Монтаж, склейка и переход в фильме. Черновик

Монтаж долгое время был уникальным и универсальным инструментом сборки фильмов. С помощью него выбирались, склеивались кадры, формировалась композиция картины, выделялись целостные куски и т.д. Из-за такого позиционирования и бурного развития кинематографа начала прошлого века сложились разные толкования монтажа как инструмента. Каждый кинематографист выделял в нем ту или иную функцию. Родились различные по своей сути определения этого термина. Такая сложность понимания сильно усложняла применение монтажа в кино. В конце концов теоретики и практики пришли к следующему решению - определять словом монтаж конечный и хорошо описанный набор приемов, исключив таким образом столкновения с существующей до сих пор проблемой.
Мы уже выявили абсолютно различные по своим функциям и методам применения инструменты сборки фильма, такие как структура, конструкция и композиция. А также определили монтаж как инструмент, формирующий структуру. Но неясность этого инструмента еще предстоит устранить. Попробуем сделать это.
Начнем с конца. Хорошо известно определение и функционал перехода. Это инструмент маскировки стыков кадров. В отличие от монтажа, к переходам применим подход сборника приемов, так как это очень легкий в освоении и не вызывающий проблем понимания инструмент. Мы отлично знаем и умеем применять наплывы, наезды и т.п. Не возникает вопросов и к позиционированию, это инструмент, который носит лишь косметический функционал и не влияет на сборку фильма. Он применяется на последних стадиях создания картины и может характеризовать только чувство вкуса и степень выработанности стиля создателей.
Со склейкой все сложнее. Этот термин пережил много потрясений. Его необходимость отрицали, его забывали, его ненавидели, противопоставляли монтажу как дурной тон, но он все-таки выжил, хоть и не имеет значимой или вообще какой-нибудь роли в кино. Однако стоит разобраться. Под склейкой мы интуитивно понимаем нечто, что, как ни странно, склеивает кадры, не позволяет им быть подвижными относительно друг друга. Читатель может возразить и сказать, что монтаж применяется именно для этого. Да, это так. Но монтаж, к сожалению, не применяется для формирования структуры, более того, неясно как это делать. Обращаясь к прошлому и перечитывая работы о  школах монтажа и об отдельных наборах монтажных приемов, мы можем увидеть четкое их деление на описания двух функциональных типов: выборка кадров по их ритму/временной напряженности/скорости/ и связь кадров через пластику/светотень/цвет/. Пока оставим в стороне первый тип и обратимся ко второму. Не кажется ли он нам знакомым? Действительно, описание четко соответствует нашему интуитивному пониманию склейки. Свяжем термин и предмет. Склейка - это инструмент создания кинематографической связи кадров путем продолжения их различных внутрикадровых явлений друг в друге. Итак, мы освободили монтаж от половины его функционала. Зачем это сделано? Затем, чтобы монтаж был однозначно закреплен за функцией создания структуры фильма.
Но стоит заметить, что все еще не внесена достаточная степень ясности в сам монтаж. Что это за ритм или временная напряженность? Слова явно неподходящие и сложно интерпретируемые. Проблема поиска слов для четкого определения данного функционального типа заключается в банальном опережении кинематографом двадцатого века психологии в прямом изучении восприятия человека. Стоит заметить, что большинство экспериментов в этой области науки основаны на применении экрана и темного помещения, что явно подтверждает первенство за кино. Но современная психология сильно продвинулась и шагнула далеко вперед, благодаря научным методам размышлений и их отбора. Кинематограф же остановился на месте после спада интереса к монтажу много десятилетий назад. Так вот психология очень подробно описывает особенности восприятия человеком времени. Об этом можно почитать в любом учебнике под одноименном заголовком. Теперь ясно, что пытались выразить словами ритм или напряженность, под ними скрывалась ныне изученное восприятие скорости течения времени человеком. Итак, монтаж — это выборка кадров по критерию скорости восприятия течения запечатленного в них времени.
Теперь становится ясна и четко определена функция монтажа. Однако не стоит забывать, что восприятие времени и фактическая скорость его течения - это абсолютно разные вещи, более того, длина, скорость воспроизведения кадра и движения камеры не влияют на монтаж. Стоит подробно ознакомиться с соответствующим разделом психологии перед использованием монтажа в художественных целях.
Но давайте остановимся и немного подумаем. Ведь мы до сих пор не можем с уверенностью говорить о методологии применения монтажа и склеек, так как не определены их приоритеты (с переходами все ясно, это косметика). Для того, чтобы определить их, снова обратимся к структуре, конструкции и композиции. Нам известно, что композиция строится на основе конструкции, а конструкция на основе структуры и что структура определяется монтажом. Значит, монтаж должен применяться задолго до стадии обработки фильма, иначе, отсняв материал, мы будем вынуждены избавиться от большей его части. И действительно, одними из самых частых слов, которые произносит режиссер на площадке, являются слова «медленнее» и «быстрее». Отлично, а что со склейками? Оказывается, в современном кинематографе склейкам и органичным им переходам уделяется огромное количество времени. Операторы планируют вход и выход из кадра, художники проводят цветовые линии сквозь фильм, а режиссер заботится о пластике. Помогать им в этой части не будем, все и так работает, хоть и под неправильным термином. Единственное, на что стоит обращать внимание, это монтаж. Все-таки именно он является опорной и первой стадией создания фильма, который может обойтись без склеек и переходов, хоть и потеряв в гладкости и художественности. Таким образом, приоритеты должны быть расставлены в следующем порядке: сначала монтаж, затем склейки и переходы. Этот порядок применения выявленных инструментов должен быть сохранен как на съемочной площадке, так и в студии обработки материала.
Отдельно стоит сказать о ложной схожести склеек и конструкции. Первые используются как инструмент от художественности, они влияют только на гладкость и целостность визуального восприятия картины. Тогда как конструкция отвечает лишь за предварительную сборку фильма, за основу для построения композиции, чего не должно быть позволено склейкам.


Рецензии