Песня Варяжского Гостя
Павел Ефимович Корженко был плотником, мастером на все руки, и обожал Фёдора Михайловича Шаляпина. Глубокий бас артиста погружал его в гипнотическое состояние, он закрывал глаза и уже ничего и никого вокруг не замечал.. И не видел, в какой ужас проваливалась от этого баса маленькая девочка!.
Павел Ефимович, 65-ти лет, и его жена, Ксения Федосеевна были нашими родственниками – по междусемейному просто КорженкИ - у которых нам пришлось пожить полтора года после возвращения из эвакуации.
Потому что вместо нашего дома в самом начале улицы Гоголя была чистая площадка. Как говорится, дом исчез, как корова языком слизала! При том, что ни одна бомба не упала на нашу улицу и даже на соседние переулочки: Казарменный и Малый.
Просто дом наш закрывал румынскому коменданту обозревать залив и порт, ведь он поселился как раз напротив, на Гоголя, 2, в так называемом
Ханском Дворце. Вот дом наш и разобрали по кирпичику….
Послевоенные годы были не сытными, конечно,
но на хлебосольном, гостеприимном характере наших родичей
они не сказались. Для Павла Ефимовича всегда находилась
всякая работёнка в ближайшем окружении, а бабушка Ксения
продавала в розницу сахарин: покупала оптом, а вечерами
развешивала по грамму в порошки. Нелёгкое занятие при
керосиновой лампе, вес соблюдать надо было точно!
Днём привозили во двор свежую рыбу. Поэтому
жаренными бычками или чирусом, плюс икрой из «синеньких»
и молодой картошечкой с чесноком – этими нехитрыми,
но потрясающе вкусными разносолами того времени- всегда
готова была потчевать бабушка Ксеня немногочисленных,
но постоянных гостей . Да ещё малай из кукурузной муки к чаю!
Да и гости что-нибудь с собой принесут. Гостями были:
пожилая чета дальних родственников Бортниковых, невестка
Верочка и один –два друга деда Павы, как я называла Павла Ефимовича.
Но деликатесом к обеду был патефон, гордость
деда Павы.! Он сам смастерил шкафчик на колёсиках
высотой более метра, покрыл темно-вишнёвым лаком и
вмонтировал сверху патефон. Заводная ручка была выведена
на правый бок шкафчика, а сверху на шкаф опускалась
массивная крышка , как на саркофаг.
Внизу было два –три отделения для пластинок.
Никто не догадывался, с каким страхом я следила за
манипуляциями деда Павы, когда , закончив смаковать
бычки и тщательно облизав пальцы, он выходил из-за стола
и брался крутить ручку своего музыкального монстра.
Любимая пластинка уже лежала сверху.
Наверное, не только я не питала нежных чувств
к Шаляпину , но и вся женская половина ( простите нас, неразумных, Фёдор Михайлович!) и потому затягивали своё чисто женское -
про дуба и страдалицу рябину.. Но дед Пава раздражался
и перекрывал женские вздохи и жалобы Шаляпиным!.
И тут начиналась такая мУка для маленькой девочки, для которой война ещё не кончилась. Не раз ещё возвращались фрицы бомбить
Одессу, не раз ещё приходилось, спотыкаясь и падая на
лестнице, спешить с третьего этажа в подвал вслед за
взрослыми, в бомбоубежище. И каждый вечер ожидать в
тревоге маму с работы. ( Она работала медсестрой в госпитале
на ул.Пироговской, и в полутьме через весь город пешком
добиралась на Гоголя, не обращая внимания на сигнал
воздушной тревоги.) Было от чего
постоянно испытывать мне чувство страха!
И потому варяжский гость доводил меня до слёз.
Я не понимала многих слов из Песни этого гостя, не могла
разобрать – качество звука от старой иглы было неважное.
Но ясно становилось, что варяги несут людям смерть,
у них остры мечи и стрелы, «наносят смерть они без промаха
врагу». И я чувствовала себя их врагом, и мысли их
«атаманов» меня пугали – так я воспринимала « мысли
от туманов». Я серой мышкой выскальзывала из комнаты,
а вслед мне неслось грозное «Умрём на море!»/
Я бежала в нашу шестиметровую комнатушку, забиралась под
одеяло и долго трепетала там от угроз «варяжского гостя»
В таком состоянии и застал однажды меня брат Марат,
когда на выходной день он приходил домой из
военно-воздушной спецшколы, где учился вместе с будущим
космонавтом г.Т. Добровольским .( Об этом см. мой рассказ
«Одесская юность космонавта Добровольского».)
Им было тогда по 16-17 лет
Вытащив меня из-под подушки, брат провёл расследование:
почему слёзы и кто виноват? Я без утайки выложила ему свои
страхи. Он улыбнулся, сказал: «Ерунда, всё уладим.
А музыку бояться смешно!» И на весь вечер ушёл к
собравшейся родне..
Утром, убегая на построение в школу, нашептал мне
в ухо: «Никого не бойся. Я гостя выставил, он долго
не появится. Только держи язык за зубами» В этом он
мог на меня рассчитывать! Как-никак, его собственная
выучка. Он для меня был кумиром и огромным авторитетом
не только в те годы, но и всю жизнь!
Через какое-то время дед Пава обеспокоился. У Ксении Федосеевны с пристрастием выспрашивал, не выбросила ли случайно она пластинку? Несколько раз спрашивал у меня. Потом стал подозревать дядю Вову
Бортникова, а тот, как нарочно, требовал каждый раз
Варяжского Гостя! Дед Пава увидел в этом насмешку и
между друзьями как чёрная кошка пробежала!
Слава Богу, длилось это недолго! Вернулся с фронта
в конце 45-го года отец, получил ордер на комнату в коммуналке, и мы покинули гостеприимных Корженков.. Теперь мы жили в одном дворе,
на Гоголя, 23, но в разных флигелях. Но в гости друг
к другу ходили постоянно, до тех пор, пока…
Почти в то же время, как только мы покинули их
квартиру, Корженков «уплотнили»: райсовет отобрал у них
одну комнату из трёх небольших. И вселил туда вернувшегося
с войны одноногого инвалида Изю со старенькой мамой.
Комнату им отдали первую от входной двери, бОльшую из всех,
ту, где проходили посиделки с обедом и патефоном.
Теперь мы собирались у бабушки Ксени редко,
Лишь по особым датам. И потому ещё редко, что Изя
оказался наркоманом со всеми вытекающими неприятностями.
Однажды бабушка Ксеня позвала нас на свой день рождения. И только нам открыли входную дверь, я вцепилась в мамину руку: меня своей ужасной
фразой «Умрём же в море!» приветствовал оживший
варяжский гость! А дед Пава радостно рассказывал
счастливому и «прощённому» дяде Вове Бортникову.
как при переезде из комнаты в комнату, из пачки старых газет на платяном шкафу вывалилась его любимая пластинка! А я радовалась больше всех! Потому что перестала подозревать своего любимого брата в том, что он разбил или выбросил такую драгоценную для Павла Ефимовича вещь. С того дня
я перестала бояться Шаляпина, и его зловредного
гостя слушала с интересом и сочувствием.
- Вот такая петрушка, - сказал, потирая руки , Павел
Ефимович, - совсем не помню, как умудрился туда её
засунуть. - И чуть потише добавил, покосив глазом
на соседнюю комнату – Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Свидетельство о публикации №220071900453
У нас был ещё только один такой «штучный» голос, Лемешев (тенор). К счастью он жил позднее и сохранилось много хороших записей, и даже фильм с его участием «Музыкальная история».
Вероника Сокольничева 03.03.2023 11:58 Заявить о нарушении