Бокс

 Звездный май, снеговая лунность.
 Молчаливых туманов гранит.
 Где-то там моя прошлая юность
 Долгим эхом еще звенит.
 Провожая глазами вечер,
 Я иду по заросшей тропе
 То ли прожитому- навстречу,
 То ли новой своей судьбе.
 И веселой душой баламута,
 Сознавая всю жизнь, как есть,
 Не хочу я в такие минуты
 Головой в звёздный прорубь лезть.
 Мне не хочется слышать, как снова
 В чью-то грусть или чей-то смех
 Промычит из сарая корова
 Жалким голосом диких утех.
 Незнакомые взгляду пашни,
 Непонятная сердцу дрожь.
 Будто кто-то в горячке страшной
 В руки сунул мне финский нож.
 И невольно вогнув свои плечи,
 Я иду по заросшей тропе
 То ли прожитому навстречу
 То ли новой своей судьбе.


  Многие мальчишки хотели быть сильными и смелыми, похожими на героев из фильмов таких как «Три мушкетёра», «Чапаев» и др.  Когда Митька был ещё подростком, в продаже появились телевизоры, и Митина мама купила такой телевизор.  Митька затаив дыхание по вечерам смотрел спортивные соревнования по этому телевизору, больше всего Митьке нравилось смотреть на бои боксёров.  Однажды он увидел, как проводил тренировку знаменитый боксёр Валерий Попенченко. Он бежал по лесу уклонялся от веток деревьев, выполнял сложные и очень быстрые упражнения.  Митька тоже стал бегать вокруг леса, сначала три километра, а потом по десять километров через день. А когда пришла зима, Митька бегал на лыжах по тем же тропам, как и в летнее время. Крепление у лыж было простоё – два ремешка, а на ногах были валенки. Бег на лыжах Митьке не очень нравился, но он очень хотел натренировать свою выносливость. А когда в девятом классе учитель физкультуры сказал, что все мальчики побегут на лыжах по пять километров, то Митька сломал крепление у своих лыж, чтобы не участвовать в этом забеге. Учитель, увидев это, дал Митьке свои лыжи, и Митьке пришлось бежать.  По времени Митька очень хорошо выполнил этот забег, и учитель выдал Митьке лыжи из школьных запасов, чтобы Митька мог тренироваться в свободное от учёбы время.  На городских соревнованиях Митька пробежал на этих лыжах так хорошо, что ему присвоили второй взрослый разряд по лыжам. Но Митька в душе хотел заниматься боксом и записался в городскую секцию бокса. Секция была похожа на уличные разборки, надел боксёрские перчатки, и кто кому начистит физиономию.
В деревне у Митьки висела покрышка, набитая песком, по которой ежедневно бил Митька в боксёрских перчатках. У него было две пары таких перчаток. И однажды парень по имени Женя, который был на десять лет старше Митьки, предложил Митьке сразиться на этих перчатках. Митька согласился и, конечно же, этот Женя очень сильно побил Митьку.  Он был крепкий, занимался раньше и борьбой, и боксом, так что Митьке трудно было с ним состязаться. А Женька ходил, задрав нос перед деревенскими жителями после этого боя, так как за этим боем наблюдала половина деревни.  Прошёл ещё один год, Митька закончил десять классов и поступил в профессиональное техническое училище, которое располагалось в одном из подмосковных городов.  Когда Митька заканчивал десятый класс школы, был выпуск десятых и одиннадцатых классов одновременно, так как школы переходили на десятилетнее обучение. Многие пытались поступать в высшее учебное заведение, только очень мало выпускников из их класса смогли поступить в ВУЗ. Митька знал, что поступить будет очень нелегко, да и с материальной точки зрения это было просто невозможно.  В это время был самый расцвет социализма: медицина, образование, как в школах, так и в высших учебных заведениях было бесплатным.  Только старайся, только учись. После окончания учебного заведения тебе предоставят работу, так как на многих предприятиях требовались специалисты, а на стендах были объявления: требуются и далее указывались специальности.
В профессиональном техническом училище (ПТУ) всех студентов одевали за государственный счёт, кормили три раза в день бесплатно. Государственная
политика была направлена на обучение молодёжи с дальнейшим трудоустройством. Некоторые старшие ребята из их деревни так же проходили похожие учебные заведения, потом, отслужив в армии, поступали в ВУЗы, так как конкурс для тех, кто пришёл из армии был отдельным от тех ребят, которые поступали сразу после школы.  Раньше ПТУ называлось ремесленным училищем, студенты этого училища получали специальность и среднее образование. Государство было заинтересовано в хорошо образованных, знающих своё дело специалистах. 
 В городе, в котором находилось ПТУ, в которое поступил Митька, была очень сильная секция бокса, и Митька стал заниматься в этой секции.  Митька любил спорт и занимался не только боксом. «Боксёр должен владеть многими видами спорта» - говорил тренер. И Митька выступал по различным видам спорта, имел спортивные разряды по волейболу, по лыжам, выступал за футбольную команду, за хоккейную команду, участвовал во многих соревнованиях. А ещё в это училище как-то пришёл руководитель городского хора и прослушал всех учащихся этого ПТУ.  После этого прослушивания Митька был записан в хоровое общество.  А поскольку Митька имел среднее образование и многие предметы ему давались легко по сравнению с теми, у кого за спиной было восемь классов, то многие преподаватели освобождали его от общеобразовательных предметов.  Митька большую часть времени занимался спортом и в хоровом обществе. Раз в неделю всех ребят водили в баню, служащая при училище женщина (кастелянша) выдавала свежее бельё. С местными ребятами иногда были стычки, так как хулиганы имелись в каждом городе. Иногда при прохождении строем можно было услышать вдогонку от местной молодёжи: «Эй, ремесло! Куда вас к чёрту понесло»?  Как правило, никто не обращал на эти выкрики внимания. Митьке, который занимался в секции бокса и в хоровом обществе, приходилось часто ездить как на соревнования, так и вместе с хором по городам Подмосковья, а иногда выступали на сценах Москвы.  Особенно Митьке запомнилось выступление в театре Советской Армии. Сцена, на которой выступали артисты, поворачивалась на сто восемьдесят градусов, т.е. когда занавес отдёргивался, все артисты уже стояли на сцене, так как подготовка происходила за то время, когда кто-то из артистов выступал на другом краю сцены. Сама сцена была разделена перегородкой. 
Однажды Митька приехал после очередных соревнований и зашёл в соседний подъезд к ребятам из города Луховицы. Общежитие, в котором поселили их группу, представляло, из себя, длинный одноэтажный барак с несколькими подъездами. В каждом подъезде было по три комнаты, в каждой комнате по четыре кровати, а также там была кухня и туалет. Всего было пять подъездов, в трёх подъездах располагалась группа, в которой учился Митька, в одном подъезде жили второкурсники, а один подъезд занимала семья преподавателя математики этого ПТУ.  Митька зашёл к ребятам просто в гости, так как по выходным они все вместе ездили в электричке до Луховиц, а оттуда Митька на автобусе ехал в Зарайск.  Компания, куда зашёл Митька, была в нетрезвом состоянии, и Митька неудачно пошутил, увидев их состояние.  Старший парень из их подъезда по кличке Хома (фамилия была Хомин) набросился вместе с другими ребятами на Митьку. Митька отбился от нескольких и выбежал на улицу, а потом зашёл в свой подъезд, где проживал он вместе с другими ребятами. Некоторое время спустя один из мальчишек по этому подъезду сказал Митьке, что идут ребята с соседнего подъезда вооружённые металлическими прутьями и арматурой. Митька вышел из своей комнаты и стал в узком коридоре, из которого выходили двери в комнаты для проживания учащихся. В конце другого коридора показалась ватага ребят соседнего подъезда. Митька стоял, приготовившись к драке. Ребята остановились, впереди стоял Фома, за ним парень по фамилии Тряпкин.
- Что ребята, толпой, наверно, не страшно напасть на одного? Но коридорчик узкий и первого кто нападёт, я буду бить беспощадно и до конца, окружить не сможете.  Тряпкин, а ты, я смотрю, вооружился напильником. Помнишь наш бой в перчатках? Сейчас я тоже в перчатках, только не в боксёрских. Так что зубы придётся собирать в ладонь. А если отниму напильник, тогда не то, что в больнице можно оказаться, можно оказаться и в морге. 
Фома, а ты я смотрю в компании очень смелый.  А слабо тебе схлеснуться один на один. Выйдем на улицу и устроим кулачный бой, а ребята все посмотрят на нас с тобой. А после этого разойдёмся спокойно, и никто не будет обиженным.
 - Ты знаешь Митяй, у меня вывихнута рука, а то бы я с тобой побился. 
- Фома, давай спокойно разойдёмся, и не будем устраивать ненужные концерты.  Нам ещё учится вместе полгода, а желающие помахаться могут приходить в секцию бокса, в том числе и ты.  Вон Тряпкин сначала приходил на тренировки, да что-то быстро охладел. Я, конечно, понимаю вас. Когда времени свободного много, то и начинаешь придумывать, чем бы заняться, а проще купить дешёвого вина или самогона и расслабиться.  Давай Фома, пожмём друг другу руки, бери свою гармошку, да и пойдём, посидим на скамеечке перед общежитием.  Ты же лучший гармонист нашего училища, и всем нам будет весело.
На этом и установилась мирная обстановка. Все как-то успокоились, Фома и впрямь взял гармошку, а играл он очень хорошо, и понеслись частушки, кто какие знал.
 «По реке плывёт кувалда из села Кукуева.
  Ну, куда же ты плывёшь, железяка ржавая?»
 Митька любил слушать гармошку, иногда он даже просил Фому научить его играть на этой гармошке. Фома был простой и не жадный парень, он был крепкого телосложения, высокий и широкий в плечах.  Луховицкие ребята уважали Фому и признавали его старшим из своей компании.  Митька, хотя и ездил с этой компанией в одной электричке по выходным дням, но мало с ними общался, так как все дни были строго распланированы. 
Бью часы стенные
Гонят страх, тоску.
Деревня блатные
Едут на Москву.
Звоны электричек,
Трудно не мечтать;
Москвичей, москвичек
И не сосчитать.
Все вагоны водит,
Шум и тишина.
По вагонам ходит
Старая шпана:
«Эй ты косоглазый!
Брось сюда пятак,
А не то заразу
Сразу под кулак.
Нет? Один рублевый?
Ну, пойдет и он.
Во, почти что новый
Наше вам — гвидон».
И опять обычный
Разговор и смех.
Мужичек столичный
Прёт прямо на всех.
По лохматой шляпе
В лоб из-за спины.
«К маме хочу к папе!»-
Взвыли пацаны.
А в конце вагона
Паренек с гитарой,
Бабка с самогоном,
Мужичишка старый.
Вдруг идет дружина
И блюститель власти.
Смолкла ругавщина,
Бабы жуют сласти.
Мужики уткнулись
Носами в газету,
Парни отвернулись
В сторону от света.
Пронесло, как будто, 
Никого не взяли,
Петьку баламута
Мужики связали.
И опять дорога,
Мирный стук колёс.
Как ужасно много
Смеха здесь и слёз

Выступая на спортивных площадках в боксёрских поединках, Митька всегда заканчивал бои раньше времени, и тренер предложил ему поступить в институт физкультуры. Заканчивался первый учебный год в училище. За этот, не такой уж большой период времени, произошло много различных событий в спортивной Митькиной жизни.  Он участвовал в областных, и в общероссийских соревнованиях по боксу, казалось бы, надо идти дальше, но в это время преподаватель математики Николай Михайлович предложил ребятам, которые имели среднее образование, помочь с подготовкой в высшее учебное заведение.  Николай Михайлович был преподавателем математики у них в ПТУ и аспирантом МГУ.
Митька и несколько ребят из этой группы, которые тоже закончили десять классов, согласились и договорились, с Николаем Михайловичем, о времени занятий. И хотя у Митьки были большие успехи в боксе, он решил оставить занятия боксом и посвятить всё время учёбе. Митька любил математику, и эта любовь к математике и другим точным наукам пересилила его желание заниматься боксом. Тренер по боксу неоднократно подходил к Митьке с просьбой вернуться в секцию, но Митька так и не решился вновь начать эти тренировки. Для себя, для своего здоровья он постоянно тренировался на свежем воздухе, всё так же бегал, выполнял различные упражнения, но в секцию бокса не вернулся.  Но вот подошли летние каникулы, первый учебный год закончился. Митька поехал в свою деревню. Здесь в деревне на свежем воздухе он постоянно тренировался, всё так же стучал по груше в боксёрских перчатках. Тренировки стали для Митьки такой привычкой, что если он пропускал ежедневную тренировку, то очень плохо себя чувствовал, была какая-то слабость и вялость.  Это было от того, что организм уже привык к определённым нагрузкам и никак не хотел от них избавиться.
Деревенские ребята ежедневно приходили к Митьке, и он им показывал приёмы бокса, рассказывал о своих соревнованиях и о том, почему он перестал заниматься боксом. В один из таких дней у соседнего дома собралась толпа взрослых женщин и мужчин. Среди них был Женя, который в прошлых годах накостылял Митьке, сражаясь с ним на перчатках. Он стоял со своей женой, которая катала детскую коляску. Увидев ребят и Митьку, он подошёл к ним и предложил Митьке вновь сразиться на перчатках.
- Митя, давай повторим нашу компанию по боксу. Мы с тобой уже боксировали в прошлом и, в общем, неплохо получалось.
- Женя, если у тебя есть такое желание, то я не против этого поединка.  Надевай перчатки, разомнись немного. Я уже размялся, пока тебя не было, и начнём бой.
 Женя был, немного выпивши, и хотел похвастаться перед соседями и своей женой, победив в боксёрском поединке. Митька и Женя надели боксёрские перчатки, и начался поединок, но продолжался он короткое время.  Митька просто не дал ему возможности нанести хотя бы один удар. Он нанёс Жене серию ударов, разбил нос и свалил на землю.  Его супруга бросила коляску и кинулась к Жене, закричав, чтобы немедленно прекратился этот поединок. Митька помог подняться Жене, снял перчатки и извинился перед его супругой.  Женя никак не мог понять, как это всё произошло. А когда ему сказали, что Митька призёр России во втором полусреднем весе, то он успокоился.
«Ну что же вы раньше об этом не сказали»- пробормотал он, обращаясь к ребятам. Колька, который стоял ближе всех к Жене ответил ему: «Женя, ты горел желанием сразиться с Митькой. Ну как мы могли помешать твоему желанию. Жаль только, что этот бой происходил не на ринге».
Спустя некоторое время, Митька часто задумывался над тем, правильно ли он поступил, прекратив занятия в секции бокса, но ответа не было. Жизнь захлестнула и понесла, обрастая различными событиями. Единственно, что Митька вынес из тренировок в секции бокса, что надо хорошо трудиться и быть очень упорным ради достижения какой угодно цели. Все трудности, все неудачи, все поражения – это только твои ошибки, это только твоя вина. И даже, если произошла несправедливость по отношению к твоему стремлению к успеху, значит, что ты не до конца убедил или не до конца победил в этой схватке.  Это как в боксе: можно победить по очкам, а можно победить нокаутом. Нокаут никто не сможет оспорить.   


Рецензии