Похороны в Англии 10 июля 2020

18.07.2020.  Великобритания, Ноттингемшире

Похороны в Англии 10 июля 2020


15 июня 2020 умер мой знакомый, мы 5 лет были знакомы, чуть-чуть не дотянув до 86 лет, умер в 85 лет.  Он вряд ли хотел это: умереть, наслаждаясь жизнью и общением.

Когда мы познакомились, случайно, было это очень романтично.

Рано-рано утром, в 5-6 часов, когда все спят и никого на улице нет,  я мыла окна.

У нас не принято самим мыть окна, как женщины в Германии моют рано утром все окна и улицу.  У нас принято нанимать, чтобы тебе кт-то вымыл окна, за плату.

А у меня с финансами туго, и я всё делаю сама. что могу потянуть сделать сама.

И вот, уже вымыла и окна, и дверь домываю. 


И тут около меня останавливается красивый мужчина - велосипедист. Стройный и голубоглазый и очень молодой:  он мне показался лет 35-36 где-то.

Туда-сюда. Поговорили, оказалось:  на одной улице живём.  И он поехал дальше, к себе домой.

А я тут поняла: вряд ли мы ещё когда с ним встретимся вместе.  Я редко хожу по улице, и шансов пересечься просто нет.

И я впервые так в жизни сделала мне несвойственное: проявила инициативу,  и бросила ему в п.я открытку . Приятного дня!  и мой номер телефона.

И вот...

короче, познакомились. Я постучала в дверь и попросилась погреться: у меня в доме не работало отопление *потому что не было денег на счету).

Прямо как в сказке о принцессе, когда она, замёрзшая, постучала в дверь замка и попросилась зайти, чтобы погреться.


Принцессу в сказке пустили в замок погреться.

Пустил меня и мужчина-незнакомец и сосед.

Но только не жить, у него, а в гости забегать погреться:  унего был камин и тепло.


Мы проводили время, смотрели телек, ели-пили порой.

Одно время были даже и любовники. Но потом я поговорила с ним: ты как? настроен на мне жениться?  Нет? Нет? тогда грехопадением заниматься не станем.

Мы решили остаться просто знакомыми и друзьями.  Порой ссорились, Порой мирились.



Тут, значит, сижу я в саду. И его дети и сын приходит.  И он меня спрашивает:  как ты думаешь, сколько моему отцу лет?


Я отвечаю:  35-36 где-то. Совсем молодой. Моложе меня намного.


И тут их проняло всех:  ему было за 80, и я была не первая, кто его возраст не воспринимал:  такой тонкий стройный голубоглазый.  Смотришь и видишь молодого.

Принесли его паспорт, показали.  Я долго поверить не могла. Потом: да. Но.


Но вот у одного мужчины уже и в 40 все 60 за.
А у другого мужчины за 80 и он как 35-36 лет выглядит. И интерес к жизни и всему есть. И с ним интересно общаться. Он как летит и ты рядом с ним.



Но потом я его возраст всё же распознала.  Он так и не смог меня полюбить.

Женщина и женщины до меня кто у него были, жена и вторая жена, полностью заняли его сердце и туда было уже никак.


Могло что-то быть. Поверь он в себя. Но не получилось.



И вот нет.

И тут 15 июня 2020 он умер.

Неожиданно для меня.  Да, возраст 85 лет.  Да, короновирус. Но вот как это? человек жив, ты его помнишь живой. И вдруг нет. Умер.   

В это как то трудно поверить: ты помнишь его улыбку, глаза, лицо. Как говорил, как двигался.  Что делал.  И вдруг нет. Всё.



10 июля похороны.

В Англии, когда короновирус начался, все кладбища для посещения закрыли и, по слухам, хоронили людей как то совсем иначе.  Но я не стану : не в курсе.


Я про то, что в курсе: сама видела и сама знаю.


У нас карантин снимали постепенно.   Вначале разрешили похороны и там самые близкие, несколько человек.  Потом, в июне 15 человек родни.

И, вот я позвонила:   и вначале казалось, родственников больше.  И мне на похороны с ними не попасть в одно время: потом тогда зайти, сказали где могила.


Но потом я позвонила директору похорон, организатору,  назвала себя, уточнить.  И он разрешил мне прийти, время сказал и куда.



Я пришла самая первая.  Стою,  могила  вырытая и пустая.

На кладбище старом не вижу часовенки или что: но в любом случае нельзя в закрытом помещении сразу много.   А на свежем воздухе держать дистанцию легче.



Хотя... я бы не назвала воздух на кладбище "свежим воздухом"


Я шла и видела кучу неухоженных заброшенных провалившихся могил, зияющих чёрными пустотами пространства.    Идти одной по такому неухоженному заброшенному кладбищу было неуютно, страшно.


Но где могила вырыта,  там были ещё люди и подходили.


Потом вереница машин.  Многие пришли и приехали проводить в последний путь.  Но, большая часть по лицам:  родственники и родня.  Все очень похожие между собой, все очень красивые и красивые.


На такое лица смотришь, красивые и приятные: думаешь, как англеы прямо.  Очень приятная внешность у людей, мужчин и женщин.



Род моего знакомого был с Шотландии, старинный. Затем они перебрались в Францию и служили французкому королю.  Затем с французами были в числе кто захватил остров Англия,  но в наказание за победу , остался жить и ассимилировался с местными и последующими захватичиками и мигрантами, став британцами.


Я его генеологическое древо и фамилии знаю, до 16 века где-то, и генетический анализ ДНК, митоДНК и УДНК, в подарок купила и сделала.

Да. Генетика коренного жителя Великобритании.  Как и генеология.



Я  помню,  имя его отца интересное было:  Енох Ланцелот + фамилия.

Енох - Библейский персонаж.
Ланцелот - рыцарское имя и прозвище.

Вот узнаешь, человек сразу особый, с такими родителями.


...


Директор похоронного сервиса говорил длинную речь, биографию всю рассказывая.
Мне было интересно:  очти всё я слушала и знала. Но кое то услышала впервые.


А потом.


А  потом  гроб  опустили  в вырытую яму в земле.
И  ...   не помню. речи опять, или нет.

И...    и дальше было шокирующее:     дальше было очень шокирующее:


все ушли.


Гроб не закапывали.

Лили ливень. То переставал, то лил.


Яма, открытая яма, не обнесена барьерами.  И  опущенный гроб,
не закопанный в землю.


Просто все прошли и кидали горсть земли на крышку.


И дальше было шокирующее:  все стали быстро расходиться и разъезжаться.


И я уже как бы осталась стоять один на один:  вырытая яма и в ней гроб, с телом покойного.


Чуть дальше были не на сервисе, у других могил, какие то женщины лет 20-36, упитанные такие все.


И вдруг они стали двигаться в сторону той открытой ямы ,

меня это испугало.

У меня не было лопаты с собой, закопать гроб.
Руками?  я бы руками.


Но в Англии свои причуды в массы людей:  они оставляют завещение:  а потому раз такое так сделали:  это  было заранее оговорено.


Было много-много.  Вдруг почти никого.


Ещё внук его в стороне далеко стоял.


Я подошла, пока не ушёл, спросила его и его жену:   они ответили, что гроб в землю закопают потом,  когда все уйдут.



И он и его жена стли уходить.


И я перепугалась, одна там оставаться. С незнакомыми теми женщинами, что стали двигаться.


И я ушла шла.


Шла по неухоженному страшному парку, вонь стояла порой от сгнивших цветов или ещё чего.  Чёрные ямы и пролёты там земля , осевшие могилы. Всё такое неухоженное.


На поминки меня не пригласили.

Я шла у выходу, мимо меня ехали машины, с его родными, с похорон.

Я вышла самая последняя: я пешком шла.


У меня было состояние шока. Сильное.


В России хоронят в землю, засыпают холмик, сверху цветы, и у могилки свечу зажигают, речи и потом концетки кидают и уходят.


А тут.   Я потом туда не смогла пойти.  После таких похорон ты не можешь туда пойти:  ты помнишь открытую яму и гроб внизу на дне открытой ямы.


"В чужой монастырь со своим уставом не лезут".  Какие то традиции:

но я читала: в старину давным давно, хоронили так:  огромная  яма, в земле и туда скидывали трупы. Потом уходили.

Рядом с кладбищем жилые дома.  Люди живут.   Земли мало. "не до жиру, быть бы живу".




Я шла с кладбища домой.   Ну и ... стала у меня вдруг пятка и ступня болеть:  я там постояла на как думала цементной дорожке.


Домой с похорон пришла и выла от боли.

Повернулась, видно, неудачно.


Что-то я, видно, сделала не то и не так.

Они были все, похоже на каком то сервисе, куда меня не приглашали.
Лица всех были заплаканные, "серые" как говорят, когда кому то очень плохо и переживает сильно.


Они положили цветы все вместе.

А я свой букет держала в руках завёрнутый:   на могилку потом положить.


Потом с руки в руку перекладывала, зашуршала бумагой.
И молодой совсем парень с глазами моего знакомого, увидел этот букет, и что-то вдруг заплакал.

Прижался, и его жена или сестра, к себе прижала.

И я потому пошла и потихоньку положила,  где все свои букеты положили.

Расстроилась.  Английских обычаев не знаю. Как лучше и для них правильно.


Потом подумала:  все венки принесли. а я букет цветов как живым. Он для меня как то был всё как живой ещё.  Я не воспринимала, что его больше нет. Это трудно.



Потом говорила с британцем одним:  это такие английские традиции?  или из-за короновируса так?    Сказал, и до коронавируса так.  Положили и все ушли. А пришли и другие закопали потом.

И я поняла.  Почему он на могилку своей мамы после похорон не пришёл. Не смог.


Но душа, коли она есть, полетела в Небеса? Встретила, кого любила и помнила?


Это шокирующе. Человек жил - и помер. Нету.  В это трудно как  поверить:  помнишь его живым, улыбащимся, разным.

Телу земля пухом, а душе Царствия Небесного, Светлого места там!




"Похороны в Англии 10 июля 2020", рассказ
http://proza.ru/2020/07/18/1149
https://stihi.ru/2020/07/18/5148


Рецензии