Николай Трофимов Еще немного, еще чуть-чуть... -1

               
                Часть первая
               
   Начиная с 1985 года, на протяжении многих лет, я водил туристские группы школьников через Главный Кавказский хребет к Черному морю.  Ребятам очень нравились такие походы. С годами у моих питомцев появились появились и свои семьи, и свои дети.  Нас стало много и я стал задумываться над тем,  чтобы объединить нас во что-то значительное и весомое. Так, в 1997 году был создан Туристско-спортивный Клуб "Рассвет" в городе Адыгейске, который позднее стал Филиалом "Федерации спортивного туризма Республики Адыгея".

   В одном из походов я встретил человека необыкновенной приверженности к туризму Хаткова Алия Моссовича. Ни о каких разрядах я никогда не думал - для меня было главным - привить детям любовь к Природе, но встреча с этим человеком "перевернуло моё мировоззрение". С ним я побывал в сложнейших категорийных туристских походах и путешествиях и даже, уже в 55 лет выполнил норматив кандидата в мастера спорта по пешеходному туризму.

   Не бывает путешествий без приключений. И если бы взять все эти приключения и написать о них книгу, то я представляю, какой необыкновенный получился бы экземпляр...

   Но с одним из таких походов я все-таки с Вами поделюсь. Было это ещё в советские времена. Тогда Республики Адыгея официально входила в состав Краснодарского края и называлась Адыгейской автономной областью. Город Майкоп бвл, естественно, областным Центром.
 
   В то время проводилось плановое первенство области по спортивному туризму и я привёз команду школьников из города Адыгейска на эти соревнования.  Как мы не старались, но заняли только второе место из 12 заявленных.

   В Адыгейске гор нет и это постоянно накладывало определенную трудность при подготовке команды к соревнованиям.  Довольные "серебром" мы возвратились домой.  А через два дня мне звонок из Майкопа. Звонил Хатков Алий Моссович, тогда он был заведующим туристским отделом Областной станции юных туристов. Вот, что он мне сказал; "Николай Николаевич, выручайте!  Команда, которая заняла первое место, едет на Всероссийские соревнования.  А в эти же сроки Краснодарский край проводит свое первенство по спортивному туризму и наше участие в нем обязательно. Тк как Ваша команда заняла второе место, мы решили послать Вас на первенство Краснодарского края." Я,естественно, согласился.
 
   Срочно собрал ребят и раассказал им о предстоящем слете.  Восторгу не было предела.  Ребято собрались серьезные и это радовало. Но когда мне вручили Положение о слете, ралости лично у меня поубавилось.  Дело в том, что обычно, когда едем на соревнования, приезжаем в указанное место и там соревнуемся.  Но на этот раз, слет решили проводить по новой схеме. А она из себя представляла следующее:

   Да, финальная часть слета будет проходить в поселке "Марьино,".  что недалеко от курорта "Лазаревская". Но придти туда надо из туристского похода, который должен быть категорийным и  так нужно рассчитать, чтобы точно к назначенному сроку быть на месте.

   Участвовало 32 команды со всего Краснодарского края.  Я понял, какая огромная ответственность ложилась на мои плечи, ведь мы будем представлять всю Адыгейскую автономную область.

   Ночи на пролёт сидел над планами похода. Он получался походом 2-ой категории сложности.  Это устраивало и означало, что мы должны  за восемь дней преодолеть 169 км по горной местности, причем на маршруте должны были быть наиболее рудные препятствия, соответствующие  заявленной категории сложности.

   Через пару дней все документы были готовы и я поехал в Майкоп в МКК и КСС. Все службы дали "добро" и мы уже на следующий день отправились в это путешествие. Состав группы - 12 человек и два руководителя.

   Маршрут начинался в поселке Узловое, это недалеко от Архыза и Псебая. Переночевав в местной школе, рано утром мы двинулись в путь.

   Обычно первые два дня пути  планируются нетрудными, чтобы группа смогла постепенно привыкнуть к большим нагрузкам, но в этот раз так не получилось.  Нам надо было сразу идти на подъем, причем довольно внушительный. Надо было преодолеть хребет, высотою не менее 1,5 км с полными рюкзаками. Несколько сот метров поднимались по лесной дороге, а когда она закончилась, пошли бе том по очень густому лесу и кустарникам.

   Ввиду крутизны склона, приходилось идти серпантином и часто отдыхать.  Эти 1,5 км заняли целых шесть часов. И только в 14.00  мы вышли наверх. Но то, что мы увидели  наверху, полностью оправдало все наши мытарства. Перед нами открылась завораживающая картина не только Главного Кавказского хребта, но и весь горный массив до самого горизонта. Такую картину можно было увидеть только из самолёта. Панорама настолько всех поразила, что никто не мог вымолвить ни слова.

   После перекуса ребята ожили, послышались шутки и смех. Особенно радовало то, что нам предстояло идти вдоль границы заповедника не менее пятнадцати километров, все время наблюдая эту прекрасную картину горного пейзажа.

   Уже к вечеру подошли к первым попавшимся на пути кошам. Пастухи нас встретили очень доброжелательно.  Расставив палатки, развели костер и плотно поужинав легли отдыхать.  Усталость давала себя знать.  Все заснули почти сразу же.  Я был доволен, План первого дня пути  был выполнен.


                Из книги "Тропомания", "(Записки хронического непоседы)"

                Copyright:Николай Трофимов. 2020



© Copyright: Николай Трофимов.©  2020
Свидетельство о публикации №219090401516
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Николая Трофимова


Рецензии