Кружились осиротевшие птицы

                "...КРУЖИЛИСЬ ОСИРОТЕВШИЕ ПТИЦЫ"
   Из книги С.А. Наумова "Историческая мозаика"


Посвящается великому русскому художнику 
Архипу Ивановичу Куинджи

     Не будет ошибки, если наши ближайшие соседи назовут Куинджи великим украинским художником. Правомерна и позиция греков о том, что Архип Иванович великий греческий пейзажист, так как Куинджи этнический грек.
Сила таланта размыла границы, оставив замечательное наследие и гордость за великого гражданина и творца.
     Жизнь художника была сплошной борьбой. И везде он выходил победителем, благодаря силе характера и огромному дарованию. Сын сапожника, беднейший пастушок из Мариуполя стал именитым европейским художником, профессором Академии художеств, нажил очень крупное состояние.
     Вероятно трудное детство Архипа Ивановича, а родился он в 1861 году, привело его к мысли, что в обществе главную роль играют деньги, а вся беда в том, что они неправильно распределяются. Бороться же со всяким злом можно только деньгами. Поэтому надо накопить как можно больше средств и распределить их разумно. Этим путем и можно лечить общественные язвы.
Куинджи стремится, прежде всего, разбогатеть. Успех его картин и довольно крупный на них заработок дают ему возможность начать осуществление своей идеи: покупает и перепродает картины с фантастической прибылью. Не чурается и продажей недвижимости. Проводит сделки с земельными угодьями. Коммерческий успех и везение Куинджи рождало легенды.
     Довольно быстро сколотив состояние, художник начинает осуществлять свою мечту – помогать молодым творцам, студентам Академии художеств. Талантливых посылает за границу, больных на курорты, вытаскивает из беды всякого нуждающегося.
     Благотворительные акции художника сыграли свою роль. И когда была показана его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре», выставочный зал не вмещал пришедшей публики, «экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». Успех был ошеломляющим. И не только от благотворительности автора. Впервые в России на выставке экспонировался только один пейзаж. Современников покоряла торжественность и эпичность пейзажного образа. Свет луны, отражающийся в реке, был воспроизведен с необычайной силой. Вариации зеленого цвета, чистого, насыщенного светом, выявляли разные по плотности части пейзажа, передавали ощущение глубокого пространства. Вода, земля, небо были даны в тонкой цветовой гармонии, какой у Куинджи не было ни раньше, ни потом.
     К зданию, где помещалась картина, стекались толпы. Люди ждали часами, чтобы войти в зал. А в зале, с опущенными на окнах шторами, освещенная электрическими лампами, стояла одна – единственная картина. Что это? Картина? Или, может быть, распахнутое окно, из которого, благодаря волшебству, видна не серая петербургская улица, а теплая украинская ночь? Месяц заливал все вокруг своим сиянием. Сверкали края разорванных облаков. Серебрились зеленоватые воды Днепра. Блестели огоньки в окнах низких, крытых соломой хат. И сами беленые стены хат, словно излучали серебряное сияние, о котором так хорошо написал Гоголь: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…».
     «Лунная ночь на Днепре» стала сенсацией в художественной жизни. Со времен экспонирования «Последнего дня Помпеи» К. Брюллова картина не привлекала такого количества народа. Но работа К. Брюллова – это гигантское полотно, отображающее историческое событие с десятками персонажей. Здесь же небольшой пейзаж – небо, река, луна.
     Остается загадкой, как художнику удалось передать на холст таинственное серебристо-зеленое лунное сияние. Казалось, он заставил светиться, сам холст. Обыватели высказывали предположение, что картина написана на стекле, а сзади поставлена яркая лампа или, что Куинджи, когда пишет, смотрит на природу сквозь цветное стекло. Высказывалось даже мнение, что художник не брезгует и нечистой силой.
     Куинджи не был колдуном. Он вкалывал, добиваясь задуманного эффекта. Месяцами работал в университетской лаборатории, изучал свойства красок. Занимался исследованиями с помощью специальных приборов, чтобы глаз тоньше чувствовал малейшие оттенки цвета.
     Сведения о жизни художника отрывочны и не всегда точны. Перед тем как заняться бизнесом, главным источником его существования, была работа ретушером. Своим учителем Куинджи считал И.К. Айвазовского, и влияние знаменитого художника сказалось на ранних работах молодого живописца.
     С 1868 по 1874 год Куинджи учился в Академии художеств. Время занятий и первые годы его творческой работы совпадают с национально-демократическим подъемом в русской культуре, с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. Сближение с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.М. Васнецовым во многом определило общественную и творческую позицию Куинджи: он создает произведения, проникнутые глубоким сочувствием к народу. Таковы его ранние пейзажи: «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».
     Первой «куинджиевской» картиной явилась «Украинская ночь», мастерски передающая зеленоватый лунный свет. Здесь особенно заметны характерные черты творчества художника – повышенная декоративность, подчеркнутое обобщение форм, интенсивность цветовых отношений. Новаторская по своему художественному языку картина потрясает своеобразным эффектом освещения.
     В знаменитом пейзаже «Березовая роща» Куинджи, используя активные контрасты цвета, сумел блестяще передать ликование омытой дождем земли, ослепительный солнечный свет на стволах берез и траве лесной поляны. Полотно излучало любовь к природе.
     Любовь к природе, ко всему живому у Куинджи особенно трогательно проявлялась к птицам. Эта слабость доходила до крайне экстравагантных форм. Ежедневно, когда в двенадцать часов ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. В этот час Архип Иванович выходил с разным зерном и кормил птиц. Отдельная комната  его
квартиры служила лазаретом для птиц. Он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными. Говорят, что какой - то птице, заболевшей дифтеритом, он вставлял перышко в горло и тем спас от смерти. Жаловался на жену: «Вот моя старуха говорит: с тобой, Архип Иванович, вот, что будет: приедет за тобой карета, скажут: там вот на дороге ворона замерзает, спасай. И повезут тебя, только не к вороне, а в дом умалишенных».
     Современник Куинджи карикатурист Щербов изобразил художника, приготовляющимся ставить вороне клизму на крыше дома. Остроумный удачливый художник-коммерсант отреагировал таким текстом: «Понятно, Щербов подкупил дворника и из слухового окна соседнего дома зарисовал меня на крыше. Дворнику дал два рубля, а можно было и за пятьдесят копеек сговориться».
     Картина «Днепр утром» стала последней работой, представленной художником на выставке. Пейзаж не поражал зрителя световыми эффектами. Он был исполнен в изысканной серебристо-жемчужной гамме. Эта колористическая особенность свидетельствовала о новых творческих поисках, о продолжающемся развитии оригинального таланта.
     С 1882 года Куинджи перестал выставлять свои полотна, но не прекращал работать у себя в мастерской. Произведения, созданные в последующие тридцать лет, демонстрировались только на посмертной выставке художника. Кроме этюдов здесь были и законченные пейзажи, отмеченные высоким мастерством: «Вечер на Украине», «Дубы», «Ночное».
     Многочисленные этюды и эскизы свидетельствовали об углубленной работе художника над пейзажем. Легкий бег облаков, бескрайние степные просторы, игра лунного света по снегу, движение морских волн, красота восхода и заката солнца – темы творчества Куинджи, запечатленные в таких его пейзажах, как «Полдень», «Стадо в степи», «Пятна лунного света в лесу. Зима», «Эльбрус вечером», «Море. Крым», «Снежные вершины. Кавказ», «Лесные дали», «Осень».
В 1894 году вместе с И.Е. Репиным, В.Е. Маковским, И.И. Шишкиным стал преподавать в Академии художеств. В его мастерской учились прославленные живописцы А.А. Рылов, Н.К. Рерих, К.Ф. Богаевский и многие другие.
     По инициативе и на средства Куинджи в 1909 году было основано Общество, носившее его имя, которому художник завещал свои картины и усадьбу в Крыму.
За гробом Куинджи в 1910 году шло много незнакомых передвижникам людей, получивших от него помощь, что никому не было известно, а над домом кружились осиротевшие птицы.
1999г.


Рецензии