Протесты в России. Начало

Референдум может начинаться как диагноз власти, а кончаться как диагноз народа.
Игорь Гарин

Если люди считают ситуации реальными, то они оказываются реальными по последствиям.
Глеб Павловский

Те, кто делает мирную революцию невозможной, делают насильственную революцию неизбежной.
Джон Кеннеди

Царь не настоящий.
Народная поговорка


Свидетельствует Кирилл Мартынов: "Хабаровск протестует уже больше недели, требуя справедливого суда и свободы для губернатора Сергея Фургала, уважения со стороны Москвы к выбору жителей края. В субботу 18 июля на улицы города, в котором чуть больше 600 тысяч жителей, вышло около 50 тысяч человек, то есть каждый двенадцатый. Такой мобилизации в России не было со времен перестройки: для Москвы аналогичный уровень протестов означал бы митинг на миллион человек". О необходимости подобной мобилизации можно прочитать в статье [Владимир Гордейчук. Авторитарно-мафиозные режимы. Проза, 2019]. Необычайный масштаб и ярость протеста обусловлены также эффективным управлением краем Сергеем Фургалом в течение полуторалетнего губернаторства, сопровождавшимся существенными социальными и экономическими достижениями, и резонными опасениями людей их утраты в случае возвращения прокремлевской власти.

Путин, для которого критерием истины в последней инстанции являются приносимые ему в красных папочках заключения ФСБ, допустил грубый просчет в оценке реального состояния дел в стране, уверовав в триумфальную поддержку своей внешней и внутренней политики "абсолютным большинством" российского народа, о которой он объявил заранее, даже не дожидаясь итогов псевдореферендума. О допущенных в ходе голосования масштабных фальсификаций [Владимир Гордейчук. Итоги голосования 1 июля 2020 года. Проза, 2020] вождю очевидно не докладывали. Не царское, мол, это дело!

Критически важным обстоятельством, влияющим на недоверие людей к власти и развитие протеста, является отсутствие верховенства права в России. И действительно, в последние годы позиции страны в самых разных рейтингах, оценивающих уровни верховенства права в разных странах мира, устойчиво падают. Например, по индексу World Justice Project Россия в 2019 году заняла 94-е место из 128 стран в общем списке. Примерно половина россиян не ощущает, что закон защищает их интересы, а суды выносят справедливые решения [Выученное бесправие. Что россияне думают о судах и произволе: исследование Левада-центра. Новая Газета, 23 мая 2020 года]. Согласно опросу «Левада-центра», проведенного 12–18 декабря 2019 года, 63% россиян считают, что в стране есть люди, осужденные за свои политические взгляды или стремление участвовать в политической жизни. Этот показатель стал максимальным за все время исследований с 2004 года. Только 22% опрошенных заявили, что в России политзаключенных нет [Коммерсантъ, 20.01.2020].

В такой же мере россияне утратили доверие к государственным СМИ. Так, по данным Левада-центра, они стали гораздо реже смотреть федеральные телеканалы: 1/3 респондентов черпает информацию из независимых СМИ. Около 1/3 смотрят видеоблоги, 1/2 пользуются мессенджером WhatsApp [РБК, 1 августа 2019 года].

Происходящее на Дальнем Востоке свидетельствует о том, что вместо заявленного в Кремле великолепного триумфа произошла консолидация граждан против политики властей еще до наступления осени и ближайших выборов в стране. Почти 40% жителей края проголосовали против поправок в Конституцию, и теперь по Хабаровску победно шествует движение НЕТ.

Проблема властей не только в том, что протесты в крае не стихают, но и в том, что они привлекают огромное внимание и поддержку со стороны других регионов. Митинги солидарности с хабаровчанами перекидываются на крупные города Дальнего Востока.

Видео митингов в Хабаровске набирают в YouTube миллионы просмотров и тысячи одобрительных комментариев. На них мы видим лица людей, выражающие воскресшее человеческое достоинство и лишенные плебейской трусости. Федеральное телевидение при этом продолжает делать вид, что ничего не происходит. "В дневном выпуске новостей на Первом канале, который выходил в момент окончания хабаровской акции 18 июля, есть сюжеты об опасностях электросамокатов, о пожаре собора во французском Нанте, об очередных похождениях президента США Трампа. Единственное, что оказалось недостойным внимания пропаганды, — это бунтующие россияне, доведенные до отчаяния политикой властей. Прежде пропагандисты старались предлагать собственную интерпретацию происходящего, рассказывая, что на антиправительственные митинги никто не пришел, ну разве что маргиналы, шпионы и майдауны. Когда весь город на неделю вышел на улицу, телевидение охватила внезапная немота. Для происходящего просто нельзя придумать какого-то объяснения, которое не противоречило бы официальной версии о триумфальном обнулении... С точки зрения политической науки события в Хабаровске развиваются как классический кризис представительства. Люди остро почувствовали, что их интересы не защищаются никем, и после ареста избранного губернатора надеяться можно только на самих себя. Презрительное молчание государственных медиа, включая местные, только усугубляют это ощущение непредставленности людей во власти. Трудно сказать, почему в Кремле считали, что можно годами игнорировать граждан и собирать из этого работающую политическую машину. Ясно, что эта машина начала ломаться." [Кирилл Мартынов. Народ победил пропаганду. Новая Газета, 18 июля 2020 года]

Обращает внимание подчеркнутый нейтралитет полиции, раздающей протестующим антивирусные маски и обеспечивающие порядок в городе. Очевидно, что полицейские, как и их семьи, солидаризовались с горожанами. А это дорогого стоит!


Рецензии
Владимир, Вы смелый человек! Я сорок лет прожила в Хабаровске, сама голосовала за Фургала и вместе с Хабаровским краем переживаю за последствия нашей "демократии", хотя теперь там не живу! Не хочется революций и войн, но когда государство - отдельно, народ отдельно, можно ожидать непредсказуемых событий. Почему президент игнорирует эти процессы, непонятно. Неужели, действительно, полное равнодушие и даже презрение к голосу народа?

Елена Аркадина-Ковалёва   24.08.2020 17:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.