О театре

  Лёшка Барсуков рано приобщился к драматическому искусству. Когда он учился в первом классе, учительница, Нина Ивановна, силами своих первоклашек инсценировала детскую песенку «Савка и Гришка сделали дуду» Лёшке была поручена роль деда. Хотя роль была без слов, он отнёсся к её воплощению очень серьёзно. По его просьбе мама сделала из кудели приличную бороду и подыскала обувку, похожую на лапти.

Инсценировка прошла на бис и Лёшка заразился драмой: громко декламировал стихи, принимал позы. Он хотел записаться в школьный драмкружок, но его не приняли по возрасту. Сказали: «Приходи, когда будешь в пятом классе». А когда он стал учиться в пятом классе, то и ему и всем остальным было не до театральной драмы. Драма существовала в реальности: война, голодуха, суровый быт. Так и пропал Лёшкин драматический талант. Да, наверное, и хорошо. Вдруг пошел бы Лёшка в актёры. А актёр, что за профессия? Ни два, ни полтора.

Первый публичный, профессиональный театр появился в России в 1751 году в Ярославле по инициативе Фёдора Волкова («Глобус» Шекспира был построен в 1599 году). По началу театр Волкова давал представления в кожевенном амбаре.

В 1956 году Елизавета Петровна издала указ о создании Императорских театров. Узнав о театре в Ярославле, она вызвала волковцев в столицу и включила их в состав Императорского Русского театра. В Ярославле дело Волкова продолжили его братья. После указа императрицы драматические театры стали появляться во многих городах России.

Уже в советское время каждый областной центр (и даже некоторые районные города) имел свой театр драмы. И не потому что у народа была большая тяга к драматическому искусству, а потому, что на то была воля Партии и Правительства, проводивших в жизнь боевой лозунг: «Искусство — нарду!».

Хотя Партия и заботилась о росте культурного уровня трудящих, народ посещал драмтеатры, особенно провинциальные, не очень-то активно. Это хорошо знал Барсуков, которому приходилось распространять среди матросов бесплатные билеты на спектакли и Николаевского им. Щорса драматического театра, и Севастопольского им. Луначарского драматического театра. Матросы билеты приобретали с не охотой, и Барсуков их прекрасно понимал. Он и сам не был фанатом Мельпомены.

За всю свою долгую жизнь Барсуков всего лишь четыре раза побывал в драматическом театре Первый опыт общения с драмой Лёшка получил в четырнадцатилетнем возрасте. Опыт был крайне неудачным.

Старшина построил роту, выделил флажковых, скомандовал: «Шагом марш!» и нахимовцы под песню о «Варяге» зашагали в Рижский драматический им. Чехова театр, который давал инсценировку по повести Валентина Катаева «Сын полка». Инсценировка Лёшке совсем не понравилась. Всё было неестественно, неубедительны и не интересно. Особенно его покоробила игра зрелой травести, исполнявшей роль Вани Солнцева. Она много прыгала, дёргалась и пищала неестественным голосом. После спектакля Лёшка размышлял: «Зачем в театре играть такой примитив, когда есть кино, где всё это можно показать более ярко и достоверно?» И парень был прав. Когда в 1981 году вышел на экраны двухсерийный фильм «Сын пока», созданный свердловчанами, Барсуков его посмотрел с большим удовольствием.

Вторым спектаклем для Лёшки был «Вишнёвый сад», на который затащила учеников десятого класс вечерней школы рабочей молодёжи Зинаида Яковлевна, учительница по литературе и русскому языку.  Работяги только из уважения к учительницы досидели до конца спектакля, а после того как занавес  опустился, они резво поскакали в ближайшую пивную, чтобы заглушить грусть, навеянную на них старым Фирсом.

А Зинаида была классной учителкой, таких теперь нет. В последующем она стала доктором педагогических наук, профессором и заведующей кафедрой педагогики в Педагогическом института им. Герцена.

В третий раз жена вынудила Барсукова посетить драмтеатр. Точно как у Трушкина: «Жена пристала: „Давай сходим в театр, давай сходим в театр! Мы давно не были в театре.“, хотя прекрасно знает, что меня в театре укачивает…» Вот и жена Барсукова: «Давай сходим на „Оптимистическую“. Уже все знакомые посмотрели этот спектакль. Одни мы как с деревни.» Пошли. Посмотрели. Напористый, яркий спектакль оставил приятной впечатление, однако, после выходи на экраны фильма «Оптимистическая трагедия», сценический вариант этой пьесы просто завял.

Завершил Барсуков своё драматическое образование пьесой «Дядя Ваня», поставленной на сцене Пермского драматического тетра. Это представление нагнало на него такое уныние, что он с драмтеатром навсегда завязал.

Характерно то, что Барсуков, не посещая драмтеатров, очень хорошо знал известных драматических актёров и в лицо, и по выступлениям на радио, и по ролям в кинофильмах. Причём как старых: Тарханова, Грибова, Тарасову, Яншина и т. д., так и молодых: Абдулова, Стриженова, Евстигнеева, Савину, Табакова и т. д. Современных драматических актёров Барсуков не знает ни одного. В чём дело? Ведь талантов в России не убавилось и учат студентов театральных вузов, используя на практике всё ту же систему Станиславского.

Кстати, о системах. Систем, как сборников правил, обозначений, рекомендаций, составляющих единое целое, много: система Менделеева, система Колмогорова, система Гаусса-Крюгера, система Семашко и др., Вот и система Станиславского в представлении технаря Барсукова была сборником советов начинающим актёрам и также неким методическим пособием для преподавателей театральных вузов. Когда же он случайно узнал, что эта система изложена в трёх многостраничных томах, ему захотелось заглянуть в эти тома, чтобы узнать, что такое сокровенное проповедует мэтр. На досуге он раскрыл главную книгу Станиславского, а именно «Работа актёра над собой».

Оказалось, что это никакая не система, не свод правил, не методическое пособие, а художественное произведение в форме дневника молодого актёра. Из-за многословности дневника Барсуков не смог осилить его до конца, но впечатление о нём сложилось довольно чёткое: 90% воды и 10% расплывчатых формулировок и неопределённых сентенций типа:

«На сцене нужно действовать — внутренне и внешне.»,

«Нам нужно активное, а не пассивное воображение.»,

«На сцене нужно действовать. Движение, активность — вот на чём зиждется драматическое искусство.»

«Прежде всего, надо творить сознательно и верно. Это создаст наилучшую почву для зарождения подсознания и вдохновения».

«Нельзя играть страсти и образы, а надо действовать под влиянием страстей и в образе» и т. п.

И везде «надо, надо», «должно, должно», а как эту надобность, это долженствование осуществить, сказано очень уклончиво. Конечно, гуманитарии и актёры может быть и понимают этот водолейский язык, Барсукову же, воспитанному на языке четких формул, теорем, законов, все эти высказывания были непонятны. А может быть и актёрам они были тоже непонятны. Может быть поэтому у нас мало классных артистов. Может быть поэтому слабая посещаемость драматических театров.

Государство на поддержку театров, в том числе и 205-ти драматических театров, тратит 69 млд. рублей в год. Относительно оперных, кукольных, детских театров Барсуков ничего против не имел. Что же касалось драматических театров, то он считал, что поддержка их — деньги на ветер. Как не спонсируй драму, народ в драмтеатры не рвётся. В среднем заполняемость залов драматических театров по стране составляет 50%. И если в Ставропольском драмтеатре заполняемость колеблется между 70 и 80%, то в Волгоградском театре она всего лишь 40%, а в театрах Северного Кавказа и Дальнего Востока этот показатель ещё ниже.

Посмотреть классическую пьесу приходят в основном советские старики. Молодых-то, выросших на дурных сериалах, в драмтеатр палкой не загонишь. Вот уйдут последние могикане и опустеют театры драмы.

Чтобы этого не случилось, нужен прорыв. Прогрессивные режиссёры понимают это и, пытаясь модернизировать действо, вводят новшества подчас не очень приличные. Но это частности, которые погоды не делают. Нужна революция, чтобы поднять искусство драмы на новый более высокий и яркий уровень.

В ложе театра. И. Репин
Так думал Барсуков. Может быть он был прав, а может быть нет. Вполне вероятно, что драма не операбельна и реформированию не подлежит.

СПРАВКА

,Если артист числится в труппе театра и ничего не делает, он поучает от 10 000 рублей (выпускник вуза) до 30 000 рублей (артист со стажем).

Но артисты не бездельничают. За участие в спектакле артист в зависимости от сложности роли получает от 1 500 до 15 000 рублей. Здесь возникают трудности в подсчёте. Артист может участвовать в спектаклях и 3 раза в месяц и 30 раз. Как повезёт. Плюс плата за репетиции от 500 до 3 000 рублей за каждую.

Средняя зарплата примерно 90 000 рублей.

Артисты, имеющие звание получают дополнительные доплаты:

мастер сцены — 13 500,

заслуженный артист — 18 000,

народный артист –23 000.

Особая статья дохода: участие в съёмках рекламных роликов, сериалов, кинофильмов.

Безусловно, такая система оплаты труда актёров открывает широкое поле для подсиживаний, интриг, обольщений..

Для сравнения:

заводской рабочий получает (в среднем) 29 800 рублей,

строительный рабочий получает (в среднем) 55 000 рубле,.

офисный работник поучает (в среднем) 32 299 рублей.

При этом 50% работающих в России получают менее 35 000 рублей в месяц.

О ТЕАТРЕ

1.
Интрига развивалась по спирали.
Арбенин Нину всё-таки дожал.
К чему здесь разговоры о морали?
В раскладе был не нож и не кинжал.   

И Дездемону также не кромсали,
И старый Лир от горя кончил жить,
А Гамлет и Лаэрт от яда пали.
Ромео с ядом тоже стал дружить.

Хоть крови нет. но трупные финалы
Совсем не поднимают оптимизм.
И вид скелетов в сумрачных повалах
Отнюдь не украшает  нашу жизнь..

2.
Анне Иоанновне нравились актёры,
Что играли милые   пьески про любовь.
Нравились в финале озорные ссоры
И совсем не нравилась на подмостках кровь.

Правильная женщина. Ну а мы дебилы
Прёмся на трагедии, где в коне концов
Живота лишают персонажей милых ,
И судьба горою там за подлецов..

Выйдешь из театра с сердцем угнетённым,
Добредёшь до дому из последних сил,
И вопрос возникнет в подсознании тёмном:
«И зачем ты, дурик, на спектакль ходил?»

3.
Мельпомена с Талией вроде бы сестрички,
Но какие  разные у сестричек личики.
От трагичной маски радости не жди,
От трагичной маски  лучше отойди.

Парочки в комедии просто загляденье.
Зрителя смешливого вводят в возбужденье.
Вот и дуй  в комедию, смейся от души:
Комики в комедии тоже хороши.
.



   


Рецензии