Куприн

      Было время, когда у нас дома было только радио, о телевизорах только
 что-то  слышали. Вечерами передачу «Театр у микрофона» слушали всей
семьёй. До начала передачи старались сделать все дела, успеть управиться по
хозяйству, занять удобное место на диване и с упоением  слушать какой-нибудь
 спектакль.
   Кроме радио, в доме было много, много книг. Полное собрание сочинений
Гончарова, Гоголя, Чехова, Тургенева и т.д. Из особо читаемых, были вещи
братьев Стругацких, Грина, Куприна и многих других, так как мы с папой просто
балдели от фантастики. Мама и бабушка вечно бурчали:
- Бездельники! Надо воды в бочки наносить, а Вас не допросишься! Вот возьму
Ваши книги, да пущу на разжигу! 
  Такие угрозы  действовали, молниеносно. На  «разжигу» -это означало, что
страницы книги использовались, чтобы разжечь в печи огонь. Мы быстренько
прятали драгоценное чтиво и мигом справлялись с заданиями, чтобы где-
нибудь, спрятавшись в углу, снова уткнуться в книгу.
   В сельской местности можно было оформить любую подписку, на любые
издания. По линии Литературной газеты, Недели, Аргументов и фактов,
различных журналов; Крестьянка, Работница, Вокруг Света и многих других.
Все издания таким образом делали себе рекламу. Родители выписывали книги
не только себе, но и приятелям, которые жили в городе и не имели таких льгот.
    В нашей семье запоем читали  -  папа и я, ученица пятого класса. Папа обычно
читал ночью. Днём было некогда. Работа с утра до вечера, вечером нужно было
управляться по хозяйству. Скотина, огород. Зимой – дрова, уголь, печка. Всё
требовало ежедневного , обязательного ухода.
     Тогда я не могла понять: «Как это папа мог ночи напролёт читать , а утром, как
ни в чём ни бывало, идти на работу?»
     Сейчас это меня ничуть не удивляет  - очень даже можно. Ночь, тихо, никто и
ничего не мешает и не отвлекает. Вчитываешься в каждую строчку и совсем  нет
необходимости перелистывать страницы назад, когда теряешь нить
повествования, или, чтобы понять :  кто сват, кто брат? Кого как зовут?
      Читали мы новые вещи по очереди, папа ночью, а я днём, когда он уходил на
работу.
       Однажды, он принёс новую книгу, я же видела  -  принёс! Но утром, я как
всегда, в порядке живой очереди, хотела её почитать, книги нигде не оказалось.
Когда папа пришёл на обед, я его тихонько спросила:
- Пап, а где книжка, которую ты ночью читал?
Папа как-то смутился и невнятно произнёс:
 - Да знаешь, дочь, книга эта не наша, мне её только на одну ночь дали почитать.
Папа летом спал на веранде, чтобы читая никому не мешать. Когда он ушёл на
работу, я перевернула всю веранду и нашла. А.И.Куприн  «Яма».
    Я тогда двенадцатилетняя девчонка  не могла взять в толк :
-  Почему папа меня обманул, что книга не наша и что же там такое написано,
что её нужно от меня прятать?
    Были летние каникулы и времени для прочтения у меня было гораздо больше
 чем у папы. Куприна я прочла  раньше, чем папа. Днём читала, затем прятала
 книгу в папин тайник. Ночью читал он, днём я. Так как папа купил  девять томов
Куприна,  и читал прячась от меня, то за лето я прочла: Продажная любовь,
 Париж интимный, Олеся, Гранатовый браслет и др.
 Когда же папа принёс детские книги : Большая собачья книга, Белый пудель,
 Слон  - я призналась, что тоже почитываю Куприна. Папа совсем не сердился,
 посмеялся и сказал:
 - Ну и хорошо, скоро Вы по школьной программе будете Куприна проходить, а
ты уже готова!
    Вот таким образом, украдкой я познакомилась с творчеством А.И.Куприна.


17.07.2020г. Владивосток



 


Рецензии
У некоторых авторов на "Прозе.ру" научился любить любовь в себе самом,
типа в "Гранатовом браслете" А.И. Куприна.
Вам большое спасибо!
С теплом и уважением.

Валерий Борисов-Лакаев   25.10.2020 08:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.