Проводы в армию и встреча с Юрием Гагариным
(из книги О.Мартынцова «Заполярье в сердце моём»)
Октябрь. 1958 год. Город Чистяково (Торез) Сталинской (Донецкой) области. Отработал последний день, в качестве электрослесаря Строительного управления №1 треста «Чистяковантрацит», я пришел домой.
На столе лежала повестка о призыве меня в армию, с таким содержанием: Вам необходимо прибыть в военкомат с вещами и немного продуктов на дорогу 25 октября к 6.00.
Мама суетилась и готовила вещмешок. Решили пригласить соседей по квартире, так как они жили в отдельной комнате в общей квартире. Это были молодые специалисты, после окончания техникума, двое из них работали мастерами строительного управления, которое было расположено рядом с домом, вернее, напротив нашего дома, а один был назначен заместителем начальника участка.
Моих друзей по работе и моего лучшего, пожалуй, единственного друга в моей жизни, Николая Коханчука и мою девушку Валентину с её подругой Ниной.
Бывало, захожу в маленький домик к маме Коленой, расположен на Пайбуде (пайковое строительство), а его мама тут же готовит яичницу с различными травками, а рядом тарелка с помидорами и огурцами, выращенными на собственном придомовом участке.
Мы с Колей только уплетали и бежали на вечер танцев, который проходил в здании клуба. Танцы всегда проходили интересно и весело, молодежь разнообразная, иногда были и драки, а потому, что в нашем доме, где мы жили, на первом этаже должен быть магазин, но его временно отдали под жильё, где проживало около 60 человек, которые попали под амнистию из заключения.
И так, проводы в армию. За столом сидели все приглашённые друзья, соседи, родные и близкие.
В пять утра все вышли из дома, и пошли пешком в город, к 6.00 я должен уже быть в военкомате и стоять в строю. Около пяти километров шли с песнями под баян, и кто-то бренчал на гитаре. Добрались благополучно, оставалось десять минут до отправки призывников в Сталино (Донецк).
Начали прощаться, последний поцелуй с любимой девушкой, родными и близкими.
Прибыли в областной центр, как сказали, на перевалочный пункт, а оттуда на ЖД вокзал и как оказалось, мы следовали в Ленинград.
Около 5 дней добирались. Ехали в обычном вагоне (телятнике), не было ничего, кроме буржуйки и сена на полу, вот так спали и ели прямо в вагоне, на остановках никого не отпускали, выдали сухой паёок: консервы мясные и несколько булок хлеба.
Привыкайте к солдатской службе, - сказал старшина. Вот уже и Ленинград, более суток стояли на запасном пути, а в центр не пускают. Наконец- то прибыли на место дислокации.
Сотни призывников и несколько солдат и матросов. Поступила команда в баню. 15 - 20 минут принимали душ. Заходим в раздевалку, а на скамейках лежала стопками матросская форма: брюки, тельняшки, гюйсы, обувь, форма была с голубыми погонами и с ленточками – СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ.
На второй день собрали всех нас в огромном зале, вышел молодой офицер и объявил: «Кто умеет петь, плясать, читать стихи, играть на различных музыкальных инструментах можете записаться у своих младших командиров».
Затем на сцене появились, так называемые покупатели с различных флотов СССР: Черноморского ,Балтийского, Тихоокеанского и Северного.
«Кто желает служить у нас, прошу записаться». Два дня проходил отбор, будущие солдаты и матросы выходили на сцену и показывали всё, что они умеют делать. Вышел и я на сцену и сплясал танец БАРЫНЮ.
Кстати, этот танец я плясал на конкурсе для отбора артистов в шахтерский ансамбль песни и пляски «Донбасс». Танец готовили Николай Сафошкин и композитор -аккомпаниатор на баяне Иван Бирюков.
Прошел конкурс и ждал приглашение от ансамбля для работы на постоянной основе, но тут призвали в армию.
Вскоре подошел молодой лейтенант и спросил, - служить на Северный флот пойдешь?
« А мне всё равно где служить, - ответил я. Я обязан отдать долг Родине честно и добросовестно. Вот так я оказался в военном поселке Сафоново (Североморск-1) матросов морской авиации.
А через три дня мне исполнилось 20 лет. Были поздравления и сладкий стол. В матросском кубрике нас оказалось около 40 человек.
Курсы молодого матроса прошли быстро. Приняли присягу. Началась настоящая служба в морской авиации Северного флота.
Так как я до армии окончил строительную школу №37 в г.Кадиевка (Стаханов) Ворошиловградской (Луганской) области и работал электрослесарем меня определили служить на территории авиационного полка, гидросамолёты Бе-6, которые стояли на берегу Кольского залива. Эти гидросамолеты взлетали и садились только на водную поверхность, а тем более Кольский залив подогревался теплым течением Гольфстрим.
Около десяти самолетов стояли на берегу, на специальной асфальтированной площадке. Рядом был ангар, где происходил ремонт самолетов. С берега был оборудован специальный спуск для самолетов.
На площадке стояло несколько тягачей. Если объявлялись полёты, а это не так уж часто и происходило, то есть когда погода соответствовала полётам. Но когда залив парил, так как был сильный мороз, полёты отменялись.
Вообще, когда объявлялись полёты, то такая суматоха была на аэродроме, матросы, офицеры и весь обслуживающий персонал , который готовил к полету тот или иной самолет, бегали вокруг самолета, автомобили-тягачи подтягивали самолёты к специальному спуску в воду, где их ждали водолазы. Самолет на воде.
Водолазы отсоединяют шасси и тут же подходит буксир и тянет этот самолет на взлетную водяную полосу Кольского залива. А когда полёты заканчивались, а это поздно ночью, буксиры подтягивают самолеты ближе к берегу, то есть к месту подъёма.
Снова принимаются к работе водолазы, они прикрепляют шасси, и тягачи вытаскивают самолет на берег и ставят его на место стоянки. Как положено по инструкции. Размещают их на асфальтированной поверхности, только на своё место.
И еще интересный момент. Каждый раз, когда полеты завершаются, матросы приносят аккумулятор на АЗС для подзарядки-хранение до следующих полётов. При сдаче они совместно проверяют его на степень разрядки и указываются данные в журнале, где оба представителя расписываются: сдал и принял.
В начале весны 1959 года, ежедневно проходя мимо строя полка морских авиаторов, я обращал внимание на молодого офицера, то есть старшего лейтенанта, который стоял последним в строю в форме защитного цвета с голубыми погонами на плечах.
Он так выделялся среди матросов, что на него невозможно было не обратить внимание. Иногда он заходил на АЗС с двумя матросами, которые забирали аккумулятор своего самолета при проверке на сколько он был заряжен.
Для этого есть специальный прибор «Пробник Румянцева», который и определял степень зарядки и разрядки. Если хоть один элемент аккумулятора показывал 1,7 вольт, то он считался разряженным. Проверяется и плотность электролита в аккумуляторе.
Были дни, когда офицер в защитной форме с голубыми погонами здоровался со мною за руку при этом спрашивал:
- Как служится, матрос?
- Всё прекрасно, товарищ старший лейтенант, - отвечал я.
И вот настал день 12 апреля 1961 года. Радио сообщало о том, что человек в космосе. В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Гагарин.
Полк был выстроен на плацу, командир полка поздравил всех с этим событием и добавил, что ноября 1957 г. по март 1960 г. Юрий Алексеевич Гагарин служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота.
Полк дислоцировался в Заполярном гарнизоне Луостари (Корзунове), космонавт на борту - это наш летчик и был у нас в полку несколько недель, и знакомился с нашими гидросамолетами.
Многие стали вспоминать, кто и как и при каких обстоятельствах встречались и общались с Юрием Гагариным. Кто говорил, что жил с ним в одной комнате в гостинице, другой, а я летал с ним, а третий сидел за одним столом в офицерской столовой, а я тоже вспоминал как он приходил на АЗС, пожимал мне руку. Вот так я и познакомился с первым космонавтом МИРА.
А второй раз уже в Москве, я снова встретился с Ю.Гагариным на очередной встрече, благодаря Ефиму Исаевичу Рубину - специальному корреспонденту, спортивному обозревателю газеты «Известия», у которого я остановился, будучи в отпуске в мае 1963 года.
А почему у него? - а потому что его жена Рубина Евгения Ивановна была двоюродной сестрой моей жены Наташи.
Она была мастером спорта по конькам, а Ефим Рубин в то время был спортивным обозревателем газеты «Известия», часто описывал её соревнования, они встречали и в конце концов поженились.
Свидетельство о публикации №220071900626