Проводы в армию и встреча с Юрием Гагариным

                Проводы в армию и встреча с Юрием Гагариным
                (из книги О.Мартынцова «Заполярье в сердце моём»)

               Октябрь. 1958 год. Город  Чистяково (Торез) Сталинской (Донецкой) области. Отработал последний день, в качестве электрослесаря Строительного управления №1 треста «Чистяковантрацит», я пришел домой.
            На столе лежала повестка о призыве меня  в армию, с таким  содержанием: Вам необходимо  прибыть в военкомат с вещами и немного продуктов на дорогу 25 октября  к 6.00.
              Мама суетилась и готовила вещмешок. Решили пригласить соседей по квартире, так как они жили в отдельной комнате в общей квартире. Это были молодые специалисты, после окончания техникума, двое из них работали мастерами строительного  управления,  которое было расположено рядом с домом, вернее, напротив нашего дома, а один был назначен заместителем начальника участка.
              Моих друзей по работе и моего лучшего, пожалуй, единственного друга  в моей жизни, Николая  Коханчука и мою девушку Валентину  с  её подругой Ниной.
               Бывало, захожу  в маленький домик к маме Коленой, расположен на  Пайбуде  (пайковое строительство), а его мама тут же готовит яичницу с различными травками, а рядом тарелка с  помидорами и огурцами, выращенными  на собственном придомовом участке.
                Мы с Колей только уплетали и бежали на вечер танцев, который проходил в  здании клуба. Танцы всегда проходили интересно и весело, молодежь разнообразная, иногда были и драки, а потому, что в нашем  доме, где мы жили, на первом этаже должен быть магазин, но его временно отдали под  жильё, где проживало около 60 человек, которые попали под амнистию из заключения.
              И так, проводы в армию. За столом сидели все приглашённые друзья, соседи, родные и близкие.
              В пять утра все вышли из дома, и пошли пешком в город, к 6.00 я должен уже быть в военкомате и стоять в строю. Около пяти километров шли с песнями под  баян, и кто-то бренчал  на гитаре. Добрались благополучно, оставалось десять минут до отправки призывников  в  Сталино (Донецк).
              Начали прощаться, последний поцелуй с любимой девушкой, родными и близкими.
              Прибыли в областной центр, как  сказали, на перевалочный пункт, а  оттуда на ЖД вокзал и как оказалось,  мы следовали  в  Ленинград.
                Около  5 дней добирались. Ехали в обычном вагоне (телятнике), не было ничего, кроме буржуйки и сена на полу, вот так спали и ели прямо в вагоне, на остановках никого не отпускали, выдали сухой  паёок: консервы мясные  и несколько булок хлеба.
                Привыкайте к солдатской службе, - сказал старшина.  Вот уже и Ленинград, более суток стояли на запасном пути, а  в центр не пускают. Наконец- то прибыли на место дислокации.
                Сотни  призывников и несколько солдат и матросов. Поступила команда в баню.  15  - 20 минут принимали душ. Заходим в раздевалку, а на скамейках лежала стопками матросская форма:  брюки, тельняшки,  гюйсы, обувь, форма была с голубыми погонами и с ленточками  – СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ.
            На второй день собрали всех нас в огромном зале, вышел молодой   офицер и объявил: «Кто умеет петь, плясать, читать стихи, играть на различных музыкальных инструментах можете записаться у своих  младших  командиров».
            Затем на сцене появились, так называемые покупатели с различных флотов СССР: Черноморского ,Балтийского, Тихоокеанского  и Северного.
              «Кто  желает служить у нас, прошу записаться». Два дня проходил отбор, будущие солдаты и матросы  выходили на сцену и показывали всё, что  они умеют делать. Вышел и я на сцену и сплясал  танец БАРЫНЮ.
             Кстати, этот танец я плясал на конкурсе для отбора артистов в шахтерский ансамбль  песни и  пляски «Донбасс».   Танец  готовили Николай  Сафошкин и  композитор -аккомпаниатор  на  баяне  Иван Бирюков.
               Прошел конкурс и ждал приглашение  от  ансамбля для работы на постоянной основе, но тут  призвали в армию.
             Вскоре подошел молодой  лейтенант и спросил, - служить на Северный флот  пойдешь?
                « А мне всё равно где служить, - ответил я. Я обязан отдать долг Родине честно и добросовестно. Вот так я оказался в военном  поселке Сафоново (Североморск-1) матросов морской авиации.
                А через три дня мне исполнилось 20 лет. Были поздравления и сладкий стол.  В  матросском кубрике нас оказалось около 40 человек.
              Курсы молодого матроса прошли быстро. Приняли присягу. Началась настоящая служба в морской авиации Северного флота.
                Так как я до армии окончил строительную школу  №37 в г.Кадиевка (Стаханов) Ворошиловградской (Луганской) области  и работал электрослесарем меня определили служить на территории авиационного полка, гидросамолёты Бе-6, которые стояли на берегу Кольского залива. Эти гидросамолеты взлетали и   садились только на водную поверхность, а тем более Кольский залив подогревался теплым течением Гольфстрим.
            Около десяти  самолетов стояли на берегу, на специальной асфальтированной площадке. Рядом был ангар, где происходил ремонт  самолетов. С  берега был оборудован специальный спуск для самолетов.
             На  площадке стояло несколько тягачей. Если объявлялись полёты, а это не так уж часто и происходило, то есть когда погода соответствовала полётам. Но когда залив парил, так как был сильный мороз, полёты отменялись.
               Вообще, когда объявлялись полёты, то такая суматоха была на аэродроме, матросы, офицеры и  весь  обслуживающий персонал , который готовил к полету тот или иной самолет, бегали вокруг самолета,  автомобили-тягачи подтягивали самолёты к специальному спуску в воду, где их ждали водолазы. Самолет на воде.
                Водолазы  отсоединяют   шасси  и тут  же  подходит буксир и тянет этот  самолет на взлетную водяную полосу Кольского залива.  А когда полёты заканчивались, а это поздно ночью, буксиры подтягивают самолеты ближе к берегу, то есть к месту   подъёма.
                Снова  принимаются к работе водолазы, они прикрепляют  шасси, и тягачи вытаскивают самолет на берег и ставят его на место стоянки.  Как положено по инструкции. Размещают их на асфальтированной поверхности, только на своё место.
                И еще интересный момент. Каждый раз, когда полеты завершаются, матросы приносят аккумулятор на АЗС  для  подзарядки-хранение до следующих полётов.  При  сдаче  они совместно проверяют его на степень разрядки и указываются данные в журнале, где оба представителя  расписываются:  сдал и принял.
                В  начале весны 1959 года, ежедневно проходя мимо строя полка морских авиаторов, я обращал внимание на молодого офицера, то есть старшего лейтенанта,  который стоял последним в строю в форме защитного  цвета  с  голубыми  погонами на плечах.
              Он так выделялся среди матросов, что на него невозможно было не  обратить внимание. Иногда он заходил  на АЗС с двумя  матросами, которые забирали  аккумулятор своего самолета при проверке  на сколько  он был заряжен.
              Для этого есть специальный прибор «Пробник Румянцева», который и определял степень зарядки и разрядки. Если хоть один элемент аккумулятора показывал 1,7 вольт,  то он считался разряженным. Проверяется и плотность электролита в аккумуляторе.
               Были дни, когда офицер в защитной форме с  голубыми погонами здоровался  со мною за руку при этом спрашивал:
        -  Как служится, матрос?
        -  Всё прекрасно,  товарищ старший лейтенант, - отвечал я.
             И вот настал день 12 апреля 1961 года. Радио сообщало о том, что человек в космосе. В  Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.  Это был  Юрий Гагарин.
                Полк  был выстроен на плацу, командир полка поздравил всех  с этим событием и добавил, что  ноября 1957 г. по март 1960 г. Юрий Алексеевич Гагарин служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота.
                Полк дислоцировался в Заполярном гарнизоне Луостари (Корзунове),  космонавт на борту -  это наш летчик   и был у нас в полку несколько недель, и знакомился с нашими  гидросамолетами.
                Многие стали вспоминать, кто и как и при каких обстоятельствах встречались и общались с Юрием Гагариным. Кто говорил, что жил с ним в одной комнате в гостинице,  другой, а я летал с ним, а третий сидел за одним  столом в офицерской столовой, а я тоже вспоминал как он приходил на АЗС, пожимал мне руку. Вот так я и познакомился с первым космонавтом МИРА.
             А второй раз уже в Москве, я снова встретился с Ю.Гагариным на очередной встрече, благодаря  Ефиму Исаевичу Рубину - специальному  корреспонденту, спортивному обозревателю газеты «Известия», у которого  я  остановился, будучи в отпуске в мае 1963 года.
             А почему у него? -  а потому что его жена Рубина Евгения Ивановна была двоюродной сестрой моей жены Наташи.
            Она была мастером спорта по конькам, а Ефим Рубин в то время был спортивным обозревателем газеты «Известия», часто описывал её соревнования, они встречали и в конце концов поженились.


Рецензии