Притча повергающая в шок!

«Притча*, которая слушателя повергала в шок! Все, о чем мы в этой притче читаем, – скандал! Невероятное поведение сыновей, странный отец… Мы так много раз слышали эту притчу, что перестали воспринимать ее как нечто взрывное, переворачивающее представления слушателя с ног на голову, а она является именно такой!» священник Константин (Пархоменко)

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Было у некого два сына, младший отцу сказал:
- Дай долю моего наследства, ты умер для меня!
Отец именье разделил между двумя детьми,
Из-за любви великой к ним, что ж, выросли они...

По истеченью ряда дней, сребро талантов взяв, (1 талант = 47,8 кг серебра)
Из дома младший убежал, ни слова не сказав,
Ушел как тать среди ночи, счастье свое искать,
Дальние дали покорять, звезды с небес срывать.

Закатывал шельмец, не пекшись о грядущем дне,
Пиры для множества гостей в языческой стране,
И думал, что за шекели он оптом обретет,
Славу, почет, верных друзей и девичью любовь.

Ни что не ново в мiре сем, что было, будет вновь,
Развратом упивался он, что стынет в жилах кровь,
В бокалах пенилось вино, блудниц прельщала стать,
Вокруг нахлебники вились, гвалт бубен не стихал.

Увы не видя в жизни всякой промысла Творца,
Бездарно "закопав" таланты он с вершины мiра пал,
До лепты промотался в пух, в долги попав пропал,
Беспечный баловень судьбы презренный всеми стал.

Льстецами преданный, хулимый, словно сыч стенал,
Как кара за грехи в стране той велий глад настал,
В насущном хлебе стал нуждаться, Духом обнищав,
По чину звание избрал, простое - свинопас!

И рад наполнить чрево был стручков рожками мот,
Свиней кормили коими, но не давал никто.
Опомнившись, придя в себя воскликнул, пав с лица:
- Сколько наемников сыты у моего отца.

Я ж пухну с голоду, горбатясь от зари и до зари,
Встану, вернусь домой, взмолюсь: - отец! скота прости...
Против небес и пред тобой, как недостойный сын,
Аз согрешил, прими меня в число рабов своих.

Встал и пошел в Отечество, надеждой воспылав,
Когда он был еще в дали, отец его признал,
И сжалился и подбежал, на шею ему пал,
И целовал его лицо… рыдая сын сказал:

- Я согрешил против тебя и неба, и как сын
Именоваться недостоин по делам своим…
От счастья плачущий отец, приказ отдал рабам:
- Несите лучшую одежду, а тряпье отдайте псам.

Омойте с тела дорогого грязь шальных дорог,
Оденьте в новое и перстень на руку его,
Мягкую обувь на ноги, израненные в кровь,
Колите пышного телка, веселья день пришел!

Ибо нашелся блудный сын, из мертвых он восстал,
Я столько лет ждал сего часу, веру не терял,
Молясь за душу падшую погибшего дитя,
Пролил не мало горьких слез, как лунь седым стал я.

И праздник начался хмельной, вино текло рекой,
Столы ломилися от яств и кубков лился звон,
Ласкала ухо музыка в танцах кружил народ,
Так пела выйдя из брегов отцовская любовь.

Тогда брат старший в поле был, отправившись домой,
Он издали услышал песни, ликованье голосов,
Призвав слугу, спросил его: - что это за бедлам?
Ответил тот сияющий: - воскрес твой младший брат!

Велел отец твой заколоть на радостях телка,
Ибо здоровым вновь обрел погибшее дитя!
Сын старший осерчал в сердцах и не хотел войти,
На праздник в дом, чтоб разделить с отцом своим любви.

Отец же, выйдя, звал к столу, но в злобе тот сказал:
- Я столько лет тебе служу, завет не нарушал,
Не смел перечить твоей воли, ты ж мне не давал,
Даже козленка, чтоб с друзьями я возликовал. (козленка готовили на поминки!)

Когда же этот, «твой» пришел, неблагодарный сын,
С блудницами именья часть безпечно расточив,
Ты в честь изгоя заколол дородного бычка,
Устроил пиршество пустое не спросясь меня.

Отец сказал ему: - сын мой! всегда со мною ты,
И всё мое всегда твое, а надобно любить!
Возрадуйся и веселись, что брат пропавший твой,
Сей был погибшим и ожил, и вновь Отца обрел!

24.04.2018

P.S. Non nobis Domine non nobis, sed nomini tuo da gloriam!

----------------------------------------------------
* Золото Евангельской мудрости: Притчи Христовы О блудном сыне.

Экспозиция:

Сначала еще раз перечитаем притчу, а потом прокомментируем:

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Евангелие от Луки, гл. 15, 11-32).

Современному человеку непонятно, что в этой притче может быть шокирующим. Кажется, обычная ситуация: сын забирает часть наследства, чтобы строить самостоятельную жизнь. Он промотал деньги, бедствовал, пришел к выводу, что пора браться за ум и возвращаться домой. Разве это не распространенная ситуация в наше время?

В самом деле, известная картина. Но так мы притчу не поймем.
Для того, чтобы понять притчу, нам необходимо перенестись из дня сегодняшнего в мiр библейских реалий, окунуться в культуру, в которой притча была произнесена. И тогда, в этих «полевых условиях», мы сможем увидеть, какие сокровища она таит.

Разработка:

Итак: мiр древнееврейской деревни. Глава семьи – отец. Все принадлежит ему, хотя в будущем перейдет к детям. Претендовать на наследство дети могут или со смертью отца, или при его жизни, если он выделит какую-то часть выросшему сыну, желающему жить своей семьей. Но никто и никогда не имеет права требовать свою часть у живого отца. Этой своей, вернее твоей, части нет, все принадлежит отцу. Сказать: отче! дай мне следующую мне часть имения – значит, поступить не просто по-хамски, а вопиюще! Это все равно, что сказать: «ты для меня, как мертвый», «я тебя вычеркнул из своей жизни», «тебя для меня нет».

Далее: никакой древневосточный отец не стал бы отделять зарвавшемуся юнцу часть наследства. Сделать это – значит, стать посмешищем для всей деревни. «Что за дурак, этот старый Хаим!» – будут трепать твое имя последние беззубые старухи-скотницы...

Следующее: сын уходит на чужбину и тратит все деньги. Тратит отвратительно, блудно, бесчестит имя отца. Наконец, поведение его естественно приводит к печальному итогу: он становится пастухом свиней. Никакой еврей на такую работу бы не нанялся, свиньи – нечистые животные. Но свиней разводили язычники. Тут мы видим, что еврей нанимается в пастухи свиней к язычникам. Уверен, что нормальный еврей, слушавший эту притчу, понимал, что лучше умереть, чем находиться в таком позоре. Еще раз повторю, все, что люди в этой притче Христа слышали, находилось в вопиющем противоречии со всеми их жизненными установками.

Далее, сын осознает ужас своего падения и решает возвратиться к отцу. Он совершенно законно предполагает, что после того позора, который он отцу устроил, теперь на большее, чем наняться в батраки к своему же отцу, он рассчитывать не может.

Когда блудный сын подходит к дому, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Тоже невероятное поведение. Отлупить палкой и принять на исправление, в число слуг – возможно, не выйти из дома и оставить сына на несколько дней стонать и молить о прощении у ворот – вероятно. Но побежать, обнять и целовать?.. Похоже, этому отцу все равно, что будут о нем говорить в деревне.

Но отец не просто поддался нежным чувствам. Он приказывает: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

Все это показывает, что отец восстанавливает блудного сына в статусе своих детей и наследников. Перстень-печать имели только те, кто был волен распоряжаться имуществом, красивая одежда, обувь – атрибуты хозяина, а не слуги.

Начинается веселье: танцы, шумная музыка. В это время с поля возвращается старший сын. Он не предавал отца, он верно трудился, ожидая в свое время заслуженной награды. Старший сын, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Опять драма, позор для отца. Скандал, который происходит на улице, на глазах у всех. Подобные вещи никогда не выносились за пределы дома.

Более того, сын говорит отцу оскорбительные вещи: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими…

Козленка часто готовили на… поминки (а еще был козёл отпущения... «Азазель»! прим. N.). В словах старшего брата слышится злое: «Ты, отец, зажился на свете. Мы с друзьями уже давно хотели бы помянуть тебя доброй трапезой. Помянули бы и я зажил спокойно и в свое удовольствие»…

Вот только некоторые из основных моментов этой притчи, которые нужно было пояснить, чтобы приблизиться к ее расшифровке. Это то, что было очевидно слушателю Иисуса, то, что позволяет теперь идти вперед и пытаться понять, о чем же притча говорит.

Реприза:

А притча говорит вот о чем: Бог бесконечно, если хотите, абсурдно, с нашей точки зрения, милостив и терпелив к Своим детям. (Несомненно, что отец в притче – это именно Бог.)
Дети поступают жестоко, безрассудно, но Отец Небесный ждет их возвращения. Как бы низко ни упал ребенок, Бог примет его, обнимет и опять назовет Своим чадом.

Как часто приходят в храм люди, которые говорят: «Мы столько злого сделали, что Бог нас не простит». Объясняю: Простит! Наденет на палец перстень своего наследника, укроет плечи нарядным халатом, а ноги обует в драгоценную обувь, только вернись к Отцу.

Мы привыкли, что притча эта говорит о возвращении грешного человека к Богу. Но это не единственный смысл. Этот смысл действительно присутствует в притче, но слушатели Христа не могли не уловить и другой смысл.

Вот смотрите: отношения блудного сына и отца – это только часть притчи. Не упускайте из виду вторую часть, где говорится о немотивированной и странной злобе старшего сына к отцу. Если комплексно рассматривать притчу, то мы увидим трех главных героев, которые находятся в сложном взаимодействии: блудного сына, терпеливого отца и верного сына, который вдруг проявляет злобу. А теперь давайте наложим этих персонажей на реальность, в которой жили Иисус и Его слушатели. И нам станет очевидно, что у героев этой притчи есть прототипы:

Отец – это всегда Бог;
Блудный сын – это самаряне и язычники (то есть дети отвергнувшие Отца, ушедшие от Него);
Верный сын – это евреи.

Смысл притчи в том, что Бог Отец, каким Его рисует в притче Иисус, раскрывает объятия всем людям, вне зависимости от национальной принадлежности. Придите, наследуйте Царство, возвратитесь к Богу, вы, сбившиеся на путях своих, блудящие с иными богами, сбитые с толку иными ценностями…

И как, казалось бы, евреи должны радоваться этому возвращению заблудившихся самарян и язычников. Но почему проповедь о милости Божией к иноверцам так бесила слушателей, что однажды они вывели Иисуса из синагоги и повели на гору, чтобы сбросить? (Об этом мы читаем в этом же самом Евангелии, в 4-й главе Евангелия от Луки.)

Притча эта парадоксальна, потому что мы можем себя узнать в каждом из сыновей. Мы можем увидеть в себе блудного сына (что мы часто делаем). Но мы можем увидеть в себе, если пристально посмотрим, и сына, который стиснув зубы трудится, а потом злится: разве не справедливо, что неверные должны погибнуть?

Все, все чада Божии, всех любит Бог и всех ждет к Себе. Бог хочет, чтобы мы оставались дома, с Ним, а если мы убежим, ждет нашего возвращения. И Бог хочет, чтобы мы не вели себя подобно старшему сыну, не злорадствовали о гибнущих, а радовались их покаянию.
 
P.S. Дорогие. Несколько слов о принципах моего толкования притч:
Как вы понимаете, Христос, рассказывая притчу, хотел донести до слушателей что-то конкретное. Вот именно об этих смыслах, вложенных в притчи Христом, то есть о том, для чего, собственно, притчи людям и рассказывались, мы и говорим.

Естественно, что на протяжении двух тысячелетий христианские мыслители и проповедники рассматривали притчи под разным углом зрения. И открывали какие-то новые грани. Порой можно предположить, что Иисус подразумевал и это, порой можно с достоверностью говорить, что Христос этого никак не подразумевал… Но в Предании Церкви все эти многочисленные, а порой совсем аллегорические и фантастические толкования сохраняются.

Поэтому не трудитесь, пожалуйста, писать в комментариях: а вот у этого святого отца мы читаем еще и такое… Я не преследовал цели собрать все святоотеческие мнения, я дал стержень, обрисовал контуры, показал, что именно Христос хотел сказать притчей. А вы уже, в дальнейшем, читая святых отцов, ищите жемчужины новых смыслов, обогащайте и углубляйте свое понимание той или иной притчи.

О любой притче можно собрать материала на целую книгу. Но мы с вами такую цель не преследовали, верно?

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». 19 января 2012 года.

 https://hist-etnol.livejournal.com/1442079.html
--------------------
Да, напоследок хочу особливо отметить священника Константина Пархоменко, который  опубликовал толкование на эту притчу, я вчера только его для себя открыл, это нечто! Он на ютубе такие бриллианты открывает, что я аж ахнул, тридцать лет таких вещей не слыхивал, а уж читано перечитано, слышено переслышено было... Копает прямо до днища самого, башка у него поцелованная Богом семи пядей во лбу, память жуть какая неслыханная, а смешной какой чудо Бога-тырь)) Полюбил умника с первого взгляду, я таких за версту чую! Мал золотник да дорог! Так окунает в атмосферу, что запах Палестины и Иерушалайма древний ощущать начинаешь, на всю Рассею таких по пальцам посчитать можно! Только с ним и надо с первой буквицы Евангельскую мудрость постигать, там все "многоэтажно" и просто, коль ключики для отпирания в любящем сердце имеются... Аминь.


Рецензии
Читала публикацию с Вашими советами, навострив уши. Спасибо огромное!

Марина Пушкарева Кмв   24.07.2020 16:43     Заявить о нарушении
Взаимно спасибище! А что Вы именно читали? Все банят и забаниваю, только как анонсировать начинаю.

Скобелев   24.07.2020 17:17   Заявить о нарушении
Во-первых, я читала в стихах достойное изложение евангельской притчи, во-вторых чудесное и полное её разъяснение, а затем прочла советы о проповедях на ютубе.

Марина Пушкарева Кмв   24.07.2020 21:11   Заявить о нарушении
Спасибо, вот еще несколько:

Притча о талантах http://proza.ru/2019/03/19/1263
Притча о каждом из нас http://proza.ru/2019/03/18/360
Притча о бесноватом http://proza.ru/2019/03/23/1043

Скобелев   25.07.2020 10:51   Заявить о нарушении