Искрение при встрече любви и справедливости

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено. Будет здорово, если через несколько десятилетий дневник чтения Библии перерастет в комментарий на все книги Библии. Когда буду проходить книги, по которым проводил разборы, эти заметки буду писать поверх конспектов разборов, дописывая их. Сейчас я читаю книгу пророка Иеремии).


В. 9:1-26: Ложная уверенность: завет

9:1: О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего.

Вызывают ли у меня грехи близких мне людей такую реакцию, как у Иеремии?


9:2: О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных.

В заметках по прошлой главе я писал, что здесь сложно различить, кто именно плачет – Иеремия или Бог. Скорее всего, плач Иеремии выражает плач Бога. Аналогичная ситуация в начале этой главы, в которой продолжается речь о плаче. В 9:10 тоже речь о плаче Божьем. Иероним Стридонский также считает, что плач в этих стихах можно отнести как к Иеремии, так и к Господу.

Когда совершенная любовь Бога встречается с совершенной справедливостью Бога и наступает суд, искрение встретившихся любви и справедливости производят совершенное божественное горе, скорбь огромного Божьего сердца. Это видно и в Ветхом Завете – в книгах пророков, но особенно это видно в Новом Завете – в Евангелиях.

То, что Бог горюет о наказываемом Им народе (об этом и в конце главы), говорит о том, что у этого народа есть надежда на будущее. Когда родители вынуждены наказывать детей, их сердца тоже должны болеть, и это будет отражением в родительской любви отцовской любви Бога.

Кто хочет оставить Израиль – Иеремия или Бог? Оба. И пророк, и его Господь терзаемы мучительным желанием оставить этот народ и лучше уж уйти в пустыню, настолько ужасно его состояние отвержения Господа. «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» (Пс.54:8).

Мэтью Генри прекрасно об этом написал в своей обычной возвышенно поэтической манере: «Находясь в пустыне, Давид жаждал оказаться вновь во дворах дома Господня; теперь же Иеремия, находясь во дворах дома Божия (ибо именно там он был, когда произносил эти слова), жалеет, что он не в пустыне. Какое несчастье навлекли на себя люди, которые утомили Божьих служителей и вызвали у последних желание удалиться от них прочь!»

Если в современной церкви у занимающегося служением возникает желание оставить это служение – это тоже может признаком ужасного положения дел наподобие ситуации пророка Иеремии. Возможно, и Богу нехорошо в этой общине.


9:3: Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь.

«Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою»: в этом и следующих стихах особо рассматривается грех лжи. Евреи лгали друг другу, никто не мог доверять брату или соседу (ст.4-5). Причем лгали коварно (ст.6), не в шутку, а с целью причинения ущерба ближнему.

Алекс Воргез подмечает, что Израиль повторяет путь своего праотца Иакова, который часть жизни поступал лживо и коварно, получая преференции обманом. Т.е. Израиль развернулся в своем духовном движении в обратную сторону, откатился на положение вещей до встречи Иакова в Пенуэле с Богом.

Иаков увидел Бога лицом к лицу и стал Израилем (Быт.32:22-32). Когда Израиль (и современный народ Божий) перестает каждый день видеть Бога, он переходит от истины к лжи и снова становится Иаковом (возможный перевод этого имени – «обманщик»).

«ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь»: евреи боролись не с одним каким-то грехом (они вообще не боролись с грехом) – но переходили от одного греха к другому, не считая это чем-то зазорным.

Человек, который так легко относится к греху, перестает знать Господа. Познание Бога – это знание такого рода, которое может быть потеряно, стерто, отменено, обращено вспять. При разрыве отношений с Богом человек перестает знать Бога. Расходящийся с Богом буквально глупеет.

В 9:3 сказано, что евреи «не знают» Господа, а в 9:6 – что они «отреклись знать» Его. Т.е. это был именно их выбор.

Иероним Стридонский подмечает, что святые переходят «от силы в силу» (Пс.83:8), а грешники «от зла к злу». Хороший пункт для подборки вопросов, помогающих оценить собственное духовное состояние: «Какая у меня динамика – у меня становится в жизни в целом все больше святых изменений или я перехожу от одного зла к другому?»


9:5: Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости.

«Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят»: здесь две стадии: «обманывать своего друга» – это произносить ложь, это активная неправда, «правды не говорить» – это не произносить правды, это может быть пассивной неправдой.

Скорее всего, у современников Иеремии эти две стадии были слиты воедино, они уже далеко зашли за отметку колебания между просто молчанием о правде и произесением неправды. Но у тех, кто еще по эту сторону этой отметки, это может быть именно двумя стадиями.

И ситуация в обществе, общине, семье, когда ты не можешь произнести всего, что думаешь – уже является порочной, свидетельствующей о негативной динамике. Причины могут быть самыми разными. Например, в этом коллективе предусмотрены карательные санкции к человеку, не исповедующему принятые здесь взгляды и вкусы с определенным, жестко заданным перечнем деталей.

Как активная, так и пассивная неправда приведут к социальному и духовному коллапсу, п.ч. нарушаются скрепляющие общину связи. Книга Иеремии ярко показывает, что Богу есть дело не только до того, как к Нему относится Его народ, но и до личных взаимоотношений между людьми.

«приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости»: язык – обучаемый орган. Ложь не говорится сама по себе, язык не борется за независимость от мозга. Эти люди многократным повторением приучили свои языки говорить ложь, так что ложь стала для них нормой, первым выбором при прочих равных условиях, установкой по умолчанию.

Мы можем и должны приучать свои языки к правде и честности, к нежным интонациям, к здравости.


9:9: Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь; не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?

Этот вопрос уже два или три раза задавался выше: 5:9,29.


9:10: О горах подниму плач и вопль, и о степных пастбищах - рыдание, потому что они выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота - все рассеялись, ушли.

Земля молока и меда превратится в выжженную страну – из-за ее обитателей, неверных Богу. Повторяется мотив отката к хаосу и неустроенности начального этапа творения.


9:16: и рассею их между народами, которых не знали ни они, ни отцы их, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их.

Мэтью Генри пишет, что именно у язычников евреи научились идолослужению, переняв многое у окружающих народов – поэтому их ожидает такой суд: они будут рассеяны между народами. Такая последовательность есть в книге Судей, см. конспект по этой книге.


9:19: Ибо голос плача слышен с Сиона: "как мы ограблены! мы жестоко посрамлены, ибо оставляем землю, потому что разрушили жилища наши".

Во втором стихе говорилось о вытеснении из Израиля пророка и Самого Бога, такое положение вещей приводит к вытеснению с этой земли Израиля. Если Богу нет места на наших пажитях, мы в скором времени можем лишиться этих пажитей. Кстати, один из возможных переводов имени Иаков – «вытесняющий».

Важно заметить, что плач здесь совершается все еще не о потере Господа и не об оскорблении Его, а о потере земли, имущества и мира.


9:20: Итак слушайте, женщины, слово Господа, и да внимает ухо ваше слову уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую - плачевным песням.

Встречал несколько объяснений этого стиха. Хюи объясняет так: в результате суда будет погибать так много людей, что плакальщицы не будут успевать справляться со всеми заказами и будут преждевременно учить своему ремеслу дочерей.


9:23: Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.

Эта короткая проповедь о хвастовстве может быть ответом на утверждение евреев в Иер.8:8 об их мудрости. Также она является откликом на риторический вопрос в 9:12.

Образование/знание, сила/власть и богатство – эти три вещи наверняка входят в пятерку вещей, которыми хвалится и современный мир. Но эти три вещи не могут гарантировать Божьего благословения.


9:24: Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.

Повторяется мотив из третьего стиха о знании Бога. Единственная причина для того, чтобы верующий хвалился – это знание и понимание Господа. Только это угодно Ему. Другие случаи похвальбы Богу не нравятся. Моя слава – в личном знакомстве с Богом, в моей сегодняшней встрече с Ним, в понимании Его путей («творящий милость, суд и правду на земле»).


9:25: Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных

Евреи полагались на свое обрезание и на завет с Богом как на гарантию неприкосновенности. Сегодня у христиан есть опасность так относиться к крещению и принадлежности к церкви. Бог посетит судом обрезанных и необрезанных, крещенных и некрещенных. Решающее значение имеет подлинная принадлежность к завету, вовлеченность в личные отношения с Богом, знание Его.


9:26: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.

Поместив Израиль в перечень таких народов и стран, Господь фактически уравнял евреев с ними. Это предвосхищает то, что Павел скажет об обрезании в послании Римлянам. Кстати, все упомянутые в этом стихе народы практиковали обрезание (Хюи).

19.07.2020


Рецензии