Лашман
Любили Артем с Колей ездить по округе на велосипедах.
Ехали и, переделав строчку Пушкина, повторяли: «Там, на неведомых дорожках катился мой велосипед». Нравилось им объезжать свое село, заглядывая в самые дальние уголки, где, как говорится, не ступала нога человека.
Однажды Артем предложил: «Айда вверх по Аре-реке, к ее истоку!». Коля согласился.
Вдоль Ари расположилось несколько запруд: Сысна ферми ( возле бывшей свинофермы), Чул тов айки( буквально: сторона каменной горы), Тобал, Акмани. Лес, полный тайн и историй, рос вдоль дороги.
Аря начинается в лесах к западу от деревни Арабоси, образуя в самом начале пути озеро, которое называется Лашман. Небо там, отражаясь в воде, качается на волнах, образуемых дуновением легкого теплого ветерка. Деревья вокруг озера уходят ввысь, подпирая небосвод. Это они, старые и здоровые – хранители истории рода Арабосинцев, это они ведают, «откуда есть пошла земля» села Арабоси.
Нетронутые травы вокруг вытянулись так, что будут по пояс, а то и выше, взрослому человеку. Кажется, что все насекомые мира копошатся в этой густой сочной траве. Разнообразное жужжанье и шелест листвы – единственные нарушители спокойствия и тишины вокруг.
И вдруг, холодок пробежал по спине…
Коля обернулся. Он увидел в ветвях деревьев огромную фигуру человека в длинной белой рубашке. Фигура словно качалась в ветвях старых сосен, чуть тронутых розовой тенью заката.
«Артём, ты видишь это?»- спросил он, в ужасе округлив глаза.
Артём видел, он уже привстал, готовый броситься с этого места подальше.
«Видения не бывают массовыми. Если я вижу то же, что и ты,- то пора бежать отсюда»,- сказал Артем, беря свой велосипед.
Изо всех сил крутя педали, друзья мчались по проселочной дороге по направлению к селу.
А белая длинная фигура человека так и качалась на высоте верхушек деревьев…
***
«Дед, что это было?»- спросили они, примчавшись и побросав свои велосипеды у ворот.
Неторопливо начал свой рассказ старик.
-Лашмана вы видели. Однозначно: его. Мда… был человек!
Дело это было в те далёкие времена, когда Артема чуваши звали Ортеми, а Коля был Микулаем.
А то и еще раньше. В те годы не было села Арабоси, и река была просто рекой. Переселились сюда чуваши в поисках лучшей жизни. Остановились на речке Сыснар. Часть из них поднялась выше по реке Аре. Одного из них звали Акмани. Полноводной была река. Ара - так в старину звали реку.
«Ар»- означало «вода». Во все времена все племена мира селились ближе к водоемам, потому что вода - источник жизни. Река - кормилица. В Аре водилась разная рыба. Вот и облюбовали это место наши предки.
Озеро Лашман - одно из мест на нашей земле, хранящее историю лашманского сословия и память о кораблестроении Петром I – государем Российским. Мда… Озеро Лашман – единственное озеро в России с таким названием.
Лашман – слово не наше, заморское. Означает оно: мужчина, обрубающий, обтесывающий лес. Заготавливали корабельный лес для постройки флота России.
Пётр I в 1718 году издал Указ о закладке в Казани верфи по строительству кораблей для Каспийского флота:
для работ по вырубке и доставке корабельных лесов, брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы, а с тех из них, которые живут слишком далеко от лесных дач, собирать деньги для найма вольных рабочих. Вместе с тем постановлено было набрать до 300 человек плотников, кузнецов, пильщиков и бочаров из русских сел и волостей тех же губерний, зачислить их в рекруты и поселить особыми селениями, с возложением на них обязанности заготовлять корабельный лес для флота.*
Так понемногу образовалось сословие лашманов.
Тяжко им пришлось, мда…
Жаловались лашманы на своё печальное положение и на притеснения со стороны чиновников.
Уезжали из дома за несколько сотен верст на пол года, а то и на год. С собой на лесозаготовки приходилось брать инструмент, одежду и продукты. Для лошади - корм и амуницию. На лашманов-крестьян возложили обязанность заготовлять кроме мачтовых, еще и дубовые деревья. За исполнение этой повинности лашманов освобождали от поставки ректрут - людей для солдатской службы.
Крепкими были чувашские парни, сильными. Настоящими Улыпами - богатырями были! Но несмотря на это, лашманы в лесах сотнями погибали от холода или под бревнами. И денег они тратили на заготовку леса в два, а то и в три раза больше, чем получали за работу. Лишь через сорок лет со дня издания Указа - в 1757 году ввели смехотворную плату: лошадному крестьянину зимой — 8, летом 10 копеек, а пешему — 5 копеек за день, несмотря на времена года.*
Здоровые дубы и сосны для строительства кораблей приходилось сплавлять по рекам до Казани. Так, по Аре-реке сплавляли до Свияги, а оттуда - до пункта назначения. В лесозаготовителях работали мужчины от 15 до 60 лет. Они были вынуждены работать в лесах в тяжелейших условиях. Когда из-за лашманства дома отсутствовал глава семьи, то его хозяйство разорялось, приходило в упадок. Крестьяне, уезжая на лесозаготовки, не сеяли хлеб, не заготовляли сено и дрова. Трудились в адских условиях. Несмотря на всё это лашманов не освобождали от ежегодных подушных налогов в казну.
В Старо-арабосинской волости росли корабельные рощи - сосны отличных пород. Тут и работали лесорубы. Так появились в наших краях лашманы.
В те времена на дорогах было опасно: можно было встретить разбойников, которые грабили людей, отнимали деньги, вещи, лошадь. Свою добычу делили между собой, иногда что-то продавали.
Жившие в лесах, они хорошо знали потаенные тропки, где обычный человек мог заблудиться.
Мда…
И вот однажды, захотелось разбойникам поживиться по крупному: украсть лес и продать его. Правительство запрещало в те времена рубить в лесах всякое дерево, даже больное: боялось, что вместе с больными деревьями на дрова будут рубить и хороший, так называемый «деловой» лес.
Так вот, решили заработать разбойники. Условились с богатым покупателем, и отправились на дело. Глубокой ночью пробрались они на лесоповал.
Ночь была темной. Овраги вокруг сгущали темноту, в которой не разобрать никаких очертаний. Начало и конец всего окружающего размылось, став одной темной стеной, с еле заметным непонятным свечением. От этого тени увеличивались и сливались друг с другом.
Но привыкшие к бесконечным ночным теням разбойники, двигались быстро и бесшумно.
- В землянке двое, остальные лесорубы на другой стороне озера. Скрутим этих двоих, и пикнуть не успеют,- шептались они.
Не спал Лашман в ту ночь. Услышав странный шорох, он вышел из землянки.
Что-то мгновенно ухнуло, хрустнуло, и тяжелой теменью свалилось на голову Лашмана. Наступила тишина.
Очнулся Лашман от холода и тихого ржания лошади. Позвякивание металлических колечек на уздечке доносилось поверх густого тумана над оврагом, каким-то зловещим месивом подбиралось к ногам и заползало в душу.
Лашман дернулся, чтобы отступить. Не сразу до него дошло, что был привязан к стволу сосны. Сбоку в бедро упирался сук, об него Лашман развязал веревки.
Услышав возню, один разбойник отделился от группы, уже грузившей ровные бревна на телегу.
- Тебе что, больше всех надо?- схватил разбойник Лашмана за рубаху на груди.- Молчи, и тебе прибыль перепадет. Будут деньги – освободишься от лашманской повинности, уедешь куда. С нами ты, или нет? Язычник ты, или крестьянин?
- Разве это важно, язычник я, или крестьянин? Лес - не ваш, и его нельзя трогать!- выпрямил спину Лашман.
- Да ты не трусь, на тебя не подумают, всё спишут на жителей деревни, там и будут искать вывезенный лес,- зло улыбался разбойник.
-Лес трогать нельзя! Не дам! - упрямился Лашман.
Завязалась драка. Среди ночной тишины эхом раздавался шум драки разбойников с Лашманом. На другом берегу озера загорелись огоньки: лашманы торопились на помощь.
-Бросай всё! – скомандовал главарь.
-Да гори оно жарким пламенем!- выругался один из разбойников, и поджег лес, собираясь нырнуть из светлого от пожара кусочка леса в сгустившуюся темноту вокруг.
Лашман одним прыжком настиг главаря, и навалился на него всем своим богатырским телом. Мда…
Подоспевшие лесорубы скрутили остальных разбойников, спасли лес - потушили огонь.
Убытков мало было. Вовремя пламя потушили.
- Через несколько дней из деревни прибыли старики-послы с благодарностями,- закончил свой рассказ дед.- И видели вы его, Лашмана: видимо осматривал лес, не рубят ли, не ломают ли понапрасну деревья, всё ли спокойно вокруг,- добавил старик, вставая.
-А как звали этого лашмана? - спросил Артём.
-Тора* его знает!- ответил старик, вставая,- Лашман. Так и звали: Лашман. Человеком был. Всегда всё по справедливости решал. Уважали его люди. Потому и озеро назвали в его честь.
.
* - Сведения из Википедии.
*Тора - верховный бог древних чуваш
На фото: озеро Лашман к юго-западу от д. Арабоси Урмарского района Чувашской Республики.
Фото автора. Соблюдайте авторские права!
Свидетельство о публикации №220072001557