы.
   Алик развернул две небольшие иконы. Одна была в неповреждённом окладе, а от второй кто-то варварски пытался его отодрать. Аркадий Ильич покрутил их в руках и сказал:
 - Мне сложно что-либо сразу определить, но я могу показать специалисту. Я знаю, что часто на них может быть положено несколько слоёв краски. Под одним изображением может находиться другое, более старое. Но это только реставратор может определить. Вот эта называется "Спас" - образ Иисуса Христа так назывался, а это - “Богоматерь с младенцем.” Сюжеты наиболее распространённые. Кто-то пытался оклад снять, думал, что золото, но потом понял, что простая медь и бросил это дело. Оклады делали медные, латунные, бронзовые, редко -  серебрянные и золотые. После революции церкви взрывали, жгли, пускали под склады и мастерские. Иконы жгли, рубили - уничтожали, одним словом, как наследие проклятого прошлого. Совершенно не учитывая, что это начало и предтеча русской живописи. Религия должна быть одна - марксизм-ленинизм. Ты же знаешь, что православие к нам из Византии пришло. первые иконы были греческого письма, они самые старые и самые ценные. Потом появились свои святые и возникла русская школа. Лица на иконах называются "ликами" и доверяли их писать только самым умелым живописцам, остальные писали одежду и предметы. Многие православные храмы были построены иностранными зодчими, но вдохнуть в них "душу" - сделать роспись и нарисовать иконы, доверяли только русским художникам или православным грекам.
Иконы, требующие замены, не уничтожались, не выбрасывались, а пускались вниз по течению реки, изображением вверх. Для одних эти доски были символом веры и преклонения, для других - мракобесием и куском дерева. Эта живопись в основе своей имеет десятки тысяч сюжетов, по ней можно историю и этнографию изучать. Вот и всё, что я знаю об иконах и иконописи.  Если хочешь, оставь их, я на неделе этим займусь.
- Кoнечно, конечно, моему другу спешить некуда.
Искусство иконописи цветными радостными нитями вплелось в суровое домотканное полотно нелёгкой русской жизни, впоследствии дав начало неповторимому мастерству лаковой миниатюры.

Алик обратил внимание на чёрное лаковое панно, изображавшее старинную битву, висевшее рядом с дверью.
 - Панно очень красивое. У меня почему-то возникла ассоциация с иконами - сказал он, рассматривая изделие народных умельцев.
  - Да, это панно "Куликовская битва" производства Мстёрских народных промыслов. Они выпускают сувенирную продукцию - панно, шкатулки, брошки. Ассоциация правильная, это бывшие иконописные мастерские были переквалифицированы в сувенирное производство после 17-го года. А вот видишь, на комоде шкатулки стоят, это из той же серии. Посмотри какая красота. Мы не в музее, так что можешь руками потрогать.
Алик осторожно взял в руки большую шестигранную шкатулку, на которой  лихо стелилась по зимнему тракту в морозном облаке русская тройка тонконогих и гривастых разномастных лошадок с лихим кучером на облучке.
 - А вот эта немножко другая. Здесь всё более вычурно выглядит - сказал Алик, беря в руки квадратную шкатулку поменьше, на которой летящий по небу Черномор отчаяно отбивался от наседавшего Руслана, повисшего у него на бороде - Красиво!
  - Это Палехская роспись, более декоративная, более сложная. Тоже была основана бывшими мастерами-иконописцами. Самая известная и самая дорогая. Теперь смотри, на этой овальной шкатулке не на чёрном а на жёлтом фоне русские богатыри изображены - это Холуй,
 из той же серии, но есть отличия в технике. А вот эта, с зимним пейзажем и перламутровой вставкой, видишь - как-будто светится изнутри. Это Федоскинская миниатюра, из Подмосковья.
До революции это была мануфактура по производству лаковых козырьков для  фуражек.  Потом мастера перешли на шкатулки, панно, табакерки. Эта живопись реалистична, в отличии от Палеха и Мстёры. Там всё сказачное, потому что создавалось иконописцами, а иконопись далека от реальности. Кроме того - Федоскино использует масляные краски слоями и перламутр, а там - яичная темпера. Но материал для основы один - папье-маше. Интересно тебе?
  - Очень! - Алик когда-то видел что-то такое, и слова такие слышал - Палех, Мстёра, но не заострял внимания. А тут, вдруг, целая лекция с экспонатами, и потрогать можно...
   - Аркадий Ильич, у вас на кухне, на стене, я видел два подноса металлических висят, цветами разрисованые. Это тоже народное искусство?
- Да, это жостовские подносы. Под Москвой есть комбинат "Жостовская роспись". Делают росписные изделия из металла - подносы, самовары, чайники, брошки, табакерки. Начиналось это в Сибири, в Нижнем Тагиле ещё в 17-м веке. Делали подносы, крышки, коробки, сундуки расписаные цветами. А  уже в 19-м веке такие же мастерские в Подмосковье открыли. Я эти подносы со стенки снимаю и в своих натюрмортах использую. Будешь смотреть картины, обрати внимание.
  - Наверное дорого это всё стоит, раз работа ручная и такая тонкая?
- Ну-у...да, недёшево. Красивые вещи важны не ценами, а теми чувствами, которые они вызывают. Но чтобы сделать красивую вещь, мастер должен быть МАСТЕРОМ, и его труд должен оплачиваться соответственно. К сожалению, не всегда так бывает.
 Посмотри на эту шкатулку, видишь, картина прекрасного художника Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем". Федоскинский мастер её скопировал и перенёс на крышку. Будешь книги смотреть, возьми альбом Кустодиева и увидишь эту картину.
  - Обязательно посмотрю, спасибо.
  - Пойдём на кухню, я тебе ещё кое-что покажу.
У двери Алик опять остановился возле "Куликовской битвы", вглядываясь в тончайшую работу мастера. Аркадий Ильич его не торопил, ожидал рядом, давая время проникнуться...
Алик оторвал взгляд от этого чёрно-золотого великолепия и продекламировал: 

На чёрном фоне бой кипит
Орда и Русь в смертельной битве.
Мать пред иконами стоит
Колени преклонив в молитве
Её молитва лишь о том
Что б сын остался жив в сраженьи
Её молитва - что б пришло
Руси от ига избавленье.
Христос услышит её гласc
Даруя русичам победу
На русских стягах светлый Спас
Решимость в душах - принять жертву!
               
               
               
               
   Люсин папа внимательно посмотрел на него и спросил: - Это чьи стихи?
  - Мои. только что сочинил.
 - Так ты поэт, оказывается? Очень, очень недурно. Глядя на картину сразу стихи по теме? Значит понимаешь искусство, тонко чувствуешь то, что художник хотел сказать. Поэт и художник - родственные души. Художник красками на холсте выражает то что из души исходит, а поэт - словами на бумаге. И тот и другой через своё сознание картину мироздания преломляют. Окружающую действительностью через свой внутренний мир интерпретируют. Поэтому получается субъективно и у каждого по-своему. И, как правило, далеко-далеко от соцреализма.
  Дверь в комнату открылась и Люсина мама, улыбнувшись, сказала: - Извините, что прерываю, Арик - надо за водой сходить. Того, что есть, боюсь, не хватит.
- Да, конечно, сейчас схожу. А ты, Алик, посиди пока в комнате, посмотри альбомы. Когда гости соберуться, не до этого будет.
Подошла Люся и спросила: Ну как, теперь всё знаешь о народном искусстве? Папа его очень любит и дaже лекции об этом читает. Они с мамой на этих фабриках бывали, всё своими глазами видели. Мне тоже очень нравится.
  - Да у вас как в музее. Я в магазинах такое нe видел.
- Это всё в магазинах редко продаётся. Идёт на валюту и  на экспорт. Папа говорит, что такие изделия важным иностраным гостям дарят, в них "душа русского народа выражена"
  - Да, правильно, без вложенной души никакая красота не получится. Это мне ещё бабушка говорила. Она шила и вязала очень хорошо, пока глаза видели и пальцы иголку держали.
- Ты посмотри книжки пока... - и она, оглянувшись на дверь, чмокнула его в щёку.
  - Книжки посмотрю, но твой папа ещё что-то интересное в кухне мне хотел показать.
- В кухне… А-а, да...пойдём!
  На холодильнике стояла большая деревянная ладья в виде лебедя, грациозно изогнувшего тонкую шею. Её чёрную лаковую поверхность покрывал вычурный растительный золотой орнамент, а на боках висели деревянные ковшики, расписанные в том же духе. Рядом стояли две пивные кружки в виде бочонков  с похожей золотой росписью с добавлением ягод, но уже на красном фоне.
  - Очень красиво! - в который уже раз, за последние пол-часа, сказал Алик.
- Это называется "Хохломская роспись", или просто - "Хохлома", по названию городка, где такая посуда продавалась. Делают её на Волге, в райОне Горького, есть много различных форм и разновидностей орнаментов. Она тоже в магазинах не продаётся, только в "Каштане", на валюту - смеясь добавила Люся - Ну иди книжки посмотри, там тоже много интересного...
Oни вернулись в комнату и остановились у книжных полок. Глинкин сказал: - Эти все красивые вещи в России делают, а на Украине тоже должно быть народное искусство кроме вышиванок и рyшныков.
  - Конечно, есть и очень много. Вот, прямо перед тобой. Опусти глаза.
Он посмотрел вниз и увидел напольную керамическую  вазу с тонкими лепными цветами разбегающимися по перламутровой глазури. По бокам, охраняя хозяйку, стояли два больших круторогих барана с открытыми ртами. Рога были перевиты стилизованными виноградными стеблями,  хвосты - исполнены в форме ручки от кувшина,  в виде сплетённой виноградной лозы. Их тела были украшены затейливой, напоминающей чешую керамической лепниной. Между ними стояло совсем уж фантастическое существо похожее на льва, с бычьими рогами, с клыками саблезубого тигра и змеёй вместо хвоста.
  - Это не просто бараны, а стилизованные сосуды для вина. А этот зверь - свободная фантазия художника. Изделия завода Опошнянской керамики из города Опошня под Полтавой. Их изделия настолько необычны и своеобразны, что постоянно берут призы и медали на разных смотрах и выставках. В этом райОне очень хорошие глины и поэтому, гончарное производство развивалось с назапамятных времён. Много всего красивого вокруг, но у нас уже места нет. Посмотри, всё заставлено - с сожалением вздохнула она и обвела рукой пространство комнаты.
  - Класс! - сказал Алик, привлёк Люсю к себе и жарко поцеловав в губы, провёл рукой по груди и погладил бёдра, даже не взглянув на дверь.
- Алик... - задрожав и прильнув к нему всем телом, прошептала Люся - Иди книжки смотреть...
  - Продам иконы и куда нибудь съездим, вдвоём побудем - ответил Глинкин, не в силах от неё оторваться.
- Съездим.... иди книжки смотреть...

Алик, пройдясь взглядом по книгам, увидел знакомое имя - К. Брюллов. Сразу вспомнилась трагедия Помпеи и красавица-брюнетка на сборе винограда. Следующим был Васнецов - увиделось что-то сказoчное - "Ах, ну да -"Три богатыря", конечно, как мог забыть? И "Витязь на распутье" - туда пойдёшь... сюда пойдёшь... а если прямо, то вообще... До сих пор очень актуально. Как правильно дорогу выбрать?  Почти что  из серии: "Знал бы прикуп..."
Дальше стоял Верещагин. Напряг память - увиделось что-то военное и... пирамида черепов. "Художник-баталист" - память услужливо подкинула нужное слово. Смотрим дальше - Петров-Водкин. Фамилия не обычная, русско-алкогольная, ну ведь что-то из его работ точно видел! И вдруг, как на экране - красный революционный конь и на нём мальчик, голый. Почему голый? А ну да, потому что КУПАНИЕ. Но может какой нибудь скрытый смысл всё-таки есть, а не просто "купание"? Может быть так :- красный конь - символ нового будущего революционного мира. А мальчик голый, потому что новую жизнь начинает и всё старое с себя сбросил, а "купание" - только предлог? Мы наш, мы новый мир построим... - вот они - красный и голый, этот мир и будут строить. Ну как-то так, а может и нет. Надо будет официальную версию почитать.
Илья Ефимович Репин - имя русское, не в ходу сейчас, хотя и былинное. Но красивое. У нас в институте знаю троих с таким именем, и кажется, все евреи. Но это без разницы, но странно. Что там у него - ага, "Запорожцы пишут..." - как символ сопротивления иноземным захватчикам. Так, а ещё - "Бурлаки" - как символ непосильного труда угнетённого народа. Идём дальше.
 Следующим был Борис Кустодиев - "Как раз тот, о котором Люсин папа говорил". Алик взял альбом и устроился на диване. "О-о, вот она, как на шкатулке - Купчиха за чаем. Арбуз, пироги, варенье - всё как надо. И кошка, кошка - ну вся из себя! И попробуй скажи, что не она здесь хозяйка! А вот и другие купчихи, красивые женщины, статные, ухоженные. Так, дальше - Шаляпин в шубе, таким себе барина и представлял, хотя он и певец, но для народа - барин. Большевик с флагом - аллегория власти. Сам гигантский, а там людишки вокруг копошатся. - Побереги-ись! Затопчу-у!  О-о - такого ещё не видел! - "Белла" - ну мощная женщина! А вот ещё - купальщицы. Это наверное те же купчихи, но в естественном виде. Заметно, что не голодают. Ага, а вот и она - Русская Венера. Впечатляет, ух как её много! Но какие пропорции! Наверное купеческая дочка. В бане с веником - классный сюжет! Вид соответствует интерьеру. "
И тут Глинкина как пробило - пошли рифмованные строчки:

Ты держишь веник как букет цветов
Тебе подаренный влюблённою природой
Ты - грёзы юности, ты - королева снов
Ты - воплощение мечты в младые годы!
Как хочется мне вместе быть с тобой
Твоим роскошным телом насладиться
Но между нами пропасть долгих лет
Ты можешь только ночью мне присниться!

Он даже не заметил, что Люся стоит рядом и смотрит поочерёдно то на него, то на картину.
 - Люся, стихи к картине сочинил...(он прочитал ей только первый куплет)
- Так вот каким женщинам ты стихи пишешь? Какой у вас, молодой человек, вкус разнообразный! То таким как я, а то таким как на картине? И как вы сами с собой справляетесь?
 - Она не может не нравиться, такой талантливый художник рисовал. Ты же живая и здесь, а это как символ русской красоты и праздник обнажённой плоти. Ну чего ты?
Люся поцеловала его прямо в губы и сказала - А что, подразнить тебя нельзя? Неужели ты думаешь, что я, дочь людей искусства и будущий филолог, не понимаю как притягивают голенькие тёти художников и поэтов?
- Ну насчёт тёть, не уверен. А будущие филологини -  ну о-очень притягивают! И в одежде и без...

Квартира постепенно начала наполняться гостями. Расселись за столом очень плотно, прям по пословице - "В тесноте..." Алик с удовольствием поглощал плоды трудов своих возможных жены и тёщи под "Горилку з перцем" и "Столичную". После лекций о иконописи и  народном творчестве, соприкосновений с прекрасным и после "не затянутой" третьей румки, он наконец-то почувствовал гармонию слияния души с телом, как в другой пословице, если её перефразировать под ситуацию: "И сыт и выпил и покурить уже пора" - сигарета как сладкий завершающий аккорд после вкусной пищи и хорошей водки.
  Курили на лестничной площадке между этажами, окурки и пепел сбрасывали в большую консервную банку из-под селёдки. Напротив него жадно затягивался сигаретой молодой светловолосый парень с вытянутым неспокойным лицом. Алик заметил его ещё в комнате, на другом конце стола, заметил его настороженные взгляды в свою сторону. Он был вместе с родителями. В глаза бросался контраст между их и его внешностью. У его отца - Бориса Моисеевича была типичная семитская внешность, а у матери Зои Ахметовны, в обличьи проступали восточные черты. Алик видел, как мать резко отбросила его руку, потянувшуюся к рюмке с водкой,  и уже здесь, на лестнице,  отец успел перехватить руку с окурком, которым он прицелился из окна в кого-то из прохожих. Звали его Кеша.
Они остались на площадке вдвоём и Кеша, в упор посмотрев на Алика, спросил: - Ты Люськин хахаль?
 - Ну-у...мы дружим - уклончиво ответил тот, почувствовав возникшее напряжение.
- Я на ней жениться хотел - плаксивым голосом сказал Кеша - и уже зло и громко добавил - А ОНИ не разрешили! - слово  "Они" он почти  выкрикнул, сопроводив резким кивком на дверь в квартиру.
   - Кого ты имеешь в виду? - осторожно спросил Глинкин, смутно догадавшись...
- Ты видел моё еврейско-татарское ИГО? - и Кеша опять дёрнул головой в сторону двери.
Алик замешкался с ответом, услышав в его голосе неприкрытую вражду к собственным родителям.
  - Родителей не выбирают. Тут от тебя ничего не зависит. Они дали тебе жизнь и без них тебя бы вообще не было. Если ты их не любишь, это не правильно. Но должен уважать и принимать такими как есть - выдал  Глинкин набор банальностей, не придумав ничего лучшего.
  - Ты кто по национальности? - вьедливо спросил Кеша.
Глинкин задумался, вспоминая, что у него записано в паспорте.
  - Украинец, а ты?
  - А я татарин.
  - Ну и что?
  - У тебя оба родителя украинцы?
  - Нет, мама - украинка, а папа - русский.
  - Тогда почему ты не русский? Ты же по-русски разговариваешь.
  - Ну-у... мама сказала, если на Украине живём, надо записаться украинцем, может впоследствии пригодится для карьеры. А чего это тебя так интересует?
- А у меня выбора нет. Или татарин или жидом будут называть. Так пусть уж лучше татарин. Но я ни по-татарски, ни по-еврейски не говорю, а только по-русски. Книжки на русском читаю, так почему я не могу быть русским?
Алик был ошарашен таким поворотом разговора. Он растерялся, не зная что ответить. На площадке повисла тягостная тишина. Глинкин думал, а Кеша стоял сгорбившись, держа руки за спиной и угрюмо уставившись в пол. Всем своим видом показывая, как нелегко ему  нести такое тяжёлое пожизненное иго.
  - Мы все советские люди, у нас в стране возникла новая наднациональная общность - Советский Народ - ничего лучшего не нашёл Алик, чем выдать фразу из учебника.

- Иннокентий, иди к столу, уже горячее подали - послышался от двери голос Аркадия Ильича. Кеша ушёл, а Аркадий Ильич, спустившись с сигаретой на площадку, сказал - Ты не обращай внимания, он несколько не в себе. Сейчас уже получше, а в детстве было намного хуже. Насчёт  "жидом называть", это он погорячился. Так антисемиты  называют обычно тех, кто своей ярко выраженной  внешностью раздражает их - дураков и подонков. А в нём ничего еврейского и в помине нет. И парень он добрый, последнее отдаст. Придраться вообще не к чему. Но он прав. В нашей стране быть по паспорту  кем угодно - всё лучше, чем евреем. Хотя карьерный взлёт ему, к сожалению, не грозит.
 - Аркадий Ильич, я слышал, что есть "жиды", и есть евреи. "Жиды" - это те евреи, которые жадные, хитрые, готовые всех обмануть, обдурить, обокрасть.
  - Алик, не верь в эту чушь. Это всё им антисемиты приписывают. Во всех нациях есть хитрые-жадные-способные обокрасть. Когда кто-то говорит "жид", он оскорбляет весь народ, потому что это польское  слово  с годами приобрело оскорбительный смысл. Когда-то оно было просто обозначением, а превратилось в оскорбление. Слова, как и символы, могут менять своё значение. Свастика тоже когда-то была у древних индусов символом счастья и плодородия. А превратилась в символ ненависти, войны и смерти. Всё может измениться со временем. Но с евреями - тут сложнее. Всегда найдутся любители на них свои промахи и неудачи сваливать, их во всех бедах винить. Ладно, пора нам к столу идти, горячее остынет.
В этот вечер Алик первый раз задумался об искусстве. Задумался о красоте и духовной силе, которую оно несёт в себе. Задумался о тех чувствах, которые вызывает. Задумался он и о национальном вопросе, который существовал как-бы в стороне от него, где-то на обочине жизни. Оказалось, что это серьёзно может коснуться других. Oказалось, что для евреев это не на обочине, а как  провал на  дороге, и провозглашаемое с трибун, не соответствует действительности. 
Грязное пятно реальности проступило из-под красивой обложки советского интернационализма.


Рецензии
Продолжение этой главы http://proza.ru/2020/10/05/1593

Илья Бахмутский   23.11.2020 05:43     Заявить о нарушении