Современные пираты

Думаю, что советский фильм «Пираты ХХ века» посмотрели все советские зрители, разве кроме слепых старушек.  Тогда многим не верилось, что пиратство существует в ХХ веке. Но, как оказалось, оно не исчезло и в веке XXI.  Судите сами.  Только что пришло сообщение, что пираты атаковали танкер Curacao Trader у берегов Нигерии в Гвинейском заливе и захватили в заложники 15 членов экипажа, предположительно, граждан России и Украины. Об этом сообщает в Twitter портал Dryad Global, специализирующийся на безопасности на море.

Уточняется, что судно шло под флагом Либерии и принадлежало компании Curacao Trader Shipping. Когда оно находилось в 210 морских милях от нигерийского штата Байелса, на борт судна поднялись восемь вооруженных бандитов.

В мае пираты Гвинейского залива похитили с судна двух членов экипажа: так же украинца и россиянина. Судно RIO MITONG, на которое совершили налет пираты, шло под флагом Коморских островов.

Пиратство в Гвинейском заливе развилось в первом десятилетии века. Представители этой структуры в основном представляют собой хорошо вооруженные бандформирования, специализирующиеся на похищении нефтепродуктов.

Какие воды считаются самыми опасными в XXI веке? Как устроена современная пиратская вольница? Сколько зарабатывает пират, какие существуют вознаграждения и штрафы, кто дает наводку на добычу? Любопытные факты о морских разбойниках современности.

На сегодняшний день выделяют три основных района активности пиратов: Малаккский пролив (Юго-Восточная Азия), Аденский залив (Восточные берега Африки) и Гвинейский залив (Западные берега Африки).
Малаккские головорезы

Всплеск пиратства в Юго-Восточной Азии пришелся на конец 90-х - начало 2000 - х годов. Малаккский пролив - это самое узкое место на маршрутах транспортировки нефти в мире, в ряде мест достигающий всего 2.5 километра в ширину. Учитывая высокий процент бедности населения и слабость власти в регионе, данный отрезок стал привлекательным местом для морского разбоя.

Сложностью в борьбе с пиратством стала политика местных властей, прежде всего Индонезии, которая наотрез отказалась от иностранной помощи. Однако, к 2006 году индонезийцы пошли на уступки. Совместными усилиями Малайзии, Индонезии, Сингапура, Индии и Тайланда пиратство было ликвидировано. Сегодня весь маршрут просто наводнен азиатскими военными кораблями. Тем не менее, как отмечают аналитики, 1-2 пиратских налета в год происходят до сих пор.

Сомалийские пираты

Вероятно, это самые известные бандиты, активно шумевшие на море и в западной прессе с 2000 по 2012 года. Причиной разгула преступности стала Гражданская война в Сомали. Безвластие, полная анархия, голод и нищета заставили местных жителей добывать себе пищу морским разбоем. Позже к ним присоединились военные, полицейские и криминал, сделавшие из разбоя бизнес.
Сомалийские флибустьеры не похищали груз. Они зарабатывали исключительно на выкупе с заложников. Контролировали пиратов местные чиновники, наркокартели и террористические организации. Они спонсировали, организовывали, получали большую часть добычи. Наводку предоставляла целая сеть шпионов, разбросанных по всему миру. Поставлено все было на высочайшем уровне.

Рядовые бойцы с одного налета зарабатывали в среднем от 3 до 30 тыс. долларов. Существовали определенные бонусы. Например, доплачивали за наличие собственного оружия, лестницы или катера. Вознаграждение получал тот, кто первым взбирался на борт корабля. Существовала выплата бойцам, получившим ранения и даже компенсация родственникам за гибель.

Еда, наркотики и женщины отпускались пиратам в кредит. Затем всё вычиталось из добычи. Действовала система наказаний – излишняя жестокость в отношении членов экипажа захваченного судна каралась серьёзным штрафом. Некоторые пираты влезали в такие долги, что при всём желании не могли уйти на покой.

За 2010 год пираты заработали 238 млн долларов. За весь период своего существования порядка 3 млрд долларов.

Уничтожили пиратов не так давно. В 2012 году армии Кении и Эфиопии, при поддержке США и Франции разгромили террористическую организацию Харакат аш-Шабаб. В том же году берега Пунтленда под свой контроль взяли Арабские эмираты, с помощью частной военной кампании и формированием местной полиции.

Гвинейские морские разбойники

На данный момент, Гвинейский залив - самые опасные воды в мире. Контролируют местных пиратов также хорошо организованные криминальные группировки и террористические организации (Например, организация "коренной народ Биафры") ведущие войну за независимость.

От всех других пиратов гвинейцы отличаются тем, что их добычей является не выкуп с экипажа, а сам груз. Они перепродают ресурсы или используют их в собственных целях. Гвинейцы часто пытают и убивают моряков, заработав себе устрашающую репутацию. Вопрос с гвинейскими пиратами еще не решен. В 2019 году они захватили контейнеровоз «Мэнди». Ограбив экипаж судна и, захватив 6 граждан РФ в заложники, они скрылись.

18 марта 2009 года неопытные сомалийские пираты напали на американский крейсер «Кейп Сент Джордж» и эсминец «Гонсалес» в 25 милях от побережья Сомали. Неизвестно, о чём (и чем) думали люди, идущие под чёрным флагом, но атака двух боевых кораблей стрелковым оружием и гранатомётами ожидаемо провалилась. Предварительно: один пират был убит, пятеро ранены, а ремонтники крейсера зашпаклевали в корабле несколько новых «вентиляционных отверстий». Морских волков пришлось сдать властям Сомали, которые их потом отпустили.

10 апреля 2010 года десантный корабль-док (ДКД) «Эшленд» шёл себе мирно в 330 милях от побережья Джибути, когда к его борту подошла моторная лодка с «неопознанной вооружённой группой». Скорее всего, посреди открытого моря ребята хотели узнать, «как пройти в библиотеку». Но их встретили очередями из 25-мм автоматической пушки. От такого гостеприимства один пират погиб, а шаланда загорелась. Выживших спасли моряки из досмотровой группы.

Памятуя о прошлом случае, в этот раз американцы решили похвастаться диковинкой («смотрите, у нас тут настоящие морские разбойники»!) и доставили несостоявшихся флибустьеров в США. Там им вынесли обвинения и осудили. Это был первый случай за последние 150 лет, когда живых пиратов приговаривают к заключению.

Российские боевые корабли тоже подвергались атакам. Так в конце 1993-го большой десантный корабль (БДК) «Николай Вилков», совершавший переход из Владивостока в район Персидского залива для участия в манёврах, подвергся нападению двух пиратских катеров. Руководствуясь «наставлениями мадам Вонг для юных пиратов», оба быстроходных судна стали брать российский боевой корабль «в клещи» и дали очередь из пулемёта в его сторону, принуждая остановиться. Но что-то пошло не так, и с борта БДК ответили очередью калибром покрупнее. 57-мм автоматическая корабельная пушка — весомый аргумент при встрече с пиратами. Имейте в виду, если что!

Аристарх! Договорись с таможней.  Гражданским судам везёт меньше. Обычно, если команда не успевает спрятаться и предварительно подать сигнал бедствия, её ждёт долгий плен с последующим выкупом. Если, конечно, на помощь не придёт «кавалерия»… 4 апреля 2008 года французская яхта «Ле Понан» возвращалась из круиза. На борту находились только 30 членов экипажа. Встать на якорь на виду у сомалийского берега было плохой идеей: в результате плавучий отель захватили пираты, которые потребовали немалый выкуп.

Спустя восемь дней деньги были переданы, а заложники освобождены… казалось бы, счастливый конец истории? Но французское правительство, ужасно расстроенное предыдущими нападениями, вызвало свой антитеррористический спецназ GIGN. Бойцы высадились на берег, постреляли тех, кто оказывал сопротивление, и поймали пиратов, вернув большую часть денег из выкупа. Старые добрые традиции: люди-людьми, но за деньги же и отвечать придется!

Известна история танкера «Московский университет», произошедшая 5 мая 2010 года в Аденском заливе. Когда атакующие лодки с вооружёнными головорезами не удалось отогнать водомётами, команда укрылась в машинном отделении и сумела связаться с БПК «Маршал Шапошников». Корабль как раз находился в этом районе. Вылетевший на разведку вертолёт обстреляли из автоматов, но он сумел вернуться. В итоге через некоторое время очень злая группа российских морпехов высадилась на борт танкера и зачистила всех, кто оказывал сопротивление. Остальных аккуратно сложили рядком на палубе. А чтобы не заморачиваться с «самым справедливым сомалийским судом», неудачливых флибустьеров погрузили на их же лодки и помахали им ручкой. По некоторым сведениям, слив предварительно всё топливо из двигателей шаланд…

В обоих случаях мировая общественность (правительство Сомали в том числе) осудила «чрезмерную» жестокость по отношению к пиратам. Но юридически вина наших морпехов доказана не была, а значит всё прошло нормально и с точки зрения международного права.

Если большие корабли ещё могут как-то отбиться от морских нападений, то яхтам путешественников везёт куда меньше. Так 5 декабря 2001 года в дельте Амазонки, во время проведения экологических исследований, местные пираты убили Питера Блейка — знаменитого новозеландского яхтсмена. На стоящее ночью на якоре судно пробрались налётчики, которые были встречены огнём из ружья. Но, увы, их было больше, и они пошли на подлость: два выстрела в спину оборвали жизнь исследователя.

В знак траура по Блейку вся Новая Зеландия надела красные носки — неизменный символ побед яхтсмена. Там же, в Бразилии, уже подвергался нападению известный российский путешественник Фёдор Конюхов. На своей яхте «Современный гуманитарный университет» он еле ушёл от пиратов. Поэтому в 2010 году на борт судна «Святая Виктория», которое шло через Аденский залив, уже поднялись трое улыбающихся и вооруженных до зубов морпехов с борта военного буксира СБ-36, который обеспечивал проводку кораблей в этом районе.

Предосторожность не была излишней, ибо вскоре показались пять лодок с морскими разбойниками. Пираты, видимо, хотели «взять автографы» у находящегося на борту путешественника и певицы Виктории Цыгановой с мужем. Но тщетно. Вместо этого их встретили очередями из пулемёта и автоматов. «Не сегодня», — пришло в голову пиратам. И они повернули к берегу. Яхта, пережив все приключения, без потерь вернулась домой.

Сегодня помимо дежурящих у побережья Сомали боевых кораблей мировых держав охрану проходящих судов осуществляют и различные частные охранные компании. Берут дорого, зато и работают эффективно. Во всяком случае, сложными юридическими коллизиями они не озабочены. Хотя охрана — это не единственный способ заработать денег на пиратстве. Например, одна компания предлагает — ни много ни мало — «стрелковые круизы» вдоль побережья Сомали. Платите круглую сумму в долларах, берите своё оружие (если есть), и — welcome aboard («добро пожаловать на борт»)! Если оружия нет, то его и патроны предоставит команда, за отдельную плату. Дальше, согласно проспекту, красивая яхта идёт вдоль побережья, подсвеченная всеми огнями — с музыкой, танцами и алкоголем на борту. На такую красоту слетаются жаждущие угощения пираты. А уж их-то встречают из всего наличного арсенала. Такое вот «сафари». Реальных отзывов на сайте компании вы не найдёте, только контакты и рекламная запись.

Стоит ли жизнь флибустьера таких экстремальных развлечений? Будем откровенны: если на самооборону от пиратов мировое сообщество закрывает глаза, то «охота на людей» явно выходит за всякие возможные рамки человеческого поведения. Пиратство неистребимо. Но потери от него, конечно же, можно уменьшить, в первую очеред, устранив саму его причину — бедность. Не секрет, что большинство морских разбойников в прошлом — обычные рыбаки, которых нужда заставила выходить в море на новый «промысел». Так, может, если мировое сообщество задумается о будущем неблагополучных стран и — вместо того, чтобы «нести демократию», — займётся гуманитарной помощью, проблема пиратов сама собой отпадёт? Как вы думаете?


Рецензии