Испытания августы Пульхерии
__________________________
* Августа — один из официальных титулов действующей императрицы в Византийской империи.
** Историю жизни родителей Пульхерии см. в 4 книге «Воробей на престоле», гл. «Кукловоды императора Аркадия».
В христианской церкви августа Пульхерия именуется «амазонкой ортодоксии, насмерть разившей ереси». И в самом деле, деятельность этой святой женщины на лоне ранней христианской церкви во многом и ныне определяет жизнь христиан. При этом Пульхерия, как и подавляющее большинство выдающихся личностей её эпохи, была коварной интриганкой: она не щадила ни личных врагов своих, ни тем более врагов веры. Но обо всём по порядку.
***
Когда умер император Аркадий, регентом при его семилетнем преемнике Феодосии II стал фаворит покойной императорской четы*** префект претория востока Флавий Анфемий. Как росла в его правление Пульхерия, не известно. Скорее всего, она оказалась под сильнейшим влиянием архиепископа Константинопольского св. Аттика, поскольку всю свою дальнейшую жизнь была фанатичной богомолкой и посвятила себя укреплению христианской веры.
______________________
*** Августа Элия Евдоксия умерла в октябре 404 г. при родах младшей дочери.
Предполагают, что по мере взросления Пульхерии, Анфемий задумал жениться на ней, отстранить маленького Феодосия от престола и стать императором. Если так, то ничего у него не получилось. И роковую роль в дворцовом перевороте наверняка сыграла «невеста» регента Пульхерия. В 414 г. Флавий Анфемий просто исчез из истории — о нём более никто из современников не упоминал. То ли сам умер, то ли был тайно убит, то ли оказался в вечном заточении. 4 июля 414 г. пятнадцатилетняя Пульхерия была объявлена регентом Феодосия II с титулом «августа» и одновременно всенародно принесла обет «девства» — безбрачия во славу Бога. Её даже приветствовали как Невесту Христову. Тогда же по примеру сестры принесли обет девства Аркадия и Марина.
Девство стало для Пульхерии главным орудием в её бесконечных интригах. Мужчинам, кроме императора и евнухов, был воспрещён вход на половину личных покоев августы, она почиталась живой святой — матриархом христиан. Августа стала основательницей культа Девы Марии — Богородицы, в то время как многие священнослужители тех времён полагали Деву Марию только Человекородицей. В годы правления Пульхерии были найдены величайшие святыни христианства — пояс и риза Богоматери, её прижизненный образ, написанный св. Лукой. По всей империи возводились храмы, посвящавшиеся Деве Марии. Пульхерия призывала византийских воинов сражаться за веру под знаменем Матери Иисуса Христа. Нам же следует помнить, что традиция издревле полагает Православную Русь — юдолью Богоматери, землёю её вечной жизни в мире людей. Возвеличивание Девы Марии есть великий вклад Пульхерии в христианскую жизнь.
***
В деле распространения и охранения христианской веры Пульхерия дошла до крайних пределов. Знаменитейшим в истории событием начала её правления стала расправа фанатиков над выдающейся женщиной-мыслителем, математиком, астрономом, механиком Гипатией из Александрии. Приверженка учений Платона и Аристотеля, Гипатия была убеждённой язычницей. Более того, по традиции учёных древности, она сама выдавала себя за мага. Несмотря на это, Гипатия оставалась другом городского префекта Ореста. Благоволил ей и Александрийский архиепископ Феофил. Но в 412 г. Феофил умер, и архиепископом стал его племянник св. Кирилл Великий.
Если Феофил имел высочайший духовный авторитет в александрийском обществе, то к Кириллу относились как к родственнику архиепископа, и многие не хотели его возвеличивания. Заняв кафедру дяди, Кирилл возжелал не меньшего уважения и светской власти, а потому стал вмешиваться в городские дела. В частности, архиепископ притеснял крупнейшую в городе общину иудеев. В 414 г. вожди общины обратились с жалобой к префекту на некоего христианина — сторонника Кирилла, который во время традиционных театральных представлений иудеев затеял у театра драку и призывал изгнать их из Египта. По приказу Ореста смутьяна судили и подвергли публичным пыткам. Это возмутило архиепископа. Разразился скандал, затянувшийся на год, в течение которого и произошли ключевые события.
Противостояние между светской и духовной властями в Александрии обострилось до такой степени, что у каждого лагеря появились собственные бандитские шайки, которые нападали и истребляли противников. Престарелая**** Гипатия, будучи сторонницей префекта, активно участвовала в политической жизни города. Неизвестно откуда, но по Александрии распространился слух, будто колдунья Гипатия магией преднамеренно стравливает Ореста и Кирилла, что по её вине льётся кровь горожан, смерть которых есть языческое жертвоприношение. В марте 415 г. на паланкин, в котором Гиптия возвращалась из гостей, напала группа парабаланов — монахов из Сахары. «…они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками*****, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли» (Сократ Схоластик).
___________________________
**** Большинство биографов склоняются к тому, что Гипатия родилась в 350-х гг., т.е. в 415 г. ей было более 60 лет.
***** Вырезав Гипатии глаза, парабаланы острыми кусками разбитых глиняных амфор сдирали с жертвы плоть до скелета, пока она не умерла.
После этой расправы противники архиепископа Кирилла разбежались из города, а префект Орест отошёл от дел. Он обратился за защитой от парабаланов к малолетнему императору Феодосию II, а на самом деле к шестнадцатилетней девчонке Пульхерии. Возможно, это было испытание августы, явно пришедшей к власти с помощью христианских иерархов. Регентша от имени императора на словах осудила случившееся. Указ её гласил: «Мы особо повелеваем, чтобы лица, которые являются настоящими христианами, или те, кто заявляет, что является таковым, чтобы они не оскорбляли авторитет религии и не смели налагать руки насильственным образом на иудеев и язычников, которые живут спокойно и не пытаются ничего привести в беспорядок или сделать беззаконие». На этом дело было закрыто.
***
Со времён Иоанна Златоуста церковь стала обвинять евреев в убийстве Бога — Иисуса Христа. Даже александрийские гонители Златоуста признали это обвинение справедливым. Через пару месяцев после убийства Гипатии сторонники архиепископа Кирилла изгнали из Александрии всю еврейскую общину. Церковный историк Сократ Схоластик так описал случившееся: «Сговорившись, чтобы каждый носил с собой, как отличительный знак, сделанное из коры пальмового дерева кольцо, иудеи задумали напасть ночью на христиан, и в одну ночь послали некоторых людей кричать по всем концам города, будто горит церковь соименная Александру. Услышав это, христиане, для спасения церкви, сбегались со всех сторон, а иудеи тотчас нападали и умерщвляли их. Друг друга они не трогали, потому что каждый показывал другому кольцо, а встречавшихся христиан убивали. С наступлением дня это злодейство обнаружилось. Раздраженный им, Кирилл с великим множеством народа идёт к иудейским синагогам, … — и синагоги у них отнимает, а самих изгоняет из города, имущество же их отдаёт народу на разграбление. Таким образом, иудеи, жившие в городе со времён Александра Македонского, тогда все и без ничего оставили город и рассеялись по разным странам»******. Вряд ли подобное могло случиться, если вспомнить, какого могущества добился в городе Кирилл после казни Гипатии. И всё же осенью 415 г. александрийских евреев ограбили и выдворили из Египта, а византийский император одобрил это. Так случилось первое в мировой истории изгнание евреев из христианской страны.
___________________________
****** Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. VII, гл. 13.
Этим изгнанием Пульхерия положила начало гонениям иудеев. Тогда же августа повелела отнять все коммерческие привилегии у иудейских общин. В дальнейшем преследование достигло такой остроты, что в 425 г. был казнён последний нази — глава еврейского синедриона*******. А когда Феодосий II умер и Пульхерия стала самовластной правительницей, против евреев был выдвинут т.н. «кровавый навет» — иудеев обвинили в использовании крови детей других вероисповеданий в ритуальных целях. Показательной (если не первой) стала история о том, как примерно в 440 г. сирийские иудеи ради развлечения распяли невинного христианского мальчика, и он умер.
___________________________
******* Синедрион — верховный орган политической, религиозной и юридической власти у евреев, в т.ч. и в рассеянии.
***
Признав в регентше могучую для себя опору, христианские проповедники стали мутить воду в других государствах. Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, Византия более 20 лет была в дружественных отношениях с Персией династии Сасанидов. Прокопий Кессарийский даже утверждал, будто император Флавий Аркадий, опасаясь собственной придворной камарильи, перед смертью назначил царствовавшего там с 399 г. (год рождения Пульхерии) шахиншаха Йездигерда I опекуном маленького императора Феодосия II. Будто шахиншах исполнял эти обязанности через своего представителя вплоть до дворцового переворота августы Пульхерии********. Такие близкие отношения Константинополя с Сасанидами объясняется тем, что, получив престол, Йездигерд оказался перед выбором: либо стать марионеткой в руках могущественных зороастрийских магов, либо бороться против них. Шахиншах избрал последнее. Подспорьем ему в этом противостоянии оказались городские торговые круги — преимущественно персидские христиане, и Йездигерд I благоволил им.
____________________________
******** Если шахиншах и в самом деле был опекуном Феодосия II, то он либо был участником переворота Пульхерии на стороне девочки, либо заговор был направлен против него, а не только против Флавия Анфемия.
Мирные отношения между государствами разрушил епископ Сиракуз Авда, который под впечатлением от александрийских событий призвал христиан разрушить зороастрийское святилище, располагавшееся вблизи церкви. Изменять вере предков шахиншах не намеревался, но поначалу мягко повелел христианам восстановить разрушенное. Авда отказался. С этого времени Йездигерд I возобновил гонения на смутьянов, что испортило его отношения с Византией.
Зороастрийские маги сочли относительную мягкость повелителя предательством веры. То ли в 420 г., то ли в 421 г. шахиншах отправился в центр зороастризма Гурган. Где-то возле озера Сабз он был убит свитой. Народу сообщили, что из озера вышел посланный богами «водяной конь», который ударом копыта в грудь насмерть поразил предателя веры.
Через несколько месяцев смуты персидский престол занял сын убитого — шахиншах Бахрам V. Он предпочёл предаться развесёлой жизни в своём гареме, а власть в стране передал в руки верховного визиря Михр-Нарсе — ярого ненавистника христиан. По наущению магов в стране начались кровавые гонения и даже истребление неверных. Разрушители святилища в Сузах бежали в Византию. Персы потребовали выдать их на расправу. Правительство Пульхерии отказало. Тогда зороастрийцы стали грабить проходившие через их земли караваны византийских купцов. Стерпеть такое бесчестие империя не могла — началась война.
Согласно византийским законам войско должен был возглавить император Феодосий II. Однако юноше не хотелось покидать спокойный мир константинопольского дворца — он как раз готовился к свадьбе. И тогда, назначив полководцем магистра армии********* Флавия Ардавура, августа провозгласила духовным покровителем византийцев своё девство, освящённое Богородицей. Благодаря полководческому таланту Ардвура войско его не потерпело в этой войне ни одного поражения. Противостояние с персами продолжалось до 423 г. Мир был заключён только потому, что над страной нависла угроза гуннского вторжения и назревала война с Западной Римской империей. Это не помешало устроить Ардавуру триумф в столице, который на деле вылился в триумф Девы Марии и девства матриарха Пульхерии.
_____________________________
********* Магистр армии — высшая военная должность в эпоху Поздней Римской империи. Идентична должности военного министра и чину маршала.
***
Имея от роду лет шестнадцать Феодосий II начал приставать к сестре-августе с просьбой подыскать ему жену. Пульхерия тянула, поскольку найти достойную невесту среди истинных христианок не получалось. Но однажды к августе обратилась за помощью девушка-сирота из Афин по имени Афинаида. Она была язычницей, дочерью богатого человека. Когда отец умер, всё состояние он оставил братьям девицы, а в завещании предрёк обездоленной дочери неожиданный брак, который сделает её счастливой. Братья выгнали сестрицу из дома, и отправилась она скитаться по тёткам — сёстрам матери. Одна из них жила в Константинополе и помогла девице попасть на приём к августе. Красота, ум и образованность Афинаиды поразили Пульхерию. Она нашла возможность тайком показать просительницу Феодосию, и тот влюбился раз и навсегда.
Афинаиду спешно крестили с именем Евдокия (крестной матерью стала сама Пульхерия), обучили основам христианской веры, и 7 июня 421 г. состоялась свадьба бедной сиротки с могущественным императором. Знала бы августа, какую коварную гадюку ввела в монарший дом!
Уже в конце 422 г. Евдокия родила дочь Евдоксию. А в начале 423 г. Феодосий преподнёс жене благодарственный подарок — титул августы, чем прировнял её к августе Пульхерии. Для правительницы это был неожиданный и жестокий удар — брат выходил из-под её контроля! А ведь люди они все были молодые: Пульхерии шёл 23-ий год, Феодосии и Евдокии — 20-ый.
***
Волею случая в том же 423 г. Евдокия окончательно восторжествовала над Пульхерией. Это для нас нынешних неоспоримым фактом является разделение Римской империи в 395 г. на Восточную и Западную, а для современников событий она ещё многие годы оставалась единым государством с двумя императорами. В Западной её части царствовал дядя Пульхерии и Феодосия — император Гонорий. Столицей его был город Равенна. Единственная сестра Гонория и родная тётушка Пульхерии и Феодосия по имени Галла Плацидия проживала под покровительством брата в Риме.
Женщина с потрясающей авантюрной судьбой, в 410 г. во время разорения Рима вестготами вождя Алариха Галла оказалась пленницей варваров. Через четыре года её взял себе в жёны преемник умершего Алариха — Атаульф. Так сестра и тётка римских императоров стала королевой вестготов. Год спустя Атаульф был убит в ходе дворцового заговора. Через какое-то время появилась возможность выкупить пленницу, что и сделал император Гонорий. Из плена Галла приехала сразу на собственную свадьбу — брат выдал её замуж за своего уродливого полководца Флавия Констанция. Женщина долго отказывалась от этого брака, но всё же сдалась. После того, как она родила от Констанция дочь Гонорию и сына Валентиниана, бездетный император объявил Констанция своим соправителем, а малютку Валентиниана — наследником престола. Галла Плацидия законно получила титул августы.
Всё это случилось в феврале 421 г., но уже в сентябре того же года Констанций умер, и волею случая император Гонорий и августа Галла Плацидия оказались ровней, причём Галлу особо почитали варвары, преимущественно военная часть придворных — она по-прежнему признавалась королевой вестготов. В начале 423 г. на улицах Равенны случилось побоище между сторонниками императора и варварами августы. После этого Гонорий лишил Галлу Плацидию титула августы и выслал с детьми от греха подальше — в Константинополь.
И вот все трое явились пред светлые очи семейства императора Феодосия. Достаточно было одного взгляда на пятилетнего Валентиниана, как стало очевидным — вот он шанс полного воссоединения Римской империи в руках одного повелителя через брак мальчика с новорожденной Евдоксией! Захваченная этим намерением, Евдокия дала обет после свадьбы дочери с Валентинианом совершить паломничество в Иерусалим и молиться там, где Дева Мария свидетельствовала смертные муки её Сына.
В том же 423 г. император Гонорий умер. Встал вопрос о возведении на престол императора Валентиниана при опекунстве Галлы Плацидии. Однако в отсутствии законного наследника престол узурпировал глава имперской канцелярии Иоанн. Он даже направил в Константинополь депутацию за соизволением на то Феодосия II. В ответ против Рима был направлен Флавий Ардавур во главе армии. И здесь казалось, что Дева Мария отказалась покровительствовать византийцам — часть армии во главе с Ардавуром отправилась в поход морем, попали в шторм, спасся только полководец с маленьким отрядом. Выбросило их на берег Италии, где потерпевшие крушение были взяты в плен отрядом узурпатора. А вот затем случилось чудо: Ардавур сумел разагитировать римское войско, и оно перешло к нему в подчинение! Иоанна мирно арестовали и отправили к Галле Плацидии. Узурпатора казнили, на престол Рима взошёл семилетний Валентиниан III при регентстве матери.
***
К 423 г. константинопольский двор разделился на два враждующих лагеря. Лагерь Евдокии составляли вельможи, тяготевшие к греческой языческой культуре. Впрочем, христианская религия и там преобладала. Со временем Евдокия стала опираться на архиепископа Константинопольского Нестория, который занял кафедру в 428 г. Он славился утверждением, что Дева Мария родила Иисуса Христа, но как Человека, хотя Слово Божие было с ним столь слито, что обе ипостаси следует считать неразделимыми. По сей причине Дева Мария является Христосородицей, но не Богородицей. Ранее благоволившая архиепископу Пульхерия немедля стала его злейшим врагом, а её сторонники объявили Нестория еретиком. Тот не пожелал церемониться с врагами, при поддержке Евдокии и безвольного Феодосия II бросил наиболее строптивых придворных в тюрьму и повелел бичевать их. Некоторые исследователи предполагают, что, поскольку на его стороне была Евдокия, архиепископ не побоялся нашёптывать Феодосию II о распутном образе жизни его старшей сестры, о том, что она не святая и матриарх, а заурядная шлюха. Впрочем, другие исследователи это отрицают, поскольку для Византии подобные разговоры о члене императорской семьи были немыслимы.
Духовной опорой лагеря Пульхерии (входили в него преимущественно убеждённые ортодоксы) стал уже известный нам губитель Гипатии архиепископ Кирилл Александрийский. По его совету августа добилась созыва в 431 г. в Эфесе III Вселенского собора христианской церкви.
Не успев собраться хотя бы раз собраться вместе, иерархи раскололись на два численно почти равные враждебные лагеря и заседали отдельно друг от друга.
Лагерь, в кулуарах которого заправляла всем августа Пульхерия, возглавлял Кирилл Александрийский, заодно уполномоченный представлять папу римского Целестина I. Он утверждал, что Дева Мария сразу родила Бога Иисуса Христа и является Богородицей.
Лагерь, в котором негласно первенствовала августа Евдокия, возглавляли архиепископ Несторий Константинопольский и архиепископ (патриарх) Иоанн Антиохийский. Они отстаивали точку зрения, что даже месячный младенец не мог быть Богом, что уж говорить о новорожденном. Поэтому Дева Мария является Христородицей.
Лагерь Пульхерии с ходу предал Нестория анафеме и лишил его сана. В ответ лагерь Евдокии анафематствовал Кирилла и Иоанна. В ответ анафеме был предан Иоанн Антиохийский…
Император Феодосий II метался между враждующими иерархами, но был бессилен что-либо сделать. Под давлением жены он уже готов был поддержать Нестория и Иоанна, когда неожиданно для всех архиепископ Константинопольский сдался и ради мира в христианской церкви признал Деву Марию Богородицей. Ему это не помогло: собор объявил Нестория «новым Иудой» и лишил его сана. Через некоторое время император сослал его в отдалённый египетский оазис Ибис, где через несколько лет бедолага умер. Сторонники Нестория несторианцы были подвергнуты жестоким гонениям.
Со времени III Вселенского собора в Эфесе Дева Мария навечно утвердилась в титуле Богородица, а главной её защитницей можно признать августу Пульхерию.
***
Для Евдокии решения Эфесского собора оказались тяжким поражением. Но сдаваться она не собиралась, только на время затаилась. Как и было задумано, в 437 г. Валентиниан III женился на пятнадцатилетней Евдоксии. Во всём прочем планы императорской семьи не осуществились, а Евдоксия во многом повторила судьбу Галлы Плацидии.
Исполняя свой обет, в 438 г. Евдокия отправилась в Иерусалим. Вернулась она только через год в великой всенародной славе и почёте. Империя восторгалась благородством, щедростью, мудростью, богобоязненностью и добротой супруги императора. Настала эпоха торжества августы Евдокии — Феодосий начал отдавать предпочтение её мнению, сестра оказалась отодвинутой в сторону. Даже на важнейшие государственные должности Феодосий назначал только сторонников Евдокии. Из лагеря Пульхерии началось бегство вельмож.
В числе таких перебежчиков оказался старший евнух Хрисанфий. Видимо, он и донёс Евдокии о заговоре золовки. Пульхерия не могла перенести возвышение ятровки и, решив воспользоваться тем, что Феодосий II не глядя подписывал все подготовленные ею документы, составила грамоту о том, что августа Пульхерия выше августы Евдокии, что всё имущество и дворец последней являются собственностью старшей августы. В житийной литературе даже утверждают, будто документ отдавал Евдокию в рабство Пульхерии, но в тех условиях решиться на подобное правительница, будучи мудрым человеком, не могла. Хрисанфий предупредил о подготовленном акте Евдокию, а та нажаловалась Феодосию. Император сделал вид, что ни о чём не подозревает, утвердил очередную кипу актов, принесённых сестрой на подпись, но потом как бы невзначай решил прочить парочку из них — в том числе и уже замеченный им заранее. Разразился скандал. Единственное, чем могла оправдаться застигнутая врасплох Пульхерия, это представить документ как шутку, призванную научить императора вникать в содержание подписываемых им документов. Этой же версии придерживается житийная литература святой. Не помогло! Пульхерия тут же была отстранена от дел.
Встал вопрос о наказании для правительницы. По наущению Хрисанфия Евдокия уговорила Феодосия повелеть архиепископу Константинопольскому Флавиану посвятить девственницу Пульхерию в диаконисы**********. Архиепископ повиновался, но тайно предупредил августу, чтобы запретила пускать его на свой порог. Пульхерия не на шутку испугалась, добровольно съехала в отдалённый дворец и более не появлялась при дворе. Казалось, что некогда могущественная правительница сдалась и отказалась от власти. В действительности же Пульхерия тайно собирала у себя истинно преданных сторонников, часть которых оставались доверенными людьми императора. Они-то целых три года исподволь нашёптывали Феодосию придуманные их тайным кружком истории о неблаговидных делах августы Евдокии. Император же, всю жизнь бездельничавший за спиной сестры-труженицы, впервые вынужден был самостоятельно решать государственные дела и очень скоро пришёл в отчаяние. И только гордость не позволяла ему призвать Пульхерию обратно.
__________________________
********** Обет диаконисы был равен пострижению в монастырь, откуда возврата к мирской жизни уже не было.
Долго копившаяся в душе Феодосия гроза разразилась молниеносной бурей в обычный день 442 г. У императора был верный друг детства сенатор Павлин. Именно Павлина избрал Феодосий себе дружком на свадьбу. И именно Павлин, как друг семьи, имел свободный доступ, как в покои императора, так и в покои августы. Историки VI в. рассказали о случившемся следующее.
Однажды Феодосий собрался на торжественную церковную службу. Павлин приболел, и был отпущен домой. По дороге в церковь император заметил торговца фруктами, продававшего очень красивое большое яблоко. Феодосий купил яблоко и отослал его в дар Евдокии. Августе яблоко очень понравилось, и она решила подбодрить им больного Павлина. Получив дар августы, верный друг решил порадовать императора и отослал яблоко ему. Феодосий был очень удивлён подарком. Возвратившись домой, он спросил у Евдокии, что она сделала с посланным ей плодом. Вместо того, чтобы сказать правду, августа заявила:
— Я его съела!
И начался большой семейный скандал. Не желая вынести «сор из избы», Феодосий обратил свой гнев на Павлина. Бедолага в одночасье был лишён всех чинов и привилегий и выслан в Кесарию Капподакийскую***********. Там по приказу Феодосия его обезглавили.
_________________________
*********** Ныне город Кайсери в Турции.
Клеветнические сети Пульхерии принесли свои плоды. Уверовав в измены и ложь Евдокии, Феодосий искренне и навсегда возненавидел жену. Любовь и преданность его как рукой сняло. Верные опальной августе люди были спешно изгнаны из дворца — их заменили людьми вернувшейся из ссылки торжествующей августы Пульхерии. Хрисанфия отправили в ссылку на отдалённый остров. По пути туда он странным образом утонул.
Предчувствуя возможность чего-то ужасного, Евдокия спешно собралась и отбыла в Иерусалим. Супруг её не удерживал.
***
Едва избавившись от жены, Феодосий II срочно призвал августу Пульхерию. Да не тут-то было! Пришёл ответ, что девице и на покое хорошо. Долго умолял брат сестру, чтобы она вновь взвалила на свои хрупкие плечи дела империи. С великим трудом и со множеством оговорок согласилась Пульхерия вернуться во власть только в 443 г.
Она не оставила в покое опальную Евдокию. Уже в 444 г. были арестованы, подвергнуты пыткам и казнены несколько вельмож, удалившихся в нею в Иерусалим. В отместку августа наняла профессиональных убийц, и они прикончили правителя Иерусалима Сатурнина. Но это была такая бессильная мелочь.
А затем Евдокия пристрастилась к благотворительности и строительству церквей. Но не просто так. Её увлечением стало новое течение в христианстве, впоследствии получившее название монофизитство. И вновь вступили в противоборство две августы. В церковной истории это противостояние предпочитают определять как борьбу Александрийской (августа Евдокия) и Антиохийской (августа Пульхерия) церквей.
Александрийцы были миафизитами, т.е. монофизитами. Они утверждали, что Иисус Христос равно был и Богом, и человеком. Им приписывали точку зрения, что человеческой сущности в Христе немного, и она полностью растворилась в Божественной сущности, следовательно, Христос только Бог, но не человек. По сути это было отрицание христианской религии: ведь Бог бессмертен и не мог умереть на кресте, а потом воскреснуть. А если так, то исчезает главный смысл Пасхи — «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». И тогда растворяется в небытии понятие бессмертия души… Действительно ли монофизиты ратовали за подобное толкование, мы не знаем. Все труды их были со временем уничтожены, содержание их идей известно только по обличающим произведениям врагов.
Антиохийцы были диафизитами и утверждали, что Христос един в двух ипостасях — Божественной и человеческой, он и Бог, и человек одновременно. Для нас, людей не посвящённых, уловить разницу в таких тонкостях сложно, но церковники V в. боролись по данному вопросу ожесточённо.
Монофизитов возглавляли архимандрит Евтихий Константинопольский и архиепископ Диоскор Александрийский, преемник св. Кирилла Великого. Диафизитов возглавил архиепископ Флавиан Константинопольский, его поддержал папа римский Лев I.
***
Евтихий был духовником евнуха Хрисанфия и участвовал в гонениях на августу Пульхерию. Преследовать его как светское лицо правительница не могла. Но организовать против архимандрита церковную оппозицию было в её силах. В 448 г. при покровительстве августы архиепископ Флавиан созвал Константинопольский поместный собор, на котором враждебное большинство криками и надуманными обвинениями лишило Евтихия возможности защищаться. Он был объявлен ересиархом — основателем еретического учения и изгнан с архимандритской кафедры.
Сдаваться Евтихий не собирался. Он обратился за защитой к папе римскому Льву I Великому, архиепископам Диоскору Александрийскому и Ювеналию Иерусалимскому, епископу Анастасию I Фессалоникийскому. Все, кроме папы римского, конфликтовавшего с Диоскором, потребовали созыва Вселенского собора для выяснения, кто есть истинные еретики. Против такой силы Пульхерия выступить не могла, и Феодосий II вынужден был дать разрешение.
Второй Эфесский Вселенский собор открылся 8 августа 449 г., и, несмотря на поддержку Льва I, большинство участников его были монофизитами. Собор оправдал и восстановил в сане Евтихия и предал анафеме, лишив кафедр, архиепископов Флавиана Константинопольского и Дамиана Антиохийского. Архиепископом Константинопольским был назначен Анатолий, архиепископом Антиохийским — Максим. Победа осталась за александрийцами-монофизитами.
Папа римский Лев I своей волей предал анафеме всех участников Второго Эфесского собора, кроме пострадавших. И всё же августа Евдокия торжествовала над августой Пульхерией — Феодосий II был вынужден утвердить решения столь представительного собрания.
***
28 июля 450 г. император Феодосий II упал во время охоты с коня и сломал себе позвоночник. Несколько дней умирал он в тяжких муках, ещё больше он страдал оттого, что не оставил наследника. Женщины не могли наследовать императорский престол, к тому же единственная дочь************ Феодосия Евдоксия была замужем за императором Запада Валентинианом III. Однако Пульхерия нашла выход: на пятьдесят первом году жизни она сама решительно предложила руку шестидесятилетнему сенатору Маркиану. Публично было объявлено, что императорская чета намерена жить как брат с сестрой. Брак оказался удачным. Маркиан был опытным полководцем и дипломатом. Остаток жизни он провёл в военных походах. Дипломатическими переговорами ему удалось не допустить нападение на Византию гуннов Аттилы. Пульхерия же целиком отдалась богоугодным делам.
_______________________________
************ Младшая дочь Феодосия и Евдокии Флаккилла умерла в 431 г.
Едва укрепившись во власти как законная императрица, Пульхерия поспешила исправить положение, сложившееся в христианской церкви после Второго Эфесского собора. По её требованию император Маркиан созвал в Халкидоне************* Четвёртый Вселенский собор. Проходил он с 8 октября по 1 ноября 451 г. Собор осудил ересь монофизитства и решения Второго Эфесского собора**************. Архиепископ Диоскор Александрийский был лишён кафедры и сослан в Гангры*************** (Пафлагония), где умер в 454 г.
______________________
************* Ныне это район Кадыкей в Стамбуле.
************** В истории Второй Эфесский собор не включён в последовательную нумерацию Вселенских соборов и называется «разбойничьим».
*************** Современный турецкий город Чанкыры.
На соборе был выработан срединный догмат о сущности Иисуса Христа, который остаётся одним из краеугольных в христианской церкви: «Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всём, кроме греха; рождённый от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рождённый в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах (;; ;;; ;;;;;;;) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси (;;; ;; ;;;;;;;; ;;; ;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;) так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос; такой именно, как говорили о Нём пророки древних времён и как Сам Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов».
Под конец участники собора провозгласили:
— Маркиан — новый Константин, Пульхерия — новая Елена!
***
Когда Евдокии сообщили о решениях Халкидонского собора, особенно о ссылке Диоскора Александрийского, она пришла в неистовство. К прибытию с собора первого патриарха Иерусалимского Ювеналия в городе был подготовлен бунт. Патриархом горожане по желанию Евдокии провозгласили монофизита Феодосия. Августа наняла войско, вооружила монахов и городскую стражу. Когда Ювеналий вошёл в город, на него набросилась разъярённая толпа. Патриарх с трудом избег участи Гипатии, а гнев народа обратился на его приверженцев. Ювеналий бежал в Константинополь, откуда Маркиан направил на подавление бунта регулярные войска. Только в 453 г. на плечах византийского воинства Ювеналий вступил в Иерусалим.
Лжепатриарх Феодосий. Евдокия закрылась в своём дворце и ещё не один год упорствовала в монофизитстве.
В июле 453 г. умерла императрица-девственница Пульхерия. Уже через год её причислили к лику святых. День памяти в православной церкви 7 августа. Император Маркиан последовал за супругой через четыре года в январе 457 г. Он тоже канонизирован, день памяти в православной церкви 17 февраля. Евдокия пережила всех. Она скончалась в октябре 460 г., причём в конце жизни всё же примирилась с покойной Пульхерией и перешла в халкидонское вероисповедание. Царица Евдокия канонизирована Константинопольской церковью и является местночтимой святой.
Свидетельство о публикации №220071900810