Король и Мастер. Глава 9

                9

     Принц Филипп уже откровенно скучал по милой сердцу Испании, по малютке-сыну. Но отчаянная тоска по дому не затмила в нём, отбывшем в следующий этап путешествия, присущих ему пытливости и любознательности. После лесистых Брабанта и Фландрии он с любопытством знакомился с болотистыми, бирюзовоозёрными и зеленотравными северонидерландскими землями. Здешнее отважное население каждодневным неимоверным трудом отвоёвывало землю у топей и болот. Сырость и туманы вновь заставили Филиппа вспомнить о залитой солнцем Испании.

     Его покорили стремление содержать города в чистоте, аккуратные домики и прекрасные сады. Люди в этих провинциях потребляли много молока и сыра, разнообразные сорта и высочайшее качество которого славились на всю Европу. Здесь, как и в германских княжествах, как и в южнонидерландских провинциях, в обиход вошли обильные застолья и возлияния, несколько претившие Филиппу, но обожаемые императором.

     Император Карл с удовольствием поглощал немыслимые объёмы пива, столь нелюбимого Филиппом. Филипп предпочитал вино. А неуёмный аппетит здешней знати и своего венценосного отца, называемый ими самими здоровым, он считал обычным обжорством. К слову сказать, один из основных библейских грехов. Среди прочих городов, принц Филипп с особым волнением посетил Роттердам, где когда-то родился и писал свои мудрые, остроумные мысли часто читаемый им Эразм.

     После пребывания в северонидерландских провинциях император и наследник отправились в Аугсбург. Филипп, уже видевший маленького Дона Карлоса и Вальядолид в своих снах, осмелился бы настоять на немедленном отбытии в Испанию, если бы не предстоящие две знаменательные встречи: собрание в Аугсбурге всей его семьи и приезд Тициана.

     В Аугсбург, тем временем, прибыл брат императора, король Фердинанд*, его сёстры  - Элеонора Франции и Мария Венгерская. Из Испании приплыл сын Фердинанда, принц Максимилиан*. Кузен был регентом Испании во время отсутствия Филиппа. Решение отца передать императорский титул и австрийские с германскими земли не ему, а своему брату Фердинанду поначалу несказанно раздосадовало принца Филиппа. Но, подумав, принц  рассудил, что отец поступил достаточно мудро: если бы император принял решение в пользу сына, это породило бы открытую вражду в семье. За принцем Филиппом и так остаётся большинство корон, земель и титулов. Тем паче, дядя Фердинанд и кузен Максимилиан были «своими» в Австрии и Германии, чего «испанец» Филипп не мог сказать о себе. Процветающие, богатые Нидерланды император оставлял за принцем Филиппом.

     Принц Филипп с нетерпением ожидал встречи с Тицианом. Они договорились встретиться ещё в Италии. Филипп дал себе время обдумать, что же он закажет Величайшему из Великих. Вероятнее всего – несколько сюжетов из любимого им Овидия. Но прежде всего он собирается просить Тициана задержаться в Аугсбурге для своего портрета, который он увезёт в Испанию.

     В своё время художник написал несколько портретов его отца и матери. Конный портрет императора, написанный вскоре после его победы над лютеранскими еретиками при Мюльберге, висевший во дворце Марии Венгерской, превозносился всеми, кому случилось видеть картину. Теперь Филипп желал быть запечатлённым великим венецианцем. Он написал маэстро заранее. Тот согласился, хотя принц Филипп представлял себе, что мастер не испытывал пылкого желания ехать надолго в Германию.

     Тициан приступил к портрету на следующий же день после прибытия в Аугсбург. Работа продвигалась быстро, принц Филипп почти каждый день позировал Тициану. В перерывах между сеансами молодой испанский принц и
престарелый итальянский маэстро беседовали о Венеции, Италии, любимом обоими Данте Алигьери и живописи.

     Принц Филипп поделился с Тицианом рассказом о загадочном нидерландском мастере прошлого Иерониме Босхе: смотря на его изображения Ада, принц вспоминал Ад Данте Алигьери. Тициан оживился:
  - Ваше Высочество, мне знакомо имя этого художника и приходилось видеть его картины.
  - Ах, вот как? Где же?
  - В моей родной Венеции, во дворце Дожей*. Несколько картин и триптихов Босх исполнил для кардинала Гримани**, а затем кардинал завещал их Венеции. Я совершенно согласен с Вашим Высочеством. Этот мастер обладает особым стилем, он ни на кого не похож, и некоторые его картины довольно странны. Смотря на них, я тоже думал о великом Данте, о его путешествии по Аду в «Комедии».

  - В Нидерландах Босх был известным художником, ему подражали, его копировали, - принц Филипп припоминал рассказы Марии Венгерской и Вильгельма Оранского, - я тоже обладаю оригиналом Босха, доставшемся мне от моей прабабки, Изабеллы Кастильской, но только приехав в Нидерланды, я познакомился с его творениями в полной мере, - продолжал Филипп, но в его голосе звучало сомнение, и мысли спрашивали голос: «а в полной ли?», - оказывается, его знают и в Италии.
   - Да, Ваше Высочество, во всяком случае, в Венеции.
 
     Тициан замолчал, то ли погружаясь в воспоминания, то ли думая, стоит ли продолжать. Он посмотрел на принца, весь его облик говорил о неподдельном интересе, принц даже несколько подался вперёд по направлению к художнику. Он не просил продолжать, но выжидательно смотрел на мастера. Тициан улыбнулся каким-то своим мыслям, отложил в сторону палитру с кистями и начал более обстоятельный рассказ:

  - Ваше Высочество, я учился живописи у великого маэстро Джованни Беллини вместе с несравненным Джорджо Барбарелли, но все величали его просто Дрорджоне***, затем Джорджоне стал моим учителем. Он  рассказал нам, работавшим с ним в мастерской, о мастере Иерониме из Хертогенбоса или Иерониме Босхе. Иероним Босх приезжал в Венецию, учитель встречал его не раз. В Венеции Босх писал для кардинала Гримани. Джорджоне в то время тоже работал для кардинала. Учитель также упоминал о незабываемых событиях, о которых потом помнил всю жизнь: в Венецию, по слухам, вскоре прибывал несравненный Леонардо да Винчи и Джорджоне уговорил уже собравшегося в обратный путь Босха подождать несколько дней и встретиться с Леонардо.

     Но встреча так и не состоялась – Леонардо да Винчи задержался в Мантуе, Босх отбыл в Нидерланды. Позже учитель всё же встретил Леонардо, когда тот приехал из Мантуи. Он однажды написал картину, которую именовал Три Мастера и очень дорожил ею. Мне казалось тогда, что картина каким-то образом связана с этим незабываемым для него временем. Джорджоне вспоминал о Иерониме Босхе, как об умном человеке с проницательным взглядом. Некоторые творения из тех, что пришлось увидеть учителю, он находил спиритуальными и загадочными, ни на что более в живописи не похожими, с чем я совершенно согласен. Может быть поэтому Джорджоне превозносил мастера Босха до небес.

     По словам Джорджоне, кардинал Гримани, ценивший живопись, считавший себя её знатоком, не безосновательно заказал мастеру Иерониму несколько картин в прекрасной фламандской манере и в его особенной. Наставник хохотал, вспоминая как мастер Иероним ходил по улицам Венеции, зарисовывал отвратительных маргиналов, а затем использовал рисунки в картинах и делал гравюры. Мастер Иероним также написал для кардинала алтарный триптих, изображающий святых отшельников в их отчаянной борьбе с искушениями, с силами зла и наполнил его отвратительными дьявольскими тварями, пытавшимися совратить великих подвижников с их истинного пути. 

     Подобный взгляд на жизнь святых опять таки являлся неожиданным. Обычно подчёркивается благоговейность ликов святых. Жутковатые страшилища Босха, как ни странно, не отталкивают от себя, а, напротив, несказанно притягательны. Иной раз я подолгу рассматривал каждое нелепое существо и дивился фантазии мастера Иеронима Босха. Впрочем, если почитать Алигьери, у него можно найти не менее страшных монстров. Мастеру Иерониму пришло в голову описывать не пером, а кистью все эти мерзопакостные твари. Джорджоне на какое-то время даже испытал влияние Иеронима Босха в своей живописи. И я уверен, что мощный талант Джорджоне оказал влияние на мастера Иеронима.

     За месяцы, что Тициан писал портрет, великий мастер и наследный принц беседовали и о будущих картинах для принца Филиппа. Филипп упомянул о любимом им Овидии, об изображении сюжетов из его поэзии. Принца поразила иллюстрация Босхом народной пословицы в коллекции Марии Венгерской. Сюжеты из Овидия, запечатлённые благородной кистью Тициана казались принцу очаровательной идеей. Сюжеты принц доверил выбрать мастеру. Тициан же поведал о серии картин Сандро Ботичелли на сюжеты из историй Боккаччо*, что ему посчастливилось увидеть во Флоренции и, после раздумий, предложил отобразить историио прекрасной Дианы. Но самой первой картиной будет не менее прекрасная Даная.

     Отбывая из удивительной, но всё же так и оставшейся для него загадочной нидерландской земли в Испанию, принц Филипп находился в прекрасном расположении духа. Он сделал Тициану Вечеллио значительный заказ из шести холстов. Грандиозная работа, рассчитанная на несколько лет, но принц Филипп уже представлял как повесит картины от великого венецианского мастера в своих перестроенных дворцах. По прибытию домой он сразу же займётся устройством садов подобных нидерландским, начнёт строительство дворцов, подобных нидерландским.

     Для этого придётся пригласить садовников и архитекторов из Нидерландов. Он начнёт переговоры о покупке гентской алтарной картины братьев ван Эйк или, в случае неудачи, закажет хорошую копию. Он закажет картины нидерландским мастерам, копии с художников прошлого, пленивших его, и с Босха. И он встанет на страже чистоты католической веры, чтобы еретическая зараза не поразила Испанию. Да, и ещё одно: он должен навестить Менсию де Мендосу и разыскать Филиппа де Гевару.

*Фердинанд I Габсбург(1503 – 1564) – император Священной Римской Империи с 1556 года, до этого – римский (германский) король и эрцгерцог Австрии. Родоначальник австрийской линии королевского дома Габсбургов.
*Максимилман II (1527 – 1576) – император Священной Римской Империи с 1564г., после смерти своего отца, императора Фердинанда I. Представитель австрийской ветви Габсбургов.
*Дож – титул выборного главы Венецианской Республики. Нередко дож оставался на посту до своей смерти.
*Доменико Гримани ( 1461 – 1523) – кардинал с 1493 года. Ценитель, коллекционер и покровитель искусства.                *Джорджоне (1476 – 1510) – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Величайший представитель Высокого Возрождения, венецианской школы живописи.   
* Три из четырёх картин этой серии находятся сейчас в музее Прадо в Мадриде. Были приобретены в 19 веке.               


Рецензии
Доброй ночи, Лана.
Мне понято увлечение принца Филиппа картинами художников.
Ведь будущий монарх должен окружать себя культурыми людьми и помнить, что о нем будут судить не только по делам, но и по изображениям известных художников.
Специально заглянула в Википедию, чтобы лицезреть его.
Почему-то воображала принца этаким смуглым красавцем,немного разочарована.
А может освещение передано так, во всяком случае, порода превалирует.
Извините, писать много не могу, осваиваю новый гаджет.
Есть небольшие проблемы.
Спасибо за уникальный проект. С уважением и признательностью,

Варвара Сотникова   17.09.2022 00:42     Заявить о нарушении
Здравствуйте Варвара,

Да, согласна с Вами - Филипп думал о будущем, не жалея средств на предметы искусства и книги. Спасибо за посещение и отклик.

С благодарностью,

Лана Ладынина   17.09.2022 02:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.