Моё озеро в корыте

В Википедии читаю: "Корыто — большой открытый продолговатый сосуд с округлёнными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. Бывает деревянное, оцинкованное...."
 
Из закоулков памяти выплывает наша Джамгаровка — окраина Москвы. Девятиметровая комната в деревянном доме без водопровода, без канализации, без парового отопления, без газа, без тёплого туалета, без ванной комнаты... Зато двери у нас не закрывались на ключ, соседи приходили в гости друг к другу без особого приглашения, праздники  — вместе, горе — пополам...

Там, в том далёком детстве, было радостно и беззаботно. Мама умудрилась на небольшом участке земли вскопать огород, посадить фруктовые деревья и кусты. Перед домом всегда были цветы...

Мылись мы раз неделю в бане, находившейся примерно в часе ходьбы от нашего дома. А летом купаться надо чаще, поэтому мама рано утром выставляла на улицу наше оцинкованное корыто и наполняла его водой, которую приносила из колонки, находившейся на другой улице. За день вода нагревалась. И вечером я с наслаждением плескалась в корыте, смывая с себя следы многочасового нахождения на улице.

Однажды папа принёс с рыбалки ведро с уже уснувшей рыбой. Мама приготовилась варить уху, когда я заметила, что одна рыба открывает рот. Мне было примерно четыре года, я пожалела рыбу и уговорила маму не трогать её. Мама вздохнула и разрешила перенести рыбу в корыто с водой.

Это был праздник для меня и моих друзей — мальчишек и девчонок нашей и соседних улиц! Мы кормили рыбу хлебом, травой, червяками, пускали в дальнее плавание бумажные кораблики, чтобы рыбе не было скучно...

А потом мама сказала, что у нас уже целая гора грязного белья, пора стирать, корыто необходимо освободить, а из рыбы сварить суп. Мои просьбы и слёзы не помогли. Рыбу сварили. Я в знак протеста её не ела, но взрослые говорили, что суп был невкусный.

Прошло много лет, а я до сих пор помню моё озеро в корыте...

Ещё несколько слов о том далёком времени.

Дорогие наши мамы и бабушки! Ваши слабые, женские руки принесли домой из колонок и колодцев миллионы вёдер воды... Вы грели эту воду на керосинках и керогазах... Вы перестирали в корыте горы грязного белья, подсинили, накрахмалили...
Вы высушили его на верёвках, принесли в дом, выгладили... И так изо дня в день, из года в год...

А ещё вы часами стояли в бесконечных очередях, привозили домой на общественном транспорте тяжёлые сумки и авоськи с продуктами... Вы успевали варить настоящие, вкусные обеды без полуфабрикатов, печь домашние, ароматные пироги, пирожки и булочки... Варить варенье и заготавливать на зиму домашнюю капусту с мочёными антоновскими яблоками...
Вы успевали воспитывать детей, потому что детских садов было мало и на всех не хватало мест...

Не знаю как, но вы успевали всё. Низкий вам поклон!


Рецензии
Действительно, сколько сил тратили наши мамы на эту нескончаемую домашнюю работу, просто уму не постижимо! Я даже помню, как мои мама с папой бельё полоскали в реке (мы жили на Свири), и зимой тоже: кипятили на плитке в эмалированном баке, потом бак ставили на саночки, везли к реке по снегу, полоскали в проруби, отжимал папа, складывал в бак, привозил обратно домой и там развешивал.

Спасибо, Татьяна, напомнили!

Элина Плант   08.04.2024 18:57     Заявить о нарушении
Спасибо за ваш добрый отклик!

Татьяна Карелина7   09.04.2024 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.