Разведывательное сообщество США
Разведывательное сообщество (РС США) было учреждено Правительственным распоряжением № 12333, подписанным 4 декабря 1981 года президентом США Р. Рейганом.
Повседневное руководство гражданскими разведывательными службами и (частично) разведывательными службами МО США с 2005 года осуществляет директор ЦРУ, который находится в прямом подчинении директору Национальной разведки (советнику президента по разведке).
Согласно правительственному распоряжению № 12333, РС США имеет шесть основных целей:
• Сбор информации, необходимой для президента, Совета национальной безопасности, государственного секретаря, министра обороны и других должностных лиц исполнительной власти для выполнения ими своих обязанностей.
• Организация и развитие разведки.
• Сбор информации, касающейся проведения мероприятий по защите национальной безопасности, разведывательной деятельности направленной против США, действий международного терроризма и/или наркотиков, а также других враждебных действий, направленных против США со стороны иностранных держав, организаций, лиц и их агентов.
• Специальные мероприятия (определяется как мероприятия, проводимые в поддержку внешнеполитических задач США за рубежом, которые планируются и осуществляются там, где «роль правительства Соединённых Штатов не является очевидной или публично не признана», а также функции для поддержки таких видов деятельности, но которые не предназначены для влияния Соединённых Штатов на политические процессы, общественное мнение, политику или средства массовой информации и не включают в себя дипломатическую деятельность, сбор и подготовку разведывательной или связанных с ней вспомогательных функций).
• Руководство и поддержка деятельности разведки в США и за рубежом, необходимой для выполнения утверждённых мероприятий.
• Другая разведывательная деятельность, которую время от времени президент может направлять.
Разведсообщество США включает в себя 17 основных разведывательных служб США (также называемых членами разведсообщества США). ЦРУ США является основной независимой от других министерств и ведомств службой политической разведки правительства США. Остальные 16 членов разведсообщества входят в состав различных федеральных министерств и ведомств США.
Разведывательное сообщество США возглавляет директор Национальной разведки США, одновременно являющийся советником президента США по разведке. Аппарат директора разведки является частью сообщества, но представляет собой административную, а не разведывательную структуру[3].
• ЦРУ США
• Государственный департамент США
o Бюро разведки и исследований
o Дипломатическая служба безопасности США
• Министерство финансов США
o Управление контртеррористической и финансовой разведки
• Министерство обороны США
o РУМО
o АНБ
o РУ СВ
o РУ ВВС
o РУ ВМС
o РУ КМП
o Национальное агентство геопространственной разведки США
o Национальное управление военно-космической разведки США
• Министерство энергетики США
o Управление разведки и контрразведки
• Министерство внутренней безопасности
o Управление разведки и анализа
o Разведывательное управление Береговой охраны США
• Министерство юстиции США
o ФБР США
o Управление по борьбе с наркотиками
До 2004 года, разведывательное сообщество США возглавлял директор ЦРУ, должность которого официально была Директор Центральной разведки. С 2004 года Сообщество возглавляет Директор Национальной разведки, являющийся советником президента США по вопросам разведки и советником по разведке в Совете национальной безопасности. В компетенцию которого входят обязанности по координации действий различных ведомств, входящих в разведывательное сообщество США, а также обязанности ; обязанности по управлению ЦРУ перешли к отдельно созданной должности Директору ЦРУ.
В штат Директора Национальной разведки входит Управление директора Национальной разведки, заместители по сбору информации, заместитель по анализу информации, и директор по персоналу; также ему подчиняется Директор ЦРУ.
Директору запрещено напрямую вмешиваться в работу Министерства обороны, Агентства национальной безопасности и других служб, входящих в Сообщество; его задача состоит в обобщении поступающей информации. Управление отдельными ведомствами Сообщества осуществляется их главами, которые отчитываются перед Президентом США.
]
Общая организация РС США в первую очередь регулируется «Законом о национальной безопасности 1947» (с поправками) и правительственными распоряжениями регламентирующими организационные отношения. Однако они были существенно пересмотрены в «Законе о реформировании разведки и предотвращении терроризма» (2004) и поправках «Закону о национальной безопасности 1947».
Хотя РС США характеризует себя как федерация входящих в его состав элементов, до 2004 года её структуру можно был охарактеризовать как конфедерацию из-за отсутствия чётко определённого, единого руководства и структуры управления. Это связано с тем, что директор Центральной разведки был руководителем РС США, и одновременно руководил одной из его составных частей - ЦРУ. В 2004 году должность директора Центральной разведки была упразднена; были созданы новые должности директора Национальной разведки, к которому перешли обязанности по руководству Разведывательным сообществом, и отдельная должность Директора ЦРУ, который теперь подчиняется директору Национальной разведки, как и все остальные руководители элементов Разведывательного сообщества США.
Директор Национальной разведки (ДНР) руководит РС США главным образом посредством своих законодательно очерченных полномочий, в соответствии с которыми он:
• Контролирует бюджет Программы Разведывательного ведомства.
• Устанавливает цели, приоритеты и руководство для РС США.
• Управляет и руководит задачами, сбором, анализом, производством и распространением национальных разведывательных элементов РВ США.
Вместе с тем, ДНР не имеет прямых полномочий для контроля какого-либо элемента РС США, а также нанимать или увольнять персонал ведомств, за исключением его собственного персонала — Управления директора Национальной разведки. Кроме того, руководители этих ведомств докладывают о своих действиях Директору национальной разведки.
В свете крупных разведывательных неудач в последние годы, что ставит под вопрос, насколько хорошо Разведывательное ведомство обеспечивает национальную безопасность, а особенно тех, которые были выявлены «Комиссией 9/11» (Национальная комиссия по террористическим нападениям на Соединенные Штаты) и «Комиссией по оружию массового уничтожения», полномочия ДНР и общая организационная структура РС США стали предметом интенсивных дебатов в Соединенных Штатах.
Ранее межведомственному сотрудничеству и обмену информацией между агентствами препятствовали политические аспекты, которые стремилась ограничить объединение информации из частной жизни и проблем безопасности. Попытки модернизировать и облегчить межведомственное сотрудничество в пределах РВ США включают технологические, структурные, процедурные и культурные измерения. Примером может служить «Интеллипедия» — закрытая энциклопедия на движке «Вики» которая объединила все 16 служб. Межведомственному сотрудничеству способствует создание Управления директора Национальной разведки и Национального антитеррористического центра. Законодательно это закреплено в «Законе о реформировании разведки и предотвращении терроризма» от 2004 года, а также в Правительственных распоряжениях № 13354 и 13388.
31 марта 2020 года разведслужбы США сообщили, что не могут получить достоверные данные по ситуации с коронавирусом нового типа в России, Китае и КНДР.
Брэдли Биркенфельд, самый знаменитый осведомитель Казначейства США, в интервью CNBC сказал следующее: «Когда вы посмотрите на страны, замешанные в скандале «Панамагейте», увидите, что многие из них имеют сложные отношения с Соединенными Штатами. Без ЦРУ здесь не обошлось». В 2008 году Биркенфельд прославился тем, что помог американским налоговикам взыскать $ 5 млрд. в виде неуплаченных гражданами Соединенных Штатов налогов от сумм, которые были спрятаны в швейцарской банковской системе. За свое сотрудничество с властями Брэдли Биркенфельд получил $ 100 млн., правда, после того, как отсидел в тюрьме 30 месяцев. Иными словами, он не понаслышке знает тайные возможности Вашингтона.
По его мнению, столь масштабная утечка информации из Mossack Fonseca не могла произойти по вине одного человека. Кроме того, списки были тщательно отфильтрованы, что, безусловно, потребовало тяжелейшего труда большого числа специальных сотрудников. «Если АНБ и ЦРУ шпионят за иностранными правительствами, то они, безусловно, заставят юридические фирмы избирательно доносить информацию, дабы в любой форме не испортить имидж США. Что-то действительно зловещее стоит за всем этим».
Правозащитник Том Энгельгардт, эксперт из The Nation Institute, пишет, что многие американцы из числа его знакомых, были в шоке, когда от него узнавали, что в США имеется 17 (семнадцать) федеральных разведок, каждая из которых обслуживается, как минимум, несколькими узкоспециализированными гражданским компаниями. «Идиотизм какой-то, — примерно так реагировали простые люди на эту новость. — Зачем так много?».
По словам журналиста, у многих американцев просто не укладываются в голове масштабы деятельности мастеров «плаща и кинжала». В конгломерате спецслужб, по некоторым оценкам, трудятся 854;000 гражданских специалистов, военнослужащих и частных агентов. Не только Энгельгардт, но и другие американские правозащитники убеждены, что в США, наряду с правительством, Конгрессом и судебной системой, сформировалась самая настоящая четвертая неконституционная власть. Неважно, что этим организациям не хватает процессуальных возможностей — они не подконтрольны законам и не ограничены деньгами.
Бюджеты этих служб, в отличие от ведомства президента или законодателей, не подотчетны проверяющим органам, поэтому имеющие официальные данные не отражают реальной картины. В частности, сенатор Дайан Файнштейн в 2011 году заявлял, что с начала века общий бюджет национальной разведки удвоился. А в 2010 году правительство США сообщило, что только на сбор разведданных было потрачено $ 80,1 млрд. Это значительно больше, чем Америка израсходовала на Министерство национальной безопасности ($ 53 млрд.) и Министерство юстиции ($ 30 млрд.). Судя по всему, за последние пять лет эти цифры росли такими же темпами, как и в первом десятилетии.
И хотя американские спецслужбы начали активно развиваться в годы холодной войны, многие из них, по логике вещей, должны были самоликвидироваться после развала СССР. Но не тут-то было. Напротив, в 21 веке после теракта 9/11 тайные организации получили новый импульс. «За всем этим стоит корпоративный подход, заключающийся в неутолимом желании расширять свои возможности», — убежден Том Энгельгардт.
Некоторый свет на деятельность заокеанских спецслужб пролили публикации в Washington Post. В статье «Тайный Мир, скрытый от контроля» подтверждаются выводы правозащитников о том, что в Америке создан особо секретный разведывательный монстр. Он «настолько значительный, и настолько скрытный, что никто не знает, сколько на него тратится денег, сколько человек в нем работают, и сколько выполняется программ».
Начиная с 2001 года, только в Вашингтоне и его пригородах было возведено тридцать три комплекса зданий для спецслужб. По площади они эквивалентны 5-ти Пентагонам или 22-ум Конгрессам. Например, в канцелярии директора Национальной разведки работают, по меньшей мере, 1700 федеральных служащих и 1200 частных контрактников.
В центральном офисе Разведывательного управления Министерства обороны трудятся порядка 16 тысяч сотрудников. Есть еще и Национальный антитеррористический центр, возле которого имеется несколько тысяч парковочных мест. В АНБ, где в свое время служил Эдвард Сноуден, ежедневно обрабатывается свыше 1,7 миллиарда электронных писем, телефонных звонков со всего мира. В городке Элкридже (штат Мэриленд) действует некая тайная программа, которая прячется в многоэтажном бетонном здании с фальш-окнами. Со стороны оно напоминает обычный офисный центр. По некоторым сведениям, именно там расположена база данных на всех жителей Земли. Кстати, в 2014 году было объявлено о строительствах новых офисов.
Но это не всё. Вокруг 17-ти спецслужб разросся «свой военно-промышленный комплекс», с традиционным для США набором экспертов, консультантов и лоббистов", — пишут журналисты Дана Прист и Уильям Аркин из The Washington Post. Они рассказали, что самые низкооплачиваемые аналитики в корпорации «плаща и кинжала» получают от $ 41;000 до $ 65;000 в год. Эти люди изучают «все подряд», например, обрывки случайных разговоров, телефонную болтовню, культурные встречи, споры в ресторанах, странные диалоги между случайными прохожими и даже мусор на улицах. Под особым контролем американских спецслужб находятся социальные сети. Территория их влияния не ограничена только Америкой и силовыми ведомствами других стран. «Под колпаком» — весь мир.
Насколько работа спецслужб — эффективна? Судить сложно. Но прессе, например, стала известна перебранка между генерал-майором Джон М. Кастер, директором разведки Центрального командования США, и отставным вице-адмиралом Джон Скотт Редд, директором Антитеррористического центра. Джон М. Кастер обвинил своего коллегу в том, что за прошедшие сорок лет подотчетное тому ведомство не предоставило армейцам ни капли полезной информации".
Или взять историю бывшего майора армии США Нидал Малик Хасана, который в ноябре 2009 года расстрелял своих сослуживцев, убив 13 и ранив 32 военнослужащих США. Мало того, что Хасан вел себя странно и вызывающе в армейском медицинском Центре имени Уолтеры Риды, где учился на военного психолога, он еще обменивался электронными письмами с известным йеменским клириком, который был под контролем ЦРУ. Однако ни Орган по медикаментам (который патронирует медицинский центр), ни ЦРУ не сообщили ничего подозрительного армейской контрразведке. Судя по всему, не придали этому значения.
Помимо запредельной избыточности обрабатываемой информации настоящим бичом американских разведок являются специальные программы доступа. В каждом ведомстве имеются сотни тысяч подпрограмм, вход в которые ограничен определенным кругом лиц. Чтобы обменяться данными, требуются непростые согласования между конкурирующими структурами.
Неслучайно в этой неконтролируемой среде появились «офшорные тюрьмы» и «усовершенствованные методы допросов». Том Энгельгардт пишет о «миллионах документах», в которых, так или иначе, говорится о жестоких пытках в секретных застенках и лагерях США. Причем среди бездоказательно подозреваемых в терроризме оказывались люди из самых разных стран. Власть этих структур настолько велика, что, к примеру, полномочия ЦРУ позволяют её агентам осуществлять полноценную цензуру всех без исключений американских СМИ. Даже пресс-служба Белого дома подотчетна ЦРУ.
«Скрытые под покровом секретности тайные агенты и суды подчиняются «теневому истеблишменту», который, исходя из своей выгоды, определяет политику «во имя американской безопасности», — подытоживает Том Энгельгардт.
Свидетельство о публикации №220071700389