Анна Петросян. Русский и я
- Почему все же бюро? Получается, вас можно назвать первопроходцем в этом?
- Бюро – это чуть больше и солиднее, чем просто я сама по себе. Да и не успеваю. Лучше дать работу и возможность заработать прекрасным людям, чем отказать потенциальному заказчику. Да и мозг в тонусе держать полезно.
Говорят и пишут, сейчас авторитет русского языка возрастает. И грамотная устная и письменная речь становятся важным показателем надежности человека. Есть прекрасные специалисты, мастера своего дела, которые, увы, пишут с большим количеством ошибок, не могут сформулировать что-то важное. Мне нравится таким помогать. Так они быстрее находят клиентов, реализовывают свои проекты. Их дело продвигается. И мне радостно, что смогла принести пользу, применила свои знания и опыт.
Раньше у всех СМИ был штат корректоров, потом их число сокращалось, и некоторые сейчас работают совсем без этих специалистов. И уровень грамотности письменных материалов – на всех уровнях – резко упал. Иногда, когда есть время, отправляю правки и Пятому каналу, и Яндексу, не говоря о глянце и газетах. В Сочи были корректоры и у юридических компаний, и в издательствах (типографиях), и в СМИ. А теперь… Кто может себе позволить оплачивать такую работу, тот держит марку.
Первое частное корректорское бюро на курорте? В таком формате – да. Есть несколько крупных федеральных корректорских бюро, я на них подписана в соцсетях, читаю, слежу, иногда задаю вопросы и комментирую. Это полезно. И познавательно.
- Как и когда вам пришла идея создать свое корректорское бюро?
- У меня есть «Блокнот для связи с информационным полем Земли». Он же –
блокнот «фильтрации идей». Так вот в нем я впервые написала о желании создать свое корректорское бюро 19 февраля 2015 года. Получается, вот уже в течение пяти лет эта идея более-менее осознанная. Как пришла идея? Естественно. Сначала ты один работаешь, выполняешь заказы. Потом периодически даешь работу знакомым, если сам не успеваешь или можешь помочь коллегам. Все же, по ощущениям, я больше «работник сам по себе», но и в этом деле можно чуть расшириться. Бывают срочные работы, когда ты физически не можешь приступить к ним немедленно. Тогда и разумно обратиться к надежному специалисту. Такие ситуации периодически возникают. Так пусть это будет более грамотно и удобно организованно.
- Вы по образованию дизайнер. Но сразу после окончания института пошли работать в городскую газету. Почему?
- В жизни у меня равномерно чередуются периоды «язык – картинки». Сейчас я понимаю, с чем это связано, но об этом не в этой беседе. С детства обожала рисовать. Но в художку не ходила, училась музыке (так хотела мама). Всегда и везде рисовала. Каюсь, даже на зданиях и в книгах (в своих). В старших классах была гуманитарием. В Лазаревском 95-м лицее мы очень много занимались русским языком и литературой. Шесть дней в неделю. Мы даже потренировались сдавать пробный ЕГЭ по русскому, тогда он еще был необязательным. 99 баллов набрала, но нас просто тогда отлично натренировали. И к моменту поступления в вуз на филолога меня буквально тошнило от правил русского языка. Тогда волею случая (старшая сестра вслух прочла в газете объявление о приеме документов в институт с необычным названием) пошла учиться на дизайнера одежды в Сочинский институт моды, бизнеса и права. Почти шесть лет рисования, создания коллекций, изучения истории искусства, дизайна, моды. Абсолютное счастье и радость самовыражения. Но к концу 6-го года обучения (к диплому) возникло мощнейшее чувство: «устала от моды, от материального». И вновь вынырнуло Слово. Сомнений и размышлений, куда идти работать, не было. До этого года два писала в студенческую газету о конкурсах моды, тенденциях. И тут четко поняла и почувствовала: хочу в газету. И пошла. После опубликованного пробного репортажа о выставке фотографии в Сочинском художественном музее выпускающий редактор «Черноморской здравницы» Ирина Владимировна Тодоренко предложила мне оформиться стажером. «Вы умеете писать», - сухо заметила она тогда. И я окунулась в абсолютно новый для себя мир – работу в ежедневной городской газете. Первые два года главный редактор Сергей Константинович Белов много критиковал, потом стал довольно улыбаться, читая репортажи. Папе мог понравиться один материал из пятидесяти.
- Что больше всего запомнилось в работе репортера ежедневного издания?
- Какое-то невероятное сочетание постоянной физической усталости, радости новых впечатлений, необходимости очень много писать и счастья видеть свои материалы опубликованными. В ООО «Курортная газета» входило несколько изданий: ежедневная «Черноморская здравница», еженедельная «Курортная неделя», ежемесячные «Курортная газета» и журнал «Фемина+». И мы писали для всех из них. А это 2-3 полноценных материала ежедневно! Нет выходных и праздников, но ты можешь взять машину с водителем в любой день, чтобы поехать в Красную Поляну и Эсто-Садок или центр Лазаревского, чтобы сделать репортаж и побеседовать с интереснейшими людьми.
Работа в газете не дает стабильности в жизни, это постоянные взлеты и падения. Ты думаешь, что сделал ужасный материал, а тебе звонят десятки горожан и благодарят. Или ты радуешься своему профессиональному чутью на проблемы и грамотному их изложению, а твоему начальству звонят с утра с угрозами подать на газету в суд. Ты думаешь, что просидишь до вечера в кабинете, расшифровывая интервью, взятые ранее, а тебя с фотографом срочно отправляют в военный санаторий «Чемитоквадже» общаться со «Стрижами» и знаменитыми учеными или на грохочущий, ароматный и жаркий Сочинский хлебокомбинат.
Не знаю, есть ли в городе журналист, кто столько пятниц еженедельно провел в Зале органной и камерной музыки. Иногда все эпитеты сливались, и уже казалось, что об очередном концерте или исполнителе просто невозможно что-то написать. До сих пор отдыхаю от этого, стыдно, но пока не тянет. Хотя на фортепианный концерт Валерии Анфиногеновой пошла бы.
Просмотрено много спектаклей в Зимнем театре. Появились любимые творческие коллективы. Обожаю Малый театр, Школу современной пьесы и Мастерскую Петра Фоменко. И за это огромная благодарность пиарщику Зимнего в тот период Марине Ереминой: везде пускала, со всеми звездами знакомила. Благодаря ей познакомилась и сделала полноценные интервью с Михаилом Козаковым, Хиблой Герзмава, Владимиром Спиваковым…
- Вы подрабатывали в других изданиях. Что полезного почерпнули в этот период?
- Жила я на съемной квартире на Ареде. Зарплату задерживали. И приходилось подрабатывать, хотя сейчас я не представляю, как успевала. Почти не спала и ела на ходу. Все происходило очень естественно: ни разу сама никому не звонила, не писала. Знакомые говорили, мол, дали мой номер главреду нового глянца. И мне звонили. Так я стала писать для журналов «Выбирай», «Стиль жизни», «PROСочи»… Работая в газете, познакомилась с Юлией Смагиной, она тогда трудилась в Комитете по делам молодежи сочинской администрации. Потом она была редактором или замом редактора разных глянцевых журналов и часто обращалась ко мне с просьбой сделать материал. Что полезного? «Выбирай» и его главред Антон Павлов научили меня писать негазетно. Можно было быть кем угодно, а не Анной Петросян. Выбирать какой хочешь стиль подачи. Журнальная статья – это чаще всего явная реклама. Но нужно преподносить красиво, не в лоб. Этому тоже училась, не всегда получалось. Было очень познавательно. Со временем поняла, как важно внутреннее состояние перед написанием текста. Это все явно или неявно пропитывает твой текст, и люди считывают твое внутреннее состояние. Очень трудно сделать легкий и интересный материал, когда у тебя болит зуб или болеет кто-то из близких. Особое счастье – делиться своими открытиями с читателями.
Хотя именно ежедневная газете больше всего позволяла писать о городских проблемах. И это было ее преимуществом.
- Когда и почему решили попробовать себя в корректорстве? Что давало уверенность в правильности выбора, помогало бороться с сомнениями?
- С детства мне хотелось быть похожей на папу, угодить ему. Он работал в детском противотуберкулезном санатории «Пионер» учителем русского языка и литературы, воспитателем. Выписывал и читал много газет. Всегда находил в книгах, газетах, журналах опечатки и показывал их мне. До 11 лет все сочинения писала за меня мама. Только в 6-м классе я ощутила радость от выражения своих мыслей, мнения, идей, предположений. И впервые тогда же от и до сама написала сочинение – о Петре Великом. Папа мне принципиально никогда не помогал. Но всегда просил больше читать словарей. Так я полюбила словари, не боялась больших объемов информации. И в Лицее уже легко справлялась с любыми заданиями, итогом чему – честно написанное финальное сочинение на 5/5. Конечно, этому предшествовали 3 сумасшедших года ежедневной практики. В «Черноморке» на утренних планерках корректоры приводили в пример мои материалы: им не приходилось их корректировать, или правки были минимальными. Мне нравилось наблюдать за работой корректоров: постоянно что-то выискивают в словарях, что-то черкают в полосе. И порой из неграмотного и непонятного текста они делали добротный репортаж. Титанический труд. Идея попробовать себя в этом родилась, кажется, в 2009 году. Как-то все естественно складывалось. Уволилась из газеты, стала на время фрилансером, потом работала в «Платановой аллее» литературным редактором. Однажды один из старейших корректоров ЧЗ Валентина Васильевна Лебедева попросила меня подменить ее в газете: ей очень хотелось в отпуск. За неделю или чуть меньше она показала мне азы газетной правки. И месяц я проработала в родной газете, но не репортером, а корректором. Было несколько моих ляпов. Не заметила, например, в объявлении такое: «Нам 21 лет». В следующем выпуске все уже было правильно. От усталости, непривычки работы с большими объемами ошибки случаются. Но тем не менее этого не забыть. Уверенности заниматься этим прибавилось, тем более мой труд был вполне хорошо вознагражден. Потом вычитывала другие газеты, журналы. Знакомая однажды порекомендовала меня писательнице из Краснодара. И я взялась за корректуру первой в своей жизни книги. Все прошло хорошо. И заказчик, и я остались довольны. Так и работала – в свободном плавании, то делая материалы – по желанию и на заказ, то корректируя тексты.
- Вы успели поработать в крупных проектах. Один из них – Крымский мост. Расскажите, пожалуйста, об этом.
- Моя подружка Сима Айвазян работала когда-то в «Олимпстрое». У них была вакансия «корректор-юрист». И я бы с радостью там поработала. Но я им тогда не подошла, потому что нужно было иметь юридическое образование. Потом Симу пригласили возглавить Инфоцентр «Крымский мост», и им в проекте снова понадобился корректор. На этот раз все сложилось. Мы плотно работали до конца 2019 года, вплоть до открытия железнодорожного моста через Керченский пролив. Очень насыщенный и интересный период: много новых слов и понятий. Вычитывая тексты, будто находилась там – со строителями, экологами, водолазами, водителями. Сима создала великолепную команду: в любое время дня и ночи каждый готов был прийти на выручку. Мне было в этом смысле очень комфортно. Кроме собственно строительства, там была проделана титаническая работа – информационная. Меня всегда поддерживали Екатерина Пояс и Ольга Отмахова.
- Летом 2017 была издана ваша книга – сборник миниатюр «Календарь». Что почувствовали, когда увидели на полках книжного ее бумажную версию?
- Что почувствовала? Абсолютное спокойствие. И облегчение. Очень долго по времени я шла к ее материализации, поэтому итог был долгожданным и очень своевременным. В июле 2017-го мои приоритеты изменились, и творческая реализация уступила место способностям родительским, я была на 6-м месяце беременности. Написала я миниатюры за вечер лет 10 назад. Их много публиковали. Потом пришла идея создать сборник. Заказала иллюстрации и перевод – на английский, французский и итальянский. Потом дизайн и верстка, утверждения. Затем выбор издательства. И вот мы забрали на почте бандероли с книгами. И их выставили в «Стеллаже». Была презентация с телевидением. Но мысли мои уже были в будущем, а выход из печати книги – это была дань уважения и любви своему прошлому. Чувствую, что интересные истории с ней – впереди.
- В 2017 году у вас родился сын. Во время беременности продолжали работать или как-то расписание изменилось?
- Работа у меня была ответственная и насыщенная, но день ненормированный, в офис ходить не надо. Попросила заменить меня в октябре коллегу Елену Труфанову. Она раньше была корректором в «Черноморской здравнице». И с 1 ноября полноценно вернулась к работе. Сейчас бы так не сделала. Наверное, надо было дать себе несколько месяцев без интеллектуального труда. Мне, в отличие от многих современных мам, было крайне сложно сочетать материнство и ответственную работу.
- В чем основная разница в работе журналиста и корректора?
- Раньше, еще лет 10 назад, эти отличия были еще более контрастные. Журналиста, как известно, «ноги кормят», а корректора – усидчивость, внимание и знания, и никуда ходить не надо. Журналист ходит и ездит, слушает, смотрит, анализирует, задает вопросы, пишет. Корректор же работает с готовым текстом, делая его более грамотным и понятным. Творческого самовыражения в корректорстве нет. Но с каждым годом финансовые показатели у меня менялись: корректорство приносило стабильный доход в отличие от работы репортера. Быть только корректором скучно. Уж очень порой хочется сходить куда-то, сделать фотографии, рассказать о чем-то интересном читателям. Это помогает чувствовать вкус жизни. А как же интервью! Люди! Их голоса, увлечения, знания, дела. Если сравнивать, журналистика – это ветер, эфир и огонь, а корректорство – вода и земля. И металл – где-то посередине. Сейчас у меня 50/50.
- Чем вам нравится журналистика, чем – корректорство?
- И то, и другое – занятия ответственные. Одно динамичное, другое – статичное. Журналистика дает свежесть восприятия (если не писать очень много) и иллюзию, что ты можешь что-то изменить к лучшему – в городе, в чьей-то жизни… Но не всегда финансово это вознаграждается. Больше – моральное удовлетворение. Корректорство – удобное занятие, приносящее стабильный доход. Но важно постоянно перечитывать некоторые правила, освежать знания. И спасибо порталу Грамота.ру
- Как за последние 15 лет (с момента начала вашей работы в газете), по вашим наблюдениям, изменились мировые, российские и городские СМИ?
- Ох. Мировые и российские уже давно не читаю. Иногда интервью в Интернете. Городские… Сейчас будет много печали. Хотя… Газеты. У «Черноморки» небольшой тираж. Другие городские газеты более многотиражные, но там иное финансирование. Читать их совсем не интересно. Лет 10-15 назад можно было много полезного почерпнуть из газеты, сейчас такое случается крайне редко. На обращения граждан, письма чиновники позволяют себе не отвечать, реакции более вялые, порой одни отписки. Авторитет газет слишком низок. И общество в них почти не верит, не верит, что слово может что-то изменить. Я верю по-прежнему. Сейчас вся активность, борьба за правое дело – в Интернете. Читаю, слежу. Хорошо, когда общественные движения и группы, созданные в сети, взаимодействуют со СМИ. Тогда результаты лучше. Но есть любопытная тенденция. Глянцевые журналы по наполнению стали больше похожи на газеты, их интересно читать, не сплошная реклама, а если это и реклама, она грамотно сделана, хорошо подана, ненавязчиво и красиво. Может, потому что некоторые очень профессиональные журналисты стали активно писать для глянца. В любом случае беру городские журналы где-то редко, то же и с федеральными. Все читаю в Интернете, очень выборочно, сейчас удобнее быть подписанным на трендсеттеров в разных областях и узнавать свежее непосредственно от них. Как и куда будут развиваться СМИ, не знаю. Это древняя форма обмена и передачи информации, так или иначе это всегда будет, пока есть люди. Общение важно, поддержка важна, критика важна, справедливость важна, просто чистая радость и творчество – важны. Репутация важна.
- Кроме написания репортажей, интервью, корректирования страничек в соцсетях, статей и книг, во что вы вкладываете свое время и вдохновение?
- В сон. Смеюсь. Очень растянуто во времени занимаюсь изучением нумерологии и ведической астрологии. Эти науки мне интересны с детства. Практикую на уровне хобби. Делаю матрицы и натальные карты друзьям, кому интересно. Это больше пока для себя – познание и понимание, умение видеть причинно-следственные связи во всем. Логика у меня не очень сильна, поэтому не всегда мне просто даются эти учения. Там много логики, расчетов, анализа всего и вся. Но что удивительно: знания подкреплены многовековой, тысячелетней практикой. И это чудо. Закономерности работают. Поэтому, когда меня снисходительно спрашивают: «Ты веришь в астрологию?» - я или не отвечаю, или отметаю вопрос веры. Это точная наука. Точка. Наука сложная. Наиполезнейшая. То же и с нумерологией.
С радостью изучаю сценарное мастерство, читаю книги, смотрю мастер-классы. Выбираю школу. Написала сценарий полнометражного фильма. Что будет дальше, интересно самой…
И еще смотрю мультики. Про экскаваторы, пожарные машины, самолеты, трактора и дирижабли. А на языке «Простоквашино» мы с сыном разговариваем.
- Что интересного в работе произошло с начала 2020 года?
- В самом начале 2020 года года поступило несколько интересных предложений. Так что работы было много. Успела посотрудничать с крупным федеральным заказчиком, корректировала компьютерные игры. Непривычно. Глаза устают. Надо держать в голове всю карту-схему. Но все равно познавательно: забавные персонажи, чудные миры. И заработанное хорошо поддерживало в карантин.
Издатель и преподаватель химии Светлана Волошина готовила к печати 5-й сборник о Сочи. Я его вычитывала. Несколько рассказов – просто жемчужины. Осенью приедут книги. И будет презентация.
Подходит к концу еще одна интересная работа. Книга. Имени заказчика пока раскрыть не могу. Брала развернутые интервью у многих известных людей Сочи, говорили на конкретную тему. Самой интересно, каков будет результат, когда вся информация соберется воедино.
Сейчас появилось время для себя. Лето – не мой любимый период. Обычно рутинно его пережидаю. А все «плоды» появляются осенью. Зима же – любимое время года и просто любимое время. Мое. Для интуиции, вопросов и ответов, для выбора и роста.
Вот 5 лет назад зимой и пришла идея создать свое корректорское бюро.
- А есть необычные заказчики?
- Те, с которыми работаю по бартеру: я им корректирую тексты (для соцсетей, документы, рассказы, сценарии), они мне – то, чем богаты: фотосъемка, украшения, сладости…
- Не могу не спросить: был ли момент смущения, что вы армянка, и позиционируете себя как корректор?
- Да, был такой момент. Он периодически просыпается во мне. С одной стороны умение посмотреть на ситуацию непредвзято – хорошо, с другой – начинаешь все усложнять. Конечно, кто-то может сказать: армянка пишет грамотнее многих, исправляет ошибки других, как такое возможно… Придется объяснить, что мои предки живут в России уже более 150 лет, все говорили на армянском, турецком, греческом, потом и русском. Папа знал и литературный армянский, и местный, у него была в русском языке абсолютная грамотность. Он окончил филологический факультет Ереванского госуниверситета. В моей семье, к сожалению, обычно говорили только на русском. Родной язык я слышала на свадьбах или в гостях. В мечтах и планах – выучить его, говорить, хотя бы на местном диалекте.
А русский язык – моя любовь и страсть, мой друг и учитель. У нас с ним с детства все хорошо. Много труда и внимания, много радости и опыта. И огромная благодарность моим учителям. В 79-й общеобразовательной школе Раиса Михайловна Серова привила смелость работы с русским языком, понимание: лучше поймешь правила, быстрее будешь применять. В 95-м Лазаревском лицее Светлана Ивановна Боголюбцева все свое время отдавала тому, чтобы раскрыть в нас максимально все способности. И после долгих ночей написания сочинений, муштры со словарными диктантами я ощутила вкус легкости выражать свои мысли. Устно и письменно.
Пусть я буду молчать, а за меня скажут – грамоты, дипломы, статьи, книги. И люди. Которые мне доверяли и доверяют. Так что, скорее всего, я разобралась в истории «Русский и армянка».
- Преимущества корректорства сегодня?
- Для исполнителя главная радость – можно работать удаленно и практически в любой обстановке. Важно наличие Интернета, отдохнувший мозг и свободное время.
Для заказчика – понятные, стройные, грамотные материалы – как один из наиболее эффективных путей к людям.
Свидетельство о публикации №220071700690