Древнегреческие психологические теории счастья

Обычно считается, что изо всех многочисленных конкурирующих теорий современной психологии только теория А. Маслова есть теория психического здоровья, все прочие психологические теории являются только теориями психически неполноценной личности, психотерапевтическими теориями.
Между тем, в философии Древней Греции начиная с эпохи первой софистики (примерно 5 в. до н. э.) развивается очень мощная и разветвлённая психотерапия в составе многочисленных, так называемых этических школ античной философии – софистической, сократической, академической, перипатетической, мегарской, цинической, киренейской, стоической, эпикурейской и скептической. Все эти десять психотерапевтических подходов являются не чем иным как десятью психологиями счастья.
Первые семь древнегреческих психологий счастья были созданы в классический период истории философии Древней Греции (5-4 вв. до н. э., от победы греков над персами до порабощения Греции македонянами) и являются самыми оригинальными изо всех древнегреческих психологий счастья (софистическая, сократическая, академическая, перипатетическая, мегарская, циническая, киренская). Последние три (стоическая, эпикурейская и скептическая) созданы в эллинистический период философии Древней Греции (конец 4-3 вв. до н. э., от начала македонского рабства до начала римского рабства греков).
Не все античные психологии счастья дошли до нашего времени в виде подробных изложений, а только академическая, перипатетическая, стоическая, эпикурейская и скептическая, причём только академическая и перипатетическая психологии счастья дошли до нашего времени в объёмных текстах самих создателей этих психологических теорий (соответственно, - Платона и Аристотеля, а также среднеплатонических и неоплатонических продолжателей Платона, особенно – основателя неоплатонизма Плотина Ликопольского).
Стоическая, эпикурейская и скептическая психологии счастья сохранились хоть и в объёмных и подробных изложениях, но не в трудах их, этих психологий, основателей, а только в изложениях римского периода (стоическая – в трудах Луция Аннея Сенеки Младшего, Эпиктета и Марка Аврелия Антонина, эпикурейская – в поэме Тита Лукреция Кара, скептическая – в трудах Секста Эмпирика). Все эти три эллинистические психологии счастья – стоическая, эпикурейская и скептическая – были уже не оригинальными теориями, а только дальнейшей разработкой некоторых классических античных психологий счастья, соответственно, - цинической, киренской и софистической.
Софисты (наиболее известный софист – Протагор Абдерский) признали только относительную ценность всякой морали, всякой законности и всякой религии. Человек счастливый не признаёт ни закона, ни морали, ни религии, и только реальная угроза наказания не позволяет ему окончательно не считаться с этими источниками человеческого несчастья и болезней психики.
Сократики (основатель – Сократ Афинский, которого, однако, некоторые современники считали всё-таки софистом) полагали, что единственным источником счастья и психического здоровья является разум, логические суждения, наука и дела, соответствующие разуму, логике и науке. Человек для достижения счастья, психического здоровья должен непрерывно узнавать новое, заниматься логическими суждениями, научными исследованиями, в том числе и исследованиями самого себя.
Академики (основатель – Платон Афинский) считали, что для достижения счастья и психического здоровья человек должен перейти от созерцания чувственно постигаемого и непостоянного мира материи к созерцанию умопостигаемого и вечно неизменного мира идей. Созерцание истины=идеи и есть счастье, психическое здоровье. Впоследствии академики (платоники), кроме низшей, злой материи и высшей, доброй идеи, ввели такие промежуточные ступени созерцания как душа (чувственное, искусство, женственное, несколько возвышающееся над злой материей, но стоящее ниже идеи) и единое, возвышающее даже и над идеей и обнимающее собой всё. Причастность единому, созерцание мысленным взором единого есть высшее счастье и высший смысл, высшая степень психического здоровья. Всё едино – вот высшая идея, окончательно и навсегда делающая человека человеком. Это сильно напоминает самодостаточность как высшее счастье в теории А. Маслова.
Перипатетики (основатель – Аристотель Стагирский) считали, что логически безупречные рассуждения способны дать человеку знания, а, следовательно, – и счастье, и психическое здоровье. Приложение логики к реальности позволяет создать науки, дающие нам всю полноту знаний о реальности. Для счастья, для достижения психического здоровья надо найти правила правильного, логического суждения и применять их  к реальности.
Мегарики (основатель – Евклид Мегарский) считали, что мир есть что-то единое и это единое – добро, счастье, мудрость. Никакого зла в реальности нет, и даже не может быть, всякое якобы зло есть иллюзия, потому что мир един и даже ничтожное количество зла разрушило бы этот мир до основания. Человек становится психически больным, потому что совершенно ложно считает, что в мире есть, якобы, какое-то зло. Всякое зло всегда, в конечном счёте, оборачивается добром, потому что никакого зла вовсе нет, есть только добро.
Циники (основатель – Антисфен Афинский, наиболее известный циник (киник) – Диоген Синопский по прозвищу Пёс (Кинос)) считали, что для достижения счастья=психического здоровья необходимо быть неприхотливым, не стремиться к богатству, безделью, славе, власти, любви, потому что все эти стремления делают человека психически больным, стремиться надо только к знаниям, наукам и ради этого жертвовать всем прочим, даже и минимальным материальным благополучием. Для счастья надо быть бедным, трудящимся, бесславным, непричастным ни к власти, ни к любви, потому что только такое состояние делает человека умным, мудрым и психически здоровым. Не бывает на свете, и никогда не было психически здоровых богачей, бездельников, властителей, прославленных людей, любящих.
Киренцы (основатель – Аристипп Киренский) признавали, что только физическое удовольствие и даёт человеку счастье и психическое здоровье – вкусная еда, секс, приятный запах, приятные звуки, приятные виды. Отсутствие физических удовольствий делает человека психически больным – голодным, сексуально голодным, страдающим от боли, вони, от неприятных звуков, от омерзительных зрелищ.
Стоики (основатель – Зенон Китейский) признавали чувства источником несчастья и психической болезни. Чувства (страсти) принимают четыре формы, которые превращаются друг в друга – желание, наслаждение, страх и скорбь. Психически здоровый и счастливый человек не испытывает этих чувств (страстей), это бесстрастие (апатия) и есть счастье и психическое здоровье.
Эпикурейцы (основатель – Эпикур Афинский) считали, что для счастья и для сохранения психического здоровья необходимо уклоняться от того, что приносит страдания. Со злом сделать ничего нельзя, но можно спрятаться от него. Поскольку ничего, кроме материи, в мире нет, то и не бывает никаких других страданий, кроме материальных, физических, и никаких  других видов счастья, кроме физических, материальных. В основе психического здоровья и психического нездоровья всегда лежат некоторые материальные явления.
Скептики (основатель – Пиррон Элидский) признавали, что делают человека несчастным и психически больным ложные утверждения, поскольку все утверждения более или менее ложны, поэтому достаточно признать, что приносящее страдание человеку утверждение, как и всякое утверждение, есть ложь, чтобы стать счастливым и психически здоровым.
Как видно, культура Древней Греции очень подробно и во многих вариантах разработала психологию счастья, а единственная современная психология счастья А. Маслова – только подражание академической античной теории Платона и его последователей. Неудивительно, что так много счастливых, разумных людей мы встречаем в истории античности, так много научных достижений и удивительных прозрений разума! Здоровая психика порождает научные таланты, делает человечество счастливым и благополучным.
Крушение древнегреческой психологии счастья, прекращение разработки новых, оригинальных подходов к исследованию человеческой психики произошло под влиянием неблагоприятных военно-политических событий – завоевания Греции (прежде всего столицы греческой философии - Афин) Македонией, а потом и Римом. Хотя и македоняне, и римляне пытались в некоторые периоды своего господства покровительствовать греческой культуре, но возрождения оригинальных психологических исследований при их власти в Греции уже не произошло. В лучшем случае шла разработка некоторых уже созданных теорий человеческого счастья.


Рецензии