Идея Человейника

  Можно,  как в школе…
« Прочитав книгу Бориса Полевого « Человек человеку», хочется отметить в нем героя Валентины Гагановой…»
Такая книга существует на самом деле. Жанр её - биографическая повесть. То есть, фактически, это биография человека с долей художественной выдумки, не искажающей сути дела. Биография эта – Валентины Гагановой, её молодые годы, годы становления. Годы, важнейшие для человека, годы, чья ценность, подчеркивалась много раз  на всех уровнях человеческого сознания. Ценность их не оспаривается и в современном мире, и даже, напротив, - превозносится.
И читая книгу эту, невольно можно поймать себя на мысли, что это фантастика. Книга - фантастика. Опровергает эту мысль статья из « Википедии», где, конечно, гораздо более сухим языком описывается биография женщины. Да, в книге все более живо, с эмоциями, но, тем не менее, это не фантастика. А смотришь в окно – и снова возвращается чувство нереальности произведения.
     Когда, как и почему люди, за эти 60-80 лет, смогли перейти от образа, описываемого Б.Полевым, до образа того, что видим мы каждодневно на улице, в семьях, в телевизоре, читая и смотря в интернете. Разве это – прогресс?
В этом вопросе ударения нужно ставить на слово «это», потому как если спрашивать прогресс ли это, то это, конечно, не прогресс.
Просто многие люди скажут, что то состояние общества, что есть сейчас – это прогресс. И таких людей большинство.
Прогресс ведь не родился из ниоткуда. Он есть следствие идущих друг за другом процессов. Они и идут дальше сейчас, процессы эти. Примеры новых вершин прогресса жители, в частности, России, видят за рубежом. То есть, еще есть куда идти, есть, куда стремиться, есть, зачем учиться молодым.
Только вот странная вещь. По логике прогресса, биография ткачихи тоже есть одно из многих звенев цепи. И неужели она, когда, потеряв отца на войне, доила корову и топила в свои 10 лет печку, помогая семье выжить, могла даже на 1 % представить то общество балованных во многом людей, утешающих или даже оправдывающих себя мыслями, что они лишь просто пользуются благами прогресса? Я думаю, не могла ни на одну толику своего разума.
И, тем не менее, так получилось. Так получилось, что  она и многие-многие тысячи таких же, как она стали бабушками и дедушками, или прабабушками и прадедушками многих и многих молодых, а сейчас уже и не очень молодых людей, стремящихся, а затем гордящимся своим статусным положением в обществе.
Люди эти… Неужели, например, человек, который слушает по ночам из своей машины музыку на пол района, или же девушка, паркующая свой красный или белый «крутой» автомобиль на тротуаре, или мальчик, оскорбляющий страшенным матом и пошлостью незнакомых людей в интернете, неужели могут они вспомнить хоть на миг своих бабушек- голодающих, в холоде пребывающих, с отрочества работающих?
Не могут… Или не хотят…
И тут надо сказать, что по моему, абсолютно субъективному мнению, идея « человейника» принадлежит именно этапу рассвета « стирания умственного и физического труда», тому этапу, что описывает Б. Полевой.
Отступление.
« Человейник» (определение из моего воображения) – 1) ироническое название многоквартирного дома, по аналогии с муравейником. 2) Некий процесс, хорошо функционирующий, даже развивающийся, но, по большому счету, глобально не осмысливаемый – опять же аналогия с муравейником. 3) Состояние общества, которое представляется самому себе хорошо развитым механизмом физических и духовных процессов, по факту же имеющих глобальные, хребетные изъяны.
Так вот. К мысли, что зарождение «человейника»-общества произошло именно тогда, меня подтолкнуло особое отношение героини к семье. Как к «ячейке общества». А ведь это понятие именно тогда и зарождалось. Но если задуматься – на самом ли деле семья лишь « ячейка» или нечто большее?
Можно сейчас начать углубляться в значение слов, пронаблюдать развитие « ячейки» во времени и т.п., то есть провести целую научную работу, коих, я думаю, уже было проведено огромное количество. А можно проще – посмотреть. И увидеть: « ячейки ли общества» сейчас семьи? – « Ячейки». Для некоторых « ячеек» сейчас даже и официальная регистрация не нужна. Они ведь на более высокой ступени прогресса – так они считают. Есть даже и ещё более высокие ступени, но ни об них сейчас.
« Человейник» извратил понятие труда. В современном мире его вообще нет. Есть понятия « работа» (рабство?), « занятость», из них вытекают « обеспеченность», « статусность». Кстати, против последних двух Б. Полевой вполне конкретно, в лице своей героини, протестует и признает эти понятия присущими нездоровому обществу.  « Человейнику».
Все мы, особенно на патриотических праздниках, любим говорить слово «память». Говорим – « Помним и будем помнить». А на самом ли деле помним? Разве помним В. Гаганову. Да в то время большинство таких было. Это ведь наши рода, родные наши. Мы их забыли. Это ясно, как Божий день.
В сравнении это очень хорошо видно. Но и вместе с тем печально, что не смогли они передать нам идеи своей жизни. Терпения своего, трудолюбия, уважения к людям. Да много там всего было.
Один пример. В другой повести того же автора, « Горячий цех», есть упоминание о том, что в один год, весной, народ завода вдруг  резко сел на велосипеды. Что даже руководству завода пришлось выделить отдельное здание под, современным языком выражаясь, велопарковку. Пришлось!
И тут я вспомнил своё место работы. Филиал одной из богатейших компаний страны, монополиста в сфере транспорта. На любой запрос - «нет денег». Вся техника в этом предприятии стара и запрещена к работе. Труд тяжелейший. Один раз еле воды допросились, когда сутки на жаре работали. Пришлось? Нет, и так нормально.
Задумаемся?
               
                Максим Полищук   2020 г.


Рецензии