Мы в Болгарии часть 2 Шипка

          На следующее утро, в 10 часов, как планировали, мы отъехали от Эмиральда. Ветер странствий бередил наше воображение. Потому что уже сама по себе дорога в новых неизведанных местах - это праздник! А нам предстояло три дня этой совершенно новой для нас дороги, полной ярких впечатлений и всяких приключений.
          Первое приключение не заставило себя долго ждать. Как только мы выехали на трассу и начали разгоняться, на скорости около 80 км/ч появилась какая-то вибрация. По ощущениям - сзади справа. Пришлось остановиться и осмотреть машину. Причина вибрации обнаружилась быстро. На правом заднем колесе была грыжа. Не то, чтобы очень большая, но вполне заметная. Сразу возникло несколько вопросов. Первый -"А доедет ли это колесо до Саратова (Н. В. Гоголь "Мёртвые души"), в смысле, до Софии? Второй вопрос - возвращаться ли домой или рискнуть и продолжить путешествие? Помня о том, что у Теодора на данный момент других машин нет, мы понимали, что, в случае возврата, нам придётся искать другую машинку в другой конторе. Значит, сегодняшний день будет потерян. А если нам не удастся найти другое авто сегодня? А как оказалось, бюджетные модели пользуются спросом и их бронируют за несколько дней. А если мы не поедем завтра, то мы не поедем вовсе, потому что нам нужно вернуться хотя бы за два дня до нашего отлёта. И что тогда? Всё пропало? Опять киснуть на пляже и так и не увидеть ни Шипку, ни Софию? "Нет! На это я пойтить не могу!", как говорил Лёлик в кинокомедии "Бриллиантовая рука. Эх, где наша не пропадала?! В конце концов, есть запаска. Если что, можно вернуться с любой точки маршрута. Вперёд и только вперёд!
          И мы рискнули продолжить путешествие. К нашей радости, при дальнейшем разгоне вибрация начинала уменьшаться и на скорости больше 100 км/ч становилась почти не заметной. Так это же совсем другое дело! Вскоре мы совсем перестали обращать на неё внимание.
          Сорок километров до Бургаса вдоль береговой черты с видами на море, а потом навигатор повёл нас в сторону от берега вглубь страны. Сменились виды. Новые, в холмистой местности были тоже приятные, раздольные, но другие. Незаметно изменилась погода. Неизменная за всю прошедшую неделю безоблачность сменилась серым небом. Стало заметно прохладнее. Совсем не то, что на поберережье. А всё равно хорошо! Такое раздолье, куда ни глянь! И трасса отличная. Почти, как немецкий автобан. Машинка летит 140 км/ч, а скорость как-то и не ощущается. И про вибрацию мы давно забыли. В общем, до Шипки мы добрались быстро.
          В нужное место лучше всего попасть ещё и в нужное время. И тут нам крупно повезло. Шипка - это горный перевал. И мощный мемориальный комплекс находится на его вершине. А сам горный перевал не голый, каменный, а весь заросший всевозможной растительностью. И мы приехали туда в начале сентября, когда всю эту растительность осень раскрасила самыми невероятными по разнообразию и сочетанию цветов красками. И весь серпантин дороги от подножия до вершины проходил по какому-то сказочному лесу. Лес этот постоянно словно переливался, преподнося всё новые и новые вариации цветовой гаммы зелёных, жёлтых, красных, коричневых, оранжевых, лиловых и ещё множества каких-то цветов и оттенков в сочетании с множеством разнообразных узоров лиственных форм. Если короче - было очень красиво! Настоящее "индейское лето"!
         Сам мемориал, посвящённый победе русской армии над турками в войне 1877 -78 гг., произвёл очень сильное впечатление. И своими скульптурными композициями, расположенными на огромной площади, и сохранёнными элементами укреплений с большими чугунными пушками, направленными в сторону нападавшего когда-то врага, и захоронениями русских солдат и офицеров, и просто шикарными видами на все стороны света с высоты перевала 1523 метра. Ну и, конечно, самый величественный элемент, то есть, монумент - та самая башня, которая изображена на пачке сигарет. Я почему-то думал, что это просто не большой по размерам памятник. Может, потому что сама пачка была маленькой. На самом деле всё не так. Это – большая величественная башня на самой высокой вершине в этом месте. К ней ведут ступени высоченной и широченной каменной лестницы. Шесть этажей внутри башни соединены винтовой металлической лестницей. Там находится музей. А на самом верху - смотровая площадка. И там просто обалдеть, какие виды, и кажется, что ты летишь.
          История русско-турецкой войны – это отдельная очень большая и драматичная история. В той войне русской армии здорово помогало болгарское ополчение, поскольку своей армии у Болгарии не было. И как раз на Шипке туркам "хорошо вломили" и освободили болгар, а заодно и многие другие европейские народы, от многовекового турецкого ига. Это если вкратце.
          Ну что, едем дальше? Дальше наш путь лежал в Пловдив. Изначально я думал, что мы вернёмся на магистраль, с которой свернули на Шипку, и по магистрали продолжим своё дальнейшее путешествие. Но навигатор предложил нам другой маршрут - значительно прямее и короче. Ну кто же откажется от более короткого пути, который сэкономит время и топливо? На навигаторе же не указано ни состояние дороги, ни другие её особенности. Так что, ничего не подозревая, мы поехали по этой дороге. Она сразу уходила в сторону от той, по которой мы приехали, чтобы у нас, "если что", не было соблазна вернуться и поменять маршрут.
            Как положено по закону жанра, "если что" началось не сразу, а километров через двадцать после начала движения, когда мы уже были далеко за пределами населённого пункта. В общем-то, ничего особенного. Просто дорога сначала оказалась похуже той, по которой мы приехали на Шипку, но мы думали, что это не большой какой-нибудь участок плохой дороги, и он скоро кончится, и мы снова «полетим, как птицы». Но, вопреки нашим ожиданиям, он всё никак не кончался и не выходил на какую-нибудь более-менее сносную трассу, по которой можно было бы ехать со скоростью хотя бы 100 км/ч. Совсем наоборот, ямы в асфальте становились всё глубже, бугры - всё выше, и их (ям и бугров) становилось всё больше. И местами они просто перегораживали всю дорогу поперёк так, что объехать было практически не возможно. А автомобиль наш - отнюдь не кроссовер. При преодолении одного из препятствий, мы услышали металлический скрежет. Оказалось, что у нашей машинки отломан один из узлов крепления защиты поддона двигателя, и защита с этой стороны провисла и иногда задевает за неровности асфальта. Не мы отломали. Так было, когда брали машинку. Просто не заметили, так как этот узел находится там, где не видно, если не залезть и не посмотреть специально. То есть, наш дорожный просвет оказался ещё меньше, чем мы думали. И, значит, нужно ехать ещё осторожнее.
          Дорога проходила по довольно красивой местности, извиваясь между высоких холмов. Деревья над дорогой склонялись иногда очень низко, образуя коридор. Красиво, конечно, но сильно смущал один момент. За полчаса движения по ней нам не попалось ни одной деревни. Кроме того, нас ни разу никто не обогнал, а навстречу проехало всего два автомобиля. Состояние дороги позволяло нам ехать со скоростью не более той, на которой наше заднее правое колесо вибрировало весьма заметно. А ехать с такой скоростью нам придётся гораздо дольше, чем пообещал навигатор при расчёте пути. Дело было уже к вечеру. И я подумал, что если вдруг наше колесо всё-таки лопнет, то как бы нам не пришлось ночевать в этом удивительно красивом месте прямо в машине, поскольку при очередной остановке и осмотре машины совершенно случайно обнаружилось, что запасное колесо в нашем багажнике есть, а вот ни домкрата, ни ключей, чтобы поменять колесо, там, увы, нет. Никаких. Совсем. А ждать помощи в случае чего нам тут просто не от кого. Судя по всему, не очень любят местные жители тут ездить. А может, просто нет необходимости.
        Всё-таки нам повезло. В смысле, не не повезло. И мы хоть и не скоро, но, всё-таки, выехали на трассу и поехали быстрее. Мы ехали в долине, а справа километров пятьдесят (а может больше) и слева примерно столько же параллельно дороге возвышались величественные горные хребты. Солнце было уже совсем близко к закату, и вершины гор в его свете с одной стороны были розовые, а с другой - фиолетовые. И опять было красиво. Болгария - красивая страна. И те горы, что справа от нас, назывались Балканы, а те, что слева - Родопи. А может, наоборот, точно не помню. Зато помню, что во времена моей молодости были такие болгарские сигареты с фильтром "Родопи". По 35 копеек за пачку. Хорошие сигареты. И я их курил и не знал, что означает слово "Родопи". А теперь узнал. Так что у нашего путешествия была многогранная познавательная составляющая.
         К слову о сигаретах, Болгария – очень курящая страна. Курят много и везде. На пляжах, на улицах, в ресторанах - везде воняет куревом. После того, как у нас в России ввели ограничения на курение в общественных местах, реально стало легче дышать. И мы быстро к этому привыкли и не замечаем, как хорошо, когда не воняет табаком. А когда попадаешь в Болгарию, сразу это понимаешь. А во времена моей молодости у нас курили так же много и везде. И любимые сигареты были, конечно, болгарские. Самыми лучшими считались "ВТ" в твёрдой пачке по 40 коп. Их ещё достать не просто было. ВТ - Булгар Табак ещё в шутку расшифровывали - "Возможен Туберкулёз". Ещё много было болгарских сигарет с фильтром в по 35 копеек : "Ту-134" (тушка), " Стюардесса", "Опал", "Интер", "Феникс", и те самые "Родопи". И у каждой марки был свой вкусный вкус. И мне этот вкус нравился. Не то, что хвалёные "раздутые" «мальборо», дорогие, но сгорающие за три затяжки.
         На подъезде к Пловдиву, мы остановились и завели в навигаторе адрес поближе к центру. Нам нужна была гостиница в пешей доступности от интересных мест. Как обычно, никакого предварительного бронирования  у нас не было. Как обычно, я надеялся на «Авось». Этот «Авось», хоть иногда и «щекочет нервы», но, всё-таки, выручает. Авось и в этот раз повезёт. Найдём чего-нибудь…


Рецензии