Мальчик и река

Маленький мальчик Андрей все шел и шел вперед: час, второй, третий. Его так увлекали застывшие во льду пузырики воздуха, что он не заметил как далеко уже отошел от берега. Но еще сильней он был охвачен желанием найти большую застывшую во льду акулу и отходил от берега все дальше и дальше. В реках, как известно, не водятся акулы, даже на таких широких, но мальчик верил. Даже если бы ему сказали о том, то и тогда бы он не оставил поиски.

   Приблизился ранний зимний вечер. Погода становилась все морозней; все сильнее дул ветер перенося по глади льда с кучки на кучку рассыпанный местами снег. Все небо покрывали тяжело-синие тучи и медленно проплывали над речкой точно дережабль .
От долгих поисков глаза Андрея закрывались, все тело, особенно ноги, устали донельзя и пробудился слоний аппетит. "Сейчас мама готовит что-нибудь вкусненькое: горячий густой картофель в масле или что-то еще, но лучше бы картофель" - радостно подумал он и, несмотря на сильную усталость, которая клонила в сон, мысли о горячей еде придали ему сил. Побродив еще четверть часа и так и не найдя акулы он решил пойти домой, а завтра с новыми силами продолжить поиски. "Она где-то в другом месте" - пробормотал он.

   Между тем, стало так темно, что не было видно даже застывших во льду пузыриков. Уже весь дрожа от холода, мальчик повернул назад, по направлению к берегу, чтобы подтащить оляеденевшую после вчерашнего дождя большую ветку ивы, лежащую возле кучи гранитных камней, где, наехавши друг на друга, спали толстые пласты льда. Он хотел сделать это как можно скорее, нужно было только подтащить эту громадину и пометить место, чтобы завтра с легкостью продолжить.

   Итак, Андрей собрался уходить. Он обернулся назад, и к своему страшному недоумению берега поблизости не увидел. Он только едва разглядел на горизонте тихо мерцающую линию звезд. Но то было не созвездие: вдали, километрах шести-семи, моргали фонари деревни, - там и был берег.
Крепчал мороз. Ветер усилился. Небо стало безнадежно темным.

   В маленькой груди мальчика зашевелилось что-то холодное и резко упало в живот. Ноги задрожали и стали непослушны. Собравшись с духом, он медленно оглянулся: влево, затем вправо - темнота. Вокруг была бездна жуткой, пугающей темноты в глубыне которой  неизвестно что! Идти?! Ноги его были парализованы страхом. Шаг влево или вправо, назад или вперед - и кто знает, что там и что может случится? Он хотел сделать шаг вперед, но страх остановил его. Он попытался отгонять ужасные мысли, боролся с ними изо всех сил, но едва справлялся, ведь это был не сон и не просто пугающие мысли - это была правда и все старания не думать об этом оказались напрасными. Страх был растворен в самой темноте и как ночь окутал мальчика.

   Вверху завыл могучий ветер, казалось вот-вот он грянет вниз и всей своей мощью разобьет лед. Переборов страх, Андрей сделал шаг вперед - ничего не случилось, вместо этого он почувствовал себя ближе к берегу на один шаг; второй шаг, третий, четвертый и он стал медленно прокрадаться вперед. Внезапно, где-то в глубине реки, раздался жуткий протяжный стон: "У-у-у-у-у". Мальчик остановился в оцепенении на месте, как будто вор застигнутый хозяином, не зная, что делать дальше. Этот страшный звук был как вой большого кита или тонущего корабля. Он подумал о глубине реки: в деревне говорили, что больше двадцати метров. В памяти всплыли рассказы деда о барже груженой контейнерами, которая очень давно действительно затонула и что теперь она где-то здесь на глубине. Так вот это - то самое место, решил Андрей и пустился со всех ног бежать. Он бежал и падал, ушибал ладони и колени, но не чувствовал боли; когда падал - скользил на четвереньках пока не поднимался. Он зарыдал на ходу, когда вспомнил, что мама отпустила его только "на часок". Бедная мама, как она переживает сейчас! Она плачет. С ним случилась беда, она это знает! Папа волнуется не меньше, просто не показывает вида. Он непременно надел свое длинное тяжелое пальто и пошел за ним! Он сказал маме, что все будет хорошо и скоро они вместе придут домой. Но успокоилась ли мама? Слезы жалости душили мальчика. Он бежал вперед на огоньки деревни и рыдал. Он подумал, что больше никогда их не увидит: ни папу, ни маму, ни своих старших братьев Мишу и Сашу. Это горькое чувство напоминало ему цистерну в которую он попал и которая закрылась, а папа, мама и братья всё ищут тебя, ходят рядом и не слышат твоего крика, и уже потеряв надежду собираются уходить.

   Вверху все сильнее завыл ветер. Под ногами ничего не видно, один скользкий лед. Лед был крепкий, не трещал, но Андрей бежал боясь провалиться. Расплывчатые и двоящиеся от слез далекие огоньки деревни постепенно затухали, как вдруг на горизонте показалось еще две или три мерцающих точки, отличающиеся от общего созвездия. Откуда-то с той стороны донесся крик. Из-за ветра было не понять крик это или ветер, все сливалось воедино. Но уже через несколько мгновений снова донесся далекий крик и теперь его нельзя было спутать с ветром. Это папа!.. Он ищет меня, он выкрикивает мое  имя. Голос был не один. Оттуда доносились еще два звонкие голоса - это братья! Он отчетливо разобрал, что они выкрикивали. "Андре-е-ей!" - звали те огоньки. Андрей кричал в ответ и звал на помощь. Внезапно огоньки потухли. Он не хотел расставаться с ними взглядом ни на секунду, в них было его спасение. Он продолжал кричать и звать, но ответа не было. Казалось ветер уносит его крики в сторону и они растворяются в холодном воздухе. Никто его не слышал, ужаснулся Андрей и пустился бежать туда, где потухли огоньки, но силы больше не было и он подскользнулся и упал ударившись головой о твердый как камень лед. Теперь ему было больно. Андрей почувствовал сильную боль в правой части головы и заплакал от обиды. Горький ком застрял в горле. Он лежал на холодном льду изнеможденный, содрагаясь от плача и пролежал так неизвестно сколько. Он думал о тех огоньках: почему они потухли? Они не слышали меня и пошли домой? Может быть, - он вздрогнул от ужаса - может они провалились и пошли под лед?! Он сам вчера на берегу провалился по колена в воду. Эта мысль засела ему в голову и он стал думать, что именно это и случилось. Лицо мальчика исказилось и он безутешно зарыдал. Он рыдал и думал об отце, о его мужественных и всегда бесстрашных чертах лица, о его густой черной бороде; он думал о Мише и Саше; он думал о маме. Глаза его жгли от слез. Любовь вместе с горечью растекались по лицу мальчика. Он совсем зашелся от холода и ему хотелось только рыдать.

   Неподалеку послышалось шуршалие. Оно приблежалось, а затем превратилось в поспешный бег. Закрыв глаза Андрей не видел, что лучи фонарей уже несколько минут приближались к нему. Он приподнял голову и свет ударил в мокрые глаза. Что-то непонятное стало твориться внутри. Он поднялся на ноги, всмотрелся и узнал в трех фигурах, бегущих к нему, что-то выкрикивающих, папу, Мишу и Сашу! Не успели они остановиться, как Андрей бросился на шею отцу и целовал его плача от радости. Затем бросился и расцеловал Мишу и Сашу. Он так сильно любил их, как еще никогда до этого. Они весело засмеялись и налетели на него с вопросами: где он так долго гулял? Зачем так далеко зашел? Но Андрей был в таком восторге и настолько изнеможден, что даже потелял дар речи. Отец снял с себя тяжелое пальто, укутал сына, взял его на руки и все пошли домой.
 
   Как же хорошо быть на руках у отца, когда любая опасность - нипочем! Маленький Андрей теперь уже ничего не боялся: его больше  не пугала ни таинственная баржа подо льдом, ни могучий вой ветра, который, казалось бы, утих при виде спасителей; он не боялся, что провалится и утонет, Андрей больше ничего не боялся, а только плакал от того, что папа его спас.

   Укутанный в теплое пальто он очень крепко прижался головой к колючей щеке отца, всхлипнул, и, уставший после невероятной борьбы, крепко уснул на его сильных руках.

2017


Рецензии