Книга памяти - Анатолий Папанов

Для меня актёр Анатолий  Дмитриевич Папанов – это не Лёлик из «Брильянтовой руки». Давайте говорить серьёзно, о нём нельзя говорить по другому. Потому что он, слишком насыщенная фигура на актёрском Олимпе. Слишком значительный он актёр, и в первую очередь, эта значительность подчёркивается его серьёзными ролями.
Для меня он в первую очередь – скульптор Николай Васильевич из фильма «Приходите завтра». Художник, успешно преодолевающий душевный и творческий кризис, вызванный отрывом от жизни, хороший, добрый человек. Роль положительная и исполнена она актёром с тёплым и умным юмором в далеко не комедийном, как многие считают, фильме.
Но главным его образом всегда на протяжении всей его творческой жизни оставался Фёдор Фёдорович Серпилин – один из центральных героев фильма «Живые и мёртвые». Все главные темы этого пронзительного киноромана так или иначе связаны с ним. Говорят, что для актёра приступить к этой роли было тяжело. Анатолий Папанов – участник Великой Отечественной войны повидал на фронте очень много. Его дочь говорила, что отец никогда в разговорах не касался военной темы, ему было очень трудно всё это вспоминать и за ново переживать. Но от этого предложения он отказаться не смог. «Рассказать людям правду о первых месяцах войны – вот та основная задача, которую мы ставили перед собой», - сказал А.Столпер. Первые месяцы войны – отступление Советской армии и срыв военных планов фашистской военщины, горечь поражений и страстный патриотический порыв народа, определившая победу работа по организации армии и тыла – в этом клубке противоречий правда истории, которую глубоко отразили и роман Симонова и фильм Столпера.
Серпилин Папанова очень немолодой человек, мудрый, много переживший. Он прежде всего одарённый военачальник, советский патриот, воля и ум которого поглощены одной задачей – борьбой с врагом. Впервые видит зритель на экране героя, когда подтянутый Серпилин не спеша выходит из тёмного блиндажа навстречу военным корреспондентам. Нет ничего героического в его внешности. Он некрасив, сутуловат, жесты сдержаны, резкий голос в первых репликах мешает, невольно вызывая у зрителя ненужные ассоциации… Но внутренняя жизнь героя такова, что актёр с первых минут захватывает внимание своей интенсивностью, искренностью, открытостью. Беседуя с корреспондентами Серпилин размышляет о ходе войны, озабочен предстоящим завтрашним боем, судьбой людей, которые его окружают, судьбой своего полка, дивизии, страны… Зритель погружается в духовный мир интересного, незаурядного человека. Позади у Серпилина годы тюрьмы по ложному обвинению. Он считает их нелепостью, потерянным временем, мужественно вычёркивает их из жизни. Его патриотические чувства не изменились, но забыть эти годы нельзя. Ему, как командиру – нельзя! Он думает о причинах произошедшего, о том, почему Родина оказалась недостаточно подготовленной к войне.
Великолепен Папанов в эпизодах встречи с предателем и трусом полковником Барановым и его шофером Золотарёвым, честным русским парнем. Серпилин наблюдателен, знает людей, беспощаден в своей ненависти к предателю, полон уважения к солдату, выполнившему свой долг.
  Подвиг бойцов, сохранивших знамя дивизии, артиллеристов капитана Гусева, четыреста километров тащивших на себе тяжёлое орудие от границы, потрясает Серпилина. Взволнованно вглядывается он в лица артиллеристов, задаёт вопрос за вопросом, а потом пауза и тихая реплика, останавливающая Синцова: «Не записывай. И так не забуду, до смертного часа…» В тихом голосе Папанова – внутренний, скрытый пафос. Без пафоса нет героя. Мы видели десятки фильмов, в которых пафос прорывался криком, страстными громоподобными речами, звучал в полную силу в сценах клятв и присяг. Пафос Серпилина выражен актёром по другому. Он глубоко интимен. Задумчиво и глухо звучат его слова о готовности к смерти, о том, что «пропасть без вести» он не имеет права…

Образ генерала Серпилина в фильме «Живые и мёртвые» в исполнении Папанова сломал традиционные, устоявшиеся представления о героическом образе на экране, наметил в мастерстве киноактёров нехоженые тропки, стал крупным явлением и советского кино и творческой биографии самого актёра. Талант мастера сатиры Папанова повернулся новыми, ранее неизвестными гранями, путы жанровых и стилистических ограничений были сброшены. Перед зрителем предстал актёр, для которого, всё возможно в искусстве. Даже сквозь его сатирические предыдущие образы был виден большой мастер и эта его удача в фильме Столпера не случайность, а закономерность для его недюжинного таланта. Эта роль опрокинула представления о Папанове как актёре природой созданном для сатиры. Новыми, но органичными для себя приёмами рисует актёр характер советского командира, замечательного человека, вся жизнь которого отдана Советской Родине. Нельзя сказать, что генерал Серпилин первый героический образ в творчестве актёра. В самом начале своего пути в русском театре Клайпеды Папанов играл роль Сергея Тюленина в спектакле «Молодая гвардия». Были и другие роли и образы в том числе и те, о которых многие уже забыли.
  Эти роли, как раз отражают великолепного актёра сатиры. Например роль редактора в экранизации фельетона Ильфа и Петрова «Как создавался Робинзон», где Папанов без малейшего нажима на полном серьёзе сыграл человека, начисто лишённого какого бы то ни было представления об искусстве, убивающего самую возможность творчества. Свои нелепые сентенции редактор произносит значительно и вдумчиво, и все возражения противника гаснут из-за полного отсутствия интеллектуальной реакции на них. Каменное лицо редактора в эти минуты – законченный сатирический портрет.
  Был ещё начальник парка в фильме «Человек идёт за солнцем». Там фигура уже более карикатурна. Напыщенная фигура с монументальными движениями врезалась в память надолго, хотя актёр на экране присутствует не более двух минут. Его эта реплика : «Трудящимся нужны розы и хризантемы» - превращается в настоящий афоризм, да ещё на фоне крупного плана, когда он коротким жестом тяжёлой руки сломил тянущийся к солнцу подсолнух.
  А роль Акима Севостьяновича в фильме «Порожний рейс»? Руководитель таёжного леспромхоза – типичное порождение времён культа личности. Нудный, бесцветный мещанин, сама бесцветность которого у Папанова заиграла яркими красками, поглощён заботой о сохранении тёплого местечка. Не зная дела и не умея работать, он под прикрытием мёртвых фраз, в которые обращает все принципы советского общества, лжёт, изворачивается, толкает на преступления работающих с ним людей. Папанов играет в бытовой манере по стилистике фильма, но с полной сатирической издёвкой. Он умело акцентирует интонации и жесты, обнажающие подтекст «правильных речей» Акима Севостьяновича.
  Итак, изначально считалось, что его основной жанр – это сатира, но на самом деле, всё совсем не так, всё гораздо сложнее. И мы упрощая наши представления об актёре, рискуем не узнать его подлинного, настоящего. Рискуем не доглядеть и недооценить, а значит и не понять до конца его творчества и той идеи, которая была заложена всей его актёрской жизнью. Идеи уникальности каждой человеческой личности, которую актёр всегда доносил до нас с экрана своей ценнейшей и великолепной игрой. Последний его фильм «Холодное лето пятьдесят третьего...» ещё один пример уникальности его, как личности. К сожалению, это была его последняя роль.


Рецензии