C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Когда меня не станет, я буду петь голосами...

Два года я не заходила на страницу проза.ру. Два года. Для молодых людей это немного. А те, кому за шестьдесят, знают-это большой срок. Зашла, открыла сайт, открыла свою авторскую страницу-знакомые строчки: только уж очень грустные, непонятные, плаксивые-неужели их писала я, может быть всё это удалить, как могла я так думать!

 Не знаю, но так было, жила и страдала, считала, что чего-то не хватает для счастья! Та Альбина находила о чём горевать, скучать, томиться, хотя жизнь давала все возможные шансы улыбаться, радоваться, быть счастливой. Мне казалось, что я лечу по жизни птицей, ругала себя за внезапные порывы любви ко всему живому, и ждала ответной, совершала глупости, излишне доверяя, открывая душу, получала щелчки по носу и думала, когда же я, наконец, стану взрослой!

Восьмого марта  2018 ты принёс мне живые цветы в розовом горшочке. Их лепестки таинственно прятались в закрытом бутоне, обещая открыться через парочку дней. Держа в секрете свой цвет!Я обрадовалась!

-Ой, Саша, какие красивые! Ты выполнил моё желание, не прошло и ста лет!
 Он улыбнулся.

Мне не нравятся букеты из живых цветов, грустно, жаль отрезанные стебли! И я всех прошу не дарить их!

-Ну с праздником тебя, с 8 марта, баба Аля! Вот купил, но боюсь- не знаю, есть ли у тебя такие на подоконнике?

 Муж пересёк зал, вышел на террасу, поставил обувь на полочку. Вернулся. Его ежедневный ритуал я знала много лет. Сейчас пойдёт в спальню, переоденется, аккуратно повесив вещи на "плечики", вернётся, сядет на диван и спросит:

- Привет. Ну что, кто-нибудь навещал сегодня?

У нас трое детей, шесть внуков, и каждый день кто-нибудь да приезжал: сыновья, дочь с зятем, снохи с малышами. Я рассказывала в подробностях, а муж слушал. Потом он шёл на кухню. Там на электрической плите стоял горячий ужин, но без салата, который мы любили. Он нарезал его сам. Не потому, что я не умею, это была привычка из детства! Тщательно промывая каждый овощ, Саша неторопливо подготавливал помидоры, огурец, капусту. Мне оставалось снять пробу! А потом на разносе приносили всё в зал, включали фильм и ужинали!
 
Перед сном, немного отдохнув, Саша ещё раз садился к компьютеру, словно спешил всё успеть, подготовить, чтобы завтрашний день не принёс нам неприятных сюрпризов!

 Таким был и этот вечер. Немного грустный, словно предвещал что-то. Так бывает, ничего не случилось, а на сердце камень! Муж молчал, хмурое лицо немного огорчало, вроде 8 Марта. Потухшие глаза: чёрные, большие не выражали праздничного настроения.

-Наверное на работе неприятности!- думала я.
-Не хочет испортить мне настроение.
-Отойдет, сам обо всём расскажет!

 Утро девятого марта было обычным. Проснулись. Приняли душ. На завтрак-кофе с маленькими, как конфетки, кусочками сыра, без хлеба. Так он любил! Смотрели утренние новости и просто молчали! Так же молча вышли на улицу, сели в машину.

Ночная прохлада напоминала о зиме, тёмные тучи мрачно висели над головой, не торопясь освободить место белым облакам. Морозец холодил, прокрадываясь под куртку, казалось одежда была не по сезону, хотелось теплее закутаться в плед и никуда не спешить! Но дочь Татьяна позвонила накануне вечером, попросила посидеть с детьми. Мы решили поехать вместе, ему почти по пути на работу, и мне удобно-на автобусе не добираться!

 Работа была для всех нас важным делом. И мебельный магазин, который открыли сыновья Александр и Евгений, кормил нас всех! Муж поначалу просто помогал им после своего трудового дня. Он работал в небольшой немецкой фирме архитектором, Но дело сыновей росло, и все с надеждой смотрели на отца, вдруг он решится оставить любимое дело ради них? И он уволился! Мы с мужем влились в коллектив и с удовольствием поддерживали их во всём.Я кормила всю семью вкусными обедами, только не на своей кухне. Но мои любимые были рядом, отец помогал в важных делах. Так сообща жили: радовались, огорчались, спорили, обижались, искали компромиссы. И этот общий интерес, общее дело очень сближало всех, а любые семейные встречи заканчивались разговорами о деле. Глаза горели живым интересом. Я смотрела на детей, маленьких внуков и счастью материнскому не было конца.
 
Мы выехали. Город уже не спал. Машина легко бежала по сухому асфальту, и через несколько минут уже были на месте, двери высотного дома радушно принимали всех.

Я вышла.

 После долгих лет мы остались одни. Всех подняли на ноги, все получили образование, слава Богу, все нашли своих половинок. Не сразу, но вскоре, имели своё жильё, по двое детей. И мы с удовольствием ездили к ним в гости, или все приезжали к нам. Шум, гам, смех, веселье, без ссор и зависти, без разговоров за спиной-это не у всех бывает, и я, с опаской, осеняла их крестом, боясь нарушить покойное счастье! Господь послал мне замечательную семью!
 
 Саша поцеловал меня в щёку. Таня с Юрой уже ждали меня. Да и он торопился. 

- Я не буду подниматься, всем привет передашь, Эллен поцелуй. Я после работы зайду. А то уже девять, магазин мальчишки открыли. Вдруг машина с товаром придёт! Женя в Казахстан летит сегодня, Саша(сын)один!
 
 Муж сел за руль машины. Закрыл дверь, пристегнул ремень безопасности и медленно поехал навстречу судьбе.

-Тяжесть на душе не проходила.Долго и нудно шли минуты в ожидании лифта. Наконец 
 заскрипели тяжелые двери,и через минуту я уже звонила в дверь дочери.
Танины дети бывали у нас чаще других-жили рядом, в одном городе, в одном районе. И маленькая Эллен очень скучала по дедушке!

- Баба, а где деда? Где деда?
Заплакала внучка увидев меня в прихожей. Я немного растерялась, но поняв, что ребёнок искренне жаждет ответа, обняла внученьку!

- Да ты моё солнышко! А дед на работу поехал, очень спешил, не мог к тебе подняться! Ты высоко живёшь! Он вечером приедит!

Леночка горько плакала, а мы ещё не знали, что в эти минуты наша жизнь уже навсегда изменилась....
 
 Городская жизнь текла своим чередом: студенты уже сидели в аудиториях вузов, ученики-в школах, малыши-в детских садах. Редкие машины спешили по своим делам. Основной поток уже разбежался, разъехался. Центр города дремал в тишине, хотя тишина была относительной: не горели ночные лампы, не толпились у светофоров люди.

 Саша не торопился, с детства он умел ценить жизнь, ценить время, уважать тех, кто был рядом! Сыновья иногда ворчали на нас -" тихо ездите",- на что отец с улыбком отвечал:

-"Тише едешь, дальше будешь!". Ну доберётесь вы до места на пять минут раньше! Везде светофоры, много времени не выиграете. Зачем рисковать?
 
 Не торопился он и сегодня. Машина работала как часики. Светофор. Поворот налево. Никакой опасности. Один на дороге.

Тучки понемногу разбежались, освободив проснувшееся солнышко из плена.

 -Надо будет проверить бумаги для отправки заказа. После отпуска накопилась работа. Женя улетает, заеду вечером к Катюше. К Юле забегу, Фаиночку давно не видел. Папку попроведовать надо, после смерти мамы он совсем потерялся. -
 
Кто-то думает сейчас: "Придумала! Нельзя знать мысли мужа."А я знала. И все, кто знал Сашу, мне поверят. Он был умным, добрым, не добреньким, и строгим учителем, даже для меня. Не умел воровать, учил работать на своём примере, думать. Когда мы переехали в Германию жить, он сидел за книгами, изучая не только строительство, но и законы, правила страхования, жизнь изнутри.  Его дорога в библиотеку удивляла даже преподавателя немецкого языка. Немецкого не знает, а ходит? Он то не знал, что этот молодой отец троих детей по ночам часами переводил тексты, мелким почерком записывал важные моменты, учился жить. Позже пригодилось всё. Уже через год наша сьёмная квартира по вечерам оживала, шли люди за советом, за помощью: оформить бумаги на немецком языке, сделать отчёт для налоговой, да всего и не перечислить!Проектировал дома, просчитывал сметы, давал рекомендации. Для нас это был просто муж, папа, дедушка, и казалось так будет всегда! Всегда.
 
  Беда спешила сзади. Водитель сидел в кресле и разглядывал сайты в ноутбуке, для удобства поставил его на панель машины. А эго спорило, тешило себя, ругало других. Дороги ровные. Социальные сети сделали поездки интереснее.

 Большая фура летела на скорости. Еще несколько минут и она выскочила из туннеля на улицы небольшого городка: промелькнули афиши кинотеатра, осталось позади спортивное сооружение, дорога разветвлялась на несколько направлений. Не раздумывая, не смотря в зеркала, не видя из за крышки открытого ноутбука маленьких соседних машин он повернул налево...
 
 Удар, скрежет, еще удар и впереди идущая машина перелетела, как пушинка, через 6 метровую раздельную полосу, сгорбленная, расбитая, смятая. На встречной скоростной дороге её ещё раз добивают колеса Фуры, идущей из Литвы. Тормоза скрипят на пределе, но удар неизбежен. Водитель в шоке. А ПОТОМ СТРАШНАЯ ТИШИНА. Это была машина моего мужа, отца моих детей, любимого дедушки Александра.
 
 Жизнь и смерть идут рядом. Они идут, но все живущие знают-их разделяет дорога длиной в жизнь. Как же так, как так? Почему, по какому праву этот человек за рулем позволил себе быть выше законов бытия: рушить жизнь, счастье, радость других. Случайность? Нет-это не случайность. 
   
 Мир каждой семьи - особенный, неповторимый процесс. Он зарождается в юные годы, трепещет от трудностей, удач и неудач, разочарований, которые преодолеваются вместе и каждый член семьи, как клеточки одного организма, пропитан заботой, надеждой, любовью друг ко другу. Этот мир, на создание которого у нас ушли годы, 36 лет-за несколько мгновений бесжалостно уничтожили, раздавили, втоптали в асфальт колеса польской неизвестной фуры. У Саши не было шансов на жизнь. Мир рухнул для него, да и для нас тоже.

 Прошло два года. По-прежнему светит солнце. Как прежде сменяются осень, зима, весна и лето. Птицы поют, стрекочут кузнечики. А невидимый мир семьи осиротел.  Мы стали другими. Маленькие сердца внучат познали горечь утраты, и я не найду слова, чтобы обьяснить, где их дедушка! Слезы внучки и её обида на всех:"
 
-Обманули. Сказали, что он на небе, а сами закопали в землю!

Они смотрят на звезды и видят его глаза. Чем детям заполнить щемящую боль души, они не успели сказать отцу  главного, не сказали слов благодарности и любви. Меня просто не стало.
 
 Как живется тебе, горе-человек? Как дышится? Полиция предоставила нам фото твоего улыбающегося лица, ты общаешься там в сетях, смеешься за минуту до аварии, именно с ним ты убивал, разрушал - равнодушно переехав всех нас.
 
 Саша мы помним тебя, по прежнему собираемся всей семьей, пытаемся как-то примириться с действительностью, садимся плечом к плечу, и  за тебя, о тебе  поем эту песню:
 Когда меня не станет
 Я буду петь голосами
 Моих детей, и голосами их детей...


Рецензии
Альбиночка, дорогая, всей душой сочувствую и соглашаюсь: не умеем мы ценить то, что имеем, а потерявши - плачем. Когда внезапно (а смерть она всегда внезапна) уходит самый близкий человек - мир рушится и многое теряет прежний смысл, а твоя жизнь меняется, обретая новое русло. А те подаренные им цветы сохранились или нет? Конечно, с годами прежде написанное кажется совсем другим и оценивается иначе, но тогда ты так чувствовала и так воспринимала этот мир, а теперь по-другому. Может, нужно делиться сегодняшними мыслями и впечатлениями, переживаниями и надеждами?
С уважением и искренними соболезнованиями,
Анна

Анна Дудка   20.07.2020 07:00     Заявить о нарушении
Спасибо, два с половиной года я боялась открыть сайт и заговорить, тишина и боль, черная, зловещая, через нее не пробивалось слово.Я дописываю понемногу каждый день, и еще не знаю смогу ли дописать до точки...

Альбина Крислинг   22.07.2020 00:58   Заявить о нарушении