Верные флоту

                ВЕРНЫЕ  ФЛОТУ

У  кораблей  также, как  и  у  людей, свои  судьбы. Случается, что  она – эта  судьба – судна  и  моряка  тесно  переплетаются, сливаясь  на  каком – то  отрезке  жизни  в  единое  целое.

Впервые  Николай  Николаевич  Амелько, будучи  ещё  курсантом  Военно – морского  училища  имени  М. Фрунзе, вступил  на  борт  учебного  корабля  «Ленинградсовет»  в  1931  году  и  совершил  на  нём  поход  по  Балтийскому  морю. После  окончания  училища  их  пути – дороги  разошлись: корабль  по – прежнему  оставался  учебным, обеспечивая  на  море  практику  курсантов  училища, а  молодой  офицер  был  направлен  в  разведывательное  управление  РККА.
Последующие  годы  стали  временем  испытаний, проверкой  на  прочность  для  лейтенанта  Н. Амелько: сфабрикованное  обвинение  в  утере  секретных  документов, осуждение, отбывание  наказания. Только  в  1939  году  после  реабилитации  произошло  восстановление  по  службе.

«Наконец – то, я  снова  буду  на  флоте, - не  скрывал  своей  радости  Николай  Николаевич, узнав  о  своём  назначении  на  Балтийский  флот  командиром  электронавигационной  группы  штурманской  боевой  части, - Даже  невозможно  себе  представить – на  «Ленинградсовет". Конечно, это  не  крейсер  и  не  эсминец, зато  ветеран  Балтики – «брат  <Авроры>», как  называли  его  матросы. Да  и  навигационное  оборудование  на  нём  новейшее, что  особенно  по  душе.
У  этого  корабля  богатый  послужной  список, он  с  годами  носил  разные  названия. Первоначально  был  корветом  «Верный», построенным  на  Балтийской  судоверфи  в  1896  году. Во  время  революции  доставил  из  Кронштадта  в  Петроград  морской  десант, штурмовавший  Зимний  дворец, в  1923  году  его  переименовали  в  «Петросовет», а  в  связи  с  тем, что  Петроград  стал  Ленинградом, присвоили  новое  имя – «Ленинградсовет».»

Перед  самой  войной, в  1940  году, старший  лейтенант  Н. Амелько  становится  помощником  командира  «Ленинградсовета», а  вскоре  и  командиром. Конечно, Николай  Николаевич  в  чём – то  завидовал  своим  сверстникам, служившим  на  боевых  кораблях, принимавших  непосредственное  участие  в  боях  с  врагом, так  как  его  корабль  занимался  в  основном  переброской  войск  с  одного  плацдарма  на  другой, превращался то  в  плавбазу, то в  штаб, но  командир  «Ленинградсовета»  верил, что  его  желанный  час  ещё  впереди.

Вновь  на  неопределённое  время  Н. Амелько  расстаётся  со  своим  кораблём, участвует  в  десантной  операции  на  острове  Сескар  в  ходе  финской  кампании, но  остаётся  в  прежней  корабельной  должности.
Вернувшись  на  «Ленинградсовет», он  добивается  довооружения  корабля  зенитными  орудиями  и  пулемётами. Началась  Великая  Отечественная  война. Корабль  Н. Амелько, также, как  и  другие  корабли  Балтийского  флота  оказался  в  осаждённом  Таллинне. Перед  флотским  командованием  встала  нелёгкая  задача  прорыва  около  200  судов  различного  типа  в  Кронштадт. «Ленинградсовет»  под  командованием  старшего  лейтенанта  Н. Амелько  участвует  в  знаменитом  Таллиннском  походе. Большой  караван  кораблей, прикрываемый  в  арьергарде эсминцами, сторожевыми кораблями и торпедными катерами отправился  в  опасный  путь. На  всём  протяжении  следования  корабли  подвергались  непрерывным  бомбовым  атакам  немецких  самолётов, и  не  все  суда  смогли  уберечься  от  массированных  налётов  и  не  дошли  до  Кроншадта.
На  борту  «Ленинградсовета»  находились  несколько  сотен  бойцов  и  эвакуированных  таллиннцев. Корабль, благодаря  умелому  маневрированию  командира, не  сходившего с  мостика, искусно  уклонялся  от  вражеских  бомб, успешно  отразил  59  атак  немецких  самолётов, получив  ряд  осколочных  повреждений, пришёл  в  Кронштадт.
За  этот  поход  Н. Амелько  получил  свой  первый  орден  Красного  Знамени  и  звание  капитан – лейтенанта.

«Три  дня  бесился  лютый  враг
 В припадке  гнева  злом, но  как
 И прежде, реет  флаг
 Над  гордым  кораблём!»
                А. Тарасенков

До  конца  войны  «Ленинградсовет»  верно  служил  флоту, в  1948  году был  переоборудован  в  несамоходную  баржу  ПБ – 12, «доживая»  свой   долгий  век  до  разборки.
Корабль – ветеран  стал  отправной  точкой  на  длинном, порой  тернистом  пути  служения  Родине  будущего  флотоводца, Адмирала  Н. Н. Амелько  (1914 – 2007), прожившего  удивительно  интересную  и  насыщенную  событиями  жизнь.
ОНИ  ОБА – АДМИРАЛ  И  КОРАБЛЬ  ОСТАЛИСЬ  НАВСЕГДА  ВЕРНЫМИ  ФЛОТУ!

19  июля  2020  г.                Вячеслав  Прытков 


Рецензии
Здравствуйте, Вячеслав!
Когда начала читать ваш рассказ, имя Николай Николаевич Амелько было мне совершенно не знакомо. Читала о нём, о его корабле «Ленинградсовет» и всё ближе становился мне этот человек и этот корабль - ветеран Балтики, «брат <Авроры>». Старый корабль и его командир честно служили Родине, не думая, что совершают подвиг. Была рада узнать, что АДМИРАЛ Н. Н. Амелько и его КОРАБЛЬ «Ленинградсовет» благополучно прошли всю войну и навсегда остались верными Флоту! Спасибо за рассказ. С искренним уважением и пожеланием счастья, Татьяна.

Татьяна Карелина7   31.07.2020 01:46     Заявить о нарушении
Татьяна! Вам спасибо за интерес, внимание и пожелания. С теплом, Вячеслав.

Вячеслав Прытков   31.07.2020 14:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.