Николай Трофимов Страницы из жизни-1 Быль

    "Детство, которого не было" или "Полёт без страховки над морем проблем..."
   
      Главные впечатления от детства: бесконечность неба и теплота солнца.
   Родился в семье служащих. Отца почти не помню-погиб на войне. Мать, сначала на комсомольской работе, затем на партийной. Её, как партработника, ещё в годы войны, командировали в освобожденную часть Украины. Помню, ехали по железной дороге в товарнике, в т.н. теплушках.
   
      Остановились в Сталинграде. Все кинулись за кипятком. Мать, схватив меня за руку, побежала вместе со всеми куда-то далеко за кипятком. Бежали через множество ж.д. путей. Мне показалось, что я попал на войну. Везде было дымно и пахло гарью
   
   То здесь, то там были видны наши солдаты с винтовками, которые вели пленных немцев, долгое время прятавшихся в различных укрытиях, после освобождения
Сталинграда. Всё кругом горело. Кстати, это был первый эшелон, который по приказу К.Е.Ворошилова, был направлен в освобожденную часть Украины, где бендеровские вылазки следовали одна за другой. Еще помню и настоящий бой с немецким самолетом, который был буквально над нашими головами.

   Мать посылали в самые горячие точки и я везде был с ней. Хорошо помню, как в одной украинской хате, после очередного собрания, к матери подошла какая-то женщина и спросила: "А гдэ Вы, поночка, ночеваты будэтэ?" "Да вон в той хате", указала  мать. А другие добрые люди матери подсказали, что там, куда она указала,
ночевать нельзя, ибо ночью туда могут напасть бандиты. И, действительно, в то место, где мы собирались ночевать, глубокой ночью ворвались бандиты. А ещё осталось в памяти, как я баловался с автоматом, "обстреливая" всех фашистов вокруг, а  мать  поздно пришедшая с работы, побледнела, увидев у меня в руках готовый к бою автомат.
   
   После войны мать посылают в Узбекистан, где было очень много беспризорных. Она была назначена директором детского дома, в самом глухом горном кишлаке, в двенадцати километрах от районного цента Ургут, Самаркандской области, где мы жили несколько лет. Там я впервые "столкнулся" с горами  Это были отроги Тянь-Шанских гор, а точнее Зеравшанский хребет.

   В школу я ходил вместе с крымскими татарами, между прочим, хорошими ребятами. И как это не противоречило требованию к молодежи: "Учиться,  учиться и учиться", я часто пропускал занятия и убегал в горы. Побывав в один из воскресных дней в горах, меня страстно потянуло к ним. Вот эта тяга к горам, в будущем, предопределила мою судьбу - всю жизнь посвятить путешествиям. Меня что-то неудержимо тянуло к ним. Я еще не осознавал, сколько опасностей таило в себе знакомство с горами. Не менее 2-3 раз в месяц, можно было услышать, как волки целыми стаями нападали на узбеков, поздно возвращавшихся с базара в свои кишлака.   

   Когда мне исполнилось 14 лет, это был 1951 год, мы жили тогда в городе Тихорецке, Краснодарского края. Мать работала в горкоме КПСС, а я, чтобы заработать на кусок хлеба, помогал грузчикам на железнодорожной станции выгружать товарные вагоны. Заработком со мной делились.

   Особенно платили много, когда мы выгружали цемент. Он тогда был не в мешках.  И долго, после такой работы, приходилось сморкаться черными соплями. Выгружали и бревна, и песок, и гравий, и стройматериалы. Кто-то надоумил меня пойти работать на завод. Устроился на завод имени Воровского учеником токара.  Помню, прикрепили меня к опытнейшему токарю, который тогда работал на огромном американском станке.  Мне очень понравилась эта работа, но первая же зарплата оказалась такой мизерной, что я ушел работать на ж.д. станцию, сначала учеником сцепщика вагонов, а затем уже и сцепщиком. Там платили здорово, потому что эта работа была очень опасной. Автосцепок тогда не было и ежедневно приходилось поднимать тяжеленные скобы, чтобы соединить при помощи их вагоны. Тогда сцепщики часто гибли или становились калеками.

   Однажды я чудом уцелел, когда сцеплял пассажирский вагон с товарным. У пассажирского вагона переходной мостик не был поднят и не увернись я в последний момент, голову снесло бы только так...

   Не даром говорят, что материнское сердце "вещун". Сцепщиком вагонов я работал втайне от матери и когда мне чуть не оторвало голову, в этот же день увидел ее бегущую через ж.д пути ко мне с криком, чтобы я немедленно бросил эту работу. С матерью спорить не стал...

   Спустя некоторое время, наткнулся на ж.д. вокзале на группу военных моряков, которые, ожидая поезда,  весело смеялись, рассказывая что-то. Я смотрел на них, как завороженный. Заметив меня и моё любопытство, один из них подошел ко мне и спросил: "Что, форма нравится? Я кивнул. Затем он мне объяснил, что они военные моряки, что они служат на военном флоте. И если я попрошусь юнгой на гражданское судно, то есть вероятность, что меня возьмут. Прощаясь, он сказал: "Там у тебя будет бесплатная еда и деньжата будут полностью сохранены" В знак согласия, я кивнул. Уговорил мать. Все равно нам ее зарплаты на еду не хватало.

 
          Из книги "Тропомания", "(Записки хронического непоседы)"
                Copyright:Николай Трофимов. 2020   


© Copyright: Николай Трофимов. 2020
Свидетельство о публикации №219090501589
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Николая Трофимова
Рецензии


Рецензии