Искусство в моей жизни. Глава2

2.3. ПО ЛАГЕРЯМ
   Чусовая- известная на Урале река. Она извилиста, очень протяжённа, имеет множество водоворотов, так называемых воронок. Эта река также протекает и возле Полевского, примерно в пяти-шести километрах, если идти в лес за халупу колдуньи, оставить позади первую, вторую и третью горки. Туда, на Чусовую, мы несколько раз ходили с ребятами или с отчимом. С Вовкой Комаровым, его братишкой Мишкой, Серёжкой Платоновым и другими пацанятами мы шли на реку порыбачить, так как в пруду рыба на удочку плохо клевала. Другое дело-Чусовая! Тут почти на голый крючок лови, не зевай! Удочки у нас были самодельные, так как моды такой не было, чтоб рыбачить с покупными. Выберешь хлыст поровнее и подлиннее, гибкий, где-то метра два с половиной, ошкуришь его. Потом привязываешь к удилищу леску. На неё крепишь поплавок, грузило и крючок. Вся эта снасть длиной метра три, не больше, иначе в ней запутаешься. Да и река в нашем районе не такая уж широкая. Зато она извилиста и в ней много воронок, которые, по местным поверьям, могут запросто утянуть в невероятную глубину навсегда. Так что в саму реку лучше не лезть. Толщина лески и величина крючка зависят от аппетита рыбака. Если вы хотите ловить юрких гальянов- как можно тоньше делайте рыбацкую снасть, если чебака на пять кило или пудовую щуку- привязывайте сразу канат…Только тогда добыча в ваш трёхлитровый бидончик для молока не войдёт, придётся тащить рыбину на собственном горбу!..                И поплавки у любителей рыбной ловли- тоже разные, у каждого- на свой манер: у одного покупной чёрно-белый, у другого- из винной пробки со спичкой посерёдке, а у самых матёрых- из гусиного пера. Эти- самые чуткие, тут уж твою наживку ловкие окушки или хитренькие ельцы не съедят ни в жизнь! Шалишь!  Едва пристроится такой  усатенький подводный ловкач к твоему червячку, а пёрышко уже дрыг-дрыг. Тут уж не зевай и резко подсекай удальца- окуня или ельца!                Наживка тоже самая разная: дождевые черви, малинка(красноватая мелюзга червей), опарыши, хлебные катышки, белые муравьиные яйца и т.п. Рыбалка на дикой природе, то есть, в тихом месте, которое ты сам выбрал, «вдали  от шума городского» - самое увлекательное летнее занятие, когда тебе от 9 до 13 лет…                Здесь, на Урале, весьма популярна и зимняя рыбалка. Для этого профи имеют валенки или пимы с галошами, толстые и стёганые на вате штаны, несколько свитеров, телогрейку, поверх неё бараний тулуп. Обязательна меховая шапка-ушанка, толстенные –как у Деда Мороза-рукавицы и вязанные шерстяные перчатки внутри рукавиц. Ещё должна быть пешня, специальный бур для проделывания ямок во льду, мормышки, блёсны, зимние коротенькие удочки и деревянный ящик- сиденье. Почти у всех рыбаков с собой- китайский термос с горячим чаем. Но высший писк- специальная рыбацкая будочка на лыжах. У неё есть входная дверца, окошки и люк внизу, а также мини-печка на спиртовых таблетках. В такой будке можно рыбачить целый день!..В подобных будках или в тулупах на нашем пруду зимой столько людей, что просто диву даёшься! Сплошь на белом фоне тёмные точки. И почти возле каждой лунки ,если недалеко от берега, любопытные пацаны крутятся, наблюдая, как в краснопёрые окуни или сопливые ершата подпрыгивают на льду…Иногда и солидная добыча тут же лежит, на зависть соседу…                Так вот, а пару-тройку раз я ходил на Чусовую с отчимом. Но он рыбалкой особо не увлекался. Правда, пару раз ставил на реке морды, сплетённые из ивовых прутьев. А чаще  этот вороватый деятель - очищал чужие морды…Паля был больше охотник. Во-первых, за грибами и ягодами. Он возвращается с полными корзинами даже тогда, когда десять человек перед ним пришли из леса пустыми…Паля- настоящий лесовик, надо отдать должное. По ручьям и речкам на Урале полно различной ягоды. Там и чёрная смородина, земляника, черника, дикая клубника, малина. Мы на зиму всегда наваривали варенья из этих ягод, собранных, в основном, отчимом. Мама тоже ему в этом помогала. Я же больше охоч до грибов. Грибов возле Полевского тоже немало и мы их варили, солили и сушили…Но этот лесовик Паля был ещё горазд до ловли разной живности. Зимой он, уходя далеко в тайгу на лыжах, нередко ставил специальные проволочные петли на зайцев. А летом- часто ловил птиц и…Не пугайтесь- змей…Да-да, самых настоящих гадюк он бесстрашно ловил при помощи палки с рогулькой на конце, прижав шипящую голову к земле. Потом обезглавливал и ловко сдирал змеиную кожу- главное средство от колдовства. Змеиный хребет ещё вовсю извивается как живой, а кожа уже в надёжном месте. Вначале эта процедура повергла меня в шок. Но вскоре я привык к этой ловле и перестал бояться змей…         А однажды, когда приятели не смогли пойти со мной на рыбалку, я отправился на Чусовую один. И не только наловил рыбы, но и убил первую гадюку…И не столько для защиты от неведомый тёмных сил, наподобии бабуси-ягуси, живущей у самого леса, а чтоб доказать самому себе, что я не из трусливых. Было мне тогда десять лет…Кстати, этот навык пригодился мне потом дважды, когда я через какое-то время применил его на практике. Первый случай произошёл на нашем пруду. Очередное лето. Мне 11 лет. Пруд был неспокоен, шла волна. Возле лодок, что прикованы цепями к металлическим кольям, барахтаются в мутноватой воде малыши лет 4-5…     Где их мамаши- непонятно…Я сижу на скамейке в одной из привязанных лодок и читаю что-то вроде «Властелина мира» или «Гиперболоида инженера Гарина». Купаться в мутной воде не хочется. Ребятня вылезает из воды и ложится на берег обсыхать…Вдруг взгляд мой замечает подплывающую к берегу змеиную головку. Саму эту гостью из далёкого леса в воде почти не видно. Я кричу пацанятам, чтоб отбежали от берега подальше. Они не слышат меня из-за плеска волн. Гадюка меж тем выползает на берег и извиваясь двигается к пацанятам…Я хватаю тяжёлый камень и бросаюсь к ней…А через минуту отбрасываю незваную опасную дохлую гостью с расплющенной головой подальше…                …Другой случай произошёл на поле того самого совхоза, где мы кормились иногда жмыхом…В самом начале седьмого класса, в сентябре 1961 года, я успел ещё поработать от нашей восьмой школы на уборке картошки. Наш седьмой «Б» ударно покопал картошку. Перерыв. Мы, отложив лопаты, лежим на ботве, собранной в кучи и греемся на осеннем солнышке…И опять я почувствовал какую-то тревогу за несколько секунд до того, как змея, извиваясь и блестя своим смертельным узором, выползла из-под ботвы…Это была точно гадюка, так как медянки значительно короче, а у безобидного ужика на голове имеются два оранжевых пятнышка…Я мгновенно схватил свою штыковую лопату и- голова пришелицы со страшным жалом мгновенно отлетела в сторону…        А извивающееся тело уже никому не причинит вреда…Ребята долго не могли прийти в себя, с криками ужаса бросившись с кучи ботвы в разные стороны…                Прошло много лет. Я давно стал совсем взрослым. Но, скорее всего, теперь, встретившись с подобной угрозой, я также панически рвану в сторону…
…Это я вспомнил в связи с рекой Чусовой. Мой первый пионерлагерь располагался как раз возле неё, но в другой стороне от Полевского. До этого лета 1962 года я лагерь видел только из продсклада в Чувашии, где Паля заставлял меня глотать банками «полезные» сырые куриные яйца…А тут оказался в качестве отдыхающего. В этом лагере было ежедневное купание в Чусовой, какие-то построения, настольные игры, всякие мероприятия, прощальный костёр. Я написал мамочке несколько писем, что скучаю и нельзя ли меня забрать поскорее? Все благодарили в конце смены начальника лагеря, старшую вожатую, педагогов. А я на финальной линейке подбежал и преподнёс собранный в лесу букет лагерной поварихе…                В общем, лагерная жизнь мне не очень понравилась. Друзей тут не нашлось, воспитатели были к нам довольно строги и придирчивы, библиотека не работала, погода была не очень, вода в речке текла прохладная, купаться давали всего по десять минут…Одна там имелась  радость- на мелководье  пособирать ракушек перловиц и поесть от души в столовой!..
…Следующий лагерь назывался городской. Он располагался в том самом Доме пионеров в городе, где проходили концерты артистов, куда приезжали китайские студенты из Свердловска и где меня «изо всех сил» пытался обучить игре на баяне некий музыкальный педагог с сильным запахом бабушкиной наливки изо рта...                Мы приходили в Дом пионеров- деревянное старое здание за типографией- по утрам и уходили домой вечером, часиков в шесть. В принципе, очень удобно для работающих родителей: ребёнок накормлен и под присмотром. Чем там кормили, я совсем не помню, да это было для меня совсем не столь важно. Занимались с нами, младшими школьниками от 7 до 12 лет две учительницы. Ребятишек в наш отряд набралось человек 20, а всего в лагере было, кажется, два отряда. Хорошо, что со мной вместе оказался мой дружок Вовка Комаров. С ним мы ещё успевали после лагеря на нашей улице поиграть в чиж-палку или городки, собрав приятелей…В лагере нас водили на различные прогулки, в кино, мы играли в какие-то игры, вроде шашек, что-то рисовали, лепили и т.п. Водили строем и на Думную гору, которая находилась неподалёку. Именно там дед Слышко, по версии П.П.Бажова и рассказывал ребятне свои Уральские сказы… Конечно, мы на Думной горе и без всякого лагеря часто до этого бегали, играли там, даже спускались вниз по крутым скалам. Пытались найти тайный ход к подземным владениям Хозяйки Медной горы…Собирали разные интересные камешки- а вдруг там золото? К слову, на золотые самородки  очень похож блестящий медный колчедан…  Кстати, не так давно я смотрел старый Советский фильм по рассказу Бажова «Тайна зелёного бора» об уральских ребятишках и революционере, которого они спасали от полиции. Такое было ощущение, что это кино снимали в Полевском- дома и окрестность там типично уральские, очень похоже на то, что видел я…                В общем и целом, ничего плохого за этот месяц не случилось, хотя и сверхинтересного тоже…Об этом моменте моей жизни напоминает фотография в семейном альбоме, на которой я среди ребятишек, отдыхавших со мной в том городском лагере, задумчиво  подпёр кулачком свой подбородок…
…Ещё одно лето я провёл тогда в деревне Чернобровка…Это от Полевского далековато, но тоже Урал. Вблизи того места строилась секретная на тот момент Белоярская Атомная электростанция…До деревни мы втроём- мама, отчим, я- шли очень долго, часа четыре…Почему именно там оказались тогда баба Тоня и Колька, понятия не имею…Снова эта противная баба Тоня. С виду она очень ласковая и добрая, прямо сама деликатность. Колька вечно где-то пропадал и меня почти не доставал…Мама с отчимом уехали через день, а я отбывал тут своё довольно долго.                Деревня Чернобровка не представляла из себя ничего интересного: домишки, огороды, куры, утки, гуси, козы…Единственная радость- речка неподалёку, под самой горой. Речка неглубокая и неширокая, но в ней водится рыба. На удочку ловится сплошная мелюзга, таскать её целый день из воды- замучаешься. Поэтому я вначале применил свой метод ловли при помощи банки. Его я неоднократно применял в ручьях возле Полевского, где полно гальянов. Это юркие серебристые рыбёшки вроде килек. Прикручиваешь к стеклянной литровой банке сделанную из непромокаемой толи для покрытия крыш воронку, привязываешь леску или шнурок к банке, а потом к колышку или деревцу, насыпаешь в банку хлебных крошек и опускаешь устройство в воду. На обратном пути из леса, после сбора грибов- часа через три-четыре, достаёшь банку, полную рыбы…В Чернобровке что-то этот способ не очень пошёл. Тогда я придумал, как осуществить промышленный лов. Свою тенниску я натянул на подобие швабры- палку с поперечиной. Получился большой сачок или малый невод. Если с этим устройством побродить по речке с часок, то ершат, гальянов и пескариков набирается целая банка. Баба Тоня заливает добычу яйцами и –готово шикарное блюдо рыбака!..             Ещё в тот оздоровительный сезон я вспоминаю походы в лес, где было немало лесной крупной клубники. Баба Тоня с Колькой собирали её для варения, а я- для съедения. Особенно хороша клубничка с молоком…Вот, собственно, и все мои забавы. Хорошо, что я взял с собой в этот «лагерь» несколько книжек, а то бы совсем тоска заела…
…Моя лагерная жизнь продолжилась очередным летом в Полевском. Это был тоже городской летний лагерь. Он располагался на этот раз в Доме культуры. Этот ДК находился недалеко от нашей школы. До него я обычно доезжал, когда добирался в школу автобусом. И, наоборот, отсюда- от остановки у большого магазина- ехал обратно до автостанции. Потом можно было быстренько дойти в сторону плотины по дороге мимо военкомата и детсада до самого начала улицы Ленина, где на самом берегу пруда стоял великий  Сталин. Вернее, скульптура вождя мирового пролетариата, которая в один прекрасный день, точнее, в одну ненастную ночь таинственно исчезла. Ходили слухи, что её утопили в пруду чекисты в тёмных очках и перчатках. Скорее всего, что сплетни распространяли враги Советского народа, те, кто ночами слушают вражьи голоса…Или бабка, продававшая на базаре семечки по пять копеек кулёк…Но - ближе к оздоровительному процессу. На этот раз мне в лагере было значительно веселее, так как в нём работала наряду с другими, педагогами, моя мама…Поэтому мы вместе отправлялись утром в ДК, а вечером вместе добирались домой, за реку…         Сейчас, по прошествии многих лет, я хочу заметить, что не от хорошей жизни педагоги летом вместо отдыха ещё работали в подобных лагерях…Где детишки далеко не ангелами были…В том числе и моя мама пошла в этот лагерь неспроста. Она, человек с высшим образованием,  старалась взять в школе как можно больше часов совсем не оттого, что ей дома делать было нечего…Дел по дому всегда полно, один огород чего стоит…Просто платили в школе всегда копейки…                Но мы отвлеклись от темы. Плюсом было и то, что в Доме культуры было много разных залов и помещений, где мы могли играть в разные игры. И самое главное-каждый день мы смотрели фильмы. Самый запомнившийся из того периода- фильм-концерт Эльдара Рязанова, будущего нашего классика, «Весенние голоса»…                И ещё запомнилось, что какие-то типы обокрали буфет в ДК, забравшись туда через окно с тыльной стороны здания. Приезжала милиция, обследовала место преступления. Я в тот период зачитывался рассказами Артура Конан-Дойля, поэтому, подобно Шерлоку Холмсу, несколько дней с лупой в руках обследовал все уголки ДК в надежде найти какую-нибудь зацепку, чтоб самому схватить матёрых преступников, похитивших две  трёхлитровые банки с берёзовым соком и бутерброды с сыром…Ничего, кроме двух пустых пыльных бутылок с остатками красноватого сургуча на горлышке и окурка, я под лестницей в подвал не обнаружил. Очевидно, это были слишком опытные расхитители, чтобы оставить в районе преступления явные улики.  Я почему-то сразу подумал на хромого киномеханика и старую билетёршу с волосатой бородавкой на подбородке- очень подозрительные личности…На всякий случай я упаковал окурок папиросы «Север» и одну из поллитровок в газету, чтобы повнимательнее исследовать их дома в спокойной обстановке…  К сожалению, во время уборки мама обнаружила мой секретный пакет дома под раскладушкой и выкинула вместе с мусором. Жаль, а то бы я вмиг вычислил этих аморальных любителей государственной собственности-  берёзового сока и бутербродов…
…Последний мой пионерлагерь оказался самым ярким и интересным, памятным во всех смыслах. Шёл 1961 год. Совсем недавно в космический полёт впервые в истории Человечества отправился наш Юрий Гагарин! Мы орали всей школой «Ура» 12 апреля, когда по радио объявили об этом невероятном событии. Наша великая Родина СССР оказалась впереди планеты всей, когда «Он сказал: Поехали! Он махнул рукой…»                Но вот окончен очередной учебный год. Я перешёл в седьмой класс. Мне 13 лет! Вскоре снова встал вопрос о том, куда меня устроить, чтобы руки взрослых были свободны. И вот я еду в пионерлагерь на речке Светлой. Это самый настоящий лагерь, а не какой-то там городской. Речка Светлая и сам лагерь находится на левом берегу пруда. Большая территория огорожена забором. Внутри –много жилых корпусов и разных зданий: администрация, медпункт, столовая, клуб, пионерская, хозяйственные постройки. Меня определили в самый старший- первый-отряд. Он называется «Маяк». Нас в отряде около двадцати пяти человек. Девочек чуть больше, чем пацанов. Приехали сюда  ребята со всей области. Наш воспитатель Владимир Максимович, вожатый- тоже мужчина, студент пединститута из Свердловска. Интересно то, что среди пионеров уже полно комсомольцев, например одной симпатичной девушке Нине, за которой бегали многие старшие ребята, уже 18 лет. И был паренёк восемнадцати годков…Но меня это не смущало. Я как-то с первого дня пребывания сразу выбился в первые ряды своей активностью. Помогал обустраивать корпус, подметать, мыть полы, заправлять кровати. Мало того, тут же напросился на первое дежурство и написал обо всём этом стихи. Помню выдержку из того «шедевра»:                «Простыни, матрацы сами мы таскали,                А потом так долго кровати заправляли!»                Владимир Максимович, своим ёжиком походивший на писателя Горького, одобрил опус и предложил поместить в отрядную стенгазету. Мало того, он внёс мою кандидатуру в члены  редколлегии этой газеты. И уже вечером первый выпуск был готов. Все ребята из отряда хвалили мои стихи. И тут к руководству пришла молодая старшая пионервожатая лагеря с вопросом: какие номера отряд может рекомендовать в общелагерный концерт открытия? Ребята стали отнекиваться. Согласились участвовать только двое: девочка, окончившая несколько классов той самой музыкальной школы в Полевском, и я. А что стесняться, если я выступаю с четырёх лет! Я предложил показать пантомиму о рыбаке, которую я подготовил сам и показывал вовсю на концертах в нашей школе и прочесть стихи Маяковского из поэмы «Хорошо»…Прослушав меня, улыбающаяся старшая вожатая и наши руководители дали уверенное добро…Прошло два дня обживания, утрясания и вот –торжественная утренняя линейка, звучат пионерские горны, барабаны, ползёт по флагштоку лагерный стяг. Все отряды с первого по двенадцатый(самая малышня) торжественным маршем направляются в клуб. Я бегу за кулисы. Там полно лагерных артистов: кто-то жонглирует яблоками, кто-то делает кульбиты. Девочка из нашего отряда репетирует на фортепиано. Ведущие спрашивают кто я и из какого  отряда, с чем выступаю? Кивают, мол знаем такого. «С чего начнёшь? У тебя два выхода?» Поскольку первый номер совсем близко от начала, где идут песни про Ленина и счастливую детвору, то решаю, что уместнее начать с Маяковского, а уж попозже насмешить «Рыбаком». Ведущие записывают, сказав:                « Выйдешь сразу после хора и объявишь свой номер сам! Примерно так: «Владимир Маяковский. Отрывок из поэмы «Хорошо!» Либо начни читать стихи, а объявишь название в конце…» …Сам так сам, в первый раз, что ли!..                Но  вот зал заполнен до отказа, звучат громкие ребячьи голоса, нетерпеливые аплодисменты. Музыка, занавес, выход ведущих. Аплодисменты. Хор запел. Аплодисменты. Поклон хора. Ведущие машут мне- выходи! Я решительно направляюсь к центру сцены. Зал стихает и с интересом смотрит на меня. Я смотрю на зрителей. Ого, сколько их!..Так, с чего же начать? Если сразу со строк: «Я земной шар чуть не весь обошёл»-то вдруг подумают, что это я про себя рассказываю…Что это я обошёл…Не поверят…Может, автора назвать? Владимир Маяковский! А вдруг подумают, что это я себя назвал? Что это я- Владимир Маяковский…Тоже недоразумение возможно…Между тем, в зале началось какое-то волнение. Я оглянулся на кулисы. Ведущие, старшая вожатая и артисты стали мне показывать- начинай! Легко сказать. А с чего? Тут в зале раздались смешки, потом отдельные хлопки, затем- сплошной хохот…Я махнул рукой и в полном ужасе развернулся и, не помня себя, побежал со сцены…Да-а, такого позора я не испытывал никогда за все девять лет своей бурной творческой жизни…У самого выхода из клуба меня поймала старшая вожатая: «Игорёк, не переживай! Стихи забыл? Бывает! Я тоже недавно испугалась на экзамене.»                -Да не забыл я…                - Соберись, у тебя же пантомима ещё, тут текст не нужен…»                На второй выход я настроился, как знаменитый боксёр Борис Лагутин, чемпион СССР, на последний бой! К тому же, ведущие сами меня представили: «Уже известный вам представитель отряда «Маяк» без лишних слов покажет вам сценку «Рыболов»…                Когда я показался на сцене, в зале раздался смех- публика узнала меня…                Но вскоре я захватил их внимание, смех и аплодисменты стали раздаваться в нужных местах. По окончании номера мне устроили овацию. Поклон. Ещё поклон. Всё равно хлопают. Тогда я поднял руку. Зал послушно затих. И я, подойдя ближе к зрителям, как революционный поэт на встрече с буржуазным залом, во всю свою мощь начал: «Я земной шар-р чуть не весь обошёл и  жизнь хор-роша, и жить хор-рошо!»                Что было потом? Публика просто взревела. Я был полностью реабилитирован. Плюс ко всему, получил из зала массу улыбок, несколько шоколадок и три букета…С этого дня я вошёл в лагерные знаменитости и уже ни один концерт впредь не обходился без моего скромного участия… 
     …Как-то меня навестила мама. Как всегда , она была в модной шляпке и очень нарядна. Я был очень рад. Жизнь сразу стала праздником. Мама привезла разных вкусных пирожков, которые напекла сама, и сладостей… Воспитатель и вожатый похвалили меня, мама была этим польщена…
     Помимо творческих успехов, я в то лето сдал нормативы на значок БГТО- будь готов к труду и обороне. Нужно было на определённое время пробежать дистанцию 60 метров, прыгнуть в длину, в высоту, бросить гранату  и проплыть 25 метров любым стилем. Всё это я перевыполнил. Самым непростым испытанием были прыжки в высоту. В ходу тогда были стили прыжков «Ножницы», «Перекат», «Рыбка» и прыжок спиной, самый на тот момент восходящий, модный. Я на этот «Фосбюрифлоп»  не решился, так как в акробатике не силён и взял приличную высоту тоже довольно престижным   «Перекатом». Но пришлось попотеть на тренировках, так как раньше я в высоту не прыгал…В школе на физкультуре , в основном, мы переворачивались на брусьях, прыгали через козла, без устали гоняли футбольный мяч и ходили зимой на лыжах…Скорость лыжных гонок была самая низкая, так как лыжи были у большинства самые обыкновенные- охотничьи, с петлями, куда вставлялись валенки. О гоночных лыжах и специальных тёплых ботинках, лёгких палках и всяких мазях мы слышали только по телевизору…                Ещё в лагере на Светлой я выучил азбуку Морзе и через стенку перестукивался с девчонкой, чья кровать в соседней палате тоже стояла впритык к стене. А в последнюю ночь по традиции мы намазали зубной пастой девочек, осторожно пробравшись в их палату… Когда же очень довольные уснули сами- они под утро украсили нас таким же образом…                Из ребят и девочек, с которыми я тогда подружился, в памяти осталось лишь одно имя: Алла Фабричных. Это была рыженькая, довольно зрелая, весёлая и симпатичная девушка лет 15…Возможно, из-за фамилии запомнилась?..После лагеря, уже в августе, мы случайно столкнулись с Аллой в лесу, за первой горкой, недалеко от «избушки на курьих ножках.».Она с мамой собирала там грибы. Мы настолько обрадовались встрече, что с Аллой даже обнялись, чего прежде я ни с кем из девчонок не делал.                Наверное, в знак светлой памяти о лагере «На Светлой»…
           (Продолжение следует)


Рецензии