В Нескучном саду

               
                Из серии "В России в 2019".  Глава 4

Однажды я решила прогуляться в Центральном городском парке им. Горького, чтобы полюбоваться его красиво оформленными клумбами, аккуратно подстриженными кустами, великолепными фонтанами и роскошными широколиственными деревьями. Парк начинается почти от Крымского моста, с которого открывается чудесный вид на его входные ворота возле набережной Москва-реки и курсирующие по ней катера, тянется вдоль Пушкинской набережной до Новоандреевского моста и заканчивается Нескучным садом.

В конце собственно парка на набережной расположен Зелёный театр, в котором сейчас находится «Центр Стаса Намина». Миновав его и пройдя под Новоандреевским мостом, я оказалась в Нескучном саду, получившем своё название от загородной усадьбы князя Н.Ю. Трубецкого «Нескучное». В этой части сада, примыкающей к набережной, мой глаз ласкал совсем другой пейзаж. Здесь кругом были холмы, покрытые лесом, а справа от меня, внизу - Москва-река.

Вокруг меня сновали пышнохвостые белки. Они совсем не боялись людей и смело приближались к ним, настойчиво требуя угощения. Многие гуляющие принесли с собой орешки, и белки без колебаний брали лакомство с их ладоней. Правда, когда оказывалось, что гость пришёл в парк с пустыми руками и карманами и не собирался делать им подарки, белки ничуть не обижались, а покидали нерадивого туриста с выражением явного презрения. Я очень хотела покормить белок, но у меня с собой ничего не было.
 
Посетители сада настолько избаловали этих очаровательных обитателей леса, что многие из них нахально взбирались по моей штанине вплоть до плеча, требуя лакомство. Меня выручила гостья Москвы, поделившаяся со мной орешками. Угостив белок, я почувствовала огромное удовлетворение. Чуть позже я увидела, как одна девица протянула белке пустую ладонь. Белка вмиг подлетела к ней, но тут же разочарованно отбежала. Я не могла удержаться от того, чтобы не сказать девице, что не стоит дразнить зверюшек.

Начало темнеть, и я спустилась на Андреевскую набережную, продолжая любоваться красотой поросших лесом холмов и речными судами, бороздившими воды Москва-реки. Моё внимание привлёк прогулочный красавец теплоход «Radisson» («Рэдиссон»). Позже я узнала, что цены на прогулку на нём в течение 2,5 часов далеко не демократические. По выходным взрослый билет стоит 1200 рублей. Вряд ли когда-нибудь я позволила бы доставить себе удовольствие покататься на нём за такую цену. Я взглянула на поверхность Москва-реки, и на душе у меня стало неуютно. На воде плавали пластиковые бутылки и разный хлам, и их вид сразу испортил моё впечатление от прекрасной прогулки по парку Горького и Нескучному саду.

И тогда я подумала, что арестовывать и наказывать за подобное поведение нужно не людей, которые вышли на улицы с мирными протестами, а тех, кто уродует наш прекрасный город. Летом 2019 года в Москве проходили как согласованные, так и несогласованные массовые акции протеста в поддержку недопущенных на выборы в Мосгордуму оппозиционных кандидатов. Причиной их недопуска ЦИК называла большой процент брака в подписных листах, однако метод его выявления у меня вызывает большие сомнения. Незарегистрированными кандидатами в Мосгордуму оказались Любовь Соболь, Илья Яшин, Дмитрий Гудков, Константин Янкаускас, Юлия Галямина и другие. Многим арестованным вменялось участие в массовых беспорядках, многие получили реальные сроки.

В поддержку незарегистрированных кандидатов выступили также отдельные активисты. В одиночном пикете стоял Илья Азар с плакатом, утверждавшим, что массовых беспорядков в Москве не было. Илья требовал предоставить свободу всем арестованным по московскому делу.

Российская власть, похоже, не имела представления, что такое массовые беспорядки. Я полагаю, что события в США в 2020 году, спровоцированные гибелью чернокожего Джорджа Флойда от действий полицейского, наглядно продемонстрировали ей, какими в действительности бывают массовые беспорядки. Несмотря на угрозу коронавируса, тысячи граждан Америки вышли на улицы с мирными протестами против полицейского насилия и расизма. Однако затем многие акции протеста перешли в столкновения с полицией и национальной гвардией, а также в массовые поджоги зданий, автомашин и грабежи магазинов, переросли в открытое мародёрство. Начавшись в Миннеаполисе (штат Миннесота), они в течение нескольких дней распространились по всей территории США.
Ничего подобного в Москве не было!

Несогласованный митинг 27 июля стал самым крупным по числу задержаний. По его итогам полиция задержала свыше 1 тысячи человек. По «делу 27 июля» некоторые участники этих событий были осуждены на различные сроки — их обвинили в применении насилия в отношении представителей власти и неоднократном нарушении порядка проведения акций.

Во время митингов в Москве полиция жестко задерживала даже тех, кто не имел никакого отношения к акциям протеста. Таким оказался студент ВШЭ, блогер Егор Жуков, арестованный по обвинению в участии в массовых беспорядках, хотя он ни в чём не участвовал: он стоял возле метро и писал СМС-ку другу, с которым договорился о встрече. Позднее СК ввиду необоснованности претензий снял это обвинение и предъявил новое — в публичных призывах к экстремизму. Поводом для обвинения Жукова стали ролики, опубликованные в YouTube. Эксперт ФСБ Коршиков по некоторым словосочетаниям сделал вывод, что блогер в своих выступлениях подталкивал аудиторию к насильственным действиям. Прокурор потребовал приговорить Жукова к четырём годам колонии общего режима. На суде Жуков заявил, что не призывал граждан к насилию. Кунцевский суд, тем не менее, признал его виновным и приговорил к трём годам условного срока за публичные призывы в интернете к экстремистской деятельности.

Правозащитный центр «Мемориал» признал политическими заключёнными девятерых фигурантов «московского дела» и потребовал немедленно освободить Данилу Беглеца, Айдара Губайдулина, Егора Жукова, Кирилла Жукова, Евгения Коваленко, Алексея Миняйло, Ивана Подкопаева, Самариддина Раджабова и Сергея Фомина. Кроме того, эта организация потребовала привлечь к ответственности виновных в незаконном преследовании людей и в насильственных разгонах мирных собраний в Москве и других городах России.
 
В связи с разгоном акций оппозиции в Москве в ООН обратилась Международная правозащитная группа «Агора». «Применив насилие в отношении мирных демонстрантов и прибегая к некорректному уголовному преследованию, российские власти нарушили сразу несколько положений Международного пакта о гражданских и политических правах», — говорится в письме юристов.

Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет на открытии сессии Совета в Женеве заявила: «Я поддерживаю призыв Совета по правам человека при президенте и призываю расследовать заявления о чрезмерном применении силы полицией. Я призываю власти соблюдать право на свободу слова, мирных собраний и участие в общественной жизни». Она также отметила, что обеспокоена многочисленными задержаниями и действиями силовых структур в России, поскольку в июле и августе на акциях протеста в Москве были задержаны более 2500 человек.

Недопуск оппозиционно настроенных кандидатов к регистрации на выборы, аресты и задержания большого числа участников протестных акций в Москве в июле 2019 года существенно уменьшили шансы оппозиции получить голоса в Мосгордуме. В этой ситуации лидер оппозиции Алексей Навальный предложил тактику «умного голосования». Её суть заключалась в том, что по каждому избирательному округу его команда выбирала кандидата от любой партии, кроме «Единой России», который имел шанс пройти в данном избирательном округе, и предлагала избирателям голосовать за него. «Умное голосование» должно было продемонстрировать возможность команды Навального избрать в Мосгордуму несколько человек, которых власть не хотела бы видеть в этом законодательном органе.

В итоге событий лета 2019 года власть осознала два своих ошибочных решения: не регистрировать вообще никого из оппозиционных кандидатов и подавлять жёсткой силой любые протестные акции. Поэтому во второй половине лета ею была использована другая тактика — с одной стороны, разделение кандидатов: регистрация не представлявших серьёзную угрозу власти (например, Сергея Митрохина) и отказ в регистрации более радикальным кандидатам. С другой, разгон и тюрьма в случае серьёзного бунта и, напротив, ведение переговоров со сговорчивой оппозицией и предоставление ей практически всех возможностей.

В начале сентября 2019 года я должна была поехать по путёвке в санаторий, поэтому решила проголосовать в управе района досрочно, воспользовавшись рекомендациями «умного голосования». Однако ответа на своё обращение в штаб Навального с просьбой назвать имена кандидатов, которых они рекомендуют для избрания, я во время не получила и направилась в управу, не имея чётких представлений, за кого буду голосовать. Тогда я решила руководствоваться принципом, что ни в коем случае не буду голосовать за самовыдвиженцев, поскольку таковыми стали практически все кандидаты от «Единой России».
 
Когда я вошла в помещение для голосования, то увидела троих людей, руководивших процессом голосования. Лицо одного из них мне показалось чрезвычайно знакомым, однако я никак не могла вспомнить, где я его видела. У меня создалось ощущение, что с этим человеком у меня связаны какие-то тревожные воспоминания. Когда я заполнила бюллетени и хотела опустить их в урну, то оказалось, что никакой урны нет. Мои бюллетени, как и бюллетени других проголосовавших, положили в большие конверты.
 
Я была разочарована, так как полагала, что в таком случае вполне возможна фальсификация итогов голосования. Однако что-либо исправить было невозможно, и я оправилась домой. Уже дома я вспомнила имя и должность человека, которого видела в управе. Это был бывший Председатель Госдумы РФ Борис Грызлов. Мне сразу вспомнилась его ставшая широко известной фраза: «Парламент — не место для дискуссий» и захотелось продолжить эту мысль: «А выборы и голосование – это профанация».

И как тут было не вспомнить изречение Сергея Довлатова: «Я шёл и думал — мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда».

Такие мысли одолевали меня, пока я шла по Андреевской набережной. Поднявшись по ступенькам на Лужнецкий метромост, перед входом на станцию метро «Воробьёвы горы» я оглянулась на оставшийся позади Нескучный сад, набережную и несущую внизу свои воды Москва-реку. Лучи заката отражались от стёкол высотного здания, и всё это вкупе создавало величественную картину невиданной красоты. Мой любимый город, как может одновременно уживаться в тебе прекрасное и отталкивающее, благородное и низменное? Или так всё и было задумано: единство противоположностей?

Продолжение следует.


Рецензии
Здравствуйте, Алла.
С интересом прочитала репортаж, с удовольствием посмотрела удивительно красивые фотографии.
Спасибо.
С уважением,

Лариса Малмыгина   11.03.2022 11:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса.
И Вам спасибо.
С уважением,

Алла Валько   12.03.2022 00:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.