Научить танцевать весь мир

Спросят: как перейти жизнь?
Отвечайте: как по струне бездну –
Красиво, бережно и стремительно!

Учение Живой Этики


Каждый человек представляет собой тайну. Чем глубже и интереснее личность, тем больше интригует и влечет нас ее тайна. Каждый час общения открывает новые, неведомые доселе, грани, и этот процесс вечен…

Ему было четырнадцать лет, когда врачи дали ему инвалидность в связи с полной неподвижностью рук и ног. Все его окружение смирилось с этим, но только не он сам. «Я должен победить эту болезнь!» – сказал он себе. Мужество проявляется под ударами судьбы. Закусив до крови губы, неимоверным усилием заставлял он себя преодолевать мизерные расстояния, одерживая маленькие, но верные победы над своей болезнью каждый день. Ему было неведомо, что такое лень, он видел перед собой только один образ – тот, каким должен стать в результате работы над собой. Через три месяца он мог преодолевать расстояние в несколько сот метров, через год занимался легкой атлетикой и марафонским бегом. Не в его правилах останавливаться на достигнутом: теперь он мечтал создать самое совершенное тело в мире.

Честолюбие учит быть настойчивым, достигать своей цели. Заинтересовавшись биографиями известных спортсменов, он взял себе примером для подражания тех, у кого были «умные мышцы». Слова олимпийской чемпионки Ларисы Латыниной запомнились ему на всю жизнь: «Человеческое тело – самое прекрасное из того, что создала природа. Оно становится еще прекраснее, обретая новую жизнь в танце». Во что бы то ни стало он решил научиться танцевать: «Освоив искусство танца, я хотел жить вечно в пространстве. Человеку хочется, чтобы его любили, чтобы о нем помнили всегда. Я мечтал продлить жизнь до бесконечности, оставшись в памяти людей в движениях танца, запрограммированных в их умах, сердцах и мышцах…».

Имя этого юноши – Юсуф Эминов. Имя, которое вскоре стало известно не только в Кабардино-Балкарии, где он живет и обучает искусству танца уже сорок лет, но и во всем мире современного танца.

Юсуф повзрослел в шесть лет, став свидетелем смерти отца. Отец – турецкий офицер – остался волею судьбы отрезанным от своей родины и очень тосковал по ней. Маленькое село Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкессии, где обосновалась жить семья Эминовых, утопало в цветах. Отец и выбрал это место потому, что очень любил природу. Эту любовь к природе и тонкому восприятию красоты он передал своему сыну. Маленький Юсуф гордился своим отцом и всегда старался быть рядом с ним. Был он с ним и в тот погожий осенний день, когда отец наблюдал клин журавлей, улетавших на юг. «Жизненных сил у него хватило на то, чтобы войти в дом и прилечь на кровать. Он лег – и тут же скончался на моих глазах. Мой отец умер от тоски по родине», - вспоминает Юсуф Магомедович.

С этого дня он стал учиться самостоятельно принимать решения и воплощать их в жизнь. Первым, достаточно смелым, было решение вступить в комсомол. Покойный отец, чью память он свято чтил, не признавал ни комсомольцев, ни коммунистов и воспитывал своих детей в том же духе. Но Юсуф слышал комсомольские песни, которые заражали его своим оптимизмом и верой в лучшую жизнь. Ему очень хотелось оказаться в рядах комсомольцев и жить их жизнью. И он отправился один в районный центр, чтобы вступить в комсомол по собственному убеждению. Окрыленный осуществлением своей мечты, юноша не воспринял всерьез предупреждение наставников о том, что небезопасно пускаться ночью в обратный путь – в лесу полно волков! Волки окружили его внезапно. Юсуф Магомедович рассказывает: «Я вспомнил, что взял с собой спички, быстро забрался на находившуюся поблизости скирду сена и поджег его. Сено горело, но волки совсем не боялись и подходили все ближе. Я запомнил, как красиво сверкали их глаза при свете огня. Но огонь подбирался уже ко мне самому, и я начал подумывать о том, что Всевышний карает меня за противоречие убеждениям отца, как вдруг меня заметили люди с проезжавшей мимо машины. Они и спасли меня».

Во всех трудных жизненных ситуациях Эминов проявлял силу духа, отказываясь подчиняться обстоятельствам. Эту силу он черпал в природе, которой был очарован с самого детства. На вопросы, которые рождались в пытливом уме, он искал и находил ответы не у людей, а в природе. И уже какая-то мудрость была в неопытном детском сердце, то, что французский писатель Сенанкур называл «мудростью мятущегося сердца», когда юный Юсуф, ища общения с мыслящими людьми в маленьком селе, где он жил, пришел к кузнецу, завороженный тем, что тот делает из железа цветы. Как можно делать из железа цветы?! Юсуф решил научиться этому. Сильный дух делает сильным тело, - и наоборот: не чувствовала усталости детская спина, сгибавшаяся под тяжестью огромного молота. А сельский плотник научил его стелить паркет так, что ему не было в этом деле равных. Эминов всегда стремился достигнуть совершенства во всем, что он делает. Но, самое главное – то, чему учила его мать, – он оставался всегда преданным и честным человеком.

Сильное стремление стать совершенным душой и телом привело Юсуфа сначала в драматическую студию Черкесского театра. На вступительных экзаменах строгие и взыскательные члены комиссии аплодировали его этюдам, их подкупила его особая искренность в передаче мысли и чувства, отсутствие наигранности. В годы учебы в театральной студии он начал заниматься национальными танцами. Заметив его талант, педагоги посоветовали ему обучаться танцевальному искусству в Нальчике, так как Нальчик являлся более крупным культурным центром, чем Черкесск.

Впервые Эминов приехал в Нальчик в 1954 году, в 15 лет. Тогда его поразила красота Нальчикского парка и радостные счастливые люди, которые мирно беседуя, вливались бесконечным потоком в вечерние аллеи. Позже Юсуф Магомедович воплотит свои незабываемые впечатления от совершенной гармонии природы и людей в очень добром танце «Прогулка по Нальчику», он первым войдет в новый танцевальный зал Нальчикского парка, где будет открывать чарующий мир танца сотням молодых людей, а пока будущий маэстро поступил на хореографическое отделение культурно-просветительного училища, где его педагогом стала Марья Стефановна Форманчук. Талантливый педагог, заметив одаренность Эминова, пыталась помочь ему получить авторские права на танцы.

Но все, за что надо было платить, оставалось для Юсуфа недоступным. Трудолюбивый и настойчивый ученик танцевал, почти теряя сознание от голода, но цель у него была одна – достигнуть совершенства в искусстве танца. Он преодолевал любые препятствия на пути к этой цели. Даже физическая боль не могла сломить его волю и любовь к танцу. Представьте себе такую сцену: оркестр берет первые аккорды, гибкий юноша делает первое па. Вдруг – дикая боль: гвоздь, забытый рабочими на сцене, проткнул ступню насквозь! Кровь брызжет из раны, но он продолжает танец и завершает номер под неистовые аплодисменты зрителей… Свои мысли и чувства тех юношеских лет Юсуф Эминов выразил в словах: «В душе всегда есть тоска и неудовлетворенность жизнью, стремление к далекому и неясному идеалу».

После окончания учебы Эминов начал развивать направление современного танца. Его поддержал заместитель министра культуры РСФСР Василий Михайлович Стриганов, который придерживался идеи создания массовых танцевальных школ. Он считал, что научить танцевать надо всех. Необходимо было овладеть молодежью, в том числе и на дискотеках. Эминов все свои силы посвятил этому направлению. Он понимал всю важность обучения молодежи культуре движения и распространения не только западных танцев в Советском Союзе, но и наших танцев на Западе.

Юсуф Эминов стал основоположником и активным пропагандистом искусства современного танца в Кабардино-Балкарии. Его деятельность началась с создания Школы современного танца в танцевальном зале Парка культуры и отдыха г. Нальчика в 1971 году. В этом зале был создан первый в Кабардино-Балкарии ансамбль современного танца «Ритм», который стал одним из самых популярных ансамблей России. Ансамбль «Ритм» удостаивался девять раз звания лауреата республиканских конкурсов бальных танцев, стал лауреатом Всероссийских конкурсов и Всесоюзных фестивалей народного творчества, дипломантом двух международных конкурсов бальных танцев. Первые авторские национальные современные танцы Эминова – «Орайда» и «Эхо заснеженных гор» получили диплом лауреата на Всероссийском конкурсе и первую премию. Композиция Эминова «Время, вперед!» на музыку Свиридова была показана ансамблем «Ритм» во время Дней литературы и искусства Кабардино-Балкарии в Москве, проведенных в честь 60-летия образования республики. Хореографические композиции и авторские танцы Эминова Ю.М. исполнялись ансамблем «Ритм» в Москве – в концертном зале им. Чайковского, в Колонном Зале Дома Союзов, в Кремлевском Дворце съездов, в Центральном государственном концертном зале «Россия», а также в Польше, Австрии, Испании.

Юсуфом Эминовым создано 60 авторских танцев и 400 концертных композиций. Позже были созданы и другие коллективы, в том числе ансамбль «Созвездие ритма» - лауреат двух Всемирных фестивалей искусств в Москве. Юсуф Магомедович вспоминает: «Во время подготовки к очередному конкурсу я ночевал в танцзале, забыв про отдых, сон и еду. За одну ночь я сочинил пятнадцать вариаций одного танца. Единственный, кто вспомнил обо мне, был директор парка Ю. Мусукаев, который позвонил в танцзал: «Эминов, наверное, выбился из сил, пусть пойдет пообедает!».

Авторские танцы Эминова выпускались в сборниках бальных танцев. Особой любовью среди молодежи разных стран пользовался шуточный танец «Пингвины», который был опубликован в одном из журналов. За большие достижения в области хореографического искусства Эминов Ю.М. был удостоен в 1977 году звания заслуженный работник культуры КБР. С теплом говорит Юсуф Магомедович о Первом секретаре Кабардино-Балкарского обкома КПСС Тимборе Кубатиевиче Мальбахове, который в течение одного дня решил его жилищный вопрос, переведя из тяжелых условий общежития в полуторакомнатную квартиру.

Особо приятные воспоминания сохранились у Эминова от дружеского расположения и понимания со стороны известных советских педагогов Леонида Школьникова и Раисы Блок. Юсуф Магомедович был очарован тем, как Раиса Блок в свои шестьдесят с лишним лет танцевала танго: «При кажущейся простоте движений ног этот танец очень сложен из-за эмоционального накала, неимоверной внутренней силы, которую требует от исполнителя, а Раиса Семеновна, прекрасно владея азбукой танго, объясняла его необычно и исполняла очень просто». Танго был и остается самым любимым танцем Юсуфа Эминова.

На вопрос, что он мог бы сказать о себе как об ученике, Юсуф Магомедович со страстью ответил: «Неиссякаемо хотел бы учиться до конца своих дней!». Эминов всегда располагает самой свежей информацией из мира танца и сочиняет новые танцы. Высокий профессионализм и развитая интуиция помогают ему безошибочно определить что нужно молодежи в танцах в данный момент. Огюст Роден как-то сказал: «Меня часто спрашивают, как я создаю свои скульптуры… Беру камень и отсекаю от него все лишнее». Так происходит и у Эминова: владея в совершенстве «золотым фондом» танцевальных па, он избавляет танец от трудных и громоздких движений, оставляя именно то, что нужно. Его хореография очень проста и приятна как для исполнения, так и для восприятия. Создать простые движения гораздо труднее, чем сложные. Чем больше труда и ума вложено в какое-либо дело, тем оно проще: все гениальное просто. Только профессионал может иметь это особое видение, тонкое понимание красоты, а главное, – чувство меры во всем: в движениях, в костюмах, в продолжительности танца.

У Эминова было много заманчивых предложений работать в Москве, в других крупных городах России, в Европе и Америке. Он не принял эти предложения, так как считал предательством уехать из республики, давшей ему образование, и из страны, в которой родился. Как тут не вспомнить слова Редьярда Киплинга:

Мы сердцем своим с колыбели
В стране, где потратили труд.
Надежду, и Веру, и гордость –
Все в почву вложили мы тут.

Эминов свято верит, что только красота спасет мир. Его мечта – научить танцевать всех людей, чтобы потом его ученики учили других, чтобы в третьем тысячелетии мир состоял только из красивых и чистых душой людей! Юсуф Магомедович считает, что без совершенствования своего тела невозможно достигнуть совершенства ни в чем: «А танец дает не только внешнюю красоту, но и невидимую внутреннюю силу».

Невозможно однозначно определить интересных и глубоких личностей, тем более, что определить – значит ограничить. Всегда остается какая-то недосказанность, которая волнует воображение больше многих слов, то, о чем говорили древние римляне: sapienti sat – понимающему достаточно. Это относится не только к личности самого Юсуфа Эминова, но и к его профессии – танцу, где слова заменены пластическими символами, которые понятны всем, будят мысль и эмоции.

P.S. Статья написана к 60-летнему юбилею Ю.М. Эминова в 1999 году для газеты «Кабардино-Балкарская правда».

P.P.S. В настоящее время заслуженный работник культуры России Юсуф Магомедович Эминов продолжает обучать искусству движения в Школе современного танца для взрослых, в г. Нальчике.

17 июля 2020 года.


Рецензии