Парашютисты приземлялись ночью ч. 21

В марте была высажена и группа ОМСБОН НКВД СССР. Партизанское движение начало обретать силу и всё же история деятельности крымских партизан в период с февраля по июнь 1943 г. это прежде всего история борьбы за выживание. И теперь о подвиге советских и испанских воинов, выполнявших в марте 1943 г. особо важное задание командования ЧГВ ЗКФ. После вывода из строя ж/д узла г. Ростова–на–Дону основной магистралью, по которой шло снабжение немецко-фашистских войск в Краснодарском крае, стала ж/дорога Джанкой-Владиславовка-Керчь. Штаб ЧГВ требовал от партизан и наших ДРГ, держать её под ударами. К тому же в марте надлежало проверить секретные сведения, полученные советской разведкой от Джона Кэрнкросса, члена легендарной группы «кембриджская пятёрка», о прибытии в один из северных районов Крыма, на испытательный полигон немцев, новейших образцов военной техники. Краткая справка: Разведгруппа «кембриджская пятёрка» была создана в Великобритании в 1930-е гг. В середине 1940-го один из её членов -  Д. Кэрнкросс занял в Лондоне скромный пост секретаря лорда Хэнки, возглавлявшего чуть не полтора десятка всевозможных комиссий, по обороне, безопасности, по регулярным докладам английских спецслужб, по засекреченным сообщениям о состоянии экономики и прогнозы по её развитию и т. д. Джон Кернкросс даже отдалённо не походил на типичного представителя второй древнейшей профессии (разведчика - авт.). Однако за годы войны он передал тысячи страниц секретнейших бумаг, некоторые из которых и сегодня не рассекречены.

С началом войны Джон по совету советского резидента приступил к работе в шифровальном центре британской разведки в Блетчли. Его, простолюдина, никак не связанного с разведкой, вообще не должны были туда брать. Но Кернкросс, в отличие от сограждан-англосаксов, прекрасно говорил по-французски, по-немецки, объяснялся по-итальянски и по-испански, читал на шведском, а к концу войны даже на русском. В шифровальном центре на него навалили сразу много работы. Кому её доверить, как не этому полиглоту. И стали самые ценные шифровки тут же попадать в руки советских друзей. С января 1941-го шифровки от Кернкросса пошли валом и исключительно тревожные. Ему удалось передать телеграмму министра иностранных дел Идена о беседе Гитлера и наследного принца Греции Павла. Нападение на СССР неминуемо - свидетельствовал документ. Этот же вывод подтверждали письма в Форин Офис английских послов в США и в Швеции. Британская разведка сообщала о военных приготовлениях немцев в Германии и Финляндии. Тревожно звучали предупреждения посла из Турции: немецкие суда быстро перебрасываются поближе к черноморскому побережью СССР. Незадолго до начала войны в Москву были направлены 60 пленок с материалами Кернкросса по разнообразнейшим аспектам - от военно-политических до чисто разведывательных. А скоро по всем резидентурам было разослано срочнейшее указание Центра: требуется информация об атомном оружии - любая. Первыми, и никак не связываясь друг с другом, отозвались двое из «Кембриджской пятерки» - Доналд Маклин и Джон Кернкросс.

Именно Кернкросс совершил прорыв в атомной разведке, когда одним из первых сообщил в Москву о работе над созданием атомной бомбы. В третьей декаде сентября 1941-го он добыл полный текст доклада премьеру Черчиллю о возможности создания нового и неведомого атомного оружия: и на это потребуются, возможно, не десятилетия, как прогнозировалось ранее, а всего около двух лет. Ведь английские и американские ученые стали работать над проектом совместно с зимы 1940 г. И во время войны и после неё Джон постоянно посылал ценнейшие документы по атомной тематике. Внимательно следил за развитием атомной промышленности уже и при возникновении НАТО. Его роль в атомной разведке понятна и просто неоценима. Другой вехой стала добыча бесценных сведений, которые помогли выиграть танковое сражение на Курской дуге. Кернкросс ещё в 1942-м передал попавшие к англичанам технические характеристики нового немецкого танка «Тигр». Их смысл заключался в том, что стала известна толщина брони Т-6, которую германские конструкторы не без оснований считали непробиваемой для советской артиллерии. К счастью, благодаря вовремя полученным данным у советских оружейников хватило сил и знаний для быстрого изготовления новых, гораздо более мощных, чем прежде, снарядов. После этого «Тигров» стали уничтожать с размахом, который вгонял фашистов в панику. Джон также уведомил сов. резидентуру о том, что немецкое командование полностью ознакомлено с дислокацией наших войск на Курской дуге. В результате Верховному командованию удалось в последние дни перед сражением под Прохоровкой произвести их скрытую переброску, что явилось полной неожиданностью для немцев.

За это скромный агент по имени Джон был награждён орденом Красного Знамени... После ухода двух своих друзей в СССР и бегства Филби из Бейрута в 1963-м Кернкросс никого не выдал. Последние годы жизни провёл во Франции. На склоне лет заявил, что, возможно, придёт день, когда люди поймут, почему молодой англичанин, обладающий интеллектом, решился на им совершённое. Из всей «пятёрки» один лишь Кернкросс оказался долгожителем. Он скончался в 1995 г, в возрасте 82 лет. Связь с отрядами по радио, выбрасываемыми на Таманский п-ов, должна была осуществляться средствами разведотдела штаба ЧГВ, а с группами, выбрасываемыми в Крым, - средствами Крымского штаба партизанского движения. Для этого штаб ЧГВ приказал создать из добровольцев небольшую, хорошо подготовленную группу минёров и разведчиков. Как свидетельствовал позже полковник И.Г. Старинов - желающих было много и это несмотря на большой риск и невероятные трудности. Кандидатов отбирали очень тщательно. Учитывали физические и моральные данные, опыт действий в тылу врага, возможное знание местности, качество спецподготовки, свойства характера, отдавая предпочтение людям жизнерадостным, находчивым, уживчивым в коллективе и с быстрой реакцией. К 10 марта 1943 г. в ДРГ отобрали 11 чел. и назначили командира майора Мигеля Бойсо 1910 г.р., члена Компартии Испании, женатого, семья проживала в Москве по ул. Калужской д. 21, его заместителя майора Хосе Фусиманьо Фабрегас 1908 г.р., радиста - москвича, комсомольца, лейтенанта Вадима Андреевича Тарновского. Кроме них в группу вошли минёры-разведчики: Егор Павлович Кузякин - крымчанин, Алексей Кубашевич Кубашев, испанцы: старший сержант Хуан Арментерос 1915 г.р., Бара Родригес 1924 г.р., Педро Пенчаме Альпонс 1913 г.р., Хосе Пераль Вальдовинос 1908 г.р., Хосе Луис и Хуан Понсо.

Для десантирования группы в Крым из состава 2-й авиагруппы особого назначения Генштаба РККА выделили экипаж Ли-2, командиром которого был капитан Кашуба Павел Тарасович, Герой Советского Союза (удостоен 26 ноября 1941 г.). В ночь с 13 на 14 марта 1943 г. с аэродрома в Адлере поднялся военно-транспортный самолёт. ДРГ Бойсо-Фусиманьо, получив последние инструкции, вылетела во вражеский тыл. Ли-2 держал курс на Джанкой - Владиславовку. В районе Чеуды был схвачен немецкими прожекторными установками, но от зенитного огня ему ускользнуть удалось. Глубокой ночью на пустынный берег Сиваша, примерно в 5 км от небольшой деревни Шубино-Байгоджа (после 21 авг. 1945 г. просто село Шубино), опустился парашютный десант. Выброска диверсантов-подрывников и грузового парашюта с продовольствием, минами и другими боеприпасами прошла успешно. Ценнейший грузовой контейнер разведчики-минёры нашли быстро. Все парашюты были тщательно замаскированы. Экипаж Павла Кашубы вернулся в Адлер под утро. Летчикам дали отдых. Им ещё предстояло выполнить второе задание, тесно связанное по замыслу с первым. Весна только собиралась вступать в свои права. С Сиваша наплывал холодный туман, потом пошёл мокрый снег. Когда же небо очистилось, десантники увидели, что перед ними голая степь, подступавшая к побережью. Ни дерева, ни кустика, не за что зацепиться глазу. Требовалось спешно подготовить укрытие, то есть окопаться и начинать выполнение боевой задачи. Спустя сутки ДРГ Мигеля Бойсо вновь ожидала прибытие того же самолёта в известный квадрат со второй группой парашютистов.

В назначенное время стали подавать световые сигналы. Но самолёт не появился, потому что был подбит мощным зенитным огнём немцев. Опытный лётчик-"ночник" Павел Кашуба сумел спланировать на повреждённой машине (были перебиты рули высоты) и совершить вынужденную посадку вблизи Старокрымских лесов. К счастью, 11 диверсантов-разведчиков (среди них радистка Таисия Опарина) и экипаж "Дугласа" остались живы. Только бортрадист Волынский сломал ногу. Травма Волынского сильно стесняла действия десантников и экипажа. Когда до леса оставалось совсем немного, подоспевшие каратели окружили группу. Завязался неравный бой, в котором погибли минёр-десантник Грабаров и бортрадист Волынский. Но вырваться из окружения удалось, как удалось и оторваться от преследования противника. Более месяца отряд Кашубы сражался с захватчиками в горах. В середине апреля партизаны во время очередного сеанса радиосвязи получили сообщение о том, что к ним направляются 3 самолета ПО-2, которые забрали лётчика и десантников. (См. подробнее в рассказе авт. - "Пилот особого назначения"). А в ту ночь 15 марта, немцы всполошились всерьёз. Ведь не случайно две ночи подряд вблизи расположения их секретного полигона появляются советские самолёты. На ноги была поднята вся полевая жандармерия. Патрули стали усиленно рыскать по всему побережью. Майор Мигель Бойсо принял решение - ДРГ выполнять боевое задание самостоятельно. Они не могли знать, что в районах, прилегающих к полигону, уже началась спецоперация по их обнаружению и поимке.

Продолжение следует в части  22                http://proza.ru/2020/11/22/583


Рецензии