Рецензия - Max Austen - Хватайся! Рискуй. Играй. У

Почему я выбрал этот короткий роман? Да потому, что современная российская проза. Потому, что тема острая и волнующая, потому что главный герой журналист и рок-музыкант, а главное – взгляд на иную действительность.

Перефразируя известную пословицу скажу: "произведение встречают по названию, а провожают по уму". Безоговорочно заявляю, мне заголовок не по душе, уж лучше что-то типа "Хроники отложенной смерти". Обложка, на мой взгляд, тоже ни о чём, с ненужным разъяснением и ужасным жёлтым шрифтом. Но в мудрой пословице вторая часть важней и куда как значимей. Автор, Max Austen, назвавшийся именем главного героя, предлагает свой непростой, трагический мир. Вот им и займусь. 

С первых строчек автор запускает на читательскую орбиту жесткач. Всё сказано в анонсе: "Рак – не самое приятное, что случилось со мной. Но и не самое страшное".
На смертельный диагноз накладывается грязь ретроспекций из детства. Уже из первой главы я узнаю точку зрения и место в нашей реальности состоявшегося музыканта и журналиста Максима Волкова. Тут рассуждения о бисексуалах, любимых и не очень женщинах, воспоминания детства, взгляд на религию, а над всем этим доминирует преданность рок-музыке. "Я – музыкант, излучающий энергию оптимизма, заражающий окружающих безнадежным счастьем. Разве такой похож на больного раком?"

Череда смертей красной полосой проходит через роман и в финале от первого лица ставит точку на мрачной истории 23-летнего изгоя. Что тут важнее, проникнуться переживаниями главного героя или постоянно отвлекаться на стилистику языка, смысловое наполнение и душевный раздрай? Я для себя выделил в первую очередь вопрос как бы поступил сам, домысливая собственные поступки и множа эмоции. "Мозг кидает нам загадки, а мы их разгадываем. Ассоциации – вот ключи к ответам".

Сперва горькие пилюли, подсластить успеется.

Не по душе внезапные провалы в прошлое. Есть такой приём, как ретроспектива, то есть прерывание последовательности повествования с целью показа неких событий в прошлом, но и оформляется соответственно. Можно пользоваться отточием или отступом абзаца, но сочинитель упорно бессистемно тасует эпизоды, словно тесты для продвинутого читателя. Они размывают восприятие, сбивают временное сопоставление. В оправдание читаю: "Я не знаю, почему начал проигрывать сцены из прошлого. Говорят, перед смертью вся жизнь проносится перед глазами. Обычно люди умирают довольно быстро, а вспоминают жизнь еще быстрее. Не больше минуты. Я же буду переосмысливать ее, умирая все эти пять месяцев".

Ещё хуже закосы авторского изложения – перескакивание текста в третьем лице, типа мы рокер Остин и иже с ним. Возможно это добавляет особую литературную изюминку, возможно. По мне, ретрограду, уже коли ведёшь речь от первого лица, так и веди!

Непросто вникать в тему, когда персонажи со слов автора без очереди теснятся и спешат заявить о себе. В пятой главе я уже получил тычок в мозг. Автор угостил меня запутанным текстом и я перестал понимать, что происходит. Без конца перечитывать, дабы увязать происходящее и анализировать причинно-следственные связи, уже не хватает сил. Бойцовский клуб и клуб самоубийц, суициды Юры и Иры, Серёжа гей, Виолетта больная спидом, девочка-эмо. Депресняк, паноптикум людского горя какой-то. С другой стороны, я на одной волне с Максом и отлично понимаю, как лихорадочно мечется обречённый герой в своей сжатой до нескольких месяцев реальности, скармливая читателю яркие воспоминания. "Макс Остин – тот, кто не выставляет свои эмоции и чувства на показ. Макс Остин – тот, кто запутался. А еще Макс тот, кто совершает безумные поступки".


Сложный душевный мир Максима Волкова подан разновелико. Местами пафосно, тезисно и очень спорно: "Думаю, планета Земля на четвертой стадии рака. Ее рак – люди. Они убивают планету с каждым днем быстрее и быстрее. Они не задумываются, что наносят вред всему живому. Они – звери. Я человек, зверь, и значит, причастен к убийству. Прискорбно осознавать. Если бы не знать, что это лозунги умирающего человека, имеющего возможность шокировать читателя, то возникают вопросы. Но умный и тонко чувствующий среду музыкант давно составил и продекламировал свою программу в песенном репертуаре, где вопросы любви зиждятся на суициде и смысле бытия. Но мне по душе информативность и определённый драйв. Ясна последовательность и, что делает роман интересным так это подробности и разъяснения.


Отдельный разговор о личности главного героя. Вообще-то Макс манипулятор и редкая скотина. Он далеко не продвинутый умничка-журналист и любимый всеми рок-исполнитель. Его поступки во многом омерзительны и нелогичны, не красят такие особенности, как бисексуальность, раздвоение личности, поиск истины в астрале. Бесконечная смена партнёрш и партнёров, путанная любовь. Но среда бесконечных измен, предательств и смертей, ненормальное воровское детство, ненависть к родственникам, физические и душевные травмы, не сделали его изгоем или отбросом. Тут ещё смертельное заболевание, принятие данности, а с ним подведение итогов. Чему собственно и посвящён роман.   

Показательна долгая процедура сбора ненужной одежды с бесконечным перечислением оной и воспринимается как освобождение от прошлого перед переходом в новую ипостась. "Люди погрязли в вещизме. Они покупают невероятное количество одежды и, даже не донашивая ее, выкидывают или на помойку, или забрасывают в шкаф ненужных вещей". 

Несмотря на броуновское движение персонажей и событий, это умная книга, противоречивая, поднимающая массу проблем. Тема отложенной смерти западает в сознание и никак не оставляет равнодушным. Здесь личная трагедия накладывается на острый ум героя, его мироощущение, путь к себе, самопознание. Вызывает резонанс местами спорные рассуждения о любви, вере, профессии, взгляд на окружающих, их поступки и цели. Подкупает взвешенность формулировок, парадоксальность восприятия и действий Макса. "В жизни я совершил много глупостей, многих обидел. Я хотел бы попросить прощения у всех, кому причинил какую-то, пусть даже самую незначительную боль, но одного желания недостаточно. Я не сделаю этого, потому что никто не попросит прощения у меня. Но если не думать о прошлом, то можно сделать много хорошего в настоящем. Например, причинить пользу прохожим, говоря им умные вещи. Именно причинить. Они с диким нежеланием прислушиваться к чужим словам все равно запоминают информацию".

Я высоко ставлю это произведение. Редко встретишь качественную литературу с хорошим словом, грамотным языком и нестандартным сюжетом. Это не глубокий и фундированный анализ или ёмкая рецензия с наукообразными формулировками. Всего лишь любительский разбор и чтобы придать ему систему применю шкалу оценок, принятую на на АТ.

1. Логичность изложения, организация/внятность текста, достоверность событий в соответствии с обоснованием для реализма — 9
2. Сюжет — развитие, гладкость, понятность, реалистичность, интересность — 8
3. Тема, конфликт произведения — насколько убедительно показано — 10
4. Диалоги — информативность, живость, реальность — 10
5. Герои — верите им? Видите их? — 9
6. Стиль и язык — насколько вам хорошо читается — 8
7. Впечатление от текста в целом, насколько хочется это читать дальше — 9


Рецензии