Увек на Волге
=====================================
Также Укек.
Этот крупный золотоордынский торговый город сегодня идентифицируют с городищем на месте современного посёлка Увек на окраине Саратова.
Смысл его именования понятен был и тюркам, и монголам, для которых слово «увек» означало и башню и горой. Действительно, город расположился под горой, наверху которой была площадка с древней смотровой башней, оставшейся ещё от скифов. Кстати, именование коррелируется частично со словом «увал», означающее длинную невысокую гору.
По всей видимости, и русских строителей города устраивало его название по своему вокалу, поскольку многокилометровая возвышенность, сравнимая с русским увалом, вдоль которой простирался город, и сейчас хорошо видна.
Сейчас развивается новая версия происхождения названия города. Она основана на том, что основными строителями города были русо-славяне, у которых был опыт строительства таких крепостей. Вот между собой они и дали рабочие название городу: У вехи, то есть у горы, которая для них была некой вехой между той стороной и новой.
Несколько омрачает теории происхождения именования города то, что два уважаемых писателя того времени – Марко Поло и Ибн Баттуа, дали два названия города, в которых буква «в» заменена на букву «к», между которыми не заметно фонетической корреляции, созвучия, если не предположить, что ко времени появления Ибн Баттуты в городе уже была поставлена крепость, в татарском языке называемая кер. Тогда в переводе на русский получается Город у Крепости.
Увек разместился между реками Увековкой и Волгой, тыл его прикрывала небольшая возвышенность, а с напольной стороны стояли в несколько рядов походные кибитки, сцепленные друг с другом.
Город в середине 13-го века строили в основном строители из Руси, часть из которых были тут и раньше, другие приехали за длинным рублём с остатками Орды, после её возвращения из похода на Русь.
Город строился в поле, с чистого листа, однако его место расположения было выбрано не случайно, стратегически это место не было пустым, здесь проходил Великий Шёлковый путь, кроме того, тут были хорошо развиты земледелие, скотоводство и разные ремёсла ещё с Хазарских времён.
Так что места эти не были захолустными, люди жили и трудились здесь с самых давних пор. Многие старцы тех времён помнили ещё и скифов, и сармат, и Хазарских царственных особ с Каганами.
В 1262-м году сюда приходит знаменитый Марко Поло, купец и географ. В своей книге воспоминаний он дал краткое описание этого города, как всегда снабжённое увесисто-развесистыми эпитетами, чего, видимо, требовали отношения с издателями книги и спонсорами его путешествий. Чего бы стоили его путешествия, если бы на пути Марко Поло не попадались бесчисленные Великие города с необычными обычаями, невиданными в Европе.
В 1334-м году тут побывал арабский путешественник, историк и писатель Ибн Баттута, более сдержанный в своих оценках, отметивший, что Укек, так ему послышалось именование Увека, город не большой, но и не маленький, постройки в нём красивые, с орнаментами. В городе он отметил множество полезных городских служб. Однако город с его продувными всеми ветрами улочками показался не очень удобным для проживания европейца, поскольку нигде в нём невозможно было спрятаться от степных ветров.
Увек был удостоен права чеканить собственную монету, что подчёркивало важность его торговой диспозиции в Орде. Судя по арабским надписям на увекских монетах, вельможи местные знали арабскую письменную вязь. По все видимости, чеканщики монет просто скопировали имевшуюся в их распоряжении монету Халифата. Каких-то особо дружественных связей с Халифатом в это время у Орды не наблюдается.
Монеты города Увек достигали и Крымского полуострова, что говорит о торговых связях между Крымскими татарами и Увекскими торговцами, а это не могло не сопровождаться военно-дипломатическими узами.
Приезжали сюда купцы, дипломаты, путешественники из разных концов света. Здесь попадаются монеты из Румынии, посуда из Ирана и Италии, предметы из Китая, религиозные предметы исламского типа, христианские крестики.
Судя по останкам в некрополях, люди жили до 40 лет, средний рост мужчины до 162 см. Женились в 17 лет, к 20-ти годам у мужчин было собственное хозяйство, ремесло. По местным правилам мужчина в 30 лет должен был иметь внуков и передавать своё ремесло сыновьям.
Меню горожан состояло из риса, нута, барбариса, вина, рыба, в основном осетровая.
=======================
Город не имел укреплений в виде валов и рвов, как это было принято в зодческой культуре Руси. Это было степного типа крупное поселение, над которым высилась плоская гора, и которую городская застройка постепенно окружала.
Основная застройка шла вдоль берега Волги почти на 2 километра, имея поперечные проулки, которые делили Увек на отдельные кварталы, и в которых жильцы компоновались по этническому или ремесленническом принципу.
В городе был свой центр с наиболее богатыми 2-3-х этажными домами из известняка или из обожжённого кирпича. Здесь же в центре города были собраны все основные городские службы: медресе, мечети, бани, администрация.
В центре города также находились дворцы вельмож и аристократов. Все они были окружены стенами. Во дворах размещались бассейны или водоёмы для птиц и рыб.
Комнаты обогревались каменными дымоводами, которые шли от печей. Полы были либо земляные, либо из кирпича.
Все стены зданий в центре города были украшены изразцовыми плитками с геометрическими или растительными узорами. Был тут и сточный водопровод из глиняных труб.
За центром города, который отстоял от берега на полкилометра, шли торговые улицы с базарами, караван-сараями, мастерскими и жильём при них или отдельно. Ремесло в городе было самое разнообразное, это и кирпич, и глазурь обожжённая, и изразцы, и глиняная посуда, и косторезы, и украшения.
Отдельные кварталы были заселены татарами, славянами, мордвой, генуэзцами, выходцами из арабского мира и Средней Азии. Город в полном смысле этого слова был центром, где пересекались цивилизации Запада и Востока, оставившие свой след на берегах Волги.
Были кварталы ремесленников, были кварталы мусульман, татар, славян, мордвы, генуэзцев, арабов, азиатов. Были кварталы кочевников, а были кварталы и христианские, с церквями и часовнями. Тут каким-то образом уживались представители нескольких цивилизаций.
Судя по всему, в городе было много русских, они заселяли несколько христианских кварталов, причём, жили они семьями и занимались изготовлением украшений, а также резьбой по кости. По всей видимости, жили тут и русские Князья, поскольку в культурном слое 13-го века найдены несколько Княжеских печатей.
Среди монгольских вельмож в центральной части города жили не только купцы и ханы, тут были в почёте также и писцы, которые сочиняли письма разного рода, а также были тут поэты. В ходу были две письменности: уйгурская и монгольская. Причём, писцы владели обоими языками.
=======================
Во второй четверти 14-го века Увек начинает терять свою эксклюзивную позицию в международной торговле, а с ней и внимание к городу со стороны ордынских ханов.
В 1375-м году Увекские правители теряют права на чеканку монет. Это было связано со стихийными бедствиями, которые обрушились на город, с одним из которых они не могли бороться. На город стали надвигаться оползни с высокого берега Волги.
В 1395-м году Тамерлан в погоне за Тохтамышем нападает на Увек. Часть ордынцев ушла с Тохтамышем, другая часть осталась с Тамерланом, оседлая часть жителей, ремесленники и торговцы подались в другие города.
Тем не менее часть городского населения вернулись, они были связаны родственными и семейными узами с этой землёй, вернулась также часть купечества. Степняков здесь больше не было. Город угасал не сразу, он цеплялся за жизнь, хотя он и стоял посреди степи без крепостных стен.
В 1558-м году название города появляется в дипломатических отчётах английских дипломатов, которые рыскали в этих местах в поисках сокровищ. Путешественник Энтони Джексон отмечал, что Увек представляет из себя небольшое село на древнем городище, в центре которого стоит холм с крепостью в виде Башни.
По всей видимости место, где стоял город Увек, было пропитано городскими соблазнами, через два века после последнего сообщения о нём, почти на этом же месте, начинает возводится русский город Саратов. Долго ещё и жители, и строители, и гости Саратова видели останки древнего русо-монголо-тюркского города.
=======================
По легенде на Увек-горе нашли свой конец несколько сотен разбойников Стёпки Разина, которых распяли на релях, и их кости были видны издалека.
++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220071801865