Древнегреческие психологические теории счастья
Между тем, в философии Древней Греции начиная с эпохи первой софистики (примерно 5 в. до н. э.) развивается очень мощная и разветвлённая психотерапия в составе многочисленных, так называемых этических школ античной философии – софистической, сократической, академической, перипатетической, мегарской, цинической, киренейской, стоической, эпикурейской и скептической. Все эти десять психотерапевтических подходов являются не чем иным как десятью психологиями счастья.
Первые семь древнегреческих психологий счастья были созданы в классический период истории философии Древней Греции (5-4 вв. до н. э., от победы греков над персами до порабощения Греции македонянами) и являются самыми оригинальными изо всех древнегреческих психологий счастья (софистическая, сократическая, академическая, перипатетическая, мегарская, циническая, киренская). Последние три (стоическая, эпикурейская и скептическая) созданы в эллинистический период философии Древней Греции (конец 4-3 вв. до н. э., от начала македонского рабства до начала римского рабства греков).
Не все античные психологии счастья дошли до нашего времени в виде подробных изложений, а только академическая, перипатетическая, стоическая, эпикурейская и скептическая, причём только академическая и перипатетическая психологии счастья дошли до нашего времени в объёмных текстах самих создателей этих психологических теорий (соответственно, - Платона и Аристотеля, а также среднеплатонических и неоплатонических продолжателей Платона, особенно – основателя неоплатонизма Плотина Ликопольского).
Стоическая, эпикурейская и скептическая психологии счастья сохранились хоть и в объёмных и подробных изложениях, но не в трудах их, этих психологий, основателей, а только в изложениях римского периода (стоическая – в трудах Луция Аннея Сенеки Младшего, Эпиктета и Марка Аврелия Антонина, эпикурейская – в поэме Тита Лукреция Кара, скептическая – в трудах Секста Эмпирика). Все эти три эллинистические психологии счастья – стоическая, эпикурейская и скептическая – были уже не оригинальными теориями, а только дальнейшей разработкой некоторых классических античных психологий счастья, соответственно, - цинической, киренской и софистической.
Софисты (наиболее известный софист – Протагор Абдерский) признали только относительную ценность всякой морали, всякой законности и всякой религии. Человек счастливый не признаёт ни закона, ни морали, ни религии, и только реальная угроза наказания не позволяет ему окончательно не считаться с этими источниками человеческого несчастья и болезней психики.
Сократики (основатель – Сократ Афинский, которого, однако, некоторые современники считали всё-таки софистом) полагали, что единственным источником счастья и психического здоровья является разум, логические суждения, наука и дела, соответствующие разуму, логике и науке. Человек для достижения счастья, психического здоровья должен непрерывно узнавать новое, заниматься логическими суждениями, научными исследованиями, в том числе и исследованиями самого себя.
Академики (основатель – Платон Афинский) считали, что для достижения счастья и психического здоровья человек должен перейти от созерцания чувственно постигаемого и непостоянного мира материи к созерцанию умопостигаемого и вечно неизменного мира идей. Созерцание истины=идеи и есть счастье, психическое здоровье. Впоследствии академики (платоники), кроме низшей, злой материи и высшей, доброй идеи, ввели такие промежуточные ступени созерцания как душа (чувственное, искусство, женственное, несколько возвышающееся над злой материей, но стоящее ниже идеи) и единое, возвышающее даже и над идеей и обнимающее собой всё. Причастность единому, созерцание мысленным взором единого есть высшее счастье и высший смысл, высшая степень психического здоровья. Всё едино – вот высшая идея, окончательно и навсегда делающая человека человеком. Это сильно напоминает самодостаточность как высшее счастье в теории А. Маслова.
Перипатетики (основатель – Аристотель Стагирский) считали, что логически безупречные рассуждения способны дать человеку знания, а, следовательно, – и счастье, и психическое здоровье. Приложение логики к реальности позволяет создать науки, дающие нам всю полноту знаний о реальности. Для счастья, для достижения психического здоровья надо найти правила правильного, логического суждения и применять их к реальности.
Мегарики (основатель – Евклид Мегарский) считали, что мир есть что-то единое и это единое – добро, счастье, мудрость. Никакого зла в реальности нет, и даже не может быть, всякое якобы зло есть иллюзия, потому что мир един и даже ничтожное количество зла разрушило бы этот мир до основания. Человек становится психически больным, потому что совершенно ложно считает, что в мире есть, якобы, какое-то зло. Всякое зло всегда, в конечном счёте, оборачивается добром, потому что никакого зла вовсе нет, есть только добро.
Циники (основатель – Антисфен Афинский, наиболее известный циник (киник) – Диоген Синопский по прозвищу Пёс (Кинос)) считали, что для достижения счастья=психического здоровья необходимо быть неприхотливым, не стремиться к богатству, безделью, славе, власти, любви, потому что все эти стремления делают человека психически больным, стремиться надо только к знаниям, наукам и ради этого жертвовать всем прочим, даже и минимальным материальным благополучием. Для счастья надо быть бедным, трудящимся, бесславным, непричастным ни к власти, ни к любви, потому что только такое состояние делает человека умным, мудрым и психически здоровым. Не бывает на свете, и никогда не было психически здоровых богачей, бездельников, властителей, прославленных людей, любящих.
Киренцы (основатель – Аристипп Киренский) признавали, что только физическое удовольствие и даёт человеку счастье и психическое здоровье – вкусная еда, секс, приятный запах, приятные звуки, приятные виды. Отсутствие физических удовольствий делает человека психически больным – голодным, сексуально голодным, страдающим от боли, вони, от неприятных звуков, от омерзительных зрелищ.
Стоики (основатель – Зенон Китейский) признавали чувства источником несчастья и психической болезни. Чувства (страсти) принимают четыре формы, которые превращаются друг в друга – желание, наслаждение, страх и скорбь. Психически здоровый и счастливый человек не испытывает этих чувств (страстей), это бесстрастие (апатия) и есть счастье и психическое здоровье.
Эпикурейцы (основатель – Эпикур Афинский) считали, что для счастья и для сохранения психического здоровья необходимо уклоняться от того, что приносит страдания. Со злом сделать ничего нельзя, но можно спрятаться от него. Поскольку ничего, кроме материи, в мире нет, то и не бывает никаких других страданий, кроме материальных, физических, и никаких других видов счастья, кроме физических, материальных. В основе психического здоровья и психического нездоровья всегда лежат некоторые материальные явления.
Скептики (основатель – Пиррон Элидский) признавали, что делают человека несчастным и психически больным ложные утверждения, поскольку все утверждения более или менее ложны, поэтому достаточно признать, что приносящее страдание человеку утверждение, как и всякое утверждение, есть ложь, чтобы стать счастливым и психически здоровым.
Как видно, культура Древней Греции очень подробно и во многих вариантах разработала психологию счастья, а единственная современная психология счастья А. Маслова – только подражание академической античной теории Платона и его последователей. Неудивительно, что так много счастливых, разумных людей мы встречаем в истории античности, так много научных достижений и удивительных прозрений разума! Здоровая психика порождает научные таланты, делает человечество счастливым и благополучным.
Крушение древнегреческой психологии счастья, прекращение разработки новых, оригинальных подходов к исследованию человеческой психики произошло под влиянием неблагоприятных военно-политических событий – завоевания Греции (прежде всего столицы греческой философии - Афин) Македонией, а потом и Римом. Хотя и македоняне, и римляне пытались в некоторые периоды своего господства покровительствовать греческой культуре, но возрождения оригинальных психологических исследований при их власти в Греции уже не произошло. В лучшем случае шла разработка некоторых уже созданных теорий человеческого счастья.
Свидетельство о публикации №220071901562