Прощание с Родиной

- Возлюбленный племянник мой, Охолиав, подойди ко мне. Сядь, отдохни. Я горжусь тобой, ты дрался как лев. И римский орел не смог разодрать тебе хвост. Мы с честью отбили еще одну атаку. Какая по счету сегодня? Пятая?
- Нет, дядя Шимон, шестая.
- Охолиав, слушай меня внимательно: Наше дело проиграно, римляне загнали нас в ловушку, да и мы сами стремились сюда, в Бейтар. Мы здесь держимся уже полтора года, но наши силы на исходе. Самаритяне предали нас – показали римлянам наши источники воды и склады с провиантом. Я рассчитывал на помощь египетской диаспоры. Египетские жрецы владеют несметными богатствами, и они озлоблены на Рим из-за их притеснений. Жрецам тоже запретили обряд обрезания, но они предпочли промолчать. Я посылал гонцов в Египет, в Александрию, чтобы поднять иудеев диаспоры против язычников. Я отправил им сто тысяч сестерциев, твоих сестерциев, из чистого серебра. Я надеялся, что наши братья потратят эти деньги на покупку оружия и снаряжения, но эти деньги провалились в песок как верблюжья моча. Истинно, наши братья предпочли чечевичную похлебку свободе.
Подошла Рахель, жена Шимона:
- Храбрые воины наши, поешьте, укрепите дух свой и тело свое. Сегодня совсем мало получилось. Не беспокойся, Шимон, вам досталось столько-же, сколько и другим воинам: лепешка, головка лука и чашка воды.
- Спасибо, жена моя. Пойди, распорядись о том, о чем мы с тобой говорили.
- Так вот, Охолиав, слушай дальше. Рабби Акива - великий человек, мудрец из мудрецов, но он совершил ошибку, назвав меня Мессией - Машиахом. Среди нас, иудеев, вот уже сто лет как появилось много людей, которые верят, что Иешуа из Нацерета – Мошиах, сын нашего Всемогущего и Вездесущего. И они верят, что этот Иешуа послан для избавления нас от грехов наших, во имя Царствия Небесного. Я не знаю, Мессия он, или нет, возможно, пророк и волшебник, но христиане эти от нас отвернулись, ибо не может быть двух Машиахов почти одновременно. Народ устал воевать, он хочет пахать и сеять, рожать детей и любоваться танцами девушек в виноградниках. Рим могуч, его силы неисчерпаемы. Адриан вызвал Юлия Севера из Британии. Римские солдаты получают провизию и из Сурии, и из Леванта, и из Египта. Они не знают ни в чем нужды. На место одного убитого нами легионера встают двое. Но наше восстание не напрасно – наши потомки, которые останутся в живых, будут помнить о наших делах, будут гордиться нами, будут следовать нашему примеру. Пройдет, может быть, не одна тысяча лет, но сыны Израиля вернутся на Землю Обетованную, обещанную нам Создателем и построят здесь прекрасное Царство
Б-жье, и воздвигнут Храм. И люди со всей Ойкумены будут приходить к нам, и будут почитать нашего Б-га, и торговать с нами, и дружить с нами.
Шимон встал, прикрыл правой рукой глаза, и начал читать молитву «Шма, Исраэль» - «Слушай, Израиль!» Рука дрожала от усталости – намахался мечом немало за день.
- Шма Исраэль Адонай Элоэйну Адонай эхад.
Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один!
Барух шем квод малхуто лэолам ваэд.
Благословенно славное имя царства Его во веки веков!

Защитники крепости поднимались со своих мест, подходили ближе Несколько солдат начали стучать мечами по щитам, отбивая ритм:
- Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим, и будут эти слова, которые я заповедал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их детям своим, и…
- К бою!
Наблюдатели на стенах застучали в барабаны – римляне снова пошли в атаку.
Шимон поискал глазами верного сподвижника, заметил, что самаритянин что-то шепчет на ухо дяде, да некогда было разбираться – враг лезет.
- Ишмаэль, друг мой!
Ишмаэль тяжело поднялся, опираясь на копье. Левое плечо было перевязано, через повязку проступило кровавое пятно.
- Ишмаэль, возьми полсотни солдат и южным подземным ходом пройдите сзади римлян. Поторопитесь, как сможете!
- Будет сделано, Шимон!
- Охолиав, ты должен позаботиться о живых, о тех иудеях, которые останутся жить. Нас будет мало, но мы возродимся! Ты возьмешь двадцать мужчин и женщин, две тележки, четырех ослов, из оружия только лук, кинжалы и дротики. Еду и воду Рахель приготовила, сколько можно. Не забудь инструменты всякие по твоему делу – это будет вас кормить. Посуда и украшения всем и всегда нужны. Возьмешь также золотой и серебряной проволоки, украшений разных. Наши монеты не бери – возьми римские. Твоя задача: уйти далеко на север, найти там тихое место и обосноваться. Если сможешь, пришлешь гонца рассказать, где точно вы стан раскинули. Это будет тайное место, где иудеи смогут начать жизнь сначала. Не возражай – дело трудное и опасное, мы не знаем, что ждет вас впереди. Остерегайтесь римских патрулей. Самое главное, переплыть Галилейское море и перейти Леванон, затем Анатолию и проливы. Держите путь через Македонию в Романию: там в горах Месеж римлян нет. Я знаю, бывал там. Месеж по славянски – медь. Так что ты там найдешь себе работу и будешь именоваться месежник – медник. Идти вам может быть год, а то и два. Наши обычаи не забывай – чти субботу и праздники. Не забывайте делать обрезание на восьмой день всем мальчикам.
 Пойдете северным тоннелем, который начинается в моем доме. Люди ждут тебя. Как пройдете – я завалю вход камнями. ААМЕЕН!
Охолиав обнял дядю, он сознавал, что они более никогда не увидятся. Охолиав не знал, что трупами повстанцев римляне будут выкладывать изгороди длиной в несколько стадий. Иудейские мудрецы, что остались в живых, будут молилится о том, чтобы трупы не разлагались, и они лежали, многие с открытыми глазами, тридцать лет. Охолиав не знал, что земля опустеет на много веков. Он также не знал, что Шимон послал уже несколько отрядов в разных направлениях, чтобы сохранить народ иудейский.
Вечерело, наступал день Девятого Ава 4695 года по иудейскому летоисчислению, девятнадцатый года правления Адриана, знойный вечер августа 135 года по календарю Григорианскому, современному...
Шимон вернулся на стену, и вовремя – легионер уже перелезал через стену. Защитника в этом месте не было – он был убит стрелой. Шимон с разбегу воткнул во врага копье, пронзив его насквозь. Едва удержался, чуть не упав со стены. Боковым
зрением он увидел своего дядю рабби Элиэзера Амодаи: тот стоял, прислонившись к башенке и прикрыв голову капюшоном – молился. Шимон закричал ему:
- Что тебе говорил самаритянин? О чем вы договаривались?
Рабби Элиэзер не понял вопроса, он ответил, что никакого самаритянина он не видел и ни о чем, ни с кем не договаривался. Шимона качнуло: он своими глазами видел, как самаритянин что-то заговорщицки шептал на ухо дяде. Предательство!
И здесь предательство! Шимон подбежал к старику и с силой толкнул его. Рабби Элиэзер перевалился через ограждение стены и полетел вниз. Воины, какие видели это, удрученно, со стоном, выдохнули. Народ верил, что пока рабби молится, крепость будет держаться. «Эли – Эзер» – «Божья помощь».
Но, к несчастью, Бар Козева совершил еще один большой грех.
Обращаясь к Небу, он сказал, что не просит помощи Всевышнего, а только хочет, чтобы Всевышний не воевал против него. Такая «просьба» граничила с богохульством. За эти грехи и был наказан Бар Козева, и весь народ Израиля вместе с ним.
Отряд Ишмаэля бен Элиша попал в засаду и был уничтожен полностью.
Самаритяне, первоначально поддержали восстание, но затем снизили свою активность и перестали принимать участие в боевых операциях, оставаясь в лагере иудеев, а затем запятнали себя и прямым предательством - указали римлянам тайную дорогу в крепость. И когда армия евреев находилась на другой стороне крепости, римляне неожиданно появились в стенах города.

Шимон велел подать ему знак, тотем восстания – медного льва, насаженного на копье. Этого льва, как символ подвига царя Давида, изготовил Охолиав три года назад. И этот знак помогал иудеям и приносил им победы до сего дня. Шимон размахивал тотемом как дубиной, круша врагов. Но силы уходили от него. Он почувствовал боль в правом бедре – увидел торчащую стрелу,- затем боль пронизала левый бок и Шимон упал. Сквозь кровавую пелену он не видел занесенного над ним римского меча.
Так (или не так) погиб Бар Козева, Шимон бар Кохба, князь Израиля, назначенный мудрецами Мессией-Мошиахом, последний борец за свободу   иудейского народа.
      Могила Шимона бар Кохбы находится на горе Мерон в   Тверии, Верхняя Галилея, Израиль.
    Бейтар был захвачен в день Девятого Ава — день разрушения и первого, и Второго Храмов. Девятое Ава – трагический день еврейского народа – множество несчастий в течении тысячелетий происходит Девятого Ава - -то непрерывная кара за грех, совершенный еще в библейские времена. Для неверующих – десятикратно произошедшие трагедии на протяжении многих веков – это как? Римские солдаты, разъяренные тяжелой, продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город, чтобы не дать спастись ни одному из его защитников. Люди пытались укрыться в многочисленных пещерах. Чтобы выманить иудеев из их убежищ, римляне лживо пообещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен. Однако вышедшие из своих укрытий были убиты. Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от сильного голода и жажды. Когда иссякли последние съестные запасы, некоторые люди дошли до того, что утоляли голод
мясом мертвецов. Число убитых в Бейтаре достигло шестисот тысяч. Оставшиеся в живых были проданы в рабство на рынках Иудеи и Египта.
Вся Вторая иудейская война была страшным унижением для правителя огромной державы. И потому расправа Адриана была чудовищной, даже по римским критериям. У Диона Кассия читаем: "Немногие из них остались в живых. 50 их укрепленных городов и 985 их наиболее важных поселений были разрушены до основания, 580 тысяч человек погибли в вылазках и сражениях, погибшим же от голода, болезней и огня – нет числа. Вся или почти вся Иудея превратилась в пустыню..." В еврейской литературе сохранились сказания о ДЕСЯТИ убиенных ПРАВЕДНИКОВ. Эти сказания повествуют о десяти мудрецах, среди них рабби Акива, Шимон бен Азай, рабби Тарфон, преданных мученической смерти. По преданию, Тиний Руф, наместник Иудеи (тот самый, который первым потерпел поражение от восставших), приказал растерзать рабби Акиву железными клещами. Элегии на смерть десяти мудрецов составляют часть синагогальной литургии в Йом-Кипур и в «Тиша бэ-ав – Девятое Ава». Это время было названо «Временем истребления».
      Восстание Бар-Кохбы было потоплено в крови, и мечты рабби Акивы об Избавлении в том поколении не осуществились. Но, возможно, та попытка отстоять веру отцов и возродить свою независимость дала еврейскому народу силы, которые позволили ему продолжать существование в длительном изгнании, пережить преследования и погромы и вновь начать борьбу за возрождение народа и за Иерусалим. Рабби Акива видел тогда не только сиюминутную реальность, но и смотрел в будущее. В широко известной истории, описанной в Вавилонском Талмуде в трактате Макот (24б) и в мидрашах, рассказывается, как рабби Акива, раббан Гамлиэль, рабби Йеошуа и рабби Эльазар бен Азарья пришли в разрушенный Иерусалим. Дойдя до горы Цофим, они разодрали одежды свои, а на Храмовой горе увидели лисицу, выходящую из развалин Святая святых. Мудрецы начали плакать, а рабби Акива рассмеялся. Когда его спросили, почему он смеется, рабби Акива ответил, что сказано: «И я взял себе верных свидетелей, Урию священника и Захарью, сына Йеверехьяу» (Йешаяу, 8:2). Что имеют общего Урия и Захарья? Урия сказал: «Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим будет грудою развалин, а Храмовая гора — лесным холмом» (Ирмеяу, 26:18). А Зхарья сказал: «Так сказал Б-г Воинств: еще будут сидеть старики и старухи на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом своим в руке его — от глубокой старости. И улицы города наполнятся мальчиками и девочками, играющими на его улицах» (Захарья, 8:4-5). Рабби Акива сказал, что если сбылись слова Урии, то сбудутся и слова Захарьи. И теперь, когда осуществилось пророчество Урии, он рад, что осуществится и пророчество Захарьи. Хотя перед глазами рабби Акивы были развалины, он уже видел отстроенный Иерусалим, те иерусалимские улицы, которые стали такими привычными для многих из нас.


* В рассказе использованы цитаты из легендарных и документальных источников того времени.


Рецензии