Буря в старом городе. Глава 12 Послесловие

Глава 12. Исповедь

Над Тухомержице нависала огромная, чернильного цвета туча. Но солнце всё же царило на небе, а поднявшийся ветерок грозил прогнать непрошенную гостью. Высохшая сухая листва на деревьях шелестела на ветру.
 Дом, к которому Виола вела Мирослава, располагался на самом краю.  Они долго шли мимо строений с двускатными черепичными крышами, минуя уютные палисадники, и Виола рассказывала:
- Ох и влетело мне от отца. Мне двадцать один год, я взрослая и самостоятельная, а стояла перед ним как провинившаяся девчонка лет десяти.  Плакала!
- Габора вспомнил?
- Да не только! И все наши приключения с Мачкой... А потом... Потом рассказал всё как есть. Начистоту! Всю свою жизнь, всё что приключилось со мной.
Мирослав остановился и взял её за руку.
- Дорогая, милая моя душа, я понимаю, как тебе сейчас тяжко, но ты держись.
Виола помотала головой.
- Нет, не тяжко. Просперо был, есть и останется мне отцом, самым близким, родным человеком. После всего что было, я люблю его не меньше, а даже больше. Он ласково обнял меня, гладил мои волосы и сказал:
«Дочь моя, пора признаться, что я не всегда был хозяином этого поместья и, вообще, не был здешним жителем. Было время, когда мы обитали в другом месте и в другом мире. Помнишь? Хотя, как ты можешь помнить – ты была ещё младенцем».
«Мне как будто что-то мерещится – далёкое, тусклое, вроде большого дома, а за окном яркие краски», - напрягала свою память я.
«Неужели воспоминанье живёт в тебе? Хотя нет, не может быть, ты была ещё слишком маленькой... Да, тогда я был врачом... И ещё ты должна знать, что мать твоя была необыкновенно красивой. Она, бедняжка, скончалась при родах. Я же тебя взял и воспитал, так как родитель твой не был достоин тебя».
«Я знаю и считаю тебя отцом, ибо отец не тот, кто родил, а тот, кто воспитал».
«Я всегда пытался привить тебе свободную волю и гордый дух. Наверное это пошло от моих предков... Если по моей линии, то дед твой был граф, именитый человек в Милане».
«Но, отец, как же мы оказались в этом месте? Чья подлая рука нас бросила сюда?!» - воскликнула я.
«Мой брат, а твой дядя – лицемер и подлец. Антонио оклеветал меня, подделав завещание отца. Он лишил меня всего! Мы скитались, какое-то время жили в разных городах, пока не осели здесь, на окраинах Праги, в этом маленьком посёлке. Ты была ангелом, спасшим мою душу от скорби. Чтобы иметь свой угол, как ты знаешь, мне пришлось влезть в большие долги. Но мы смогли обрести этот дом. Но знал бы я тогда к каким испытаниям это приведёт, то выбрал бы для жизни другое место на земле».
«Что ты, отец, эти испытания привели к тому, что я встретила Мирослава. И он стал дороже мне всех на свете».
« Я хочу повидать его, познакомиться с ним, ведь ты так много говоришь о нём, и Ариэль тоже хорошего о нём мнения. Он спас тебе жизнь, а это дорогого стоит. Приведи его ко мне».
Вот так сказал мне отец, и я с радостью выполняю просьбу.


***
Дальнейшие события известны автору по сохранившемся запискам Мирослава. Привожу отрывки из них.



Из записок Мирослава

«Мы наконец-то приблизились к четырёхэтажному  серому дому угрюмого вида. Но украшал дом, делая его более радостным, красивейший сад, уже, по воле осени, начавший увядать...
- А почему в этот дом так трудно попасть? Его искал я, искала полиция -  и напрасно..., - спросил я Виолу.
- Ах, по просьбе отца, Ариэль окружает окрестности туманом. Он зыбок и обманчив, поэтому дом не сразу найдёшь, - загадочно ответила Виола. - Но сейчас наш ангел туман разогнал.
Открыв железную калитку, мы пошли по дорожке, ведущей через сад к дому, где нас встретил Ариэль. Он заявил, что хозяин поместья в отъезде.
- Уехал в Прагу по делам наследства. Должен быть завтра утром, позднее всего - к обеду. Ганс истопил печь и приготовил для вас вкуснейшие блюда.
Отобедав со мной, Виола показала дом и сад. Особенно меня поразила огромная библиотека. Стены двух комнат были буквально доверху заложены старинными и современными изданиями.
- Есть ещё подвал и комната отца, но их он покажет сам, если посчитает нужным, - сказала Виола. - В подвале оборудована большая лаборатория.  Там бывали очень немногие. Отец там занимается научными изысканиями.
Вечером мы сидели в креслах у камина, и Виола читала мне.
 За окном синела ночь, было уютно, но и как-то тревожно. Как меня встретит старик – отец? Мне кажется он сумасбродный чудак, фанатически живущий только наукой, способный на всякое...
Ночь прошла и в любви, и в тревожном полусне. Полностью забыться сном удалось лишь под утро.
Когда я открыл глаза, за окном, под янтарным осенним солнцем, уже блистал день. Я быстро подхватился – не хотелось, чтобы приезд хозяина застал меня в постели.
Виола хлопотала по дому. Мне принесли воду для умывания.
После этого я вышел в сад.
Я шёл по дорожке сада и остановился подле каменной беседки. Своды её подпирали фигурки изящных граций. На садовом столе лежала открытая книга, её листы были влажны от дождя или ночной росы. Я было потянулся к книге...
И тут кто-то поприветствовал меня. Я обернулся. Передо мною стоял стройный, подтянутый человек в современном городском костюме. Как выяснилось, это и был хозяин дома – Просперо Висконти. Никакой длинной седой бороды, колпаков и мантий, расшитых звёздами, не было. Да и стариком он не был. Это был моложавый, ещё крепкий мужчина лет пятидесяти с благородным лицом, украшенном аккуратно подстриженной округлой бородкой. Ничто не выдавало в нём бывшего южанина, скорее наоборот – он был голубоглаз, немного бледен. В бороде и в волосах блестела благородная седина.
Мы познакомились, разговорились. Но это был больше вежливый разговор хозяина с гостем, чем друзей – слишком далеки мы были друг от друга...

... Более подробная беседа состоялась уже под вечер. Мы сидели в саду, пока Виола и Ганс, вместе со служанкой Гражиной, готовили ужин.
По просьбе Просперо Висконти я подробно рассказал об обстоятельствах знакомства с Виолой, о злоключениях с Мачкой.
Просперо поблагодарил меня за спасение дочери. Я, в свою очередь, спросил, известно ли ему что - либо о гибели барона Габора и полицейских. Ведь из-за  всего этого я сам чудом остался жив и едва не угодил в тюрьму.
- Да, моя вина здесь безмерна, - тяжело вздохнув, медленно промолвил Просперо. – Не уследил. Стихия вышла из - под моего контроля. Обычно я никогда об этом не рассказываю. Но вы другое дело. Вы близкий друг моей дочери, я обязан вам её спасением. Вам я расскажу... Но сначала небольшое предисловие, оно должно всё прояснить.

Как вы знаете, с юности я был склонен к наукам. Я считал, что они существуют, чтобы помочь улучшить человека, усовершенствовать его, увеличить его силы.
С целью овладеть тайнами магических знаний я ездил в Тибет и в Индию. Здесь из газет я узнал о таинственном снежном человеке, которого видели жители непальского селения Кумджунг. Я и раньше интересовался йети, о нём писал ещё Линней.
На те средства, что у меня были, мне удалось организовать экспедицию в горы. Это был очень трудный путь. Селение расположено на высоте около четырёх тысяч метров, у подножия священной горы Кхумбила. Когда я с моими спутниками добрался до места, то стал расспрашивать местных жителей шерпов о йети. После опросов я понял, что это очень крупный обезьяночеловек, обладающий громадной силой. Мы долго блуждали по горам, долинам и ущельям в его поисках.
Как-то ночью на привале мы сидели у костра. Съели наш нехитрый ужин, а потом уснули. Пробудились среди ночи оттого, что наши собаки стали выть, а потом подняли неистовый лай.
И что мы увидели? При свете луны на скале стоит огромный человек. Одна из наших собак бросилась на него, и он одним ударом палицы сломал ей хребет. Собака отчаянно завизжала. Один из моих спутников не удержался и выстрелил в ночного гостя. Тот упал со скалы в расщелину и сильно расшибся. С большим трудом мы вытащили его, подлечили раны. Затем крепко связали и доставили в город. Там я стал изучать его.
Найденное нами существо было мужчиной, с виду ещё молодым, очевидно жившим в горных пещерах.  Телосложение этого дикаря было крепким, на длинных руках и ногах видны хорошо развитые мускулы. Форма черепа округлая, покатый лоб, массивная нижняя челюсть. На теле - с густой волосяной покров. Усы и борода у него были, но очень редкие и короткие.
В общем, мне удалось доставить этого йети в Европу и долгое время прятать от общественности. Конечно, без проблем не обошлось. Этот дикарь старался вырваться, а когда освобождался от пут, то крушил всё не свете. Он был явно опасен, я же пытался очеловечить его. Действовал я и гуманными методами, и с помощью психологии. В конце концов мне пришлось провести несколько хирургических операций. Удалось добиться снижения его агрессивности, приручить, превратить его в верного слугу, научить кое-каким манерам и речи. Я назвал его Калибаном. Это от слова «каннибал», так в старину называли племена караибов.
Калибан с трудом научился говорить. Одетый в простую городскую одежду, весь в шрамах, этот мой слуга напоминал неотёсанного жителя какого-то глухого села, кем-то хорошенько избитого. Меня Калибан ненавидел, но боялся и подчинялся. Он не раз поднимал против меня бунт, но всякий раз я утихомиривал его с помощью изобретённого мною ружья, бьющего на расстоянии сильным электрическим разрядом.
Так в жизни случилось – мне выпало счастье стать отцом. Я спас и удочерил девочку, рождённую Джулией Риччи. Она желала, если родится девочка, назвать её Виолой.  Мне нравилось это нежное, музыкальное имя, и я его оставил для дочери.
Нам пришлось уезжать из родных мест. Калибан нам очень помог, когда нужно было переселяться в Прагу, на эту околицу, в Тухомержице. Он – и носильщик, и рубщик дров, и нянька для малышки Виолы, которую он очень полюбил, называл её «госпожой» и «повелительницей».
 Как-то раз на маленькую Виолу, ушедшую гулять далеко от дома, напала стая бродячих псов. Девочка заплакала и бросилась бежать, а собаки за ней! Разозлённый Калибан бросился на стаю и большую часть передушил, как котят. Позже, когда Виола, повзрослев, стала самостоятельно уезжать в город, заниматься танцами и выступать на сцене, Калибан тоже исчезал из дома и остановить его было невозможно. Он охранял её, следил, чтобы его «повелительницу» никто не обидел. В конце концов я перестал этому противиться. Я поверил в то, что Калибан стал человеком и не совершит ничего дурного. О, как я ошибался!
Я должен был барону Габору большую сумму денег. Тот имел наглость потребовать, чтобы Виола оставалась у него заложницей, пока я не верну всю сумму. Мне и в голову не могло прийти, что Габор и Пьетро Пеллигрини, которого я много лет назад знал лишь один вечер – одно и тоже лицо! Так вот - Калибан выследил Виолу! Что-то в действиях барона по отношению к его «повелительнице» ему не понравилось, и он задушил его... Ну, а в дальнейшем пострадали ещё  и полицейские, пытавшиеся надругаться над моей дочерью.... Ну, что же – на мой взгляд, они получили по заслугам!
- Но у вас имеется не только Калибан.  Есть ещё одно удивительное, волшебное существо – Ариэль... Кто он? – спросил я.
Просперо усмехнулся.
- Ариэль – человек из пробирки – гомункул. Это ещё одна моя попытка создать нового и совершенного человека. Ну, вы видите, кое-что мне удалось!
 Я долгое время занимался алхимией, магией,  различными древними науками. И я создал искусственного человека. Но... искусственного ли? Мне кажется, что часть вселенского духа вошла в моего гомункула, придав ему ангельские черты. Когда искусственный человек был готов, я выяснил, что он обладает левитацией, может достаточно легко переносить низкие и высокие температуры. Я его назвал Ариэлем. Так звали одного из ангелов в иудаизме. Иногда мне кажется, что он и есть явившийся в мир ангел.
 Ариэль – добр, благороден, всегда готов прийти на помощь. Он быстро освоил речь и десятки наук! Иногда, откуда-то из иного мира, он черпает удивительные способности. Он практически не ест земную пищу. Ему нужно солнце, из энергии которого он черпает силу. Он может окружить дом туманом, из-за которого попасть в него невозможно. Так он и по сей день оберегает нас от полиции и непрошенных гостей, например, бандитов, которых хватает в нашей местности. Иногда Ариэль может извлекать из небытия разные незнакомые предметы. Но, в то же время, у этого юноши, облик которого с годами не меняется, есть свои недостатки. Ариэль чрезвычайно наивен и иногда беспомощен, как ребёнок. Он тоже может болеть, получать раны, если не примет срочно меры предосторожности. Зимой он чаще всего слаб, болен и беззащитен, как и любой ночью. Силу ему придаёт солнечный, яркий день. Жаль, что зло, которому противостоит Ариэль, чаще всего действует именно ночью.
Просперо ещё долго говорил, всё более возбуждаясь от сказанного, уделяя внимание различным деталям.
Когда он умолк, я сказал:
- Да, господин Просперо, всё то, что вы рассказали – поражает воображение... Но что вы планируете делать дальше?
Просперо какое-то время сидел молча, погрузившись в размышления.
- Ввиду того, что я получаю свою часть наследства по праву – хотелось бы вернуться на родину в Милан, - наконец сказал он. -  Но, как вы понимаете, скоро это не произойдёт, на пути много различных формальностей и препятствий. И ещё хочу помочь брату – он несчастный человек.


***
Постепенно усиливался ветер, окно гудело и звенело, будто громадный великан давил и тряс его.
Сложив бумаги в папки и заперев их в шкафу, Мирослав вышел на улицу. Он шёл, придерживая шляпу. Ветер подталкивал его в спину.
 Надвигалась буря, и он уже жалел, что не переждал её в своём служебном кабинете. Хотя, конечно, буря могла затянуться, а дома его ждала Виола, и ему не хотелось, чтобы она волновалась.
Ревущий гул, качающий деревья, охватил город. Мимо веером проносилась горы листвы и мусора, мелкие ветки, сорванные хризантемы.
 Ветер безжалостно гнул деревья, обнажая их. На низком небе вихрем носились тучи, словно громадные драконы, глотая неяркое слабое солнце.
Мирослав обернулся, чтобы спросить у женщины про трамвай, но ветер задувал в рот, заглушал голос. Плащ женщины вздувался от ветра, как пузырь.
- Наверное трамвая уже не будет! – прокричала в ответ женщина, но, спустя пять минут, трамвай всё же появился с несколькими напряжёнными пассажирами. Он ещё одолел пару остановок, а потом застыл. Погас свет, на пути лежало сломанное дерево.
С большими трудностями Мирослав пешком добрался до дома. От крыльца к нему метнулась фигурка в плаще – его вышла встречать встревоженная Виола.
Всю ночь буря неистовствовала. Ветер кружил над собором Святого Вита, не в силах сломать твердыню, окутывал и расшатывал Петршинскую башню.
 Буря подняла холмы волн на Влтаве, обрушивая их на Карлов мост и другие мосты, соединявшие занесённые обломками берега.
Молнии били в Тынский храм, в башню Святого Варфоломея. Стрелки курантов на башне Староместской ратуши вертелись в разные стороны, а фигуры апостолов спрятались внутри, сгрудились и грели друг друга.
Лишь один петух, казалось, радовался буре. Он кричал в такт её свисту и вою, парил в воздушных потоках, но затем всё же спрятался, потрёпанный, утерявший часть своих перьев.
Ветер носил деревья, срывал крыши, но не мог одолеть силы старого города.
Несмотря бьющие за окном блистающие зигзаги молний Мирослав спал, а Виола всю ночь так и не сомкнула глаз. Она лежала рядом и глядела в окно – буря очень беспокоила её.
Следующим вечером они собрались в театр, это было запланировано и куплены билеты. Но, несмотря на то, что буря успокоилась и все дороги расчищены и обошлось без жертв (были лишь царапины и ушибы отдельных людей), Виола просила отменить поход.
Но Мирослав настаивал, да и не хотелось терять билеты. Наконец, ближе к вечеру, Виола согласилась, но весь вечер была грустна.
Зал торжественно блистал, музыканты настраивались. В фойе Мирослава окликнул знакомый старичок во фраке.
- О, вы всё-таки полюбили Фибиха!
- А сегодня будет его опера? – хлопая глазами недоумённо спросил Мирослав.
- Конечно! А вы не знали? На афише же значится замена: вместо оперы Дворжака будет знакомая нам, прекрасная «Буря» Фибиха.
-  Ну, ничего страшного. Хоть я уже знаком с этим произведением, но моя Виола будет слушать его впервые.
Виола смущённо кивнула.
Во время представления увлечённый музыкой Мирослав едва уловил просьбу Виолы выйти.
- Не надо меня сопровождать, я сама.
Он кивнул и дальше углубился в зрелище. Он так увлёкся, что не заметил, что прошла значительная часть оперы. Спохватился – а Виолы всё ещё не было! Незадолго до конца, встревоженный Мирослав вышел из зала и обошёл все закоулки здания.
- Не выходила ли из театра женщина? – спрашивал у вахтёров.
Седоусый гардеробщик сообщил, что какой-то даме стало плохо, удушье. Она взяла пальто, быстро надела его и вышла на свежий воздух.
Мирослав срочно потребовал свою верхнюю одежду. Он накинул плащ и уже перед выходом сообразил, что шляпа явно чужая - чёрная и мятая какая-то. Он вернулся и сказал об этом гардеробщику.
Тот отчаянно заверял, что ошибки быть не может...
Мирославу было не до разбирательств. Он надел шляпу, посмотрел в зеркало и вдруг заметил в нём тщедушного невысокого человека в потёртом пальто. Он не узнавал себя – так изменился!
Мирослав медленно вышел из театра. Мир тоже изменился, такое впечатление – что-то произошло с его памятью, будто он проживает заново какие-то минуты своей жизни.
Мирослав был уверен, что сейчас увидит Ольгу. Да, вот она вышла из театра с каким-то господином. Помахала ему издали рукой.
Мирослав растерянно пошёл дальше. У самой Влтавы виднелась одинокая фигурка. 
Мирослав подошёл ближе.
Девушка обернулась.
- Пан Мирослав?
- Простите, пани Миранда?
Он снял шляпу.
Не говоря более ни слова, они пошли рядом по набережной, среди сияния огней, сжимая руки друг друга.

КОНЕЦ


Прага реальная и мистическая
(попытка послесловия)

Замысел истории, рассказанной в повести «Буря в старом городе», относится ко времени знакомства с оперой Фибиха.
Вдруг, сквозь дымку времени, увиделась таинственная Прага - красивый город, весь наполненный легендами, его горожане, волею судьбы вовлечённые в круговорот мистических событий, и шекспировские герои, которых волшебной волной забросило в начало ХХ века.

Важную роль в повествовании играет буря. С первых страниц она бушует над городом и в последней главе завершает свой неистовый танец. Буря предвосхищает мистическую реальность Праги, её другое измерение, буря её же и скрывает.
Поход героя в театр включает его в иную реальность, в которой появляются герои знаменитой пьесы английского драматурга. В этом мире преображается и сам герой.

 Мирослав Липинский (Липский) – по сути ещё один образ маленького человека. И вот этот, вроде бы обычный человек, серый чиновник, в ином мире предстаёт удачливым карточным игроком, способным успешно противостоять злу, бороться за свою любовь. Он становится свидетелем жестокостей и смертей, но душу его это не портит, ведь на пути его встречается чудесная девушка Виола, и любовь всё смягчит и немного преобразит.

Итак, в повести две Праги. Есть вполне реальный город начала ХХ века, с его суетливыми жителями, с его величественными соборами, площадями и улицами и парками. Город в период необыкновенных дерзаний, замыслов, попыток изменить общество и человека. С одной стороны, в людском мире сохраняется много от прошлого – религия, мистические увлечения начала века, вера в призраков и духов, с другой стороны, появляются мечтатели, экспериментаторы, планирующие изменить общество и человека.

 И есть ещё Прага мистическая – город средневековых легенд, где появляются призраки королей и известных в прошлом личностей, где по улицам бродит страшный Калибан (параллели с Големом). Прага мистическая тесно сливается с Прагой литературной, с миром Сватоплука Чеха, Франца Кафки, Густава Майринка, Лео Перуца, и, конечно же, Карела Чапека и Ярослава Гашека. Поэтому, в книге трагическое, мистическое, детективное сливается с некоторой долей комичности, иронии. Да и сами писатели «пражской школы» иногда любезно заглядывают на страницы книги. Вдумчивый и знающий читатель легко их угадает.

Повесть мне виделась, как продолжение «фаустианской темы», и более всего к ней приблизился Просперо, обманутый, оклеветанный, изгнанный из родного города. В данной книге он учёный, мечтающий улучшить человеческую природу. Сначала продуктом его деятельности становится дикарь Калибан, а затем и человек из колбы – гомункул, в конце концов предстающий в виде Ариэля, очеловеченного ангела или духа.
Но действия этого экспериментатора приводят к трагическим последствиям: дикарь Калибан так и не смог прижиться в человеческом обществе, превратившись в ночной кошмар Праги. Не становится полноценным «новым человеком» и Ариэль – по сути слабое существо, наделёнными лишь отдельными чудесными свойствами.
Плодами «фаустианских опытов» пытается воспользоваться и главный отрицательный герой книги – пан Мачка. Но грубое, чисто потребительское вмешательство в эти процессы приводит его к гибели.

В образе Виолы соединились две шекспировские героини – очаровательная Виола из «Двенадцатой ночи» и, собственно, Миранда из «Бури». Виола как бы живёт в двух реальностях, как и Мирослав. Именно этим объясняется её появление в конце книги, и Мирослав будто заново знакомится с ней.
Виола решается ради спасения отца пойти в услужение хищнику и дельцу Габору, сохраняя при этом моральную чистоту.

Я старался выстроить эпизоды этой истории как детектив с мистическим и романтическим уклоном. Так появился образ комиссара Майнера.
Это человек, целиком из прошлого века, пытается выяснить истину.  Именно ему удаётся собрать все ниточки запутанной детективной истории, связанной с убийствами и семейными тайнами. Хотелось придать ему интересное окружение – отсюда появились на страницах расторопные, ловкие, и также, в некоторых ситуациях, смешные и нелепые полицейские.
В произведении имеется несколько исповедей героев. Эти истории напоминают вставные новеллы, но связанные друг с другом.
Мне мечталось создать этакую пражскую симфонию в прозе, в которой было бы место всему – необыкновенным людям и мистическим существам, таинственным улицам и величественным соборам. 

Октябрь 2018 –  апрель 2020.

 


Рецензии
С огромным интересом прочитал ваш роман. Впечатлен! Прекрасная книга получилась! Как все оказалось запутанно и взаимосвязано. Кого только там нет: даже йетти и гомункулусу место нашлось! Понравилась расшифровка происхождения клички Коллобин) Ариэль очень симпатичное существо. У Беляева был рассказ "Ариэль" там герой тоже умел летать и бандиты хотели использовать его способность в своих целях. Ваш Ариэль напомнил мне этого юношу. В целом, мне "Буря в городе" напомнило "Мастера и Маргариту" Возможно такой же непредсказуемой мистичностью и описаниями природы, таящми в себе загадочную красоту и какое-то внутреннее напряжение. Или появлением совсем мистических фигур такого как король Вацлав, и торжественная атмосфера вокруг него. А суд над бароном Черни вообще выглядел потрясающим. Хотя понимаю, что это его брат создал такое яркое представление, но на психику виновника всех его несчастий оно подействовало как надо. И самое главное: любовная линия Мирослава с Виолой. Нежная, трепетная, чуткая. Сколько приключений пришлось пережить Мирославу, сколько раз пришлось ему быть на грани жизни и смерти.
ак что жизнь Миросава Липски предстает перед читателем в гораздо интересном виде, чем жизнь Мирослава Липинского))))))) И финал, отвечающий на мой вопрос: "Что там со шляпой случилось?" Перевести действие оперы в реальность - отличный мистический ход! Еще хочу отметить, что указанные в романе названия улиц и местностей выглядят очень реальными. Не похоже, что это выдумка. Таким образом создается ощущение реальности происходящего. Вам наверно пришлось досконально изучить описываемый в романе город, и его исторические события, чтобы произведение соответствовало нужному периоду времени? Благодарю, Александр, за прекрасную книгу! Желаю Удачи и больших Творческих Успехов, а также много-много благодарных читателей!!! Браво! Мое искреннее почтение и уважение,

Маир Арлатов   02.08.2020 11:01     Заявить о нарушении
Маир, сравнение с Булгаковым и Беляевым для меня большая честь, хотя мне ещё до них далековато!) Но, всё равно, спасибо Вам за то, что Вы прочли и поняли книгу. Конечно, писать её было непросто - пришлось попутешествовать по Праге с помощью карты, планов, видео, фото...Довелось изучать эпоху, чтобы рассказ о моих героях был более достоверен. Большая Вам благодарность за поддержку!

Александр Гребёнкин   02.08.2020 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.