Причины обострения конфликта Армения-Азербайджан

Обострение конфликта Азербайджан-Армения в контексте передела рынка и дифференциации путей поставок энергоресурсов

Date: Июль 17, 2020 системный аналитик, политтехнолог в области геополитики и энергетики канд. наук Владимир МАТВЕЕВ/Vladimir Matveev, Украина, Киев

Боевые действия на азербайджанско-армянской границе, линия которой в теории никем не оспаривается, и обострение военного конфликта в Ливии свидетельствуют о возросшем интересе глобальных игроков и региональных держав и блоков к богатому энергоресурсами Черноморско-Каспийскому региону. Конфликт из «нагорно-карабахского» вышел на принципиально новый уровень.

Глава пресс-службы минобороны Азербайджана Вагиф Даргяхлы заявил, что современные ракетные системы, находящиеся на вооружении азербайджанской армии, позволяют с высокой точностью ударить по Мецаморской АЭС, передает https://haqqin.az/news/183947

Армянская сторона не должна забывать о том, что самые современные ракетные системы, находящиеся на вооружении азербайджанской армии, позволяют с высокой точностью ударить по Мецаморской АЭС, что приведет к большой катастрофе для Армении, заявила азербайджанская сторона.

В свою очередь, в Армении с тревогой восприняли заявление минобороны Азербайджана о том, что азербайджанские вооруженные силы способны нанести удар по Мецаморской атомной электростанции.  В Ереване это высказывание назвали преступной угрозой в отношении населения Армении.

Поверхностной причиной протестов стало обострение приграничного конфликта и взаимные обстрелы на границе Азербайджана и Армении, в результате которых погибли в общей сложности 16 человек, в том числе 11 азербайджанских военных и один мирный житель, а также четверо армянских военных.

Возможно, Баку стремиться втянуть в конфликт участников ОДКБ, хотя ожидаемой реакции Армении (член ОДКБ) от ОДКБ – не последовало. Согласно Уставу ОДКБ нападение на одного из членов этой организации считается нападением на всех.

Причины эскалации конфликта связаны также с внутриполитическими проблемами в указанных странах, обостренными коронакарантином, падением цен на нефть.

Возможно, в Баку также могли решить отвлечь народ от внутренних экономических проблем и сплотить нацию. Ведь обрушение цен на нефть - главный экспортный товар Азербайджана – дополнилось экономическим кризисом на фоне последствий коронакарантинов и замедления экономик.

В аспекте геополитики Анкара могла подтолкнуть Баку, чтобы втянуть в конфликт РФ, чтобы отвлечь силы и внимание Москвы от обострения ситуации на грани новой фазы войны в Ливии.

Позиции турецкой и российской сторон по Нагорному Карабаху и Ливии – не совпадают, что также отражается и на ситуации в Сирии.

Показательно, что комментируя усиливающуюся напряженность на армяно-азербайджанской границе, президент Турции Эрдоган подчеркнул, что Турция не оставит братский Азербайджан «перед лицом провокаций Армении», передает
«Турция продолжит отстаивать интересы Азербайджана. Так было и так будет впредь», заявил президент Эрдоган. На фоне последней напряженности в Товузском районе Азербайджана, в Анкару прибыла азербайджанская делегация, которая всесторонне обсудила ситуацию на Южном Кавказе. Президент Эрдоган отметил, что «неизменность позиции Анкары по вопросу поддержки легитимных властей Ливии продолжится».

Министр обороны Турции Хулуси Акар сказал, что Стамбул ждет от Армении доступа к архивным документам, проливающим свет на трагичные для армян события 1915 года, пишет 17 июля агентство Anadolu.

Ранее Эрдоган в интервью каналу А-хабер сказал «Мы будем защищать права Ливии и Турции в Восточном Средиземноморье. Мы более, чем готовы предоставить Ливии какую угодно необходимую ей помощь». При этом  Эрдоган назвал Халифу Хафтара, которого в значительной мере поддерживает Москва, «незаконным лидером, представителем нелегальной структуры».

Напомним, в 2016 году было заметное обострение конфликта на фоне резкого падения цен на нефть и, шаткого положения президента Алиева в Азербайджане. Сейчас к падению цен на нефть, ценовым войнам добавились последствия коронакарантинов в контексте замедления темпов экономик. И Баку, и Ереван могут столкнуться с серьезным экономическим кризисом, а напоминание обществу о наличии внешнего врага, может сыграть свою роль консолидации общества.

Суть дела в том, что цены на нефть снова понизились, происходит новое обострение борьбы за источники и маршруты, пути поставок газа и нефти в Европу и на мировые рынки.

В этом контексте кульминацией напряженности может стать развязывание макро-регионального военного конфликта под эгидой наднациональных структур, поскольку регион объявлен зоной американских национальных интересов и рассматривается как источник энергоресурсов, альтернативный Персидскому заливу.

В обмен на поставки энергоресурсов в США и Европу Баку в противовес России выторговывает разрешение Нагорно-Карабахского конфликта в пользу Азербайджана и значительно увеличивает современное вооружение своих вооруженных сил с учетом размещения крупного контингента США и активного сотрудничества с Израилем в военно-технической сфере.

Напомним, что еще в 1995 году в США был разработан план военной операции «Шторм над Каспием», который предусматривал американские и натовские десанты в тех районах Каспийского бассейна, где возникнет угроза добыче и/или транспортировке местных нефти и газа на экспорт.

Центрально-азиатский энергетический потенциал превратился в фактор конкуренции различных держав из-за маршрутов, подключающих энергоресурсы Центральной Азии к мировому рынку. Центр тяжести региональной политики переместился в бассейн Каспийского моря.

Вторая и заключительная часть первой фазы проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP), который должен обеспечить поставки газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз на рынки Турции и Юго-Восточной Европы, введена в эксплуатацию в 2019 году, а «Турецкий поток-2» блокируется США и партнерами в регионе.

Запущенный Трансанатолийский газопровод входит в «Южный газовый коридор», предназначенный для поставок газа из каспийского региона в Европу в обход России.

При этом подписанные Турцией и Ливией в 2019 году пакт о военном сотрудничестве и соглашение о разграничении исключительных экономических зон в Средиземном море,  вызвали открытое противодействие со стороны лидеров Кипра, Греции и Израиля, которые подписали в начале января 2020 года соглашение о строительстве глубокого израильско-американского газопровода EastMed в восточном Средиземноморье. Однако соглашение не скреплено подписью Италии, см.
В этом контексте Израиль, Кипр, Греция и Египет активно противодействуют соглашению Турции с правительством Ливии, определяющему «морские границы» между двумя странами Средиземного моря.

Показательно, что, по словам главы Госдепа Майка Помпео от 16 июля,  США решили ввести дополнительные санкции в отношении «Турецкого потока» и проекта газопровода «Северный поток-2», предусмотренные законом CAATSA.

Помпео предположил, что Северный поток 2 и Турецкий поток подрывают транзит газа через Украину и несут угрозу для трансатлантической безопасности. Госсекретарь отметил, что США  готовы поставлять энергоресурсы европейским партнерам.

Напомним, что вскоре после избрания Трампа президентом в Азербайджане появились суждения, подкрепленные мнениями некоторых американских экспертов, согласно которым «новый президент США может оказать содействие Баку в деоккупации Нагорного Карабаха».

«Мы, как одни из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, продолжим оказывать поддержку устойчивому и мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта», сказано в поздравлении Трампа президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву по случаю Дня Республики, который отмечается в Азербайджане 28 Мая.

Закавказье балансирует на грани войны и мира, а при размораживании карабахского конфликта или прямого столкновения сторон на фоне гонки вооружений в регионе, создаются условия для возникновения конфронтационной ситуации, переходящей в вооруженный конфликт, что позволит «третьи игрокам» в лице  США, Турции, РФ перейти к более решительным действиям по переформатированию сил в регионе.

Главной задачей американской политики в Каспийском регионе и Закавказье является не «отражение иранской ядерной угрозы», а доминирование США в богатейшем нефтегазовом регионе с контролем газопроводов и нефтепроводов, путей поставок энергоресурсов.



СПРАВКА:

Подписанные в конце ноября 2019 года Турцией и Ливией пакт о военном сотрудничестве и соглашение о разграничении исключительных экономических зон в Средиземном море,  вызвали открытое противодействие со стороны лидеров Кипра, Греции и Израиля, которые в начале января 2020 года подписали соглашение о строительстве наиболее глубокого и контраверсионного израильско-американского газопровода EastMed в восточном Средиземноморье. Однако, под таким соглашением отказалась поставить подпись Италия.

Конкуренция за источники и пути поставок газа в Европу происходит при резком обострении ситуаций в Черном и Средиземном морях, активизации борьбы за порты, терминалы приемки газа, СПГ в Греции, Италии и Румынии между США, КНР, РФ, Израилем и др.

Напомним, порты на востоке Ливии прекратили отгрузку нефти, что ударило по ее экономике, сократив весь ливийский экспорт нефти. Согласно СМИ, приказ о закрытии портов отдал командующий ЛНА генерал Халифа Хафтар.


Рецензии