В плену лозунгов гл. 13 Вещий сон

    Услышав условный свист друга, я выбежала во двор, радуясь встречи с ним и подругой после длительного расставания. Марат жил месяц со своей хоккейной командой в Подмосковном спортлагере. Он с восхищением отзывался о тренере и необычных тренировках. Рассказывал забавные случаи, как подбрасывал ужей в спальню баскетболисток, смешно изображая визг девчонок, а мы хохотали, глядя него. Галке тоже было что вспомнить о местном пионерлагере: 
    – Представляете, ребята, меня в турпоходе заставили на костре варить макароны по-флотски, и я случайно посолила их сахарным песком. Перепутала соль и сахар, которые были в одинаковых мешочках. Ребята не стали есть сладкие макароны с тушёнкой, и всё скормили рыбам. Зато рыбалка получилась классная! Вот такого карпа поймали! – и Галка широко развела руками. 
    – Неужели! – не поверил Марат. – Сроду в Клязьме такие карпы не водились.
      Галка поняла, что с рыбой переборщила, и перевела разговор на другую тему:
    – Кстати, наш вожатый Олег был похож на Шурика из фильма «Операция «Ы». Тоже белобрысый и в очках. Мы звали его Шуриком. Сказал, что в институте также все зовут. Он нам пел свои песни под гитару. Классно было! 
    – Аня, – спросил меня наш друг, – а ты, где каникулы провела?
    – В деревне у дедушки с бабушкой. Полола в огороде, ходила в лес за ягодами и купалась с сестрёнкой в Нерехте. Ничего интересного. Хотя постойте, я знаю, чем вас удивить. Пойдёмте к скверу.
    Мы втроём прошли по липовой аллее и приблизились к металлической ограде, возле которой росла моя берёзка.
    – Вот здесь я первого мая посадила берёзовую веточку. Смотрите, как за лето поднялась. Мне Афанасий Павлович сказал, что если посадить дерево своими руками и ухаживать, то ему можно доверить тайны.
    – Аня, это же здорово! – воскликнула Галка. – Устроим здесь тайник. Выроем ямку и в банке спрячем фотографии наших любимых актёров, а Марат спичечные этикетки со спортивными эмблемами. 
    – Ещё чего! — воскликнул тот, — Вдруг кто-то найдёт и присвоит.
    – Галка, мы же не маленькие, прятать фантики под стёклышки, – возмутилась я.   
    – Аня, нет у тебя романтики, – вздохнула подруга, но на этом её фантазии не закончились. – Тогда напишем в тайне друг от друга записки, кто кем хочет стать, и закопаем бутылку под булыжником. Через пять лет получим аттестаты и поступим куда-нибудь учиться. Тогда раскопаем и посмотрим, сбылись мечты или нет.
    – Галка, ты же на следующий день выкопаешь эти записки! – воскликнул Марат.
    – Зачем мне выкапывать, если я и так знаю, что Аня хочет стать библиотекарем, а ты космонавтом.  В третьем классе мы же втроём сочиняли тебе письмо Гагарину.   
    – Сочиняли, а посылать я его не стал. В школе сказали, что в космонавты берут только отличников. Теперь решил стать водителем троллейбуса, как твой папа.
    – Эх, Марат, не умеешь масштабно думать. Вот я мечтаю, чтоб через пять лет у нас в стране настал коммунизм, а не через двадцать, как обещал Хрущёв.
    – Забудь, – остановила я её, – Сказали через двадцать лет, значит, так и будет.
    – Тогда мне осталось мечтать лишь о котёнке. Давно у мамы прошу, а она говорит, что по столам будет лазить.
    – А я собаку хочу завести, но вы же знаете мою бабушку.
    Кто не знает бабушку Фариду с её вздорным упрямым характером. Даже пенсионерки сторонятся после того, как выжила сноху из дома. Марат скучал без мамы, поэтому я осторожно спросила: 
    – А ты хотел бы, чтоб мама вернулась?
    – Конечно, но мама рассорилась с бабушкой. Когда папа услышал, что назвала её змеёй подколодной, сказал: «Уходи, а если вернёшься, живьём закопаю!» 
    – Не закопает, – заверила я. – У нас права женщин защищены законом СССР. Ты когда-нибудь слышал, чтобы муж живьём закопал жену? Глупости это, просто со зла наговорили обидных слов. И вообще, ребята, пошли домой, уже темнеет.
    Мы вернулись во двор, где увидели на лавочке одиноко сидящего пенсионера Чутких с книгой в руках. Афанасий Павлович приветствовал нас радостной улыбкой:
    –  Марат, как ты возмужал. Девочки, и вы подросли! Анна, – обратился он ко мне полным именем, – как твоя берёзка поживает? 
    – Стоит краса кудрявая,
       Листвой шумит златой.
       Поёт, от ветра кланяясь,
       Землице дорогой!
    – Вижу, любишь её, раз стихи посвятила. А ты знаешь, что со своей берёзкой можешь даже разговаривать?
    – Разговаривать? – переспросил Марат и усмехнулся. – Так только в сказках бывает.
    – Я вижу, ты не веришь мне? Тогда слушай, чему был сам свидетель. Когда-то за Слободкой жила бабка Челышиха в доме, похожим на землянку. К ней ходили лечиться или узнать о родных, что воевали на фронте. В то время немцы до Москвы дошли. Однажды кто-то спросил Челышиху: «А не войдут ли немцы в наш город?» Она прижалась к дубу, что рядом с домом рос, пошепталась и говорит: «Ни один фашист не ступит ногой, и ни одна бомба не упадёт». Так и было. Вражеские самолёты летали по ночам, искали наш оружейный завод, но бомбы падали за городом.
    – Может бабка ясновидящей была, – предположил наш друг.
    – Я тоже так думал. Но когда собрался идти на войну, рискнул пойти к чудесному дубу. Кто знает, а вдруг получится. Прижался к стволу и шепчу: «Скажи, дуб, как избежать мне смерти?» Вдруг слышу глухой голос, как из-под земли: «Молись святой Богородице, останешься жив».  Я поспешил к Челышихе в дом за молитвой. С того дня стал читать её по утрам. Однажды на заре подняли нас в атаку, не до молитвы было. И в том тяжёлом бою меня шибко ранило в ногу. Ещё хорошо отделался. Если бы вовсе забыл о Боге, то не сидел перед вами.
    – Простое совпадение, – стоял на своём Марат,
    – Никогда, друг, не спеши со своими выводами. Анна, а ты не слушай его. С берёзкой своей почаще разговаривай. Она тебя и успокоит, и желание твоё исполнит.
    – И желание исполнит? – удивился «Фома неверующий».
    – Непременно. Надо только вначале сказать: «Берёзка Вездесущая, великая Заступница, к корням твоим слагаю все чаяния мои и сердцем уповаю, спаси и сохрани.»
    – Если просить, то лучше у дуба, он уж точно ответит, – сказала Галка. – Афанасий Павлович, вы нам покажете, где он растёт?
    – Во-первых, ответит тем, кто уверовал в Бога. Во-вторых, его давно уж нет.  После войны Челышиха умерла, завещая людям под дубом молиться. Многие так и делали. Тогда священник велел сжечь дерево вместе с домом, объявив их колдовскими. 
    – Жаль, – опечалилась я. – Мама рассказывала о легендарной бабушке, которая жила на отшибе, как одинокий гриб Челыш, а о чудесном дубе впервые слышу.   
    Заметно начало темнеть и жёлтые фонари зажглись на столбах. Мы молча разошлись по домам, каждый думая о чём-то о своём.
    А ночью снится мне, как падают снежинки и ложатся на берёзку цветочками.  Стоит большая да стройная. Вся белая, как невеста в подвенечном платье, а я напеваю: «Берёзка Вездесущая, великая Заступница, к корням твоим слагаю все чаяния мои и сердцем уповаю, спаси и сохрани.» Она веточками обняла и шелестит листвой: «Чего желаешь? Всё исполню». А в моей голове, как назло, ни одного желания. Тогда прошу: «А можно, чтоб к Марату вернулась мама?». «Пусть, будет так!» – сказала и пропала. Утром вспомнила сон и подумала, если бы тётя Роза вернулась, вот бы он обрадовался.
    Мама ушла на работу, а я повела сестру в детсад. Назад возвращалась липовой аллеей. Стою у ограды и смотрю на берёзку. Взгляд упал на серый булыжник, под который Галка предлагала закопать бутылку с записками. Но почему лежит он у самого ствола берёзки? Мне не понравилось, что давит ей на корни. Откинув в сторону, увидела записку, где бисерным почерком Марата написано обращение к берёзке. Надо же запомнил слово в слово и приписал ещё: «Я хочу, чтобы ко мне вернулась мама». Значит, наш «Фома неверующий» приходил вчера. А мог бы и меня позвать.
    Вернувшись во двор, увидела нашего друга у «Скорой помощи». Бабушку Фариду в очередной раз увозили в больницу. Вскорости узнала, что умерла от обширного инфаркта. Мы с Галкой сочувствовали Марату. Вспоминали, как она кормила нас блинами с вареньем, как любила шутить, что ей пора отправляться к деду в небеса. В администрации завода выделили на похороны деньги и людей в помощь. Хоронили под звуки духового оркестра, неся за гробом на подушечках трудовые награды и военные ордена. 
    А через неделю Марат объявил:
    – Аня, сегодня мама приезжает! Я сказал папе, что не дам маму закапывать, а он мне: «С чего ты взял, что хочу её закапывать?»
    – Выходит, зря переживал, – радовалась я и добавила. – А сон-то вещим оказался.
    – Какой сон?
    – Не обращай внимание на слова. Гляди, Марат, как солнце ярко светит.


Рецензии
Спасибо!
Замечательно написано!

Екатерина Сидорова 1   06.01.2023 00:40     Заявить о нарушении
Екатерина, большое спасибо за признание и тёплый отзыв.

Вера Кальпан   06.01.2023 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.