Время!
- А вот Эдику не повезла в семейной жизни. Двое детей и разошелся…
В деревне иная жизнь. В школу приходят со всей округи. Чем выше класс, те больше деревень «приписаны» к школе. Знакомишься на три года и дружба исчезает после последнего звонка и выпускного вечера. И не виноваты школьники что расстались с одноклассникам. А современных телефонов не было. Их не было даже в обыкновенной семье в городе. И говорить о деревне совсем не приходится. Пройдёт ещё двадцать – тридцать, а то и более лет, когда он будет доступный рядовому гражданину.
А нас всех тянет в деревню. Побывать в родной школе. Кого то увидеть из оставшихся там жить и работать на колхозных полях. А жизнь в деревне трудная и непредсказуема. Долгожителей мало. Вспахал зябь и работа кончилась. Вот и встречаются у магазина побеседовать на пригорке с солёным огурцом.
Деревня принесла одни огорчения после сорока лет отсутствия на малой Родине От школы остались полностью не разобранные фундаметы, да террритория заросшая лебедой и крапивой. Магазина с вывеской «Сельпо» нет.Одно пепелище. Мужчина с палочкой стоит на площадке и ждёт когда приедет из района машина и привезёт хлеб, макароны да соль.
- Не наш. Видно из далека. С другими номерам машина?
– Да издалека. Учился в этой школе. Да и жил в соседнем районе. Уже не помню учеников класса, но вот Нина жила в доме через ручей, а после выпуска сразу вышла замуж за киномеханика Тришина.
- Похоронили Нину 25 апреля. Шестьдесят лет было всего. Не застал всего неделю. Время всего в одной неделе. А многое могли бы вспомнить за три года общения.
На дальнейшие вопросы отвечать не стал. Через семь лет вновь встретил его сидящим на лавочке у дома. За разговором многое узнаётся, да и не всё спрашивал. Выяснилось, что в мои годы учёбы он был бригадиром в колхозе, а потом всю жизнь председателем колхоза. А моей однокласснице Нине являлся двоюродным братом. У них одна фамилия – Якушины.
- Богатый был колхоз. Мы имели только дойного стада 800 голов. И это на наших небольших полях. Всё разграбили.
- Колхоз большой, а почему новых домов в селе не строили? Из кирпича или панельные дома. Ваш дом как стоял пятьдесят лет назад, так и стоит. Уж председатель мог себе построить дом попросторней и получше?
- Нельзя!. Мы все деревенские и друг друга знаем, много родственников. И чтобы сказали председателю в глаза, построив он новый дом? Никак нельзя - сказал с большой гордостью.
Эх время!
Раньше село присмотрел купец первойт гильдии Цыплаков. По всей Калужской губернии распространяются его заводы. В Думиничах чугунолитейны завод приносящий огромную прибыль.Построенные усадьбы в Козельске и Болхове. В 1867 году Иван облюбовал в этом уезде село Афанасово, в котором обустраивает имение. Здесь строит церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, школу для крестьянских детей, винокуренный завод, паровую мельницу, маслобойню, позже – конный завод. В его добротных кирпичных домах и находилась Афанасовская средняя школа Ульяновского района. Время не пощадило наследие Ивана Алимпиевича. Еленский стекольный завод перестал существовать после перехода его на военную продукцию во время правления Горбачёва. Винокуренный завод и мельница на которых работали крестьяне ушли в небытие в разгар революции. Мельницу сожгли, завод разломали и спирт тёк по речушке до деревни Мелихово. В девяностые годы прошлого столетия прекращает работать средняя школа. Ещё стояли кирпичные строения, но дошла очередь и до них начали разбирать на кирпичи. Так с одной стороны села разобранные купеческие дома, а с противоположной остов коровников.
Да что коровник! Шестьдесят лет назад было сельское кладбище. На многих могилах купеческие надгробья с различными эпитафиями, которые было интересно читать. Многие были повалены. Нет ничего. И только стоит случайно обнаруженное надгробье Ивану Алимпиевичу при рытье траншеи под водопровод.
Время не щадит империи и государства. Одни распадаются и возникают новые более мощные и развитые. С точки зрения истории всё правильно, только в бурный 21 век на месте деревень и сёл ничего не возникает, кроме непроходимых зарослей леса, за которым никто не ухаживает и не облагораживает, но систематически выпиливают спелый лес. Из леса от реки Вытебеть до границы Тульской области разместили ЗАПОВЕДНИК «Калужские засеки». В этих Калужских, как и Орловских засеках прекратили свою жизнь десятки деревень. Изредка наезжают сюда браконьеры поохотится на бесчисленное множество не пуганых кабанов и лосей.
Вместе со временем и мы, ныне живущие стареем. Наши головы уже не отдают отливом черноты ворона волос или ярко рыжих пышных кудрей, а становятся всё более белее с незначительной растительностью. Время не щадит и нас ныне живущих. Уйдём и мы. Всё зарастет лесом. Только на страницах интернета можно будет поинтересоваться стариной, если кого это заинтересует.
Свидетельство о публикации №220071800564