Живые 90е. Последняя осенняя хроника

Алексей Бушуев
 
Сборник “Живые 90е. Хватаясь за реальность.”
Последняя осенняя хроника.
 
*** 4 октября 1992 года. Вечер. Берег Камы. Ветер.
 
Чёрно-белый простор и сходящиеся вдали рельсы. Я стою на шпалах. Страх ушёл, а азарт колотит так, что я слышу стук своих зубов.
Холодно. Поезд всё не идёт.
В Эльсиноре приспущены флаги.
 
*** 1 сентября 1992. Пермь, Школа 44, из кассетника играет “Осень”, ДДТ
 
Повзрослевший под ветер перемен  11 “А”. Все 22 человека. Мы так и не можем разойтись по домам. Мои товарищи - уже взрослые загорелые мужики, а одноклассницы - враз похорошели каким-то недетским изяществом.
 
-  Вы такие красивые, девчонки, я и раньше вами восхищался, но сейчас даже Лёха заметил. - улыбается Толян, наш заводила.
 
Я краснею, но киваю. Хочется сказать что-то важное, главное, но не нахожу слов.
 
- Это наша последняя осень в школе. А я поняла, что не успела надружиться с вами тихо, почти неслышно говорит Полина. - Хочется успеть что-то главное.  А то через 10 месяцев это все кончится.  - В ее изумрудных глазах-омутах хочется утонуть.
 
- Я могу начать дружить прямо сейчас - улыбается и расправляет плечи Саня. Он спасает меня от утопления.
 
Полина отвернулась.
Предчувствие большой грусти и большой радости не давало разойтись. Как будто разойдемся и все это станет непереносимым. Даже Альфа, вечная оптимистка, улыбаясь, смахивала слезы.
 
- А у тебя как с Леной ? - спросил я Толяна по пути домой, прерывая тишину шуршащих листьев.
 
- Надеюсь, что лучше. Но видишь, я с тобой иду, а не с ней чай пью.
 
- Так хочется чтобы меня кто-нибудь из девчонок заметил. Кто-то заметил, что я есть - вырвалось у меня неизвестно из какой глубины. Я даже оглянулся - не слышал ли кто.
 
- Да брось, все тебя видят.
 
- Знаешь, хочется чтобы меня воспринимали не как умника и, там, победителя олимпиад. Просто замечали. Человека.
- А ты сам себя так видишь ?


*** 1 октября 1992. Пермь. Школа 44.  Осенний театральный фестиваль. Треск искр в тишине.
 
Тьма. Луч прожектора направлен на сцену. На меня.
 
- Быть или не быть. Вот в чём вопрос… - Никто не хотел читать монолог Гамлета в воспоминании о Высоцком.. 
 
- … Иль надо оказать сопротивление, пращам и стрелам яростной судьбы… - меня продирает дрожь. Через меня проходит сила как когда в дождь хватаешь оголенные провода. Пульсирует мысль: “И Гамлет, и Высоцкий выбрали - Они шли на смерть. И это давало им такую же силу какую чувствовал сейчас я. Бешеный концентрат жизни - главного...
 
- Могучая решимость остывает / При размышленье, и деянья наши / Становятся ничтожеством...  - Слова впечатываются в прожектор, по нитям взглядов бежит ток, еще две минуты и я подниму весь зал мстить за короля…
 
- Прелестная Офелия, о, нимфа / В своих святых молитвах помяни/ Мои грехи… - Нити взглядов собраны  в моей руке. Жаль текст закончился. Прожектор гаснет. Темнота и тишина. Ни один стул не скрипнет. Где-то щелкает фотоаппарат.
Отодвигают плотные шторы, белый свет уносит магию. Хочется убежать, но надо еще выслушать оценки жюри для всей нашей команды.
 
- Ну вот, Леш, тебя увидели. И не одна Офелия, а сразу несколько. Даже мне завидно стало, - похлопал меня по плечу Толя.
 
- Да ладно, я ничего такого не заметил.
 
- Так ты бы еще больше лицо руками закрывал -  якобы от света.


*** 2 октября. 1992 года. Пермь, Школа 44. Ace of Bace "Happy nation" из плеера соседа.
 
Любимая физика, любимая Люция Евгеньевна. Солнечная и молодая.
 
- Алексей, я понимаю, что готовились к фестивалю, но будь внимательней. Выше четверки не могла поставить. И вы большие молодцы. Жалко, конечно, что мои ребята на втором месте, но вы так  хорошо выступили !  - комментирует она оценки.
 
- Буду стараться Люция Евгеньевна, - так здорово, когда Люция радуется за нас.
Получив тетрадь я быстро листаю страницы - хочу удостовериться, что где-то там притаилась предательская четверка. И тут Толян, сидящий рядом недоуменно улыбается и шепчет:
 
- Похоже,  Люция Евгеньевна теперь к тебе особенно хорошо относится.
 
- Почему ?
 
- Разве не заметил ?
 
- Не заметил чего ?
 
Только звенит звонок, Толян хватает меня за руку - не давая убрать тетрадь в дипломат.
 
- Открой последнюю страницу. Ты когда листал - я заметил...
 
Открываю последнюю страницу...
 
- И как теперь тетрадь сдавать на проверку ?! - вырвалось у меня.
 
На листе -  яркий отпечаток губ в поцелуе припечатывал текст, написанный аккуратным круглым почерком:
“Лёша, ты мне нравишся, я вспоминаю о тебе каждый вечер. Я хочу быть с тобой”.  Написано воздушно -  карандашом. Подписи не было.
 
- Ты подумал, что это Люция написала ? - повернулся я к Толе.
 
- Да нет…Сейчас вижу, что нет -  у неё почерк убористый и другой - по оценкам и замечаниям видно.
 
- Да какой почерк, ты чего ? Чтобы она мне такое написала?
 
- А кто ?
 
- А вот это вопрос. Наверное, кто-то шутит, издевается. Эхххх.... зачем так со мной ? Ведь вроде все друзья… - я разом сник. 
 
- Не факт. Даже если кто-то шутит. Прикольно же узнать кто ?!


*** 2 октября 1992. Микрорайон Парковый. Дождь. Army of Lovers, "Obsession" из ларька на остановке.
 
Домой я шёл один. Толик в последний момент пошёл провожать Лену в университет на подготовительные курсы.
 
- Ну а что, -  думал я - заведу новую тетрадь, как будто ничего и не было. Кто-то шутит, а мне некогда. Надо думать о главном - как год закончить, как в университет поступать, притом что у родителей нет денег ни на коммерческую группу, ни на подготовительные курсы.” Иначе придется всю жизнь фотографом шабашить. Это прикольно. Денежно, но не то, чего я хочу.   
Маленький огонёк надежды все еще согревал сердце
 
- Вдруг кто-то, правда, заметил тебя не как умника или того кто поможет с домашним заданием. А ведь это все меняет. Если меня можно любить, значит счастье возможно. Значит, я - есть сам по себе! Без оценок, дипломов, побед на олимпиадах.   
 
Здесь же пронзает ужас:
 
- Тот, кто дает любовь, также легко ее заберет. Я снова рухну в каждодневную грусть и тревогу. Нет. Лучше поменяю тетрадь, и всё.  Ничего не было. Шутка не удалась.


*** 3 октября. 1992. Школа 44 Физика.
 
- Лёша, дай посмотреть, как ты решил задачу - Ленка протягивает руку к тетради и, листая с конца, видит поцелуй. - Ой, прости. Я не хотела …
 
- Значит, это не ты написала - я вздыхаю и пробую быть остроумным. - А мне хочется выяснить кто это пошутил - вместе бы поулыбались.
 
- Ну, ты знаешь, в каждой шутке - только доля шутки. Как думаешь  вычислить автора ?
- По отпечатку губ - он же как отпечаток пальца, - неуклюже шучу я - надо только уговорить всех девчонок класса послать мне поцелуи на бумаге.
 
- Почему только нашего класса ?
 
- А что ему делать-то теперь ? - вмешался Толян -  позвать всех и сказать, мол письмо дошло,  я рад и если все всерьез - то объявись, радость моя,  и будет у нас трое детей ?
 
- Почему нет ? - сверкнула глазами Елена - Что тут такого ?
 
- Может, это вообще парень написал. - отчаянно пискнул я, пытаясь замять тему.
 
- Ага, и помадой губы накрасил ! Брось. почерк - женский. В общем, захочешь найти и встретиться с ней - решишь, что делать. Если что - зови на помощь.  - закончила разговор Лена. Толян, подпрыгивая от радости, пошёл за ней.
 
Я буду искать. Если это шутка, то улыбнёмся. А если я и правда кому-то нравлюсь, а если я и правда есть сам по себе ?   Это же другой мир открывается - космос. Надо собрать все, что знаю и применить для поиска, живой задачи, главного !
 
 
*** 3 октября. 1992 Школа 44. Окно между уроками. The Beatles. Long and winding road. Звучит в голове.
 
Ленке легко сказать: “Встать и сказать - письмо получено - я рад”. А что потом делать-то? Даже когда думаешь в ту сторону - потряхивает. Остается искать и сверять образцы почерка. Выяснить, кто написал и лично поговорить. Но как это сделать ?
 
- Да чего тут думать? Попроси Лену и Полину тетради посмотреть - им по русскому, как отличницам, Василий Иванович доверяет проверять.
 
- Слушай, Толь, а вдруг это Лена ? Помнишь, как мы чуть не подрались с тобой из-за нее год назад ?
 
- Нет, грустно вздохнул Толян. Лена на Женю из 11 “Б” такими глазами смотрит…
Елену мы уговорили быстро. Посмотрев 10 тетрадей мы с Толяном сошлись на том, что похожие есть, но уверенно сказать нельзя. Нужно было смотреть вторую пачку тетрадей - у Полины.
 
- Полина, можешь дать мне тетради посмотреть ? - спросил я будничным тоном, как будто переспрашивал правда ли, мол “жи-ши” пишется с “и” ?
 
- Зачем это ? - Полина обняла стопку обеими руками - как что-то самое дорогое.
 
- Хочу понять кто написал мне записку - ответил я, уже запинаясь и краснея.
 
- Какую записку ?
 
- Да так, шутка одна. - В голове стучит мысль: “Я ее никому больше не покажу - это моё!”
 
- Если это шутка, то не мешай ! - отворачивается Полина.
 
- Ну, пожалуйста ! - Ворота Эльсинора открылись и я просто прошу. Мысленно даже привстав на колено. Ветер над замком треплет флаги славы.
 
- Ну хорошо. Хочешь, я даже сама поищу, покажи записку.
 
- Не могу. Понимаешь, не могу.
 
- Ну и ищи сам - Полина  пихнула в мою сторону 8 тетрадей. - я уже всё проверила. Только быстро и при мне.  -  мгновение тишины разочарования.
 
Беглая проверка. Девичьи почерки - круглые буквы, но похожего так, чтобы можно было твердо сказать - ОН - нельзя.
 
- Нет Поль, нету, похоже. Но всего нас в классе 22, а у вас с Леной тетрадей 18. Где же ещё четыре ? - я как гончая увидевшая добычу.
 
- Так тебя, Лену, меня и ещё кого-то на выбор - сегодня это Саня - Василий Иванович проверяет сам.
 
- А меня то почему ?
 
- Говорит, что любит читать твои сочинения, ну и право ставить единицы за грамотность - тоже только у него.
 
- Мда… 5/1 за сочинение у меня часто встречается.
 
- А что ты будешь делать, если найдешь автора записки.
 
- Обниму и поцелую - пошутил я. На долю секунды что-то изменилось в Полине.
Но я - весь в поиске как в погоне. Не до сантиментов. Мысли летят как пули. В крайнем случае  можно математически измерить буквы - оцифровать их и применив дисперсию установить автора текста -  мы на олимпиаде по информатике похожую задачу решали...
Гонка мыслей останавливается вопросом:
 
- Прямо обнимешь и поцелуешь ? - глядя в сторону, спросила Полина
 
- Ну нет, конечно... Не знаю, что сделаю. Может эта записка - просто шутка.
 
- Ну тогда просто сотри её, и всё.  - Полина гордо собрала тетради в сумку и ушла.
 
В голове включилось сразу две красных лампочки:
 
Первая лампочка - из девчонок я не видел только тетрадь Лены и Полины. И если верить Толяну, что Елена вздыхает по Женьке - остаётся Полина….
 
Вторая лампочка - я не говорил Полине, что записка написана карандашом, а ручку - не сотрёшь…
 
Горячая голова вдруг остывает. В мозгу как будто с шипением сработало аварийное пожаротушение. Автоматический голос произнес: “Это только косвенные доказательства. Ничего прямого у тебя нет. А ошибок и так хватает - ошибки превращают твою пятёрку в среднеарифметическую тройку.”
 
Тот, кто любит - наделяет тебя таким счастьем и может его также лишить. В один момент обратить полёт в падение, жару - в холод. Прав был принц Датский - “Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот оно!”
 
А может всё - таки рискнуть ?....


*** 4 октября 1993. Школа 44. Утро.   ДДТ “Последняя осень”
 
- Как поиски  - первым делом спросил с утра Толян. Математику применил?
 
- Нет. Просто не нашёл. - зачем он спрашивает ?!  Это совсем меня не интересует.
 
- И что ? не будешь искать ?
 
- Не буду.  - вспомнилась фраза на граните - “прошу, молчи, не смей меня будить”
 
- Это же... Леш, это же предательство себя где-то.
 
- Главное, чтобы ты, мой друг, меня не предал.
 
Мир на глазах бледнеет и выцветает. Яркими остаются только два пятна - изумрудные глаза и коралловые губы - прямо как на печати в записке - девушки которая меня любит.
 
- Ты нашёл - спрашивает она ?
 
- Нет. Не совпадает - куда-то проваливаюсь я от кислотного тумана страха. Я ржавею, стекаю как стекло от плавиковой кислоты. Я спрятан в самом глубоком подвале холодного датского замка.
 
- Ты плохо искал, Лёша - Её слова как тёплый огонь печи. Он живой. Вдруг его хватит чтобы согреться?
 
- Я не смог. Есть другие дела, это отвлекает от главного - автоматически отвечает кто-то вместо меня моим ртом.
 
- А что тут главное ? - гремит она - на нас оборачиваются - изумруды глаз наливаются пламенем.
 
- Тут даже математика не поможет… - вяло бормочу я,  - зачем говорить дальше ?  я недостоин такой красоты, такой любви.
 
Рокочет ледяная волна, разлетаясь в пену о стену Эльсинора - “уснуть -  Вот оно !”
 
- Ты плохо искал, Лёша ! - мне в лицо летят какие-то тетради.
 
Ворота Эльсинора с грохотом захлопываются.
 
Вокруг тишина. Я мешковато поднимаюсь и несу себя на заднюю парту. Лучше стыд, чем такой страх.
 
- Дурак ты, Лёх. Выпить не хочешь ? спрашивает Толян, присаживаясь рядом.
 
- Нет. Пойдем просто пройдемся - до дому.  - в голове загорается надпись “Последняя осень закончена”.
 
- Прости, не могу - пойду, провожу Лену. Не грусти !


*** 4 октября 1992. Берег Камы. Гудок поезда вдалеке. Серые облака, серые листья.
 
- Нет. Я так жить не хочу, и не буду. - я быстро шагаю вверх по насыпи.
Страх отступил. Я взобрался на насыпь - Бесконечная даль, поглотившая небо.  Без единого цветного пятна.
 
- Без любви жить нельзя. - дыхание перехватывает то ли от решимости, то ли от быстрой ходьбы.
 
- Я так жить не хочу.
Стоять на рельсах оказывается холодно. Пронизывает ветер. Меня всего трясет в азарте. Сейчас приедет поезд  и все кончится.
 
- Слушай, хоронить сейчас дорого, - звучит автоматический голос внутри. -
С деньгами у родителей совсем тяжело. Отец уйдет в запой, матери будет стыдно людям в глаза смотреть.
 
- Мне на это наплевать, - ору я.
 
- Хочешь чтобы из-за похорон продали машину ? И остались без дачи ?
 
- Нет... я сам пойду шабашить и сам заработаю на свои похороны.
 
- Шабашь !!!


*** 4 октября. Пермь. Дом. Сквозь 3 двери слышно как с остановками поднимается лифт.
 
Уже 27 минут сижу на диване и смотрю во мрак  перед собой. В голове мигает зеленый индикатор. Поиск:
 
— Я хочу жить, сам по себе. Но как ? -  1 620 секунд  нет ответа.
 
Звонок телефона.
 
- Привет, Леш, мы хотим к Новому году сцены из мушкетеров поставить. Будешь Ришелье играть ? - живой переливчатый голос Альфы, нашей затейницы. - а Миледи будет Надежда из 11 "В"
 
Ворота Эльсинора приоткрылись. Мрак расступился,  появились запахи и цвета.
 
- Конечно, буду. А Надя красивая ?  - я встал,  из меня вырвалась улыбка.
 
- Очень. И умная. Тебе понравится.
 
PS  Иногда через толщу лет есть надежда признать ошибки. Прости. Я плохо искал.
 


Рецензии