Бакла в Тавриде

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Город и крепость устроены были на склонах горы Бакла у нынешнего села Скалистое в Крыму. Бакла относится к категории Пещерных городов Крыма, и является самым северным объектом такого типа.
     Город начинался с первоначального убежища в притеррасных пещерках, затем появляются укрепления, затем возникает крепость византийского лимеса, потом замок, затем значительное укреплённое поселение, затем полугород, затем торгово-административный центр.
     Если брать за основу крымско-татарский вариант именования города, то слово «бакла» означает у них фасоль, или подобного рода овощ, растение, огород в поле, чаще всего из арбузов, дынь и кабаков, которые тут могли выращивать. Может быть крымским татарам пещерный комплекс чем-то напоминал фасоль, но скорее всего ранее у скифов именование крепости было однокоренным со словом «бакли», означавшим пещеры в горе, и это слово в произношении было родственным слову «бакли» у только что прибывших монгол.
     Пещерный комплекс с монастырём возник здесь благодаря тому, что в этом месте десятки миллионов лет назад поднялся крутой откос из прочного мшанкового пласта и, залегающего поверх него нуммулитового известняка. Эти два пласта постепенно подвергались эолитовой эррозии, но неравномерно из-за своей разной прочности. В результате выветривания за несколько сотен тысяч лет здесь появляются два карниза с террасой между ними, которые в некоторых местах принимают оригинальные формы полупещер, привлекавшие внимание людей многие тысячи лет до Рождества Христова.
     Недалеко от террас с пещерами, в месте, называемом местными жителями Шайтан-Коба, ещё в доисторические времена, несколько тысяч лет подряд жил древний человек. Здесь найдено огромное количество кремниевых сколов, которые использовались вместо современных ножей и топоров. Сохранились тут и настенные рисунки. Это были времена, когда ещё не было народов, границ и государств.
     С конца 2-го века по Рождеству Христову сюда приходят отшельники, испытывающие гонения за свою веру в Христа. Здесь возникают молельные помещения.
     Первые современные поселения здесь начали строить скифы поздней культуры во 2-м веке до Рождества Христова. Но это были неорганизованные жилища, устраиваемые в естественных пещеровидных проёмах в крутом откосе урочища Бакла.
     В второй половине 3-го века по Рождеству Христову на вершине Баклы было основано первое поселение с примитивными оборонительными элементами.
     Начиная с 3-го века по Рождеству Христову Баклинский комплекс развивался одновременно как торговый, ремесленный, оборонительный, административный, религиозный и идеологический центр всей местной округи. Историки 21-го века называют Бакли Малым городским центром начального средневекового периода юго-западной Таврики.
     В конце 3-го века укрепления Бакли были усовершенствованы, превратились в оборонительный комплекс, который охватывал также прилепившийся рядом с пещерами посёлок с селищами пахарей-земледельцев.
     В 5-м веке на горе строится линия его обороны. Появляются каменные стены, которые перекрыли все пологие места склонов горы на подходе к пещерам и посёлку. Вокруг поселения строится каменная стена, поселение становится убежищем. Тут видна градостроительная рука Византии, которая устроила в Бакли свой самый северный форпост в Крыму.
     С 5-го века горожане начинают организовывать регулярные захоронения в некрополях за пределами города. Культура захоронений в этих некрополях не прерывается до 11-го века.
     К 6-му веку здесь уже оформляется комплекс сооружений, в котором имеются небольшой посёлок, монастырь пещерного типа и укрепления.
     В 6-м веке на месте селища виноделов, к югу от крепости, был построен замок местного властителя. Крепостные стены вокруг него были собраны из крупных тёсаных камней, уложенные на известковый раствор, состав которого пока не удалось раскрыть.
     В конце 6-го века Крепость была значительно перестроена, по всей видимости из-за разрушений в результате нападения гуннов.
     В 7-м веке на обрывистом склоне Баклы под самой Цитаделью выбиваются боевые пещеры, в которые вели люки и каменные стены для страховки. Судя по культурным остаткам, тут несли дозор древние лучники, которые контролировали фланговые подходы к Бакли. С напольной стороны Замка шёл ров, глубиной в три метра. За пределами Замка располагались посад со слободой и несколько селищ.
     В течение 8-го века в долине Бакли, за пределами укреплений строятся три православных храма.
     В 8-м веке все укрепления крепости увеличиваются в высоте, а внутри устраиваются подмости для воинов, охраняющих город от противников.
     В 9-м веке в Бакли строили двухэтажные дома с деревянными перекрытиями между этажами. Улицы были узкими, только чтобы протиснуться арбе. Здесь стоял небольшой храм, который был буквально встроен в помещения, выбитые в скале, в которых были и могилы, и ямы для зерна, и давильни, и желоба для сбора воды. Была тут и пещерная церковь.
     В середине 8-го века стены крепости были подвергнуты почти полной реконструкции и усилению. Была построена ещё одна стена, внешняя, а в промежутке между ними была произведена забутовка пространства смесью известковых камней с землёй. Стены Башни были тоже усилены, и сама башня поднялась на 3 метра вверх.
     В 8-м веке жители сельской округи Бакли занимались земледелием, скотоводством, виноградарством. Внизу, на равнине, протекают две речки: Альма и Бодрак, в их междуречье располагались виноградники и нивы. Здесь сохранилось много обломков глиняной посуды. Видно, что все изделия производства выполнялись здесь же, это было домашнее ремесло. Однако попадается и гончарно-лепная керамика, сделанная на гончарном круге в мастерских.
     Глину добывали на реке Бодрак, там сохранились десятки подкопов под берег. Там же устраивали и гончарные мастерские, целый центр гончарного производства. При этом жилых построек тут нет. Люди сюда приходили из города, а также жили вахтовым методом, сезонно и по мере выработки глины.
     С 10-го века в Бакли начинает прибывать много выходцев из Византии, отчего поселение в течение следующего столетия приобрело черты византийского провинциального городка.
     В 10-м веке на Бакле и в её окрестностях были восемь христианских культовых комплексов, включавшие погребальные комплексы, часовню в Пещере, Храм наземный, скальные склепы. Тогда же активно развивалось виноградарство.
     В 10-м веке в Бакле сооружается крестообразный в сечении храм византийского стиля.
     В 11-м веке в результате очередной осады были разрушены некоторые части стен Цитадели. Горожане с помощью византийцев снова восстановили свою крепость, произведя дополнительные усовершенствования стен и башен, сделав новые проходы между Цитаделью и посадом.
     В конце 11-го века появляется скальная часовня на верхней террасе, под которой были вырублены скальные усыпальницы. В одном из пещерных залов было вырублено глубокое окно, из которого хорошо была видна Крепость Тепе-Кермен.
     В 12 веке жители Баклы продолжают своё неустанное терпение в строительстве всё новых храмов на месте устаревших, но по своей архитектуре они становятся всё проще.
     В 12-м веке начинается жилищная застройка территории Цитадели. Здесь появляются двух этажные жилые строения усадебного городского типа. Зодчество в Бакли оказалось полностью подвержено византийскому конструктиву.
    К середине 13-го века Цитадель была уже плотно застроена такими усадьбами, которые принадлежали местным вельможам. Между стенами этих, дворцового типа, домов можно было протиснуться только бочком. Первые этажи этих домов были врублены в скалу Бакли. Там же были каменные ниши для хранения воды, продуктов, сосудов.
=========================

     Пещерный комплекс помещений насчитывает более сотни естественных и искусственных пещер и пещерок в два яруса, а также дополнительных ниш, которые в основном использовались для хозяйственных и оборонительных нужд.
     Жили люди в наземном посёлке, кроме иноков и отшельников, которые создали себе в скале целый монастырь, где был вырублен грот с выдолбленными в его стенах фигурами святых мучеников, крестов, храмов, кораблей, рыб. Над монастырём в выступе скалы была устроена церковь пещерного типа.
     Городской комплекс в общем представлял собой Цитадель с окольным посадом, который был вытянут по обрыву в длину на 200 метров и поперёк обрыва на 60 метров. Стены вокруг Цитадели и посада были двухслойные из тёсаных известковых камней на известковом растворе, уложенные прямо на скалу, которую предварительно подчищали.
     По краю обрыва шла вторая защитная линия. По краям укреплённой части стояли высокие Башни, высотой в 6 метров с парапетом поверху. Было несколько поперечных тоннелей под боевыми стенами, которые выводили защитников из цитадели в посад. По этими тоннелями на передовую линию доставляли всё необходимое защитникам крепости. Также в конце тоннелей были вырублены удобные площадки для боевых операций.
     Были здесь также искусственные боевые пещеры с люками и каменными ступенями для прохода в них. Здесь располагались дозорные, и отсюда хорошо просматривались и простреливались все фланги цитадели.
     Жилые дома посада были из камня, свободных мест в застройке не было. При посаде была церковка типа часовни с могильником. Дома на посаде не сказать, чтобы были бедные, всё больше двухэтажные, с большим количеством подсобных ниш, вырубленных прямо в известняковой скале. В них ремесленные люди хранили продовольствие, скот, зубила по камню, кирки, мотыги, молотки. Попадались археологам и инструменты по дереву.
     Конструкции желобов для отвода воды, а также ниши для хранения зерна, можно назвать изобретением баклинцев. Таких конструкций в Крыму больше нигде не попадается. Вода в эти каменные ямы и ниши не проникает.
     Считается, что такие конструкции относятся к раннему времени существования города Бакли, и они свидетельствуют о наличии здесь государственного образования, поскольку в этих зерновых ямах хранилось зерна на несколько таких городков. В более позднее время эти ямы становятся намного проще. Скорее всего, время создания таких ям относится ко времени государства поздних скифов 2-говека по Рождеству Христову.
     Над террасой, где была расположена Цитадель, разместилось городище, на котором не было постоянных помещений, это было убежище, куда врагам было трудно добраться. Кроме того, с этой площадки под контролем была вся Цитадель, а равнина просматривалась на многие километры, что позволяло дать знак всем горожанам вне цитадели и внутри, что им грозит опасность.
     Интересно, что степнякам, двигающиеся на конях по верхней долине, не был заметен Баклинский уступ с Крепостью по его спуску, а снизу добраться до пещер и города было не так просто, даже если там и не было бы его защитников.
========================

     Население здесь всегда было смешанным: скифские сарматы, остатки готов, греки из Византии, русо-славяне. Вся эта разнородная масса в основном была христианского вероисповедания, основным занятием которой было земледельчество и скотоводство.
     Основным продуктом жителей Бакли были зерновые, из которых главной оставалась пшеница, шедшая также и на торговлю. После прихода византийцев тут стали культивировать виноградарство. Животноводство велось для своих нужд.
     Считается, что крупные военные перипетии крепость города выдержать не могла, и часть горожан уходила в Чуфут-Кале или в Тепе-Кермен.
================================

     В 1299-м году крепость была разрушена под ударами золотоордынского беклярбека Ногая. Крепость прекращает свою существование, а следом и город, хотя отшельники в пещерах продолжают жить до сих пор.
++++++++++++++++++++


Рецензии