О Хэнксе и Грейхаунде
Написанный по роману английского писателя и историка Сесила Скота Форестера сценарий рассказывает о событиях в Атлантическом океане в 1941-1945 годов, когда моряки эскадренных миноносцев сопровождали транспортные суда, защищая их от нападений немецких подводных лодок.
В фильме главная роль и отдана командиру конвоя капитану Эрнесту Краузе, для которого бой, показанный в фильме, был первым за всю военно-морскую карьеру и первым боем в годы мирового пожара.
Любой критик, оценивающий фильм с участием Тома Хэнкса (в роли актера и автора сценария, ведь, по данным СМИ, сценарий далек от оригинала романа), оказывается в своеобразной ловушке: с одной стороны стоит могучая фигура одного из самых известных (и по праву заслуженных) актеров современности, а с другой стороны критическое отношение к самому сюжету, исторической достоверности, продуманности деталей, вплоть до костюмов моряков военно-морского флота США.
И здесь мы вынуждены примкнуть к тем критикам и историкам, которые оценивают фильм с точки зрения исторической точности, как чрезвычайно качественную работу. Обращает на себя внимание точность в воспроизведении униформы военно-морского состава (от офицеров до чинов камбуза), деталей расположения судов в боевом построении во время сопровождения транспортов через Атлантику, а также тактика немецких подводных лодок, так называемая «волчья стая», интересно и символически поданная в фильме. Дошло до того, что сценаристы даже нарисовали на подводных лодках (всего их было 6) фигуры озлобленных волков.
Однако не только историческая красота и точность удивляет в этой работе.
Тремя символическими элементами картины являются сам капитан, фантастическая динамика в крайне узком пространстве и … стюард с кофе Джордж Кливленд (Роб Морган). Почему именно такой набор?
Весь фильм действие происходит на абсолютно небольшой площадке – на мостике эсминца и на нем капитан, словно могучий, взрослый и не устающий сокол мечется, присматриваясь, прислушиваясь к своим подчиненным, и находит (пусть не всегда успешно) подводные лодки противника. И большую часть фильма обращает на себя внимание фигура Кливленда, который обеспокоен тем, что с момента выхода из порта капитан так ни разу и не поел.
Кливленда вывела из фильма практически случайность – гибель во время попадания снаряда в корпус эсминца. И не смотря на то, что личных диалогов между ним и капитаном было весьма мало, его гибель стала символическим водоразделом между первой частью фильма и второй.
Сцена похорон троих моряков на корме судна показана с предельной точностью и такой же символичностью, где есть место и Библии, и отданию чести, и трем морякам. К слову похороны Кливленда оказались несколько смазаны тем, что его тело застряло под флагом и словно не хотело покидать судно и своего капитана, который до сих пор голоден... Это упоминание крайне важно для понимания того, что именно Кливленд здесь был главным второстепенным персонажем, не смотря на их обилие на капитанском мостике. Было ли так в книге – не знаю. По фильму - получилось именно так.
А динамика в фильме оказывает особое впечатление. Фильм буквально не отпускает внимание зрителя ни на минуту, ведь борьба с подлодками идет и днем, и ночью, а эсминец «Грейхаунд» словно сам является главным персонажем фильма (или спорит за эту роль с капитаном), продолжает бороться с противником даже в моменты, когда находится на краю гибели.
И в конце перед нами встает вопрос: что в этом фильме главное – капитан или весь экипаж, Кливленд или борьба с подлодками? На наш взгляд в этом фильме идеально сочетаются все эти элементы, а фильм «Грейхаунд», выход которого был запланирован совершенно иначе (спасибо пандемии за это), во многом является одним из лучших примеров исторического кино, выпущенных за последние годы в Соединенных Штатах.
Свидетельство о публикации №220072001488