Из истории старого Уральска Церкви-Собор Михаила А

  В Святом писании сказано, что на заре христианства в земле обетованной воздвигнут был храм Архистратига Михаила.Служил в нем Святой Архип, способствуя привлечению в христианскую веру всё новых и новых прихожан.Тогда враги христианской веры задумали избавиться от него.Они прорыли канал, чтобы направить горный поток в сторону храма и подмыть его...Святой Архип усердно молился главе небесного воинства(что означает Архистратиг).Угодная Богу молитва его была услышана.Ему явился сам Архистратиг Михаил с огненным мечом.Взмахом его он рассек гору, и горный поток устремился в расселину.Таким образом храм был спасен от разрушения.Это сказание уходит в глубокую древность и, казалось бы, уж никак не относится к нашим краям, разве что тем, что у нас тоже в старину был воздвигнут собор в честь покровителя Уральского(Яицкого) казачьего войска - Архистратига Михаила.Но мало кто знает, что у нас повторилось чудо отведения вод от храма...Но об этом позже...
 Этот храм замечателен своею древностью и событиями, не осталось теперь в войске ни одного здания, современного ему, чуден тем,что при бывших в войске неоднократных пожарах, где все подвергалось истреблению, его Господь сохранил и хранит доселе, несмотря на смутные времена,целым и невредимым.Это дорогой перл в войске, он имеет много дорогого и святого для каждого из уральцев. Этот Святой храм велик и в том отношении, что все потрясения и  бунты, волновавшее наше войско, он пережил и всему был безмолвным свидетелем...и ныне благодатию Божией он смиренно и уединенно красуется, как глава и верх всех зданий-так писал в летописи Михайло-Архангельского собора в 1865 году протоиерей собора  Савва Иванович Назаров.
 В 1650 году казаки переселились из своего старого Кирсановского городка вниз по Яику и устью реки Чаган и построили новый городок, назвали его Яицким. Вначале поставили старую деревянную церковь, которую привезли из Кирсанова. Но к 1700 году население Яицкого городка значительно увеличилось и в старой церкви стало тесно. Круг решил строить новую церковь, а так как круг собрался на 8 ноября(21 ноября по новому стилю), то и новую церковь решили построить во имя Архангела Михаила. Н а реке Сакмаре в 1701 году, весной, нарубили соснового леса, спустили плоты вниз,к городу и застучали топоры, запилили пилы. Через три года, в 1704 году церковь была готова. За колоколом решено было послать станицу к царю Петру I и просить его о милости. Через некоторое время станица вернулась назад и привезла из Москвы два колокола и большую икону под серебром, золоченую, Архистратига Михаила, жалованную войску царем Петром I. К зиме 1708 года колокола подняли и установили на колокольне. Зазвонили колокола на новой церкви и разнесли они казакам благую весть, что служба уже началась, что снова 21 ноября, что освящают новую церковь.
 Проходят годы, летят один за другим...Выходят из городка полки за полками бить врагов царя русского, в дальние города против шведов "под Нарву",против бунтующих башкир, на Кубань, в Харьковский поход и все строятся они у войсковой избы, вблизи нового собора, смотрит на них звонким оком Войсковой атаман, крапит их Святою водою священник , благословляют их старшины походным образом и, взглянув последний раз на Святую церковь, на свои курени, уходят они один за другим в далекие края на битву с врагами. Вот уходят один за одним три полка в поход на Хиву. Ведут их походные атаманы Иван Котельников, Никита Бородин, Зиновий Михайлов.Встали и они у собора.Благословили их на путь Войсковой атаман и священник, отслужили молебен. Последний раз взглянули они на его Святые стены, на кресты, простились со своими женами и ушли в далекую неведомую степь со своим вождем Бековичем, ушли, чтоб уж больше никогда не видеть родного Яика. Все погибли они там  в тяжелой неволи в 1717 году.
 В 1723 году, когда центральная московская власть решила переписать яицких казаков, загудел тревожно набатный колокол на колокольне собора.Казаки подожгли городок и ушли за реку Чаган. Напрасно гудит-звенит, зовет на помощь колокол, широкой волной охватило пламя казацкие курени, пылает и Михайло-Архангельский собор, только и успели вынести из него образ Архангела Михаила, старинное Евангелие, да служебные книги, а колокола его расплавились. В этот же год, насильно возвращенные в городок казаки на месте сгоревшего собора начали строить новый деревянный собор во имя Михаила Архангела. Два года отстраивалась эта церковь и в 1725 году собрался у вновь отстроенной церкви Войсковой круг и как в 1704 году снарядили теперь уже к Государыне Екатерине Алексеевне, императрице и супруги умершего к тому времени царя Петра I, легкую станицу походного атамана Ивана Логинова и есаула Ивана Крашинова "со сказкой просить у царицы милости пожаловать Войску  новые колокола, взамен расплавившихся в огне пожара 1723 года. Именным указом от 14 июля(н/с) 17245 года царица приказала своему "Войску Яицкому для набатов и прочих надобностей, отпустить из "Московской артиллерии два колокола весу примерно: один 68 пудов(1088 кг), другой в 35 пудов(560 кг), а буде таковой не сыщется, то больше или меньше пятью пудами, для чего ему, атаману, купить в Москве судно из данных ему прогонных денег, о чем и известить грамотой Войскового атамана Григория Меркурьева и всё Войско Яицкое".Привезли колокола зимой.С трудом подняли их на низкую, пристроенную к северное стороне церкви шагах в десяти деревянную колокольню. И стали служить колокола свою казачью службу Войску, "большой колокол для повестки в здешнем войске о неприятельском нападении, а другой, меньший, для случающихся в войске пожаров, когда это случится, неприятель или пожар, Войску Яицкому было известно, так как у колоколов были разные голоса".В отличии от тревожного звона, который производился частыми ударами, для созыва круга били в большой колокол, но медленно и тихо. Весной 1726 года в первый раз ударил в набат новый большой колокол. Это "подбегали под городок киргиз-кайсаки(сейчас казахи) с Абалгаир-ханом в большом количестве" и привели с собой своих соседей каракалпаков. Подбежали, захватили несколько лошадей и ушли в степь, на большее их отваги не хватило.
 Пролетали годы...И каждый год подряд гудел большой колокол, созывая казаков для отпора "ворам киргиз-кайсакам". Каждый год по его звону выбегали казаки из своих куреней с копьями, пищалями и сайдаками на городской вал, вбегали пушкари на башни. с зажженными фитилями , становились они у своих пушек и ждали незванных гостей.
 Долго служил верную службу большой колокол Михайло-Архангельского собора, "созывая славное Яицкое лыцарское войско, то на бой с врагами. то для сбора на старое Русское Вече "вольный казацкий круг , "думу думати". И когда в очередной раз деревянный собор сгорел, Войсковым кругом решено было построить каменный.Закладка каменного храма произошла 21 ноября(н/с) 1741 года. Построен он был в Псковско-новгородском стиле. И всегда в этот день Святого Архистратига Михаила у Старого собора( как его стали называть казаки) проводились парады. Пережил каменный собор и осаду армией Емельяна Пугачева ,который пытался взорвать собор, ибо там скрывались его защитники, оставшиеся верными Государю Императору , но его крепкие стены, сложенные на совесть, не дали взять его.
 В Старом соборе есть Никольский предел, в нем находится киот Святителя Николая. Предел был сооружен по ходатайству оставшихся в живых героев Иканской битвы(1864 год). Образ Святого Николая не просто икона, а своеобразный памятник воинской доблести уральских(яицких) казаков. Киот был выполнен в виде памятника, воздвигнутого под Иканом, на месте битвы. Сам образ был написан уроженцем Петербурга художником Фёдором Александровичем Васильевым в 1893 году, а под ним на латунной пластинке были выгравированы имена и фамилии всех казаков героической сотни есаула Василия Родионовича Серова (1829–1901).После большевитского переворота в октябре 1917 года на церковь на церковь были организованы страшные гонения,  священников расстреливали, храмы закрывали и разрушали, иконы уничтожались.Не избежал этой участи и Старый собор. В 1937 году , во время первого закрытия собора, киот Святителя Николая исчез из храма.Когда собор открыли для верующих в очередной раз в 1965 году, киота на месте не оказалось.Сейчас, когда пишутся эти строки, на месте прежнего киота висит  другая икона Святителя Николая, более ранняя, написанная в память Крымской войны 1853-56 годов, где также сражались уральские казаки. В 1991 году, когда вернули верующим храм Христа Спасителя, образ Святителя Николая, исчезнувший из Старого собора, неожиданно обнаружился там. По видимому в 30-х года. когда большевистскими властями были собраны все иконы из уральских церквей и часть икон была передана в горбыткомбинат на различные поделки, ввиду ценности пород дерева,на которых писались образа и из которых были изготовлены киоты, киот Святителя Николая и пропал.Образ Святого Николая однако сохранился.Последнее освящение вновь открытого храма Архистратига Михаила состоялось 23 апреля 1989 года.
   Теперь вернемся к чуду, произошедшему с храмом в начале 19-го века. Тогда стремительные воды Урала стали подмывать стены Старого собора.Когда Стары собор строили, он отстоял от берега Урала на 150 сажень(более 300 метров), яр находился где-то на Бухарской(азиатской) стороне и, казалось угрозы строению не было. Но вот Урал начинает рвать Куренной вал(Курени-неофициальное название самого раннего поселения казаков) вокруг Старого собора. И все ближе и ближе к собору...Встревожились казаченьки не на шутку. Одни говорили, что надо яр укреплять, другие - собор разбирать и переносить на новое место, а третьи-усердно молиться...Дело в том, что водную стихию многие связывали с гневом Божьим за неправедный образ жизни первых казаков:беззаконие,безбрачие или многобрачие, нетвердость в вере.К концу 18-го века, началу 19-го от яра до собора оставалось всего 6 сажень(около 12 метров). А ведь Урал рвет в среднем по два метра в год, но бывают годы, когда в один день во время половодья сердитая река уносит по несколько сажень.Так было, к примеру, на глазах наших родителей в 1942 году.Половодье случилось небывалое. С Красного яра воду зачерпывали коромыслом, хотя Красный яр самое высокое место в городе. Недаром тут построили бассейн с водозабором по улице Чекменной для снабжения водой арычной системы города. Так вот, за один только день весной 1942 года Урал сорвал 7 метров Красного яра! Усилил водную стихию сильный юго-восточный штормовой ветер и лобовой волнобой. Леса в пойме тогда было мало. только кустарник, разлив раскинулся до Менового(Подстепного в советское время)поселка, и на этом просторе волны разыгрались, как на море, руша яр ежечасно.  Я это очень хорошо представляю, так как был  свидетелем почти подобного половодья в 1957 году.
 Наш знаменитый краевед 19-го века, Никита Федорович Савичев писал в своем очерке"Физиология Уральска за 100 лет", что в 1780 году оренбургский генерал-губернатор Рейнсдорп выделил для укрепления яра у Старого собора 300 деревьев. Он не указывает какой породы, но скорее всего это был дуб, а мореный дуб в сырых условиях может лежать десятки лет. Известно, например, что фундамент Исаакиевского  собора в Санкт-Петербурге закладывался на дубовых сваях.
 ВСем миром казаки забили эти 300 свай под яром у Старого собора и ниже, где стояла Войсковая изба. Берег был укреплен, но надолго ли? Савичев пишет, что этой защиты хватило почти на 50 лет. К 30-м годам 19-го столетия от этого частокола  остались одни лишь отдельные сваи. Да, это защитило собор, но не отвело стремени реки.Урал продолжал рвать яр и " с приверху", и ниже собора. Было принято решение разобрать собор и перенести на безопасное место, в центр города. События эти прои сходили в бытность атамана Давыда Мартемьяновича Бородина, чей портрет живописца Тропинина(подлинник) украшал казачий зал областного краеведческого музея еще в конце 20-го века. Давыд Мартемьянович был решительным человеком. Он бы не остановился ни перед чем, если принял решение. Первый архитектор города Уральска М.Дельмедино уже подготовил проект нового собора. Иконостас и иконы должны были принять на временное хранение церковь Петра и Павла и церковь Казанской Божьей Матери, которые стояли в то время одна в районе площади Пугачева, а другая на месте современного сквера перед Государственным пединститутом имени А.С.Пушкина(в советское время). Наутро пришли казаки и атаман к собору Архистратига Михаила - глядь, а за ночь Урал отошел от яра...Так гласит предание. Наши современники могли видеть след старого яра в шести-семи метрах от соборного алтаря, сразу за оградой, а до теперешнего берега уже метров 100. Что Урал отошел, нет никакого сомнения, но чтобы так...за одну ночь...Может быть в самом деле произошло чудо? И тут вспоминается то, что было написано вначале.
  Старый собор - это все, что осталось от Яицкого Кремля. Его толстые стены были частью крепости, а узкие окна-бойницами.Емельян Пугачев, как я писал ранее, храм-крепость взять не смог, хотя и удивил казаков-повстанцев знанием саперного дела, когда вывел подкоп под колокольню, где находился пороховой погреб крепости."Ну хитрец! Во башка!"- восхищались казаки, "взорвать крепость их же погребом!" Но полковник Симонов и капитан Крылов(отец известного баснописца), предупрежденные перебежчиком, опорожнили пороховой погреб. А штурмующих в узком проломе "взяли на картечь" и штурм захлебнулся.
  Уральские казаки на Бога денег не жалели.Рассылали ходоков по древним городам и монастырям, разыскивая и  обменивая  "чудотворные иконы", дорогую церковную утварь. Летописец Мхайло-Архангельского собора Ахилл Банифатьевич Карпов в книге "Памятник казачьей старины" писал:"Уходили полки в дальние страны биться с врагами, посреди жаркой сечи помнили казаки о своем соборе и привозили они с собой в собор свои походные образа и дары... Много в соборе хранилось интересных реликвий : стоял в алтаре образ Казанской Пресвятой Богородицы в серебряной вызолоченной ризе с предстоящими вокруг лика Богоматери, святыми :Гурием,Германом, Фарсением, преподобным Пименом, святым Николаем Чудотворцем,Святым Петром, Святыми Олимпием и Тихоном.На обороте, на серебренной пластинке была надпись:"1721 год, Октябрь в 15 день домового Воскресенского монастыря, что на Едесском острову, игумен Пимен благословил сим образом детей своих господина атамана Яицкого войска Федора Михайловича со все его войском".
  Другой интересный образ Покрова Богоматери - складной походный, в киоте красного дерева, в серебряной ризе с позолотой и резьбой, с правой стороны Георгий Победоносец, с левой - Михаил Архангел. Сверху в полукруге образ Тайной вечери.Внизу надпись:"Сей образ сооружен от усердия Уральского казачьего №1 полка, находившегося в Грузии в 1841 году".Этот образ от многострадального полка, который был наряжен на службу в числе четырех полков в наказание "за бунт" в 1837 году. Интересна история этого образа. По воспоминаниям очевидца, полк нес большие потери от болезней, вызванных губительным климатом Грузии. За четыре года бессменной службы в полку умерло более 200 человек. На кругу решили соорудить образ  Покрова Пресвятой Богородицы. Жертвовали все, даже казаки татары, казаки калмыки. Истово уверовали уральцы, что услышала Царица Небесная их теплые молитвы и явила им чудо в образе графа Павла Евстафьевича Кецебу. Целую ночь провел с ними на заставе молодой генерал. Отведал диковинного кушанья из мяса молодого барашка. Не побрезговал чаем с уральскими травами и каймаком. Дивился и гневался,
 слушая печальную повесть об их горе-злосчастии. О том, как атаман Покатилов и губернатор Перовский, убоявшись новой пугачевщины , превратили в бунт челобитную уральских ветеранов царю-наследничку . Да и быть бы бунту, кабы не полковник Бизянов, который один встретил на городском валу изготовившегося к бою войско генерала Перовского, а казаков услал на покосы. Еще в 1833 году А.С.Пушкин каким-то образом заприметил полковника Бизянова. Имя его записано в дорожных бумагах поэта, привезенных из Уральска. Понравились казаки новому начальнику штаба Кавказской армии. Заступился Павел Евстафьевич за своих новых знакомых, и уже в 1842 году полк был сменен и возвращен в родные станицы. А Чудотворный образ преподнесен Старому собору. Хранились в Старом соборе и два образа: Святой Троицы и Николая Чудотворца, данные двум уральским казачьим полкам за героическое участие в Севастопольской обороне. Совсем недавно в соборе было уникальное медное панакадило работы немецких мастеров 1662 года. Особую ценность храма представляли семьдесят богослужебных книг. Среди которых очень редкое, напримпер Евангелие, напечатанное в первые годы  появления типографии в Москве в 1559 году, еще при Иване Федорове , русском первопечатнике. Интересен также диптих(двухстворчатый складень), в котором записаны цари от Ивана Грозного до Михаила Федоровича. В нем, среди поминальных записей, были записаны и имена казаков, убитых во время Азовского похода Петра Великого. На одном из Евангелий, имеющего серебряный оклад весом 15 фунтов 75 золотников( более 6 кг), время печатания определено по записи :"Божию помощью сия книга начата печатанием в лето 7152-го(1664г.) генваря в 22 день на память Святого Тимофея и Святого преподобного Анастасия Персиянина." На другом :-"...декабря в 1 день 1627 года Великий Господин Святейший Иосаф Патриарх Всея Руси сию книгу. глаголимую минея, месяца июля, дал вкладу Пресвятыя Богородицы честного и славного ея Покрова Вотковский монастырь по радетелях преподобного отца Сергия Радонежского Чудотворца...на вечный помин, а истого монастыря тои книги никуда ни отдавати..."
  Хранились в Старом соборе 38 старинных казачьих знамён и значков. А также упоминаемая ранее "Летопись", начатая Саввой Назаровым. Купец первой гильдии Андриан Меркульевич Горбунов возобновил совершенно заново дневний иконостас храма. Старый собор исстари был окружён чудотворными легендами, да святыми слухами. Говорили, что он примет новую окраску, потому как старый. А еще
 говорили, что когда обрушится яр под собором, он останется висеть "на воздусях". Легенда легендой, а трезвые головы на чудо не надеялись. Так соборный священник Иосиф Андреев еще в 1841 году писал в  Войсковую канцелярию что Старый собор отстоит от воды всего на семь с половиной сажень, при этом просил канцелярию войти в ходатайство "куда следует о сломлении той церкви", вместо которой построить новую, на другом, на удобном и безопасном от воды месте. Позже была принята попытка изменить русло Урала. На Бухарской(азиатской) стороне всем миром прокопали канал, так называемый Новеньких Уральчик, а поздним летом, в межень сбросили множество возов земли, в надежде запрудить старое русло, срыв остатки крепостного вала у Старого собора.Но первым же паводком своенравная река свела на нет все мирские старания. Теперь от Новенького Уральчика остался Учужный затон. В годы большевистской власти  художники, оформлявшие музей краеведения в хрампе, похитили несколько ценных икон из богатейшего иконостаса церкви. Правда среди них оказался один порядочный человек, который и предупредил о хищении Госгалерею республики. После проведения искусствоведческой экспертизы  нашли, что все иконы представляют большую историческую и художественную ценность, а двадцать две из них  - иконы старого письма и даже подлинную стоимость их оценить было невозможно. Все доски икон получили инвентарные номера фонда музея, чем обеспечивалась их сохранность. А вскоре с границы были возвращены еще шестнадцать икон, изъятых при таможенном досмотре.
 Старый собор, благовест которого возвещал о начале торжественного молебна перед багреньем - единственным промыслом, проводившемся только на Урале и нигде более в мире. Промыслом, больше похожим на спорт.Что-то вроде зимних Олимпийских игр и ярмарки одновременно. На багренье собиралось все Войско  и многие тысячи людей со всей России и даже из-за границы.Здесь как в беспроигрышной лотереи , выигрывались целые состояния.Да и удаль казацкая немало стоила. Себя показать и на людей посмотреть, любили уральцы. Всякие игрища и спортивные состязания
 очень ценились в здешних местах. Скачки и заезды иноходцев(легкоупряжная или верховая лошадь. , основной естественный аллюр которой- иноходь Иноходь, в свою очередь- аллюр лошади, при которой она попеременно выносит и опускает то правые, то левые ноги) на войсковом скаковом кругу, русско-швейцарская или французская борьба в цирке на сенном базаре, где вместе с заезжими профессиональными атлетами боролись и местные силачи. Боролся здесь и не совсем удачно сам чемпион мира Иван Поддубный. Борьба особенно почиталась казаками-татарами. На арене уральского цирка боролись такие  знаменитости как Заикин, Уточкин,Тажмукан и непременно "черная маска".(Как доносит наша семейная легенда, дед мой,Кондратий Федорович, тоже был большой любитель до борьбы и пострадал здоровьем из-за того, что поборол знаменитого борца-киргиза, а тот потом отомстил ему совсем не по-спортивному). Именитых борцов тянули в Уральск  отнюдь не денежные сборы в очень небольшом деревянном цирке, а возможность померяться силами и ловкостью с легендарным борцом-любителем М.А.Додоновым, хозяином местного кирпичного завода. О его богатырской силе и невообразимой ловкости,  в городе ходило множество легенд и бывальщин. Как то Додонов прохаживался с ружьишком и собакой по Переволочной роще, где несмотря на близость города, было множество боросой птицы. Подъехал верховой казак. низкорослый, но плотный, бравый, с фасонистым чубом, лихо закрученными усами.
-Ты чё здесь мужлан  лазишь?
-Да вот пришел к ужину вальдшнепов пострелять,-невозмутимо ответил стрелок.
-Я вот тебе покажу вальдшнепов! Охожу вот... будешь знать
 вальдшнепов!
-Не отходишь.
Короткий взмах.Свиснула нагайка. но неуловимым движением охотник ушел от удара.Более того, тугая плетеная коса нагайки оказалась у него в руке. Разъяренный Рыжечка(герой казацких былин) хотел вырвать сваою плеть.Не смог. Попытался вздыбить коня- не получилось. Не смог даже сдвинуть его с места.И вдруг свирепое лицо казака расплылось в радостной, подобрострастной улыбке.
-Никак Миаил Абрамыч?Ай ты, карагым? Прости,Христа ради, не признал...
 Были состязания, которые здесь родились и только здесь проводились, это заплывы на бударах. А проводились они, когда Войско собиралось на севрюжью плавню, на курхайское рыболовство.
  Да, Старый собор  возращен верующим православным христианам , надолго ли? Как уже упоминалось выше, он вновь был освящен епископом Евсевием  23 апреля 1989 года. За этот сравнительно небольшой срок , собор  обустроился. Заполнились зияющие пустоты  богатейшего некогда  иконостаса. Храм наполнился  людьми, их верой, надеждой, любовью. Сюда идут не только верующие, но и любители духовной музыки, которую Александр Блок считал одним из величайших достижений мировой цивилизации. Прекрасен хор собора, который создала и руководит им Валентина Ивановна  Бородай - незаурядный организатор и талантливый хормейстер.
  Ныне в кафедральном Михайло-Архангельском соборе резиденция епископа. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Святейшим Синодом учреждена Уральская православная епархия. В неё вошли церкви шести областей запада и северо-запада Казахстана. Епископом был назначен  отец Антоний. 


Рецензии
Уважаемый Евгений! Очерк понравился! Одно не есть хорошо: зачем было казака - героя Рыжечка всуе упоминать? Жил наш герой давно, когда борца Додонова и в помине не было. Тут бы уместным было прозвище Горыныч: "Разъяренный Горыныч хотел вырвать свою плеть". Все Уральские казаки называли себя Горынычами, а Рыжичек, скорее, имя собственное, принадлежащее реально жившему давным - давно человеку. Извиняюсь за свои бестактные замечания, но Рыжичек, в добавок ко всему, мой прямой предок.
С уважением, Николай

Николай Панов   17.08.2020 22:55     Заявить о нарушении