Живите до мои годы

Живет в нашем селе баба Шура. Долго живет: 93 года. Это мы ее так называем «баба Шура», а по паспорту она Александра Ильинична Борисова.

- Баба Шура, а что бы ты пожелала молодому поколению? – Задаю я какой-то странный вопрос.
- А что пожелать, - удивленно вскидывает взгляд баба Шура,- счастья, конечно, чтоб работа была, здоровье, да и живите до мои годы.

Баба Шура улыбается мудрым прищуром, а в голубых глазах, как в весеннем бездонном небушке,  светится радость и любовь.

- Я ведь людей очень люблю, всех люблю, и больших, и маленьких, хорошо одетых или плохо. Всех хочется угостить. Вашу-то  маму  я  знала, Машу-то. Работали вместе, она же агрономом была. Бывало, я в поле трактористам наварю, и она сядет, пообедает с ними, потом благодарит: «Спасибо, Шура, накормила, как ты только успеваешь на такую бригаду варить!».

- Я-то тоже землю уважаю. Цветы люблю.

Сама баба Шура тоже как цветочек, сидит, аккуратненько сложив на коленях маленькие чистенькие ручонки. На голове красненький платочек, ножки в мягоньких тапочках, а из рукава, как и положено бабушкам, белоснежный уголок выглядывает.
Может, поэтому и назвала одну из дочерей Любовью, что сама ко всему живому любовью переполнена. Вот уж как пять лет перебралась к дочке, а то сама себе жила. Кто в гости заходил, тот поражался, что ни одной травиночки в огороде нету.  Вилочкой каждый корешок, бывало, выкопает. Эта страсть к цветам и дочке передалась. Меня удивляет разноцветье: георгины, астры, дельфиниумы, ромашки, и неизвестные мне, эустомы.  Ну и чудо расчудесное!  Из теплицы, радостно краснея, шлют привет помидоры. Даже облепиха, что есть редкость в нашем селе, попыхивает желтыми бочкАми.

 Баба Шура ходит по огородным тротуарчикам, окаймленными ромашково–ситцевым полотном, радостно мурлычет что-то про себя. Смотрит баба Шура на этот прекрасный радужный мир и воплощает его в своих вязаных изделиях. Она ещё  и рукодельница. На диванах, на стульях красуются её коврики, круги, салфетки.
 Даже телефон и телевизор  освоила.

А я знаю еще одно пристрастие бабы Шуры. Она очень любит кататься на машине. Если кто из внуков обронится: « Баба, давай прокачу», то вся хворь мигом проходит, и баба Шура шустренько взбирается на переднее место. Вот и скажите: 93 года.
 Кот Рыжик тоже мурлычет тут же, на крылечке, свернувшись в оранжевым солнышком,  не обращая никакого внимания на гостей.

- А чего ко мне-то, я-то малограмотная, у нас в деревне-то пограмотней меня есть. – Скромничает баба Шура и испытующе поглядывает.

Её улыбка – это что-то особенное. Редко встретишь человека, у которого столько тепла в глазах. Много пережила - переплакала,  а не растеряла этого божьего дара -  любить людей.

- Хлеба-то мы не видели. Носить тоже было нечего. Нас в семье пятеро. После школы бежишь маме помогать. Я – старшая. Где только не работала. На фермах, на полях. В Удунге(улус в Селенгинском районе, Удунга-левый приток Темника) лес сплавляли. Наш бригадир жалел нас: «Как вы, такие маленькие, худенькие,  багры-то держите!».  А подскользнёся - упадёшь в воду. На бревно верхом сядешь, захватися, чтобы не утонуть, и ждёшь, пока тебя выташут.

Баба Шура произносит слова характерно джидинскому диалекту, съедая в слогах  гласные, подобно: «знат», «работат», «хватат»…

- Потом на ГЭСе работали, домой пешками ходили из Тохоя.  В Монголии подолгу жила, сакманила. В землянках и спали, и варили. Мука только кукурузная – из неё лепёшки, а молока, правда, много было. У меня курунгур  был, в нём масло била.
Первую свою медаль  Шура получила в 14 лет, в 1941 году. Много медалей в шкатулке. А сколько ещё не сохранилось. Правнук Данилка трётся о плечико прабабушки, с гордостью передавая золочёные и серебряные медальки. У меня не укладывается в голове: как эти нежные тёплые ладошечки выполняли совсем неженскую работу!

- Дык все так жили…

В шкатулке дорогие сердцу предметы: кроме наград ещё стихи – частушки на листочках (их баба Шура сама сочинила),  тут же серёжки, колечки.  На маленьком её пальчике серебряное колечко.
- А ты, баба Шура, кокетка.

И она, подзадориваясь, выдаёт:

- Паша был мой трактористом,
Я была доярочка.
Посмотрите вы на нас,
Какая же мы парочка.

Там, где с Пашенькой сидели,
Был заветный уголок.
А теперь пройду я мимо-
Дует только ветерок.

И баба Шура, довольная своим творчеством, посматривает светлыми, с лукавинкой, глазами.

Со старинной фотографии смотрит статный красавец  и молоденькая Шура, в платке, завязанном «кысками».  Мода такая была. А из чего ещё-то было модничать, вот на платках и изображали ушки.

- Это мы с Пашей, это мама…

До сих пор свою свекровь баба Шура называет «мама». Какое почтение к матери мужа!
Павел привёз молодую жену к родителям в Тохой. Посреди двора стоял только один амбар. В нём-то  жили все девять человек, пока дом не поставили.
 
- Это ещё милость! – убеждает баба Шура. – А из Шартыкея ещё подруга с детьми жила.

Удивительное было поколение. Открытость. Душевность. Милосердие.

И льётся неторопливый рассказ о прошлом столетии и как Шуру возили в Большой Нарын крестить в церкви. Ехали  на коне, на телеге. Священник был родственником, он с семьёй часто останавливался у Ершовых (девичья фамилия Шуры). А как до войны церковь сгорела, то иконы каким-то чудом сохранились. Некоторые были очень большие, тяжёлые. Потом их раздавали торейским людям. У Ершовых тоже сохранилось несколько икон. Одной из них и благославила мать Шуру на замужество.
 Сквозь почерневшее от времени  дерево проявляется лик Преподобного Василия. Эта икона передаётся в семье Павловых от поколения к поколению. По вечерам, перед сном, баба Шура, уединяясь в своей спальне, шепчет молитву, с малых лет выученную за матерью:

- Иисусе Христе, сыне Божий, убереги моих детей, внуков, правнуков, праправнуков от огня, от воды, от беды…сохрани, помилуй. Аминь.

На прощание баба Шура провожает за ворота и машет рукой с колечком на пальце:

- Приходите на день рождения!

В душе копошатся вопросы и заставляют задуматься над такими простыми вещами: в чём же секрет человеческого счастья  и долголетия?

 И всплывает образ простой крестьянской женщины с её незамысловатой, но настолько наполненной глубинного смысла фразой «я очень люблю людей».

Любовь – вот что продляет жизнь…

 Она, приумноженная во сто крат, возвращается, окрыляет, одухотворяет.

- Долгие лета тебе,  баба Шура!!!


Рецензии