Картинки детства. Игрушки

           Нельзя сказать, что в детстве у меня совсем не было игрушек. Конечно, не столько, как сейчас у внуков, и даже не столько, как было у детей. Явным доказательством служит снимок, где я маленькая стою с куклой Зиной. Большая магазинная кукла, в своей “молодости” была даже красавицей. Обгрызенный нос – явно моя “работа”, а что сфотографировали с ней – значит, других, лучше не было. Эту Зину я не помню. В памяти остался большой целлулоидный пупс и две куклы – большая и маленькая. Я называла их Таня и Катя. Пожалуй, больше магазинных игрушек я не помню. Нет! Были еще деревянные кубики с буквами. Скорее всего, по ним я и научилась читать.
              Зато в игрушки превращалось многое, что попадалось под руку. Жестяная банка из-под консервов вполне могла быть кастрюлькой. В ней даже можно было реально сварить мелкую рыбешку, пойманную старшим братом, и угостить кота. Или понарошку сварить суп из травы и семян, росших во дворе, и ‘’накормить ” обедом своих кукол.
               Дощечка, положенная на ребро кирпича, сойдет за весы, камешки – гирьки, а листья с дерева послужат деньгами. Вот и магазин. Играй, сколько хочешь, с соседской девчонкой.
             Первым делом в этом возрасте я хотела стать врачом, или хотя бы медсестрой. Скорее всего, на это повлияли рассказы  бабушки  о ее знакомой медсестре. Бабушка же сшила мне сумочку с красным крестом, в ней лежали бинтик, вата, и была возможность ‘’оказывать всем первую помощь”. Через дорогу от нашего дома была больница, во дворе яма, куда сбрасывали больничный мусор. Иногда мы с подружкой находили там пустые ампулы и использовали их для игры в “больничку”. Как про это не прознали взрослые, не знаю, но не помню, чтобы нам за это попало.
             Большой ценностью были фантики от конфет. Их собирали, вплоть до того, что подбирали на улице, обменивались друг с другом.               
             Сейчас подумала – послевоенное время, а ведь конфеты были, даже шоколадные, в красивых обертках. Правда, к тем редким, буквально единичным, шоколадным конфетам, которые мне могли тогда достаться, я относилась равнодушно, впрочем, как и сейчас. Куда доступней и лакомей были простые “подушечки” с повидлом внутри.
             Став немного взрослее, я уже сама делала себе куколок. Достаточно скатать две колбаски из бумаги или тряпочек, связать их крестиком и нарисовать глазки, ротик, носик. Так можно было сделать целую семью, а уж фантазия подскажет тему для игры. Чтобы их одеть, всегда находились лоскутки у мамы или бабушки. Игры с этими примитивными куклами были не менее, если даже не более, интересными для нас, чем с “навороченными”, дорогущими игрушками сегодняшних девочек. Еще позже мы стали рисовать и вырезать из плотной бумаги фигурки кукол, а к ним также рисовать и вырезать из бумаги всевозможную одежду. Вот уж где разыгрывалась фантазия, формировался вкус и даже дизайнерские навыки! Мои дочери еще застали бумажных кукол, правда уже магазинных, с готовым набором одежды, и не очень-то играли с ними. Хватало других игрушек.
             Иногда я с родителями ездила к знакомым в Читу. Там были две девочки, младшая – моего возраста. Вот у нее игрушки были, и особенно мне запомнился фаянсовый кукольный сервиз с маленькими тарелочками и чашечками, белыми, с голубыми цветочками. Как сейчас помню, мы размяли голубику с сахаром, наложили в тарелочки угостить кукол. Съели, конечно, сами…  А старшая девочка как раз отлично рисовала бумажных кукол.  Еще долго я потом играла с ее куклой в маечке,  на которой было написано непонятное мне тогда слово ЗАБВО. Уже много позже я узнала, что это расшифровывается – Забайкальский Военный Округ, и скорее всего это была эмблема местной футбольной команды.
             Уже когда училась в школе, непременными игрушками были маленький или большой мячик и скакалка. На переменках в школе или летом на улице мы с подружками часто играли, стараясь выполнить и “не сгореть” весь набор оговоренных движений и упражнений с ними. Помню, как тяжело мне далось упражнение, когда нужно было много раз, не теряя, отбивать рукой маленький мяч от стенки. В конце концов, научилась. Командами мы играли в “лапту”, а позже в “пионербол”.
             Еще когда была  младшеклассницей, для меня и моих подружек ценными игрушками были осколки разбитых тарелок или чашек, на которых остались фрагменты рисунков. Собирали дома, если что-то разбилось, находили на улице, бывало, обменивались. Летом на песке возле речки делали себе как бы дом с кроватью, столом, комодом и украшали этими осколками.
             Через дорогу напротив нашей школы тогда находилось сельское кладбище. Местным обычаем было – оставлять на свежей могиле посуду. Кто оставлял жестяную миску, а кто и дорогую, красивую тарелку. А чтобы никто на не нее не позарился,  обычно ломиком “тюкнут” – в миске дырка, а тарелка разбита. Множество красивейших с нашей точки зрения осколков валялись там, но взять хоть один не осмелился бы никто.
               Из покупных, еще запомнилась игрушка- калейдоскоп. Можно было до  бесконечности, заворожено  разглядывать замысловатые, цветные узоры, как по волшебству появляющиеся друг за другом, стоит лишь повернуть трубку. Мне почему-то очень хотелось самой сделать такой калейдоскоп, благо стеклышек от разноцветных разбитых бутылок было сколько угодно, скорее всего, тогда не нашлось нужного зеркала.   
              Наверно это удивит сегодняшних детей, но в младших классах  школы мы, бывало, играли в… школу. После уроков, сходив домой пообедать, несколько подружек возвращались в школу. Половинки настоящих тетрадей становились игрушечными, одна из подружек была учительницей  и вела урок. Так само собой закреплялось то, что мы проходили на настоящем уроке. Став постарше, некоторые параллельно с учительским вели журналы. В них отмечали, кого спросили и что поставили, может этим стараясь предугадать, когда вызовут самих.
                Однажды зимним вечером мы возвращались со школы. Уже стемнело, зимой темнело рано, и мы увидели необыкновенное, невероятное явление: над горизонтом, по-видимому,  в северной части неба поднималось несколько светящихся как бы столбов. Они были разной ширины и высоты, несколько размытые и понемногу меняли свои очертания. Домой мы шли минут пятнадцать-двадцать, и сияние не прекращалось. Все, даже видевшие это взрослые,  были удивлены, поражены и возможно немного испуганы. Впоследствии я слышала, что нам довелось увидеть северное сияние, чрезвычайно редкое в этих местах.
                Когда я была примерно в четвертом или пятом классе, у девочек стало модным иметь заколки, оплетенные изоляцией от проводов. Конечно, мне тоже хотелось иметь такую заколку. Сама  основа у меня была, с плетением я бы справилась, но где взять эту изоляцию?..  Как назло ни у отца, ни у брата таких проводов не было. Я постоянно ходила, выискивая, не увижу ли  вожделенный провод  на земле. Он даже снился мне… и вот однажды я нашла!  Правда оплетка была немного коротковата и толще, чем надо, но я решила, что разрежу ее по длине и будет, что надо. Но,.. уже снятую и разрезанную изоляцию  увидел брат, стал зачем-то отнимать, я не давала, и в результате у меня в руках оказались жалкие, никуда не годные  кусочки. Мое отчаяние было огромным. Попробовать сделать такую заколку мне удалось только  через много лет, однажды увидев подходящий провод и вспомнив эту историю.
                Вот такие игрушки были в нашем детстве у девочек. Я уже не говорю про обруч с тележного колеса, который специальным крючком гоняли мальчишки, или “зоску” – кусочек свинца с прикрепленной к нему пушистой шкуркой. Мальчишки, стоя на одной ноге, подкидывали эту “зоску” другой, стараясь, чтобы она не упала на землю как можно дольше. К своему удивлению я совсем недавно увидела,  как играли в подобную игру студенты в США, только у них вместо “зоски ” был маленький мячик.

               Да, игрушек в нашем детстве было мало, часто самодельных, но чего всегда у нас было много, так это книг! И ведь все читали – и дети, и взрослые. Газеты, журналы, книги. Чтобы какой-то ученик не прочитал книгу, которую “проходили ” в тот момент по литературе, так такого быть не могло. А сейчас я знаю людей, которые, окончив школу, в лучшем случае прочитали одну-две книги. И это, к сожалению, совсем не редкость.

                Технический прогресс уже даже не идет, а летит, с каждым годом набирая скорость. Для меня когда-то было “круто”, если  мой ребенок в четыре года мог сам поставить на проигрыватель пластинку и слушать ее. Сейчас же никого не удивит, когда двухлетка сам свободно найдет в планшете любимый мультик, а в шесть-семь лет будет разбираться с планшетом и телефоном часто лучше, чем его дедушка или бабушка.
               Во что, в конце концов, все это выльется – покажет жизнь. В любом случае прогресс не остановить… Единственный вопрос – что будут вспоминать из своего детства сегодняшние дети…


Рецензии
Еленочка, ты так живо описала наше детство... Я словно окунулась в те далёкие годы. Вспомнила своё... В основном всё описанное было и мне знакомо, детство ведь тоже прошло в Забайкалье. Даже это забытое слово "зоска", и игра в неё. Теперь футболисты-профессионалы так набивают виртуозность владения мячом.
А ещё мы делали посудки из глины и нам обжигали их бабушки-дедушки в печах, сделанных из нескольких кирпичей прямо на земле, над выкопанной ямкой, куда укладывали ветки тальника для разжигания огня, или для жаркости использовали "аргал". Ты помнишь, что это такое?
Спасибо тебе, дорогая, за эти ностальгические воспоминания. С теплотой

Ольга Фунтикова Бояркина   19.07.2020 09:18     Заявить о нарушении