Гл. 4 Саша пионер - ребятам не пример

Повесть о послевоенном поколении.

            
                Взвейтесь кострами, синие ночи,
                Мы пионеры — дети рабочих!
                Близится эра светлых годов,
                Клич пионеров — всегда будь готов!

                (Гимн пионеров)

           В самом начале нового третьего учебного года состоялось классное собрание, на которое пришла их вожатая, девочка из 7 класса.
- Ребята, вас ждёт очень ответственное и важное мероприятие: скоро вас будут принимать в пионеры. В классе будет образован пионерский отряд.

           С поступлением в школу детей принимали в ряды октябрят. Название дали в честь победы Октябрьской революции. Всем выдавался нагрудный значок — пятиконечная звезда с детским портретом Ленина. Дети обычно радовались этому: ещё вчера они были малышнёй, а теперь школьники, и носят на груди красивые значки. Принимали в октябрят всем классом, Саню тоже приняли. Руководили октябрятами вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы, которые готовили их к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина или проще – в пионеры. 
           В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте с 9 лет. Как правило в пионеры принимали в торжественной обстановке, во время коммунистических праздников. Приему в пионеры большинство ребят радовалось, это была следующая ступенька в их взрослении.

           Вожатая продолжала рассказывать: о том, как проходит приём в пионеры, как готовиться к мероприятию. Саня слушал в «пол-уха». Как это она может так говорить? «Мероприятие»! Он мечтал, что скоро станет пионером, ему повяжут галстук и он будет гордо ходить с ним, поглядывая пренебрежительно на малышей, «октябряток». Но вдруг до Сани дошло, что ему-то ещё нет девяти лет. Он резко вскинул руку, встал.
- Мне нет девяти лет, меня примут?
           Вожатая удивилась.
- Как нет девяти? А когда исполнится?
- В конце учебного года.
- Ну, я не знаю, тебя, наверное, не примут, будешь на следующий год вступать.
          Саня сидел оглушённый. Как же так, он ведь мечтал об этом дне. А теперь весь класс будет ходить в красивых галстуках и только он один - с этой звездочкой, как малышня из младших классов. Над ним будут подшучивать. Вот и сейчас он слышит, как сквозь туман, шутки одноклассников, хоть и не обидные, но всё же.

           Тишину в классе восстановила учительница. Добрая Антонина Ивановна прикрикнула на ребят, а Сане сказала:
- Саша, время пролетит незаметно, скоро и ты станешь пионером. Зато сейчас даже можно будет гордиться: ты ещё октябрёнок, а учишься с пионерами. На мероприятия будешь ходить со всем классом, то есть с пионерским отрядом.
            Так - то оно так, но было обидно. И ещё не раз, до самой службы на флоте, Саше пришлось страдать из-за того, что он младше своих одноклассников, а затем - товарищей по техникуму.

            Октябрята заучивали наизусть и хором повторяли клятву пионера Советского Союза. Перед самым Днём Октябрьской Революции в школе состоялась торжественная линейка, на которой учеников третьих классов приняли в пионеры. Одноклассники выстроились в шеренгу, чистенькие и взволнованные.
 
            Оказалось, то, что Саша не был пионером, имело и некоторые плюсы. Пионера при любом, даже мелком проступке, могли пристыдить: «Пионер, а как себя ведёшь». Был такой лозунг, такое выражение: «Пионер – всем ребятам пример!» Нужно было не забыть одеть галстук на занятия в школу или на торжественное мероприятие, галстук должен был быть чистым и выглаженным. Иногда на входе в школу стояли дежурные и могли не пустить тех, кто пришел без галстука. К пионерам, нарушившим Законы пионеров Советского Союза, применялись наказания, например обсуждение на сборе отряда, совета дружины. Как крайняя мера наказания пионера - исключение из пионерской организации. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство. Ну, а с мелким хулиганством у Сани, как и у многих других его ровесников, были довольно близкие, приятельские отношения.
            Как и говорила учительница, для Саши мало что изменилось. Вместе с одноклассниками он принимал активное участие во всех мероприятиях, где участвовали пионеры, в том числе сборе металлолома и макулатуры.

            Эта деятельность была хорошо известна всем подросткам посёлка. Часто, то на одной, то на другой улице, слышались призывные кличи старьевщика Тукаева:
- Старье берём, тряпки, кости! Кому шары, кому свистульки?!
            И крики ребятишек:
- Тукай приехал! Тукай приехал!
            Схватив собранные запасы цветного металла, тряпья, костей, ребятишки бежали на улицу к старьевщику. Взвесив принесенные «богатства», сделав весовую скидку, Тукай, как чаще всего называли его, одаривал ребят свистульками, шариками, а то и маленьким ножичком. Желающие могли получить денежку.

            Тряпки принимали также женщины, варившие берёзовую жвачку. Современная жвачка - жевательная резинка - состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок, нередко синтетических (1).  В процессе употребления все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится безвкусной, действительно больше похожей на резину. Для изготовления берёзовой жвачки используются: кора берёзы, сметана, вода. Если тряпок не было, то тогда шёл обмен на куриное яйцо, которое подросток приносил из дома.
            Таким путём ребята приобретали себе игрушки, жвачку, зарабатывали на кино, мороженное, и даже на поездку в город на аттракционы.

            Пионеры же работали бескорыстно, несли своё богатство просто так, бесплатно. Но ребята считали, что так и должны поступать пионеры, так их учили. А кроме этого, было объявлено, что класс, сдавший на приемный пункт больше всего металла, поедет в Новый год на экскурсию в областной центр. Председателем пионерского отряда их класса была очень активная и добросовестно исполнявшая обязанности Люба Чазова. Она постаралась сразу настроить класс, а потом всё теребила и теребила всех.
            В первое же воскресенье после собрания отряда к Сане заявился живший неподалёку Седой.
- Саня, давай, собираем ребят и идем искать металлолом. Сегодня, думаю, надо будет вокруг «Заготскота» (2) порыскать, там часто механизаторы технику по мелочи ремонтируют, наверное, найдём что-нибудь. Кстати, я там раньше видел и большую железяку. Может ещё никто не спёр.
            Саня вроде и не против, но как вспомнит, что ему наравне со всеми придётся тащить какую-нибудь тяжеленую железку! Ребята часто забывали, что их одноклассник мальчик-с-пальчик.

            Дела у отряда по сбору металлолома шли неплохо. Антонина Ивановна или председатель отряда сообщали, что отряд то на первом, то на втором месте. Окончательный удар по соперникам был сделан, возможно, не совсем честно. У их одноклассника Абдулова Шайдуллы, которого обычно все звали Шуня, отец работал на заводе начальником производства. На территории завода скопилось много металлолома, и отец Шуни разрешил ребятам взять его немного. Ребята приехали с двумя небольшими тележками, нагрузили их и отвезли в школу на пункт сбора. Первое место, кажется, было обеспечено.
            Но для верности председатель отряда решила пожертвовать своей железной кроватью. Вдвоём с подружкой из класса Розой, они разобрали её, отвезли на тележке во двор школы и положили на кучу собранного отрядом металлолома, прямо перед самым взвешиванием. Придя домой мать увидела, что кровати нет, а матрас и вся постель дочери, аккуратно уложены на полу.
- Люба, кровать то куда делась?
- Мама, мы обязательно должны сдать металлолома больше всех. Весь класс очень хочет поехать в Оренбург. Я так всех агитировала и убеждала, что именно мы будем первыми.
- Доченька, ну разве так можно? Зимой ведь холодно будет на полу спать. Но главное, ты ничего не должна делать без моего разрешения. Кровать нужно принести обратно.
            Когда стемнело, девчонки отправились в школу. На их счастье сторож не видел, как они потихоньку вынесли за территорию им охраняемую, вначале спинки кровати, а потом основу, панцирную сетку.

            За две недели до Нового года состоялось родительское собрание класса, где Антонина Ивановна объявила:
- Дорогие родители! Ваши ребята заняли первое место среди пионерских отрядов по сбору металлолома. В награду классу организуется поездка на три дня в Оренбург. Две ночи они будут ночевать в школе. Кто согласен отпустить своих детей – запишитесь у меня. С собой ребятам нужно дать 3 рубля.
            Деньги небольшие и почти все родители отпустили своих детей.
            В зимние каникулы их класс отправился в областной центр. В программе были новогодняя елка, музей, театр. Ночевали в спортзале одной из школ. Впечатления от поездки у ребят были незабываемые.

           Но вот, наконец, неповторимый, радостный момент настал и для Саши. В день рождения Ленина, 22 апреля, в пионеры принимали тех, кто по возрасту, по болезни и прочим причинам не был принят осенью, в праздник Октября. Саша вышел из строя и волнуясь принес клятву пионера.
- Я, Зиганшин Саша, вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.
            А потом ему повязали пионерский галстук.

            Саша полюбил ходить в пионерскую комнату. Там обычно собирались любители настольных игр: шашек и шахмат. Сосед-милиционер, научивший его играть в шахматы, получил квартиру и переехал на другой конец поселка. Мало кто из Саниных друзей имел шахматы дома и чуть ли не единственной возможностью наслаждаться любимой игрой было приходить в пионерскую комнату. А как хотелось иметь шахматы дома! Но об этом нечего было и мечтать. Единственная покупная игрушка в доме – желтый пластмассовый утёнок – была получена Саней в виде компенсации за операцию «обрезание» ещё в дошкольном возрасте. Санки, лыжи были самодельными. Игрушек дома не было. Старшим сестрам и играть было некогда. Большую часть свободного времени они работали по дому или помогали маме вязать знаменитые оренбургские пуховые платки.
          В пионерской комнате на столах стояли четыре шахматные доски с фигурками. Некоторые были недоукомплектованные или, правильнее сказать, разукомплектованные. То ли кто из товарищей поделился секретом, то ли сам догадался, но понял Саня, что школьники потихоньку «тащат» шахматы из пионерской комнаты.

          В один из дней, когда прозвенел звонок об окончании большой перемены и играющие стали спорить: равная позиция ли на доске или нет, надо ли соглашаться на ничью, а на другой доске кто-то доказывал сопернику, что тот проиграл, Саня судорожно схватил какую-то фигурку, сжал в кулак и спрятал руку под стол. В сильнейшем волнении он не понимал, что ему говорил соперник по игре, кивал головой и отвечал: «Да, да, согласен», возможно «сдал» партию. Дождавшись, когда все ребята выйдут из пионерской комнаты, тоже выскочил, на ходу никак не мог попасть рукой с зажатой фигуркой в карман, положил её мимо кармана и лишь в классе немного пришёл в себя.
          Только через неделю Саня решился на повторное «похищение коня». Теперь его действия были более осмысленными, хотя он, как и прошлый раз, дрожал от страха. Поэтому, какую фигуру он утащил, Саня узнал только дома, когда вынул её из портфеля, куда переложил из кармана штанов, под партой, на уроке.
          Несколько дней Саня не ходил в пионерскую комнату, так как, несомненно, пропажу уже обнаружили, когда он войдет в комнату, взгляды всех обратятся к нему и по его лицу все всё поймут. Осмелившись затем войти в пионерскую комнату, он ещё дня три играл в некотором смятении, ему казалось, что все взоры обращены на него, все конечно знают, что вор – он! Однако ничего страшного не происходило, никто не схватил его с криками: «Это он украл, он!» и успокоившись, Саня решил утащить ещё одну фигурку. Поразмыслив, он решил, что лучше всего для начала уносить пешки, их много и пропажа одной не будет так заметна.

            Позже, случайно, из разговоров других ребят, он понял, что действительно не один занимался такой «комплектацией». Воровство фигурок стало настоящей проблемой: только дополнят комплекты, глядишь - фигур опять не хватает.
             Будучи уже взрослым, Саша узнал, беседуя с одной учительницей, что кража шахматных фигур не сильно беспокоила педагогов. Они считали, что увлечение шахматами, как и другими видами спорта, отвлечёт ребят от хулиганства, оставит меньше времени для шатания по улицам, когда ребята по примеру и под влиянием других, а иногда для похвальбы перед товарищами, совершали разные противоправные поступки.
            Возможно это и так, но безнаказанность за проступки, отсутствие страха перед наказанием наверняка приводили к тому, что подросток совершал всё большие и большие хищения, а там и до тюрьмы недалеко. Когда Саша учился в младших классах, он слышал от старших рассказы о тех, кто отсидел за воровство, бандитизм. Иногда ему показывали вышедших из заключения. Их было немного. Но уже в его подростковом возрасте довольно много ребят, его ровесники, и постарше, отправились в детские колонии. А выйдя оттуда, затем нередко и в обычные тюрьмы, колонии.
      
           Вскоре Саня записался в шахматный кружок, так это тогда называлось. Вёл его один из преподавателей школы, любитель красивой, обоюдоострой игры. Теорию он ребятам почти не преподавал, Саня не познал ни сицилианскую, ни индийскую защиту, но зато классно мог нанести скрытый удар, организовать «мельницу», сделать «вилку».
           Позанимавшись года два, участвуя в соревнованиях, к одиннадцати годам он получил третий разряд, но потом перестал посещать кружок. Как и большинство подростков посёлка, увлёкся другими видами спорта, затем закрутила-закружила первая любовь. Но часто, по вечерам, они сражались в шахматы с товарищами, одноклассниками    и увлечение шахматами осталось на всю жизнь.
            Кроме шахматного, Саша, как и его одноклассники, записался и в другие кружки. Их было большое множество, для самых различных увлечений.

            Как раз в эти годы, относительно доступными для обычного населения стали простые фотоаппараты, типа «Смена», которые стали выпускать массовым тиражом. С их помощью получали снимки невысокого качества, поскольку и плёнка, и фотобумага в стране тоже были не лучшими, но увлечение фотографированием стало поголовным.
           Для получения фото, по тогдашней технологии, было много чего нужно, кроме плёнки и бумаги: бачки, кюветы, красный фонарь, фотоувеличитель, глянцеватель. Однако большинство семей не могли себе позволить всё это купить. Ещё было нужно полностью затемненное помещение, в котором паренёк мог бы часок «колдовать». Да у некоторых на всю большую семью был домик в две комнаты, какое там ещё помещение для фоторабот. Поэтому в фотокружки, где всё это имелось, дети шли валом.
           Сане повезло: когда он стал ходить в фотокружок, желающие могли освоить и специальность киномеханика и при необходимости быть помощником взрослого киномеханика. Практически во всей огромной стране кинотеатры, клубы, кинопередвижки (3), использовали для показа фильмов кинопроектор «Украина» (4), вот работу на нём ребята и изучали.
            Киносеансы тогда проходили совсем не так, как сейчас: погасили свет, полтора-два часа идёт показ фильма, зажгли свет, все пошли на выход. Нет! Тогда это было длинное, многоактное действие, иногда нервное, иногда очень весёлое.
            Катушки с плёнкой - бабины, были небольшие, на каждой – одна часть фильма, который состоял иногда из десятка частей. Перед фильмом обязательно показывали какую-нибудь киноленту: «Клуб кинопутешествий», «Кинопанораму», где описывались достижения страны, народного хозяйства, которых тогда было много, или киноальманах «Фитиль», где в очень смешной, сатирической форме показывали существующие недостатки, которых в стране тоже было немало. Затем включали свет, зрители обсуждали увиденное, в зал входили запоздавшие.
            Киномеханик менял плёнку, заряжал, как говорили, первую часть фильма. Снова гас свет, после окончания первой части свет зажигался, и опять, обсуждая увиденное, ждали, пока киномеханик зарядит кинопроектор. Так и смотрели фильм, «по частям».     После просмотра четырёх-пяти частей, во время перезарядки, мужикам уже разрешали выходить на улицу перекурить, т.е. открывали входную дверь. В это время некоторым ребятам удавалось незаметно от контроллера проскользнуть в зал и посмотреть оставшуюся часть фильма.
             Часто спокойное течение просмотра фильма, если так можно назвать этот, в общем-то беспокойный процесс, нарушалось. Нередко киномеханик забывал перемотать на бабине пленку и фильм шёл «задом наперёд». Или неправильно заправлял плёнку, и зрителям представали кадры вверх ногами. Зрители топали ногами, кричали «сапожник», свистели, гоготали. Чертыхаясь, киномеханик включал свет, перематывал плёнку, перезаряжал кинопроектор и просмотр продолжался. Хуже было, когда рвалась плёнка, не выдерживающая тысячных прогонов по многочисленным клубам, кинотеатрам. В этом случае топали и свистели намного больше, так как ждать приходилось дольше, пока киномеханик специальным клеем не склеит плёнку, и тот «схватится».
            Позже появились большие проекторы и фильмы на двух огромных бабинах, в показе делались только два перерыва: после киножурналов, и посередине фильма. Ну, а ещё позже, в кинотеатрах стали устанавливать два проекционных аппарата и фильмы стали смотреть в один присест.

           Для подростков занятие в кинокружке имело ещё то преимущество, что они могли бесплатно, иногда и не раз, посмотреть фильм. В кинобудке было второе отверстие в зрительный зал, чтобы киномеханик мог видеть, как идёт показ, не вверх ли ногами он показывает фильм, нормальная ли резкость и прочее. После нескольких показов фильма киномеханику надоедало смотреть в это отверстие, и наступало время его помощников из кинокружка. 
           Фильмы обновлялись не часто, но всё равно у многих подростков не было денег смотреть их все. Некоторые фильмы так нравились ребятам, что они готовы были смотреть их несколько раз подряд, но где взять денег? Один из способов – это проникнуть нелегально в зрительный зал. Некоторым подросткам удавалось прошмыгнуть во время перекура мужиков, но они видели только вторую половину фильма.
           Посмотреть фильм на халяву, да ещё с самого начала, Саше с друзьями удавалось в клубе при местном элеваторе. Вход в клуб был свободный, но минут за 15 до сеанса киномеханик, которого мальчишки звали между собой Курманай, от фамилии Курманаев, выгонял всех из зрительного зала, закрывал дверь, и уже прямо перед сеансом, стоя в дверях, продавал билеты. Когда он шёл объявить, чтобы все освободили помещение, увидевший его предупреждал криком: «Курманай идёт, Курманай!», и многие пацаны прятались под длинные деревянные сиденья для зрителей. После того, как запустив зрителей и заперев дверь он уходил в кинобудку «крутить кино», ребята вылезали из-под скамеек и смотрели фильм вместе со всеми.
            Таких умников становилось всё больше и больше, вероятно, киномеханик вскоре заметил, что мальчишкам билетов им продано совсем мало, а в зрительном зале их полно. А может кто-то настучал ему про проделки ребятишек, но теперь довольно часто, после того как перед сеансом все освобождали помещение, он проходил между рядов заглядывая под сиденья и вытаскивал затаившихся там пацанят за ухо, невзирая на их громкие вопли. Прочие ребята смотрели на это через входные двери и весело хохотали.
             Страдания выловленных были не напрасны: пока Курманай тащил очередного «зайца» за ухо, другой успевал выскочить из-под скамейки и спрятаться под скамейку в том ряду, где киномеханик уже прошёлся ураганом.
            Саша и здесь оказался везунчиком. Когда не удавалось посмотреть фильм таким образом он шёл в гости к своим родственникам, которые поселились в служебном помещении клуба, там, где до его ремонта жила семьи Сани. В то время клуб отапливался двумя большими печками с помощью угля, и жена его двоюродного брата Аксана работала в должности истопника и уборщицы клуба.
           Экран в клубе разделял здание приблизительно на две равные части. В одной – зрительный зал, в другой, за экраном – служебное помещение с жилой комнатой. Сам экран представлял собой натянутую на раму белую плотную ткань, при проецировании фильма ткань просвечивала и появлялось изображение почти такой же чёткости, что и с лицевой стороны. Только изображения и движения были зеркальными, однако смотрящих фильм из служебного помещения это не смущало. Семья Аксана и пришедшие гости усаживались с той стороны экрана, кто-на табуретки, кто прямо на пол и наслаждались фильмом.
             Брат Аксан был старше Саши на 37 лет, они с женой относились к нему как к сыну, тем более, все их пятеро детей были девочки. В младшем возрасте Саня проводил у них в семье много времени, так что с просмотром фильмов проблем не было.

            Вообще, начиная с младших классов, значительную часть времени он жил не дома. Летние каникулы, три месяца, он проводил в одной из деревень на Урале у многочисленных родственников. А в период учёбы, один-два раза в неделю он ночевал у друга Миши или у одноклассников, родственников, в семьях, где были его ровесники или ребята постарше.
            Настольных игр в те годы было немного: карты, лото, шашки, домино, шахматы. В некоторых семьях в доме были, например, только шашки, иногда домино. Когда они надоедали, ребята сражались в морской бой. Потом сами изобретали игры и «изготавливали» инвентарь для них. Сейчас появившиеся лет двадцать назад игры, например типа настольного футбола, с фигурками футболистов на пружинах, кажутся настолько примитивными! Но тому поколению подростков, если они увидели бы такие игры, они показалась бы заморским чудом.
             Саша с друзьями сами придумали два вида «настольного», если так можно сказать, футбола. Во многих домах в одной из комнат стояли сколоченные из досок нары. Семьи были большие, кроватей каждому не хватало, да и места было маловато, а на нарах могли спать трое-четверо ребятишек. Иногда и родители спали на нарах, поскольку пружинные сетки кроватей под весом двух взрослых человек сильно прогибались, и оба скатывались в середину, спать было некомфортно. И к тому же нары не скрипели, как пружины кровати. На нары обычно стелили палас или войлок. Вот эти нары или пол и становились для ребят футбольным полем.
            В одном виде футбола мячом служила небольшая пуговица, в руках каждого из двух игроков было по большой пуговице. Её краем надавливали на край маленькой пуговицы и «мяч» летел в сторону ворот противника, иногда недалеко, иногда на метр и более. В другом случае, мяч был ещё примитивнее. Согнув листочек бумаги вчетверо, потом отрывали самый уголок, чуть расправляли его. Когда игрок хлопал около «мяча» по поверхности нар чуть согнутой ладошкой, волна воздуха отправляла мяч в сторону ворот противника. Неважно, что инвентарь был примитивный. Главное в игре у подростков – азарт, поэтому колотили по поверхности нар так, что потом болели ладони.
            За такими настольно-напольными играми теперь можно было проводить больше времени, поскольку во все дома посёлка провели электричество! До этого оно было на той половине посёлка, где располагались райком, райисполком, завод. В остальной части электричество было только на предприятиях, где стояли относительно небольшие дизель-генераторы.

             Жизнь с электричеством и без него - две большие разницы, как говорят в Одессе. До «электрификации» в семьях работали и делали уроки при тусклом свете керосиновых ламп, которые нередко довольно сильно чадили, глаза быстро уставали, у некоторых голова болела от запаха керосина. Более-менее было светло у стола, где стояла лампа, в дальних углах комнаты была полу-темень. Когда не топилась печка на керосине готовили пищу: он был топливом для керосинок, керогазов, примусов. Особенно сильно коптили керосинки, посуда всегда была снаружи закопченная и женщинам доставляло немало труда их отдраивать песком или золой.
             Современному жителю для того чтобы попить, например, молока, достаточно открыть дверку холодильника, достать бутылку, потом опять убрать её. А тогда, в жаркое лето, нужно было выйти из дома во двор, открыть крышку погреба, спуститься в него по лестнице, поднять наверх бидон или кринку с молоком, занести домой и потом проделать с остатком молока весь обратный путь в погреб.
             Ну, а уж зимой, чтобы достать морковь, картошку или очередные банки с соленьем, дополнительно к перечисленному нужно было одеться, в глубоком снегу расчистить дорогу к погребу, очистить от снега крышку погреба, убрать разные старые одежды, защищающие погреб от проникновения холода и потом всё повторить в обратном порядке!
            Настоящей проблемой была глажка одежды. В основном все носили одежду из натуральных тканей: льна, хлопка, шелка, а они больше всего мнутся. Чтобы погладить одежду разжигали уголь, потом засыпали его внутрь чугунного утюга и им гладили. Горящий уголь трещал, нередко в окошечки по бокам утюга летели искры, одна из них падала на кофту, что гладили – и единственная праздничная шелковая кофточка оказывалась испорченной.
            Теперь в домах в каждой комнате горела яркая электрическая лампочка. Как же детям была интересно щёлкать выключателем, наблюдая, как загорается и гаснет лампочка. Почти все семьи установили на весь дом всего по одной розетке, а некоторые вообще отказались от них. Дело в том, что счётчиков ни у кого не было, оплата за электроэнергию осуществлялась так: 50 копеек за лампочку и 2 рубля 50 копеек за розетку. Это очень дорого, за одну розетку ежемесячно нужно было отдавать дневной заработок. Поэтому во всех домах сохранились керосинки, примусы, и прокопченная посуда. Когда на единственной электрической плитке варился суп, то второе блюдо готовили на керосинке, а рядом на другой, кипел чайник.
          Однако способность нашего народа воспользоваться чем-то на дармовщинку, удивляла и удивляет мир. И тут, выдумка, смекалка, помогли простым людям. Умельцы стали изготавливать себе, родственникам, а потом и на продажу, специальные патроны для лампочек. У них к верхней части был припаян цоколь от лампочки, а ниже, в пластмассовой части просверлены отверстия по ширине электрической вилки, и вставлены металлические трубочки, так что получалась розетка в патроне. Из основного патрона выворачивалась лампочка, потом вкручивался этот самодельный патрон, а уже в него – лампочка. Сооружение готово, можно подключать плитку или утюг. Эти патроны получили в народе соответствующее название: «жулик». Вскоре такие «жулики» появились во всех домах. Из-за них нередко возникали замыкания в электрической сети, перегрев проводки, ну и пожары. Года через два появились «жулики», изготовленные фабричным способом, вероятно, где-то в подпольных цехах. 
            В домах вешали один такой патрон, чтобы в случае прихода инспектора быстро вывернуть и спрятать. Но держали ещё запасные на случай, если перегорит. У Саши дома "жулика" не было и когда он узнал, что у его друга Шурика дома в запасе лежат целых три, то попросил его один стащить. Шурик так и сделал. Когда отец пришёл домой, Саша гордо показал ему на ввинченного в патрон "жулика". Отец выкрутил его и велел Саше отнести откуда взял, объяснив, что если инспектор "застукает" с жуликом, то выпишет огромный штраф. А их он точно поймает, дома одна бабушка, часто подолгу трудится во дворе, не в доме. Саша резонно заявил, что можно вкручивать только к вечеру, когда почти все дома. И вообще, у всех жулики висят, а у них - нет. В конце концов отец разрешил оставить.

            Быстро пролетели четыре класса начальной школы и пришла пора расставаться с первой школьной учительницей. Большинство учеников класса потом все годы с большой теплотой вспоминали Антонину Ивановну. Встречаясь через 20, 50 лет после окончания школы, всегда интересовались друг у друга, где их первая учительница, кто, когда с ней переписывался. Были, конечно, и те, для кого эти годы учёбы запомнились не с лучшей стороны. Саша, который пришёл к Антонине Ивановне маленьким шестилетним «Филиппком», и которого она оставила в классе, уговорив директора, был благодарен ей всю жизнь.

            В один из летних дней к Сане прибежал взволнованный и расстроенный Миша.
- Сань, мы уезжаем. Насовсем!
- Как насовсем ?!
- Уезжаем жить в Ташкент, всей семьёй. Дом продаём.
           Для ребят это было первое в жизни расставание с близким человеком. Особенно переживал маленький Миша. Из восьми прожитых лет он был неразлучен с Сашей почти шесть лет. Ему не было ещё даже трёх лет, когда они познакомились, и подружились. Он не помнит жизни «без Саши». К тому же он расставался не только с другом, но и с улицей, со своим классом, с родным домом. С миром, который его окружал с детства. И для Саши расставание было нелегким. Хотя Саня оставался в привычной среде, рядом с друзьями улицы: Шурой, Васей, с одноклассниками, но всё же Миша был самым близким другом, первым, с кем он подружился в детстве.
           Они обещали писать друг другу.
           Этот год был примечателен для Сани ещё и тем, что, расставшись с одним другом, Мишей, он неожиданно приобрёл нового. Как потом оказалось – друга на всю жизнь.

__________________________
(1)   Согласно раскопкам, первые жвачки человек использовал ещё в каменном веке.
        Древние греки для очищения полости рта и освежения дыхания жевали смолу дерева мастика. Такой прообраз современной жевательной резинки они называли по имени дерева - «мастикой».
         Индейцы майя около тысячи лет назад, чтобы чистить зубы и освежать дыхание, использовали застывший сок дерева, эту жевательную смесь они называли «чикле».
          Современная жевательная резинка - особое кулинарное изделие, которое состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок. В процессе употребления жевательная резинка практически не уменьшается в объеме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится безвкусной и обычно выбрасывается.
         Первое промышленное производство жевательной резинки на крохотной фабрике в США датируется 1848 годом.
         Через сто с лишним лет, в 1957 году,  во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, элемент прозападного буржуазного образа жизни впервые открыто провозится на территорию СССР, но распространяется «из-под полы».
            Первая советская жевательная резинка начала производиться в 1970-е годы.
            С американской жвачкой были и курьезные случаи - американские лётчики заклеили ею дыру в системе водяного охлаждения двигателя и избежали аварии, были и трагические: в марте 1975-го года, во время юниорского хоккейного матча Канада-ЦСКА на стадионе в Сокольниках, более двух десятков человек погибают в давке, когда канадцы начинают разбрасывать болельщикам жевательную резинку.
(из Википедии)
(2)  Эта довольно большая заготовительная и сельскохозяйственная организация, имевшая свои подразделения во многих сёлах, играла одно время довольно значительную роль в трудовой жизни подростков посёлка. Её главная контора находилась ниже к реке от Улицы 9 мая, где проживала семья Саши.
(3)  Кинопередвижка — портативная киноустановка, предназначенная для демонстрации кинофильмов небольшой аудитории на открытых площадках и в помещениях, не оборудованных стационарными кинопроекторами.
              Это автомобиль, а то и мотоцикл, оснащённый портативной киноустановкой, перевозимой по различным населённым пунктам. Кинопередвижки оказались особенно эффективны в сельской местности и малонаселённых районах, где строительство стационарных кинотеатров невыгодно. Передвижная киноустановка могла обслуживать большие территории, охватывая практически всё население.
             В СССР кинопередвижкам отводилась большая роль в идейно-политической и научно-культурной пропаганде. До широкого распространения телевидения просмотр кинофильмов в передвижных кинотеатрах был одной из немногих доступных в сельской местности форм массового досуга.
            Кинопередвижки в нашей стране оставались актуальными вплоть до того, как личный телевизор стал массовым, а телевещание начали вести и в сельской местности, т.е. где-то до 80-х годов прошлого века. В настоящее время кинопередвижки продолжают ограниченно использоваться в малонаселённых регионах, не охваченных кинофикацией.
(из Википедии)


Рецензии
Читаю. Вижу всю Вашу жизнь в то время, и улыбаюсь. Жизнь школьников в СССР была практически одинакова во всех республиках.
Интересно. Увлекательно.
Продолжу чтение...
С уважением. Надежда.

Надежда Кедрина   22.03.2021 14:37     Заявить о нарушении
Вы - Надежда, что мою повесть будут читать.
Знакомлюсь с вашими работами. Впитываю понемногу. Нравится.

Саша Щедрый   22.03.2021 17:16   Заявить о нарушении