Три медведя и другие

Действие I

Опушка леса. Мишутка бежит. Он только что убежал от родителей. Раздаются голоса: Мишутка, вернись.

Мишутка:

- Свобода! Ну, наконец-то! Теперь делай, что хочешь! Хочешь — на речку купаться, хочешь — малиной объедаться! А дома такая скукота. Мишутка, ты убрал в своей комнате? Мишутка, ты книжку прочитал? Туда не ходи, веди себя хорошо… (передразнивает родителей). Надоело! Я уже взрослый. Так, на речку не хочу, малина надоела. А постреляю-ка я из рогатки.

Находит в тайнике рогатку. Целится в бабочку, она улетает. Целится в яблоко, мимо.

- Ладно, подождем. Чувствую, добыча скоро придет сама.

На полянку выходит волк. Он голоден и зол.

Волк:

- Скажите пожалуйста, какие все вежливые стали. Уже и не съешь никого! А я так не могу! Я волк! Я не могу одной картошкой питаться. И мухами! Да что ж за времена пошли, хоть грибы собирай… А есть хочется. Живот сводит с голодухи. Может, хоть мышку поймать? А, как вы думаете? А где они водятся? (детям) Где? В Норке? Так, ладно, сейчас я ее оттуда выцарапаю!

Начинает копать. Появляется Мишутка с рогаткой, видит волчий зад с задранным хвостом. Целится из рогатки. Бам! Попал! Волк ревет, Мишутка кричит Ура.

Волк:

- А-а-а! У-у-у! Ы-ы-ы! Да что же это такое! Больно-то как! И кто посмел, меня, волка! Да я вас… А, я знаю, кто это. Это пчела? Я вам покажу, пчелы! Я вас сейчас всех поймаю! Я вас сейчас сам ужалю! (ловит пчел, одна жалит его прямо в нос) А-а-а! Да что ж за день такой…

Видит Мишутку, тот прячет за спину рогатку. Идет к нему, тот пятится.

Мишутка:

- Извините по-по-пожалуйста. Это не я. 

Волк:

- Не ты? А чего же ты тогда извиняешься? Может быть, ты это, того… вежливый?

Мишутка:

- Ага. (трясется от страха)

Волк:

- Ишь ты, молодежь пошла. Вежливые все. Бабушка моя говорила: перед вежливыми открыты все двери. И что бы это значило… (надвигается на Мишутку)

Мишутка:

- Да, я очень вежливый. Спасибо, пожалуйста, добрый вечер…

Волк:

- Ты мне тут зубы не заговаривай! На этих зубах уже давно ничего вкусного не было!..

Мишутка:

- Извините пожалуйста, всего наилучшего, с Новым годом, с новым счастьем! А вон, смотрите, зайчик побежал. Он очень вкусный!

Волк оглядывается туда-сюда, Мишутка убегает. Волк убегает в другую сторону с криками "За-а-и-ц! Ты хде-е-е?"

На полянку выбегает Барсук, обнюхивается и убегает.

Действие II

На полянку выходят Михайло Потапыч и Настасья Михайловна. Они ищут Мишутку.

Михайло Потапыч:

- Мишутка! Ты где? Вот куда он запропастился. Это же лес. Тут всякое может быть.

Настасья Михайловна:

- Ну конечно же, он убежал. Мы слишком строго его наказали. У ребенка протест.

Михайло Потапыч:

- Да как же строго. Всего лишь велели убрать ему свою комнату. Ну, и надо же, в конце концов читать книжки. Разве это строго?

Настасья Михайловна:

- Строго это или не строго, но Мудрая Сова говорит, что заставлять ребенка — это не-пе-да-гогично.

Михайло Потапыч:

- Ну вот, еще Мудрая Сова знает лучше меня… Ух, Мишутка, ну попадись ты мне только.

Настасья Михайловна:

- Вот что, Михайло Потапыч. Знаешь, что я думаю? Нам надо больше времени проводить с ребенком. Может быть ты с ним… поиграешь, или лучше.. О, придумала! Сходи с ним на рыбалку. А потом все вместе приготовим то, что вы поймаете.

Михайло Потапыч:

- А что, хорошая идея. Я и сам рыбалку люблю. Дорогая, ты у меня просто сокровище.
-
Смотрят друг на друга с обожанием

Настасья Михайловна:

- И давай не будем его наказывать, когда найдем.

Михайло Потапыч:

- Как не наказывать? Хм, ну ладно.

Настасья Михайловна:

- И дай ему возможность побыть самостоятельным.

Мишутка бежит и со всего разбегу врезается в Михайло Потапыча.

Мишутка:

- Здравствуйте пожалуйста, всего вам наилучшего!

Михайло Потапыч надвигается на Мишутку с явным намерением дать ему взбучку.

Михайло Потапыч:

- Та-ак. И где это мы были? Разве я не говорил, что в лес…

Настасья Михайловна (вполголоса):

- Дорогой, рыбалка.

Михайло Потапыч:

- Э.. Кхм. В общем, мы решили тебя не наказывать. Давай, собирайся, на рыбалку пойдем. А мама нам потом рыбки свеженькой зажарит.

Мишутка:

- Не наказывать? Правда? Вот что значит вежливость. (детям) Урра! На рыбалку! У меня самые лучшие мама и папа на свете!

Уходят.

На сцене появляется Барсук, исполняет небольшой танец под музыку.

Действие III

Появляются Михайло Потапыч с Мишуткой, у них удочка и ведро.

Мишутка:

- Пап, смотри, какой красивый пруд. Я думаю, что там много рыбы. Давай здесь попробуем?

Михайло Потапыч:

- А что, давай здесь. Вот я вижу, так и плещется, так и плещется.

Разматывают удочки, садятся на берегу.

Михайло Потапыч:

- Честно говоря, я и сам уже забыл, как надо рыбачить. Ребята, а вы помните? Что сначала надо сделать? Червяка насадить на крючок? Понял. Сынок, ты не против, если я сам попробую? А потом ты.

Мишутка:
- Давай, пап. А я буду смотреть и учиться.

Насаживает червяка на крючок, забрасывает. Клюет рыба.

Мишутка:

- Папа, этот, как его, поплавок! Он пляшет!

Михайло Потапыч (ребятам):

- Поплавок пляшет. Ребята, что это значит? Клюет?

Ребята в зале подсказывают (или не подсказывают)

- Ребята, что дальше делать? Тащить?

Вытаскивает рыбу.

Мишутка:

- Папа, ты рыбу поймал! Настоящую! Давай ее сюда, я ее в ведро! Какая большая.

Михайло Потапыч:

- Да, сынок, кое-что могу. Значит, смотри сюда. Сначала берем червяка. Взял? Теперь насаживаем червяка на крючок. Ай! Да не мой палец насаживаем, а червяка. Так, теперь забрасываем. Вон туда, где поглубже. Клюет!

Вытаскивает рыбу, и так еще раз.

Мишутка:

- Пап, а можно, я теперь сам попробую? Я уже понял, как что делать.

Михайло Потапыч:

- Ты еще маленький. А вдруг в воду упадешь. А вообще… Вот, держи. Все запомнил?

Отдает Мишутке удочку, устраивается на берегу, и вскоре задает храпака.

Мишутка:

- Я хочу поймать самую большую рыбу! Так, что для этого надо? Простого червяка тут будет мало. Придумал! Сосиску!

Достает связку сосисок, насаживает их на крючок. Забрасывает. Ждет. Поплавок начинает танцевать. Мишутка тащит, вытащить не может. Вдруг рыба тянет его вниз, он летит в воду вслед за удочкой. Мелькает огромный хвост рыбы. Мелькает то рыба, то Мишутка. Мишутка катается по всему озеру за рыбой.

- Уа-а-а! Я поймал самую большую рыбу! Папа! Смотри, кого я поймал!

Михайло Потапыч сначала спит, потом просыпается, Бегает за Мишуткой, потом наконец-то ловит его. Рыба уходит.

Мишутка:

- Пап, ты видал, какую я рыбу поймал? Огромную!

Михайло Потапыч:

- Нет, сынок, это не ты ее поймал, это она тебя поймала.

Мишутка:

- Жаль, что сорвалась. Эх, надо было леску потолще.

Михайло Потапыч:

- Ничего, сынок, мы и так много наловили. Пойдем домой, сушиться!

Уходят. Появляется Барсук, подходит к пруду, осматривается, вытаскивает оттуда сосиски, наматывает на себя и убегает.

Действие IV

Деревенский двор, Бабка, Дед, Машенька. Дед ловит убегающих кур. Куры его не слушаются, садятся ему на голову, и т. д.

Дед:

- А ну, стой, пернатыя! Куда побежали? Вот я вас! А ну, бегом в сарай. Бабка, что ж ты стоишь, помоги мне курей загнать!

Бабка идет с ведром, бежит на помощь деду. Вместе бегут за курицей, падают кувырком. Ведро оказывается на голове у деда. Курица сидит на голове у Бабки.

Бабка:

- Дед, ты что же в самом деле, сам курей загнать не можешь?
Дед:

- Я? Не могу? Да я… Да я их сейчас! Ать-два, взяли! Вон их сколько много. Раз, два, три. Так, а где еще одна? Эй, ты где, кура? Цып-цып-цып. Да вот же она! Так, бабка, стой на месте, сейчас я ее ловить буду.

Дед берет сачок, начинает гоняться за бабкой под веселую музыку. Курица слетает, потом выбегает конь, на нем сидит курица, они пару раз проскакивают туда-сюда. Дед с бабкой еле успевают увернуться. Дед бросается на коня, попадает на него задом наперед, конь взбрыкивает, и несет деда туда-сюда. Бабка с курицей на руках наблюдает.

Дед:

- Эх, Савраска, разомнись, остальные берегись! Бабка, что стоишь, МЧС вызывай, видишь, с коня слезть не могу!

Бабка:

- Да что ж с тобой делать-то, старый кавалерист!

Убегает, прибегает с морковкой.

Бабка:

- Савраска, кыс-кыс-кыс. Гули-гули… Иди сюда, мой хороший! На тебе морковочку, вкусну, сладеньку! Брось ты этого деда, а то он все кости растеряет.

Савраска видит морковку, и встает в стойку. Легонько сбрасывает деда, и как зомби на двух ногах идет к морковке. Бабка машет перед носом морковкой, и ведет его в сарай.

Бабка:

- Пойдем, пойдем, милай. Дед, ты как, живой? Ах ты ж старый недотепа! Вздумал верхом кататься.

Дед лежит, кряхтит, охает. Бабка к нему.

Дед:

- Бабка, слышь, я это, кажись селезенку растерял. Все внутренности скачут, как на сковородке, пляшут, как на дискотеке. А селезенку не чувствую.

Бабка оглядывается в поисках дедовой селезенки.

- Тьфу на тебя, старый, напугал. На месте твоя селезенка, ничего из тебя не высыпалось. Что ж мне с тобой делать? Нам на ярмарку ехать, а ты побитый весь. А мне еще корову подоить, вещи собрать, да блинов напечь для Машеньки нашей. Иди, отлеживайся, чтоб через час мне как огурец был.

Дед:

- Слушаюсь, ваше величество. Через час как огурец.

Бабка помогает деду подняться, ведет его в дом. Тут появляется Машенька.

Маша:

- Бабушка, дедушка, что случилось? Я шум слышала.

Дед:

- Да ничего, милая. Деда твоего порастрясло чуток, а так, все живы-здоровы. Направляемся на реабилитацию.

Бабка смотрит на деда с любовью.

Бабка:

- Ох ты, горе мое. Ничего, внученька, вроде все обошлось. Сейчас деда отведу, и корову доить пойдем.

Маша:

- Давай помогу, бабушка!

Уводят деда.

На сцене появляется барсук, обнюхивается, достает морковку, и тащит к себе.

Действие V

Видно только зад коровы, и часть Бабки.

Бабка:

- Вот, внученька, корова — она ласку любит. Я когда дою всегда песенку пою.

Ох ты коровушка-буренушка моя
Ой ты шерстка шелковая
Ох да рога остры
Ой да бока круты
Ой да молока дает да по полтора ведра
Ой да травушки ест да по полтора стога
Ой ты коровушка-буренушка моя…

Маша:

- Бабушка, как у тебя ловко да быстро получается.

Бабушка:

- Ничего, научишься. Бери ведро, да не разлей.

Маша несет ведро, Бабка за ней. Навстречу дед с мешками.

Бабка:

- Окстился уже? Запрягать идешь?

Дед:

- Так уже запряг! Телегу гружу. Пять минут на сборы, да поехали. Вон, солнце высоко уже.

Дед уходит, выводит Савраску, запряженного в телегу. Выходит Бабка, за ней Маша.

Бабка:

- Мы на ярмарку, ты за хозяйку. Со двора не ходи, вокруг себя гляди. Воды принеси, двор подмети, половики вытряси. Блины на столе, сметана в чулане.

Дед:

- Бабка, да садись уже. Чай внучка у нас не маленькая. Но-о-о, пошел Савраска!

Уезжают. Маша под веселую музыку сначала несет воду, потом подметает, потом трясет половик.

Маша:

- Ну вот. все дела переделала. Воды принесла, двор подмела, половики вытрясла. Осталось что? Блинов поесть. Со сметаною.

Идет, потом останавливается.

Маша:

- Блинов я всегда успею. А так свежей ягоды захотелось. Просто спасу нет. А в лес дедушка с бабушкой не велели. Что же делать? Вот что, схожу, недалеко, только до малинника и обратно. Они и не узнают.

Берет лукошко и идет.

Маша:

- А вот и малинник. А ягоды сколько! Вкусная, сладкая. Ням-ням… Уф, наелась. Соберу бабушке с дедушкой, как они обрадуются. Ну все, теперь быстренько домой. Нет, еще поем, про запас. Ням-ням.

Ест ягоду, выглядывает Волк. У него забинтован нос.

Волк:

- Девочка! Настоящая! Может, у нее что покушать есть. Девочка!

Маша:

 Волк! (визжит) Помогите! (бежит)

Волк за ней.

Волк:

- Да куда же ты? Я же того, безопасный. У тебя покушать что-нибудь есть?

Маша:

- Волк хочет меня скушать! (убегает)

Волк спотыкается от невесть откуда взявшегося Барсука, падает.

Волк:
- Да чтоб тебя, чудо полосатое! Откуда ты взялся? Ну что ж такое, никак не судьба мне сегодня полакомиться. Эх, брат Барсучелло...

Садятся вместе с Барсуком в обнимку на авансцену, поют песню.

Эх, покушать как охота!
Эх, совсем свело живот.
Похудел я с голодухи,
Пирожок меня спасет…
Эх, пирожки да булочки
Уточки да курочки..

Действие VI

Маша бежит, прибегает в дом Медведей.

Маша:

- Уф, еле убежала! Какой страшный волк! Худой, зубами щелкает, того и гляди съест! Так, ладно, куда это я попала? Так, это кухня, а это что? Кашка! Я так проголодалась. Ням-ням. Нет, это слишком большая ложка. Ням-ням. Это тоже большая. А вот и маленькая. И написано — Мишутка. Интересно, кто этот Мишутка. Вкусно как…

Идет в другие комнаты.

Маша:

- Так, а что у нас тут? Кровати! Никогда не видела такую большую кровать. Интересно, кто на ней спит? Медведь что ли?

Залезает на кровать, падает.

- Нет, неудобно.

Залезает на кровать Настасьи Михайловны, возится на ней.

- Нет, эта тоже какая-то просторная слишком. Ой, какая миленькая маленькая кроватка.

Залезает на кроватку Мишутки и засыпает на ней. Вскоре приходят Медведи.

Михайло Потапыч:

- Ох, сейчас рыбки поедим! Жареной, да в сметане! Так, а ведь здесь кто-то был. Кто-то ел из моей миски! Моей ложкой!

Настасья Михайловна:

- И из моей кто-то ел. Кто ел из моей миски?

Мишутка:

- Кто ел из моей миски, и все съел?

Михайло Потапыч:

- Так, надо с этим разобраться!

Мишутка:

- Пап, можно я пойду на разведку? У меня рогатка есть. Если что, как стрельну!

Михайло Потапыч:

- Давай, сынок, а я прикрою. (берет кочергу)

Мишутка идет и видит спящую Машу.

Мишутка:

- Пап, отбой тревоги! Тут девочка.

Михайло Потапыч:

- Какая еще девочка? Откуда девочка?

Мишутка:

- Тише, пап. Маленькая девочка. Она спит.

Маша просыпается, визжит от испуга.

Маша:

- А-а-а! Медведи!

Медведи:

- А-а-а! Девочка!

Пауза.

Настасья Михайловна.

- Девочка, ты как здесь оказалась?

Маша:

- А вы меня не съедите?

Михайло Потапыч:

- Не съедим, не бойся.

Маша:

- Я в лес пошла, за ягодами, и заблудилась. Говорили мне дедушка с бабушкой… (ревет)

Мишутка:

- Девочка, не плачь. Ты в деревне живешь?

Маша (ревя):

- Да-а-а.

Мишутка:

- Ну так я тебя провожу, я и дорогу знаю. Мам, пап, можно я девочку провожу? А потом приду и в комнате уберу, правда-правда.

Михайло Потапыч:

- В лес один не пойдешь! Вон, одна уже пошла, и заблудилась.

Мишутка:

- Да я эту дорогу как свои пять пальцев знаю. Я провожу, и сразу домой. Ну, па-а-п.

Настасья Михайловна:

- Дорогой, может правда, пускай сходит. Он большой уже. Самостоятельный.

Михайло Потапыч:

- Гм… Ну ладно, так и быть, пускай идет. Только смотри, туда и обратно.

Мишутка:

- Хорошо, пап. Ну, мы пошли.

Маша:

- До свидания. Спасибо большое, каша была очень вкусная.

Уходят.

Михайло Потапыч:

- До свидания. Ишь ты, тоже вежливая.

Уходят. Появляется Барсук, берет машино лукошко, бежит за ними.

Действие VII

Маша и Мишутка идут по лесу. Маша с лукошком, в лукошке ягоды.

Мишутка:

- Ты не бойся, я тут каждую тропинку знаю. Больше не заблудимся!

Идут, навстречу Волк.

Волк:

- Ага, вот вы где, голубчики! Сразу двое! Ну, теперь не уйдете. Что это у вас там, в лукошке? Еда-а-а!

Мишутка:

- Бежим!

Бегут, Волк за ними. Бегут, через какое-то время Волк отстает. Останавливаются.

Мишутка:

- Уф, кажется оторвались. Это Волк, голодный, я его уже встретил сегодня.

Маша.

- А что это за место? Я здесь никогда не была. Ой, мы, кажется, заблудились. (ревет)
-
Мишутка оглядывается по сторонам.

- Да, место неизвестное. Что же делать? И правда ведь, заблудились.

Маша ревет

- Говорили мне бабушка с дедушкой, не ходи в лес. Почему я их не послушалась?..

Мишутка:

- Так, спокойно. Начинаем соображать. Нам на тропинку выйти надо? Надо.

Ходит туда-сюда, думает.

- А где твои ягоды?

Маша:

- Растеряла по дороге.

Мишутка:

- Придумал! Надо искать ягоды на земле! Они и приведут нас к тропинке в твою деревню! Смотрим внимательно. Вытри слезы и вперед.

Идут

- Раз ягодка, два ягодка. Ням-ням, вкусно. А вот и тропинка! Ура! А вон и твою деревню видно.

Маша:

- Ой, спасибо тебе большое! Ты очень смелый и… сообразительный! Как тебя зовут?

Мишутка:

- Мишутка, а тебя?

Маша:

- А меня Маша. Ты приходи к нам в гости, Мишутка. Бабушка блинов напечет. Со сметаной, с вареньем. Ты любишь блины?

Мишутка:

- Очень люблю! Со сметаной, с вареньем. Ладно, приду, если папа с мамой отпустят. А сейчас мне пора бежать. До свидания, Маша.

Маша:

- До свидания, Мишутка!

Действие VIII

Дед с Бабкой торжественно въезжают во двор в телеге, полной добра.

Дед:

- Ох, хороша была ярмарка! Ох, богата! Полну телегу добра привезли. И Машеньке гостинец. Ты посмотри, во дворе какая чистота. Тпру, Савраска!

Бабка:

- Только Машеньки нашей не видно. Может, уморилась, да отдыхает? Машенька, ты где?

Дед:

- И правда, где это она. В доме нету. В амбаре нету. Машенька!

Машенька появляется, быстро прячет лукошко.

Маша:

- Бабушка, дедушка, здесь я! Вы уже приехали?

Бабушка:

- Приехали, внученька. И тебе гостинец привезли. Пойдем-ка примерим.

Уходят. Дед уводит Савраску, во дворе остается телега.

Голос Маши из-за кулис:

- Ой, какой красивый! Спасибо, бабушка, спасибо, дедушка.

Выглядывает Волк, видит, что никого нет, подходит к телеге.

Волк:

- На ярмарку ездили. Ну, значит, что-то съедобное привезли. Так, посмотрим, что здесь.

Копается, в стороны летят вещи.

- О! Носом чую, что-то вкусное!

Берет мешок, взваливает себе на спину. Выбегает Дед

Дед:

- Ах ты, серый разбойник! Ты что это удумал? Вот я тебя сейчас солью из ружжа угощу в заднее место!

Дед хватает ружье. Волк бросает мешок, поднимает лапы вверх.

Волк:

- Сдаемсу! На милость победителя! Пощадите! Я есть хочу!

Дед:

- Ишь ты, есть он хочет. А ты полезного что-нибудь сделал сначала? А то ведь правило простое — кто не работает, тот не ест.

Волк:

- Полезное? Эт как?

Дед:

- А вот как. Сначала дров наруби, да воды наноси, да телегу разгрузи, а потом, глядишь и пообедаем чем бог послал.

Волк:

- А что, так можно было? Так это я того, мигом!

Раздается веселая музыка, Волк бегает туда-сюда, как электровеник, то с ведром, то с бревном, то с мешком. Откатывает телегу в амбар. Дед с Бабкой стоят, любуются.

Хором:

- Милости просим за стол!

Появляется стол, все садятся, Волк начинает есть, да похваливает. Наедается.

Волк:

- Ну вот, теперь я добрый. Но в лес, ребята, все-таки не ходите. Лучше в театр!

Уходят, маша руками. Появляется Барсук, выходит на середину, кланяется.

- Все!

Занавес, песня


Рецензии