Ромашка

               
  Пухлые пальцы легли на дверную ручку, надавили, и дверь слегка приоткрылась. Тут же послышалось недовольное бурчание, а затем и крики.
 
  - Вечно не могут справиться даже с простецкой задачей, одни проблемы… Когда же это всё закончится? – ворчал молодой мужчина в пиджачке и крохотных ботиночках, всё время поглядывая на телефон. Лицо его выражало крайнее неудовольствие, ноздри то и дело раздувались от злости, а наморщенный от напряжения лоб напоминал засохший и скорчившийся кленовый лист. Тут он вздыхает и хватает трубку телефона, в которую принимается кричать. – Вызовите Ромашку сейчас же! Сколько можно ждать?! Немедленно! – После столь короткого звонка он бросает трубку на прежнее место и откидывается на спинку своего широкого кожаного кресла.
 
   В этот же момент дверь начинает медленно открываться, и спустя мгновение входит маленькая полная женщина в выцветшем жёлтом свитере и копной седых волос. Она семенит к стоящему напротив столу, а затем останавливается и обеспокоенно смотрит на человечка в кресле.
   
  - Наконец-то Вы здесь! – пищит мужчина в крохотных ботиночках, осматривая её с головы до ног. – Опять Вы учудили! Отчёт, что Вы отправили сегодня утром никуда не годится! Составлен совершенно не по правилам, будто вы вдруг все свои навыки растеряли. Вот и как мне теперь распутывать всю эту ситуацию, когда дедлайн уже прошёл, а отчёт так и не дошёл до нужной инстанции? – Брови на узком лице мужчины превратились в две дуги, он явно желал услышать возможный план по исправлению проблемы от стоящей перед ним сотрудницы.
   
  Женщина нервно сглотнула, ещё плотнее сжала пальцами подол юбки, а затем тихонечко начала говорить, - Простите за доставленные неприятности, заявку на отчёт отправили утром совсем не по графику, а я ещё с четырьмя отчётами разбиралась в тот момент, я просто физически не успела всё верно оформить. Я готова остаться после работы и всё переделать.
 
   Мужчина в кресле задумчиво смотрел куда-то в сторону, перебирая лежащие на столе ручки, а затем вдруг потряс слегка головой из стороны в сторону, будто стараясь проснуться. Вновь взглянул на женщину, теперь взгляд его был сфокусированным. – Вечно Вы извиняетесь! – вздохнул он – Поймите же наконец, что от всех Ваших действий зависит и успех нашего предприятия в целом. Вы же знаете, что на Ваше место претендует множество молодых специалистов? – спросил мужичок и выжидательно уставился на сотрудницу. Та поспешно кивнула. – Вот и хорошо, Вы должны понимать, что уже давным-давно могли быть уволены, однако Вы всё ещё работаете у нас, потому что мы Вас ценим как сотрудника и ценим Вашу преданность организации. Вы же работаете здесь с самого её основания! А мой отец, будучи тогда ещё заместителем директора отдела, настоятельно просил обеспечить Вас работой и в будущем. Я из уважения к Вам и к нему стараюсь делать всё возможное, но Вы продолжаете доставлять различного рода проблемы. Впредь будьте внимательнее и не заставляйте меня сердиться на Вас. 
 
  Отчитав вдруг побелевшую в лице женщину, мужчина уставился в экран компьютера и более не обращал ни малейшего внимания на присутствие в кабинете другого человека. Ромашка постояла ещё пару минут перед столом начальника, не понимания, может ли она уже возвратиться на рабочее место или у тирады будет продолжение. Но всё же решила, что на сегодня выговор окончен, и она может идти в отдел. На ватных ногах она засеменила к двери, тихонечко её отворила, выскользнула в коридор, а затем также бесшумно закрыла её за собой. Понемногу бледное лицо вновь стало оживать, щёки приобрели розовый оттенок. Она пригладила свои седые волосы, оправила смятый подол юбки и направилась в отдел, к своему столу под номером три. Подошла к креслу и без сил на него плюхнулась. Немного, но ей нужно было отдохнуть, прийти в себя. Как же она боялась каждого очередного вызова к начальнику! Боялась того, что её могут уволить. А после увольнения она вряд ли бы вновь смогла устроиться на работу, в её возрасте шансы на трудоустройство крайне малы. Женщина смотрела на светлую столешницу, подмечая островки пыли и пятна от пролитого кофе, а сама думала о том, что её начальник совершенно прав. Она всё ещё работает только, потому что её, как ценного и уважаемого сотрудника, не хотят лишать заработка в столь преклонном возрасте.
 
  Вот уже на протяжении многих лет женщина трудилась на благо предприятия, честно выполняла свою работу и всегда старалась выполнить как можно больше поручений. К сожалению, случались и такие дни, как сегодня, когда вдруг появлялся аврал, много бумажной работы, много поручений, а помощников у неё обычно не было, поэтому и приходилось справляться со всем в одиночку.  Каждое утро она появлялась на работе в своём выцветшем жёлтом свитере и с пушистыми, торчащими во все стороны седыми волосами, что действительно делало её похожей на ромашку.
 
  Остаток рабочего дня она выполняла оставшиеся поручения и занимаясь бумажной работой, которая только увеличивалась с каждой секундой, нисколько не думая останавливаться на этом. Каждый час женщина вставала и ходила туда-сюда по офису, дабы размять затёкшие ноги, после чего устало плелась обратно и продолжала свою офисную битву с бесчисленными заданиями и отчётами. Вот рабочий день подошёл к концу, сотрудники стали собираться и расходиться по домам. Её вежливо желали спокойной ночи и удачного дня завтра, вскоре офис опустел, его поглотила тьма, разгоняемая лишь одним шариком света от лампы на столе номер три. Ромашка всё также сидела на кресле, теперь она печатала отчёт, который не успела вовремя выполнить утром. Она понимала, что должна исправить свою ошибку, ведь своими промахами она приносит столько проблем предприятию, а ей совсем не хотелось быть тем, кто усложняет работу другим. Ромашка была единственной, кто вообще оставался в офисе после окончания рабочего дня и приступал к выполнению какой-либо ещё работы, невероятное количество времени посвящалось работе, невероятное количество терпения и труда в неё вкладывалось, однако почему-то Ромашку всё равно чаще остальных вызывали к начальнику для очередного выговора, а в офисе в тёмное время суток оставалось только она. Но в конце каждого рабочего дня женщина была искренне благодарна тому, что она продолжает числиться в списке сотрудников.
 
  К полуночи отчёт был закончен и отправлен на почту начальнику, который уже, должно быть, мирно посапывал дома под одеялом, улыбаясь сну, в котором он вновь кричал на очередного сотрудника. Это был человек лет тридцати – тридцати пяти, ростом он едва ли был выше самых низеньких сотрудниц, но при этом занимал одно из самых выгодных и хорошо оплачиваемых мест на предприятии. Его любовь отчитывать других и пытаться поучать кого даже в тех областях, в которых у него нет должного образования, здесь также пригодилась как нельзя кстати. Он чувствовал свою важность, ответственность за каждый выговор. Начальник свято верил, что после его бесед сотрудники работают ещё усерднее, чтобы его, самого справедливого начальника, не гневить. Он всё ещё улыбался, видя замечательный сон, в котором он вновь вызывал к себе Ромашку, он её отчитывал, а она стояла и извинялась за совершённые ошибки, затем он напоминал ей о том, что она должна быть благодарна за возможность работать в её-то возрасте, после чего он возвращался к своим важным начальниковским делам.
 
  Ромашка выключила компьютер, потёрла уставшие от перенапряжения глаза, покрутила головой, разминая шею, затем потянулась к настольной лампе и выключила её. Последний огонёк света пропал, все окна офиса теперь были погружены во тьму. Женщина накинула на себя куртку, взяла сумку и направилась к выходу. На улице было морозно, колючий ветер щипал нос и щёки, сотрудница потёрла руки, пошарила в карманах в поисках перчаток, но поняла, что оставила их дома. Она подальше засунула руки в карманы и засеменила домой. Автобусов уже не было, да и идти было не так далеко. Вдруг пошёл снегопад, крупные и толстые снежинки быстро облепили дороги, деревья и крыши домов. Ромашка всё брела по тонкому слою снега, оставляя после себя одинокие следы. Вот и её дом: низкий, серый, пятиэтажный. Открыв входную дверь, Ромашка дошла до лифта и посмотрела на доску объявлений на стене рядом. В новом объявлении говорилось о повышении тарифов на некоторые услуги жкх, а также о том, что лифт и отопление вскоре будут отключены на неделю в связи с ремонтными работами. Понимая, что платить нужно будет больше, а зарплаты её едва ли хватает на жизнь, она горестно вздохнула. С каждым днём на лице женщины будто бы прибавлялось по паре морщин, глаза становились все меньше, а губы постепенно превращались в ниточку. Лифт наконец приехал, она вошла в кабину и нажала кнопку четвёртого этажа. Ромашка уже представляла, как будет после очередного трудного рабочего дня карабкаться по неровной лестнице на четвёртый этаж, останавливаясь передохнуть на каждом лестничном пролёте. А если ещё и за продуктами зайдёт, так и вовсе доберётся к своей квартире к утру, а там уже и на работу выходить.
 
  На четвёртом этаже лифт остановился, женщина открыла дверь квартиры, переступила порог, а затем захлопнула за собой дверь и включила свет. В коридоре её поджидало лишь одно живое создание, которое каждый раз искренне радовалось её возвращению – любимая белая собачка по кличке Снежка. Она приветливо завиляла хвостом и бросилась к хозяйке с лаем. Женщина нежно потрепала собачку и прошла на кухню, чтоб покормить голодную Снежку. Сама же Ромашка перекусила парой яблок да тарелкой супа, после чего направилась в постель. Спать ей оставалось меньше шести часов, а до выходных было ещё далеко, смертельно уставшая она накрылась одеялом и через пару мгновений уже забылась тихим сном. Будильник прозвенел, казалось, через секунду. Слегка кружилась голова и ломило спину, накопленная усталость давала о себе знать. Ромашка быстро позавтракала, постаралась привести непослушные волосы в порядок, а затем пошла со Снежкой на прогулку. Утро было на удивление приятным. Через ватные облака пробивалось солнышко, а снегопад прекратился ещё ночью, снег почти весь растаял, оставив за собой лужицы.
 
  Спустя полчаса женщина уже семенила на работу, волнуясь, как бы не испортить чего-нибудь ещё и сегодня. Два дня подряд в офисе у начальника – это уже слишком! Приходила Ромашка также раньше всех, когда в отделе ещё совсем пусто. Вскоре офис наполнился голосами и смехом сотрудников, а на почте Ромашки уже были новые поручения, к которым она тут же приступила. Сегодня различных документов и отчётов было не так много, ей удалось успешно справиться с поставленными задачами. День прошёл без особых помех, иногда она даже переговаривалась с девушками за соседним столом. Чаще всего с Ромашкой просто вежливо здоровались, желали ей доброго вечера или спокойной ночи, но никто не приглашал её присоединиться к общему диалогу, редко спрашивали и её мнения по какому-либо вопросу, считая, что женщина в возрасте мало чем может помочь в решении современных проблем да и не поймёт многого. Кто-то в отделе считал, что Ромашка лишь занимает место, которое ей стоит отдать молодым специалистам, жаждущим набраться опыта работы. В своём офисе она была единственным человеком в возрасте, поэтому нередко отношение к ней бывало снисходительное, как к ребёнку, который ещё ничего не понимает. Однако женщина имела многолетний опыт работы и знала различные тонкости своей специальности, но этим особо никто не интересовался. К концу дня Ромашка была довольно собой, она могла раньше вернуться домой, приготовить что-нибудь и немного отдохнуть, а там уже не за горами выходные. Выходных она всегда ждала с огромным нетерпением; в эти два дня она могла наконец-то встретиться со старыми подругами за чашечкой чая, расслабиться, выспаться, может даже выполнить несколько гимнастических упражнений, если голова не заболит или спину не прихватит.
 
  В течение следующих двух дней начальник так её и не вызвал к себе для выговора, а значит, что её работа его полностью устраивала, большего Ромашке было не нужно. В предвкушении выходных женщина пришла на работу в приподнятом настроении, готовая к новой бумажной работе. В офисе было непривычно тихо, сотрудники работали за компьютерами, что-то писали в документах, не общаясь между собой. Ромашка сочла это за добрый знак, сегодня ей будет проще работать без вечно непрекращающегося гомона множества голосов, она прошла на своё рабочее место, приступила к новым отчётам. День обещал быть замечательным, за окном щебетали птички, светило солнышко, почти весна, а уже завтра она сможет посмотреть свою любимую кулинарную передачу, позвонить дальним родственникам поболтать, пригласить подружек к себе. Вдруг один из сотрудников, темноволосый мужчина с родинкой около глаза, только что вышедший из кабинета начальника, сообщил ей, что  босс хотел бы её видеть. Перед глазами потемнело, сердце учащённо забилось. Неужели она всё-таки где-то неверно составила документ или перепутала адресата. Как же не хотелось вновь выслушивать выговор. Направляясь в офис начальника, Ромашка подбадривала себя тем, что очередной выговор она вновь вытерпит, а затем вернётся к работе. Она тихонечко зашла в кабинет, прикрыв за собой дверь. Всё здесь было уже таким знакомым и привычным для неё. Она взглянула на массивный шкаф в углу, на цветочные горшки на подоконнике, на книжные полки, неровно прибитые к стене, на большой стол, за которым сидел маленький начальник. Он поглядывал на неё из-под своих прямоугольных очков, лицо его имело какое-то печальное выражение, уголки губ опущены вниз, а в глазах то ли тоска, то ли скука.
 
  - Присаживайтесь, - говорит начальник, тыча пальцем в кресло около стола. Ромашка ещё больше перепугалась, ей ещё ни разу в этом кабинете не предлагали присесть, она не привыкла к такому поведению босса. – Мне есть о чём с Вами поговорить, - начал мужчина в ботиночках, серьёзно смотря на сотрудницу. Вы неплохо выполняете свою работу вот уже на протяжении многих-многих лет, Вы являетесь действительно ценным сотрудником и очень Вами дорожим, однако условия на рынке труда так или иначе не стоят на месте, всё меняется, время идёт вперёд.
 
  Тут нехорошее чувство закралось и удобно расположилось где-то под сердцем, руки женщины стали влажными, а во рту пересохло.

 - Так вот, - продолжил начальник, - ваше рабочее место также является одним из самых востребованных, но всё же не всегда вы справляетесь с работой, как бы это смог сделать молодой сотрудник. По сравнению с остальным коллективом Вы работаете медленнее, что значит снижение продуктивности всего предприятия. – Начальник потёр острый подбородок, тяжко вздохнул и наконец произнёс, - нам пришлось принять очень трудное решение. Придётся Вас уволить. Прошу не расстраивайтесь, постарайтесь понять и наше положение тоже. Уверен, что с Вашим опытом работы Вас без проблем примут на другое место.
 
   Вот этот день и настал. Как же она боялась того, что это событие всё же произойдёт. Она вся побледнела, голова будто была набита ватой, а ноги даже не могли пошевелиться. Она так дорожила своей работой, искренне посвящая ей почти всё свою время, нервы и здоровье, а теперь её увольняют только, чтобы заменить молодым сотрудником. Начальник что-то ещё ей говорил, но она уже не слышала или не хотела слушать, переставляя свои каменные ноги она дошла до стола номер три и стеклянным взглядом окинула всё помещение. Широкие окна, залитые солнечным светом, шкафчики вдоль стен, большой чёрный аквариум и столы, кишащие молодыми сотрудниками. Никто не смотрел на неё, все, казалось, были поглощены работой, хотя обычной каждый визит к начальнику обсуждался затем в офисе. Теперь-то она поняла, почему все такие притихшие, они уже узнали, что её хотят уволить. Все ещё не веря в происходящее, Ромашка принялась собирать свои вещи, которых у неё было совсем немного, а спустя десять минут она уже покидала здание, в котором проработала чуть ли не всю свою жизнь. Опустошённая, растерянная и несчастная она брела по высохшему асфальту. Ярко светило солнце, радостно пели птички, раздались детские крики и смех. Этот день должен был быть замечательным, но он останется в её памяти самым ужасным днём. Она горестно думала, о том, какой же теперь будет её жизнь, как часто она будет есть, как часто вновь радоваться новому дню, появиться ли у неё какая-либо цель вновь. Ромашка не помнила, как добралась до дома, как её встретила любимая собачка Снежка, как села на кровать, легла да так и осталась лежать остаток дня. На следующий день одна из подруг решила зайти и поболтать с приятельницей, у неё был свой запасной ключ от квартиры, ведь дружили они ещё с детства, были почти сёстрами. Да только к тому времени как она пришла Ромашка уже завяла. Она обнаружила её лежащей на кровати, глаза бездумно,будто стеклянные, уставились в потолок, а рядом жалобно скулила Снежка.
 
  Попрощаться с Ромашкой пришёл весь отдел, включая маленького начальника, который также был раздавлен случившимся. Он чувствовал свою вину, понимал, что это увольнение и добило самую преданную сотрудницу его предприятия. Дольше всех на прощальной церемонии остались лишь две подруги Ромашки, любимая собачка Снежка и маленький начальник. Оплакав потерю, все решили расходиться по домам, только Снежка никак не желала покидать хозяйку, то воя, то скуля. В разные дни и в разное время суток приходят к Ромашке со Снежкой подружки поболтать да начальник, чтобы цветочки положить и прощения попросить.


Рецензии